Статья « Детское объединение в начальной школе»
статья на тему

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Наша школа МБУ № 32 стремится помочь позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество.

 Основанием для создания детского объединения «Сириус» и  разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МБУ школы № 32 городского округа Тольятти, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тимошкина Надежда Ивановна

baduxa@mail.ru

89277973604

МБУ школа № 32

учитель начальных классов высшей категории

рубрика «Из опыта работы ОУ»

Статья « Детское объединение  в начальной школе»

Введение.

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Наша школа МБУ № 32 стремится помочь позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество.

 Основанием для создания детского объединения «Сириус» и  разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МБУ школы № 32 городского округа Тольятти, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.

Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время. http://festival.1september.ru/articles/537490/img1.jpg

Исследования показали, что растет количество детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью.

Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Выявили следующие проблемы:

  • неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
  • формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
  • недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
  • необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
  • дефицит социально-значимых дел, однообразие  школьных дел.

Для решения этой проблемы и создано  детское объединение «Сириус».

 Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.

Основная часть.

В МБУ школе № 32  около 3-х лет действует  детское объединение «Сириус».  Для учащихся начальной школы с 1 по 4 классы.  

Символика детского объединения «СИРИУС»

С союз

И инициативных,сириус1

Р  решительных

И исследователей -

У успешных

С строителей будущего.

НАШ ДЕВИЗ:

Поверь в свои силы,

Друзей не забудь,

Вперёд, к новым   звёздам –

Это правильный путь!

Уставной целью объединения является создание условий для формирования функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

  • Направленность объединения: объединение младших школьников
  • Численный состав членов объединения – 300 человек, в том числе лица в возрасте 7-10 лет.

Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;
  • добровольное привлечение к процессу деятельности;
  • чередование коллективной и индивидуальной работы;
  • свободный выбор вида деятельности;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Реализация программы  в нашей школе проходит через  городскую экспедицию детских объединений « Наш Тольятти», деятельность по организации и проведению  экспедиции осуществляет оргкомитет, состав которого формируется из представителей МБУ ДОД ЦВР «Диалог».

Экспедиция проходит в три этапа:

1 этап – старт Экспедиции (октябрь – ноябрь)

2 этап – проведение мероприятий в рамках Экспедиции (декабрь – апрель)

3 этап – творческий отчёт детских  объединений (май).

        В целях активации деятельности детских и молодёжных объединений        различной направленности в соответствии с приказом департамента образования каждый год проводится городская Экспедиция  по разным темам и направлениям.

Каждая школа, детское объединение разрабатывает план работы по теме городской экспедиции, и в течение года проводит мероприятия на базе школы. По итогам каждого направления объединениями оформляются творческие работы. А в конце года  результаты экспедиции подводятся на городских мероприятиях: празднике «Волгарята», пионерском слёте, выездной загородной школе.

2010г.-2011г.- тема городской экспедиции «Путешествие верных друзей».

2011г.-2012г. – тема городской  экспедиции «Возьмёмся за руки, друзья!» (посвящается 160-летию Самарской губернии)

2012г.-2013 г.- тема экспедиции « По дорогам знаменательных дат «Волгарятам 10 лет!»

2010г.-2011г.- тема городской экспедиции  «Путешествие верных друзей». На старте путешествия  Экспедиции классы получают маршрутные листы, запланированных мероприятий на весь учебный год.

                                                        

  1.    2 этап « По страничкам истории».

Ребята приглашают на классные часы учителей - почётных работников образования, посещают школьный музей «Память»

.

                                      

  1. 3 этап «Тольятти культурный»  

Ребята посещают  экскурсии «Достопримечательности города Тольятти», составляют настольную  игру « Самарская Лука», проводят совместно с родителями игры, викторины на тему «Тольятти культурный»

 C:\Documents and Settings\dir\Рабочий стол\2а,б,в по страницам истории\P1040376.JPG           S6300809

  1. 4 этап «Формула безопасности»      

Ребята играют в спектаклях, участвуют в викторинах, играх, рисуют газеты на тему «Правила безопасности  вокруг нас»

  

  1.  5 этап « Увлекательный калейдоскоп».

Ребята подводят итоги всех станций и представляют свои лучшие работы.

                       

2011г.-2012г. – тема городской  экспедиции

«Возьмёмся за руки, друзья!»

(посвящается 160-летию Самарской губернии)

Старт путешествия

Теория: разработка маршрута «Возьмёмся за руки, друзья!» (посвящается 160-летию Самарской губернии)

Практика: оформление карты путешествия

Итог- стартовая линейка, задания классам

 1-й этап «Давайте познакомимся!»

Теория: символика, знаменитые люди Самарской губернии, Уникальные природные уголки Самарской губернии

Практика: чтение книг, журналов, встречи с известными людьми, экскурсии в краеведческий музей,  музеи города и области, изготовление Машины времени» для «путешествия» по губернии

Итог- проект «Легенды Самарского края»

2-й этап.  Станция «Узоры Поволжья»

Теория: народы Поволжья, народные костюмы, традиции,  фольклор  разных народов;природа Самарского края

Практика: изготовление моделей народных костюмов, посещение этнографических музеев, Самарской Луки

Итог-выставка кукол в народных костюмах, фотоколлаж «Узоры Поволжья»

 3-й этап.  «Народные забавы»

Теория: народные музыкальные инструменты

Практика: разучивание народных игр, песен, частушек, закличек  разных народов

Итог-Кубок первоклассников по народным играм

4-й этап.  «Пир на весь мир»

Теория: особенности национальной кухни разных народов, правила рекламы любимого блюда

Практика: оформление любимых рецептов разных народов в альбом «Скатерть -  самобранка»

Итог-  презентация альбомов «Скатерть-самобранка»

Апрель

Подведение итогов путешествия.

Игровая программа «Возьмёмся за руки, друзья!»

Итог- участие отряда – победителя в городском празднике  «Волгарят          E:\надюша\Сириус\СИРИУС\2011-2012\фото белор блюда\DSCN2205.jpg                  E:\надюша\Сириус\СИРИУС\2011-2012\фото белор блюда\DSCN2214.jpg           C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\надюша\фото начальная школа\фото 2012-13\спорт, здоровье\Питание меропр\день повара 2г.jpg               

2012г.  -2013 г.- тема экспедиции

« По дорогам знаменательных дат «Волгарятам 10 лет!»

 Старт экспедиции « Наш Тольятти» (1ч)

Теория: разработка плана работы экспедиции  на весь год.

Практика: оформление «Карты достижения» нашей экспедиции

2. 1-й этап «Знаменательные даты России» (октябрь – ноябрь) (7 ч)

Теория: олимпиада, Отечественная война 1812 года, русский поэт С.Я. Маршак.

Практика: конкурс рисунков «Символы Олимпиады в Сочи», экскурсия в детскую библиотеку 7 квартала, конкурс фотографий «Лучший спортсмен олимпиады».

Итог - Школьная газета «Знаменательные даты России».

3 .2 –й этап «Знаменательные даты и события города»

(декабрь – январь) ( 8 ч )

Теория:   изучение истории Тольятти, памятников, памятных мест города

Практика: обзорная экскурсия  по городу « Памятные места города», экскурсии в музеи (технический музей АВТОВАЗА, музей православной гимназии), выпуск газеты, конкурс фотоколлажей « Мой любимый Тольятти!»

Итог – конкурс стенгазет « Мой любимый Тольятти»

4.  3-й этап «  Знаменательные даты и события школы, класса»

(февраль – май)

Теория: изучение истории и традиций школы, традиции класса, обсуждение тем «Реликвии моей семьи»

Практика: экскурсия в музей школы « Память», исследование традиций школы и класса, КТД с привлечением родителей, праздники, капустники, дни именинника, совместные походы, выставки творческих работ, посиделки «Наша семья – наша крепость»

Итог - готовим  проект  « По дорогам знаменательных дат.  Карта достижений»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\надюша\фото начальная школа\фото 2012-13\экскурсия 3кл\DSCN3522.jpg               C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\надюша\фото начальная школа\фото\SDC14933.JPG             C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\надюша\фото начальная школа\фото\DSCN4005.jpg

Выводы.

Работая с детьми, мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех.

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих  и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Программа, по которой работает детское объединение «Сириус» учитывает возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем  школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К  10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к  тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

Список литературы.

  1. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций/Изд, 2-ое перераб. и доп. - Москва, 1996.

  1. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. -М: Просвещение, 1979.-288 с.

  1. Выбираем свой путь. /Сост. А.В. Волохов - М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992. – 154с.

  1. Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Выпуск 1 – Н.Новгород, ООО «Пед. технологии», 2004 – 96с.
  2. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. /Сост. Л.И.Маленкова - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.

  1. Лебедева И.А. Путешествие в Страну Игр: сюжетно-ролевая игра. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. -124с.

  1. Нещерет Л.Г. Ее величество игра! Серия «Игра – дело серьезное». – Выпуск 3. – Н.Новгород, ООО «Пед. технологии», 2002. – 106с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план методического объединения начальной школы ГОУ СОШ № 290

План работы методического объединения начальной школы....

План работы методического объединения начальной школы 2012-2013 учебный год

Этот планпоможет коллегам составить свой план работы МО...

Итоговое методическое объединение начальной школы

Итоговое методическое объединение начальной школы....

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Методическое объединение начальной школы. План работы на 2013- 2014 год

ШМО включает в себя : план работы МО, протоколы и анализ работы МО за год...

Статья в журнале Начальная школа "Тестоппластика в начальной школе"

Статья опубликована в журнале Начальная школа № 7 , 2011г.,  стр.74...