Классный час по теме "Вежливость"
методическая разработка на тему

Главная цель мероприятия :

-Прививать детям качества доброго, внимательного отношения к людям, товарищам.

-Развивать умения культурно общаться друг с другом.

-Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества приобщить детей к культурному общению с товарищами, раскрыть секреты дружбы.

Мероприятие проведено с использованием ИКТ. К данному мероприятию ребята готовились активно и увлечённо: помощниками учителя были ученики-эксперты, дети заранее разучивали песни и стихи, собирали пословицы. Классный час научил ребят вежливому обращению не только к взрослым людям, но и друг к другу. Ребята поняли, что добрыми должны быть не только слова, но и поступки. В ходе мероприятия ребята инсценировали жизненные ситуации, активно обсуждали поступки героев сценок и стихотворений, высказывали своё мнение, делились впечатлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Классный час по теме "Вежливость"972.94 КБ

Предварительный просмотр:

Разделить по группам( разные фигурки)

Учитель: -Добрый день, ребята! (слайд№  )

-Добрый день, наши дорогие гости!

Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе, внимательно прослушав  стихотворение Музафара Алимбаева

Слон муравью уступает дорогу:

- Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

- Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

Учитель: О чём пойдёт речь на классном часе?

(слайд№  )Тема нашего классного звучит так, «Уроки вежливости» Сегодня мы с вами поговорим, о вежливости , доброте и дружбе. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить, а   поможет нам  Умная сова, недаром сову считают символом мудрости.

(слайд№  )Илья: Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», –  тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Настя: Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять.

Вот некоторые из них:

  • В вежливости проявляется отношение к другим людям;
  • Вежливый человек всегда здоровается и прощается;
  • Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость;
  • Вежливый человек приветлив и внимателен к другим;
  • Вежливый человек не причиняет никому неприятностей и обид.

1.Лексико-орфографическая работа.

Учитель. Ребята, а знаете ли вы синонимы слова вежливость?

Давайте вместе узнаем (слайд№  )

Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми;

Корректный – тактичный, вежливый, учтивый;

Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику;

Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый;

Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый;

Галантный – изысканно вежливый, любезный.

2.Работа  в  группах – решение проблемы. Проблемный вопрос: Что значит, быть вежливым?

Учитель Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Для начала повторить правила работы в группах. ( Слайд    ) 

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

 2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

 3. Умей слушать других.

 3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

(Каждой микро-группе выдаются тексты и задания к ним (см. Приложение 2). После прочтения текстов, обсуждения в группах,  представитель каждой группы делает вывод для остальных микро-групп.)

Учитель  А сейчас мы с вами проведём эксперимент

Упражнение «Коробка ощущений» (в коробке лежат шишки , мягкая игрушка)

Учитель: Ребята, что лежит в этой коробке?

Ученики: Не видно, она закрыта.

Учитель : А как можно узнать?

 Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Учитель: - Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.

 Ученики: -Этот предмет мягкий, теплый.

Учитель: Мягкий, как что?

 Ученики: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.

Учитель : Что ты почувствовал, когда его гладил?

Ученики: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.

Учитель: А у кого возникли другие ощущения

Ученики: Не знаю, что-то колючее, с иголками.

Учитель: Что же ты почувствовал?

 Ученики:

Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.

Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Миша:В обиходе вежливого и воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Учитель: Чтобы это подтвердить послушайте стихотворение.(Ваня Ов.) (слайд№  )

Глаза у Саши велики,

Наш Саш близорукий.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: "Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша - водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!"

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

- Нет, - говорит он, - никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

- Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

Учитель: Как поступили одноклассники Саши в этой ситуации?

Вывод: не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Учитель: –   А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова. -Как они помогают людям в различных ситуациях, например:

как вежливые слова помогают найти друзей: (найдите среди карточек нужное вежливое обращение) «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

как вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста»

как вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите, пожалуйста»

Учитель –   А сейчас поиграем в игру « вежливые слова». 

Каждая микро-группа встает и хором договаривает стихотворные строки.

Игра «Словарь вежливых слов» (слайд№            )

 А вот о том, что бывает, когда ребята не применяют вежливые слова, посмотрите инсценировки«Уроки  вежливости».

 1 День рождения

Знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующей сценки, Яну.

Надо уметь вежливо принимать гостей.

За поздравления и подарки благодарят.

Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

2. Горький апельсин

Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли себя ведут Маша и Илья в рассказе «Горький апельсин».

Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.

Останови товарища, если он поступает плохо.

Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.

За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

3.На уроке

А как  себя нужно  вести со взрослыми, узнаем из следующей сценки

Что вам не понравилось в поведении мальчика?

Вторичное закрепление.  Ну а сейчас  ребята – эксперты познакомят вас с некоторыми фактами.

Соня Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира  (слайд№  ) 

 Илья:  Все приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: “Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение” (слайд№  ) 

Настя:  Еще одна замечательная дата. 11 января  – Всемирный день «спасибо». Самая   «вежливая» дата в году! Слово «спасибо» известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от  слов «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность. Теперь «спасибо» – новое слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ» (слайд№  ) 

Миша: Слова благодарности – это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идет только от чистого сердца!

Соня: Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

Илья:  17 февраля  – День проявления доброты  – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно (слайд№  ) 

Настя: Мы узнаем человека не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам – 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов (слайд№  ) 

Миша:  Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти все у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко» (слайд№  ) 

Соня: Во время нашей совместной работы, мы нашли много пословиц о вежливости и воспитанности.Ребята – эксперты называют их по очереди

А сейчас вы попробуйте вспомнить еще. 

IV. Итог урока.

  • Задание на рефлексию. Дети читают хором плакат с правилами вежливости).
  1.  (слайд№  )
  • Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Вежливость проявляется в отношении с людьми.
  • Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  • Будь вежлив со своими товарищами : не давай им прозвищ и кличек.
  • Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
  • В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
  • Не отвечай на грубость грубостью.
  • Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
  • Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
  • Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
  • Эти правила у каждого есть на столе

Подведя итог нашего классного часа ребята  прочитают нам стихотворение

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Егор Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

ДанилИ ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

ВладИ ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте....

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.

ВадимИ ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном и целом переплёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Вот и подошёл к концу наш классный час и мне  хотелось бы узнать ваше мнение. (слайд№  )Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то зажгите яркий фонарик. Если нет, то синий. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, белый фонарик. (небольшая беседа о выборе).

Я думаю, то, о чём мы говорили сегодня, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница  Умная Сова.

Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы.

Физ-ка«Вежливо – невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.

         Сказать «спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (3-4 класс)

Материал данного классного часа помогает детям осмыслить свое отношение к окружающим....

Классный час на тему вежливости во 2-м классе

Классный час, проведенный во 2«В» классе, посвященный вежливости....

Классный час на тему "Вежливые слова".

Цель: Познакомить с понятием «вежливость», в чём она должна проявляться.Задачи: - упражнять в использовании «вежливых и волшебных слов» в жизни,...

классный час по теме "Вежливость помогает или мешает жить"

классный час 2 класс вежливость помогает или мешает жить...

Классный час на тему "Вежливые слова" для 2 класса

Классный час на тему "Вежливые слова" для 2 класса...

Конспект классного часа по теме "Вежливость" 2 класс

Цель деятельности учителя: воспитание  взаимоуважения, вежливое обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, формирование такого нравственного понятия как  вежливост...