Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бильдиева Галина Петровна

 

           Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природой, ответственности за ее судьбу, любовь ко всему живому, помогает увидеть прекрасное в природе, жизни и деятельности людей, правильно понять красоту труда человека по усвоению окружающего мира.

    Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки, фестивали, соревнования, конкурсы, исследовательские проекты, конференции, праздники, творческие отчёты детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_znay_i_lyubi_svoy_kray.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

АДМИНИСТРАЦИИ г. СОЧИ Лазаревский территориальный отдел

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ 76

_________354207 г. Сочи, Л-207, ул. Гайдара, 11, тел. 52-29-91, факс (8622) 52-29-92__

                                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                                              решение педсовета протокол № 1

                                                                                                 от                   2012  года

                                                                                                     Председатель педсовета

                                                                                                   __________    О.В. Трембовецкая

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематическая

( тип программы: комплексная/тематическая)

Знай и люби свой край

(наименование)

7 -10 лет

 (возраст обучающихся)

Бильдиева Галина Петровна, учитель начальных классов

 (Ф.И.О. учителя, составителя)

1. Пояснительная записка

Введение

                 История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста,  так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

                 Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

                 Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества.

                 Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь

                 Актуальность.  Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью.                

         В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.

                Актуальность программы заключается и  в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Данная программа способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.

                 Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

                 Программа создаёт условия для развития творческих способностей в изучении курса «Лаборатория природы». Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников

                 Новизна  данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и  стремление к активной деятельности в природе. Часто  именно в такой работе у ребят закладываются основы  профессиональных умений и навыков.  

                 Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную  работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.  Внимание учащихся  концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях  человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Данная особенность программы в значительной степени способствует активизации краеведческих исследований.  На занятиях осуществляются межпредметные связи с биологией, географией, химией, технологией, изобразительным  искусством. 

         Цель программы: создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе

Задачи:

1) Обучающие:

- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

- научиться применять на практике знания, полученные в кружковой работе;

2) Развивающие:

- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;

- реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

3) Воспитательные:

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

- воспитывать потребность в общении с природой;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

         Программа рассчитана на 2 года обучения учащихся младших школьников.

         Время, отведённое на обучение, составляет 144 часа в год. Занятия можно проводить как с детьми одного возраста, так и с разновозрастной группой детей младших классов. Дополнительная  образовательная программа строится таким образом, чтобы в процессе экологического образования и воспитания осуществлялось воздействие на интеллек-  туальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, то есть предполагает наличие таких блоков, как познавательный, исследовательский, благотворительный, познавательно-развлекательный.

        Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природой, ответственности за ее судьбу, любовь ко всему живому, помогает увидеть прекрасное в природе, жизни и деятельности людей, правильно понять красоту труда человека по усвоению окружающего мира.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки, фестивали, соревнования, конкурсы, исследовательские проекты, конференции, праздники, творческие отчёты детей.

Организация образовательного процесса

              В первый год развивается познавательный интерес к экологической деятельности. Учащимся  раскрывается понятие «экология», они знакомятся с экологическими терминами, с экологическими знаками, изучают правила поведения в природе, изучают растительный и животный мир края. У детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу. 

На втором году обучения программой предусматривается углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:


а) традиционные;
б) активные, инновационные.

        Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

        Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" патруле, рейдах в природу);
- по улучшению  природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).


     Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
     Программа предназначается всем организаторам внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование

 Разделов, блоков, тем.

Всего

часов

Количество часов учебных занятий

Аудиторные

Внеаудиторные

Характеристика деятельности обучающихся

1 год обучения

1.

Вводное занятие. Тема «Давайте знакомиться».

2

2

Работа с информацией: находить

Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы. Оценивать влияние современного человека на природу. Характеризовать работу людей по охране природы

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии

Характеризовать роль растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа).

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. 

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

 Работа с информацией: находить дополнительные сведения  о прошлом своего посёлка, известных людях, обычаях, праздниках народов, его населяющих.

2.

Что изучает «Экология».

4

4

2.1.

История возникновения и развитие экологии.

2

2

2.2.

Основные экологические термины и понятия

2

2

3.

Природа, красота явлений природы.

10

8

2

4.

Способы охраны природы

16

8

8

4.1.

По заповедным местам природы

4

4

4.2.

Красная книга – сигнал опасности.

12

4

8

5.

Природа и человек.

50

16

34

5.1.

Нормы поведения в природе.

8

2

6

5.2.

Экологические знаки

4

2

2

5.3.

Причины возникновения экологических проблем локального характера и пути их решения

4

4

5.4.

Экология нашей местности

12

4

8

5.5.

Мы - юные исследователи  природы

10

2

8

5.6.

Экологическое лото

2

2

5.7.

Наблюдения в природе

10

2

8

6.

Разнообразие растительного и животного мира родного края

46

20

26

6.1.

Разнообразие растительного мира родного края

16

6

10

6.2

Животные в природе нашего края

16

8

8

6.3.

Птицы - наши друзья

14

6

8

7.

Чёрное море.

10

4

6

7.1

Экология Чёрного моря

2

2

7.1

Жизнь в Чёрном море.

8

2

6

8.

Поселок, в котором

Я живу

6

2

4

ИТОГО

144

64

80

Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие. Тема «Давайте знакомиться».  2 часа

Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка.

2. Что изучает экология. 4 часа

2.1. История возникновения и развитие экологии. (2 часа)

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

2.2. Основные экологические термины и понятия. (2 часа)

Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.

3. Природа, красота явлений природы. 10 часов

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.

Конкурс рисунков на тему «Осень»;

Проведение праздника «Осенний марафон» (ребята своими руками мастерят поделки из природного материала).

4. Способы охраны природы. 16 часов

4.1. По заповедным местам природы. (4 часа)

Теоретические занятия – Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Охрана заповедников

Практические занятия – игра-моделирование «Я создаю заповедник». Зарисовка растений, занесённых в Красную книгу. Исследовательская деятельность «Ярусы леса», подкормка птиц, защита экологического проекта «Наше дерево».

Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, диспут, конкурс, проект.

Оборудование и материалы – Красная книга Краснодарского края, карточки-задания, эмблемы, рисунки, слайды, фотографии, открытки, тетради, альбомы, ручки, карандаши.

4.2. Красная книга – сигнал опасности. (12 часов)

Теоретические занятия  - беседа: «Редкие и исчезающие виды растений и животных»

Практические занятия – конкурс плакатов на тему: «Их нужно спасти»

Форма организации занятий – беседа, конкурс, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – альбом, фломастеры, карандаши, гуашь, Красная книга Краснодарского края.

5. Природа и человек.  50 часов

5.1. Нормы  поведения в природе. (8 часов)

Теоретические занятия  - беседа: «Бережное отношение  к природе – гражданский долг русского», диспут: «Поведение в природе, поступки других людей».

Практические занятия – подготовка материалов  для экологической тропы.

Форма организации занятий – беседа, диспут, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – блокноты, карандаши.

5.2. Экологические знаки.(4 часа)

Теоретические занятия – знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.

Практические занятия – составление экологических знаков, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. Зарисовка напоминающих и предупреждающих знаков.

Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, диспут, конкурс, защита проектов «Экологические знаки», выставка рисунков.

Оборудование и материалы – картон, прибитый к палочке, ластик, схема «Экологические знаки», открытки, тетради, альбомы, ручки, карандаши.

5.3. Причины возникновения экологических проблем и пути их решения.

 (4 часа)

Теоретические занятия – беседа «Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности»

Практические занятия – участие в мероприятиях по предотвращению роста оврагов (высадка деревьев и кустарников вдоль оврага), Озеленение пришкольной территории.  

Форма организации занятий –  беседа, защита творческих проектов

Оборудование и материалы –   блокноты, карандаши, ручки, карточки с заданиями,  садовый инвентарь.

5.4.Экология нашей местности. (12 часов)

Теоретические занятия –беседа: «Особенности местного ландшафта»

Практические занятия – музей природы на столе

 Форма организации занятий –  беседы, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – тетради, карандаши, открытки.

5.5. Мы -  юные  исследователи  природы (10 часов)

Теоретические занятия – беседа: «Природа нашего посёлка». Зелёная аптека. По следам Робинзона.

Практические занятия – озеленение кабинета или пришкольной территории, подготовка материалов для экологической тропы. Отчёт об экскурсии в природу.

Форма организации занятий – беседа, конкурс, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – блокноты, тетради, альбомы, ручки, карандаши, гербарии

5.5. Экологическое лото. (2 часа)

Теоретические занятия – живая природа. Редкие исчезающие виды животных.

Практические занятия – настольная игра.

Форма организации занятий -  игра.

Оборудование и материалы - экологическое табло с изображением животных Краснодарского края, редких и исчезающих видов животных.

5.6. Наблюдения в природе. (10 часов)

 Значение наблюдательности и умения вести наблюдения.

Признаки изменения погоды. Предсказания погоды по растениям и поведению животных. Гидрологические наблюдения (определение скорости течения реки, её ширины и глубины). Гербаризация растений.

   Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фотосъёмка. Сбор природного материала и его оформление.

6. Разнообразие растительного и животного мира родного края.  46 часов

6.1.. Разнообразие растительного мира родного края.

Теоретические занятия – беседа «Удивительный и загадочный мир растений

Практические занятия – озеленение школы, оформление гербария.

Форма организации занятий – беседа, защита творческих проектов Оборудование и материалы – альбомы, карандаши, фломастеры, клей ПВА

6.2. Животные в природе нашего края. (16 часов)

  Теоретические занятия – беседа «О братьях наших меньших», викторина «Угадай-ка», Ролевая игра «В мире животных»

Практические занятия – изготовление кормушек, подкормка животных и птиц.

 Форма организации занятий – беседа, викторина, ролевая игра, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – блокноты, карандаши, ручки, карточки с заданиями, открытки «Животные красной книги».

6.3.  «Птицы – наши друзья». (14 часов)

Теоретические занятия- беседа «Берегите птиц»

Практические занятия – изготовление масок птиц, конкурс рисунков, развешивание кормушек.

Форма организации занятий – беседа, викторина, конкурс

Оборудование и материалы – картон, краски, альбомы, ручки, карандаши, плёнка с голосами птиц, магнитофон.

7. Чёрное море. 10 часов

7.1. Экология Чёрного моря. (2 часа)

Теоретические занятия - беседа  «Черное море – чудо природы», Конкурс плакатов на тему «Охрана Черного моря».

Практические занятия –участие в мероприятиях по очистки берега моря.

Форма организации занятий – беседа, трудовой десант.

Оборудование и материалы –   блокноты, карандаши, ручки, инвентарь

7.3. Жизнь в Чёрном море. (8 часов)

Теоретические занятия - беседа  «Разнообразный мир флоры и фауны Чёрного моря», просмотр видеофильма, викторина.

Практические занятия – конкурс рисунков.

Форма организации занятий – беседа, викторина, конкурс.

Оборудование и материалы –   блокноты, карандаши, ручки, телевизор, видеомагнитофон.

8. Поселок, в котором я живу. 6 часов

Теоретические занятия – беседа: «Мой поселок», экскурсия «Наш край»  

Практические занятия – подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсии в природу.

Форма организации занятий – беседа, экскурсия,  защита творческих проектов.

Оборудование и материалы –   блокноты, карандаши, ручки, карточки с заданиями,  лист ватмана.

.

2 год обучения

№п/п

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных

занятий

Аудиторные

Внеаудиторные

Характеристика учебной деятельности

1

Вводное занятие. Тема «Работа кружка «Юный эколог».

2

2

Оценивать влияние современного человека на природу. Характеризовать работу людей по сохранению природы

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Приводить примеры явлений природы.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, воды и почвы. Характеризовать свойства воздуха, воды и почвы.

Наблюдать природные сообщества, разнообразие растений и животных во время экскурсии.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Характеризовать роль растений в природе и жизни людей. 

Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.

Знакомство с существованием охраняемых природных территорий - заповедниками, заказниками, национальными парками; знакомство с памятниками природы, ботаническими садами, зоопарком, как местами сохранения и размножения редких видов животных и растений; с помощью видеофильмов организация путешествий по заповедникам нашей страны.

2

Глобальные и региональные экологические проблемы.

8

2

6

3

 Охрана окружающей среды

10

2

8

4

Неживая природа Краснодарского края.

36

16

20

4.1.

Неживая природа Краснодарского края: водоёмы

14

6

8

4.2.

Неживая природа Краснодарского края: воздух, почва

10

4

6

4.3.

Рельеф Краснодарского края

6

2

4

4.4

Полезные ископаемые края

4

2

2

4.5.

Климат

2

2

5

Живая природа Краснодарского края.

34

16

18

5.1.

Живая природа Краснодарского края: растения

16

8

8

5.2.

Живая природа: животные

18

8

10

6

Памятники природы Краснодарского края

18

10

8

7

Природа и человек.

14

6

8

7.1.

Место человека в природе

14

6

8

8

Природа и наука

6

4

2

9.

Природа как единое целое

16

6

10

ИТОГО:

144

64

80

2 год обучения

   1. Вводное занятие. Тема «Работа кружка «Юный эколог». 2 часа

     Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

 2.  Глобальные и региональные экологические проблемы. 8 часов

     Теоретические занятия - Беседа на экскурсии «Состояние окружающей среды Краснодарского края». Подготовка и проведение экологического марафона

     Практические занятия - Выбор маршрута и закладка экологической тропы.

Форма организации - беседа, игра, экомарафон, защита творческих проектов.

     Оборудование и материалы -  тетради, ручки, блокноты, карандаши.

3. Охрана окружающей среды. 10 часов

Теоретические занятия - Игра-викторина «Охрана природы Краснодарского края»

4. Неживая природа Краснодарского края. 36 часов

 4.1. Неживая природа Краснодарского края: водоёмы. ( 14 часов)

          Теоретические занятия - Беседа в классе «Проблема чистой воды и здоровье человека»

     Практические занятия - Операция «Малые реки». Операция «Родничок». Мониторинг воды. Определение цветности воды.

     Форма организации - беседа, игра, конкурс, защита творческих проектов.

     Оборудование и материалы -  карандаши, фломастеры, гуашь, ватман, альбомы, блокноты, тетради, ручки.

 4.2. Неживая природа Краснодарского края: воздух, почва. (10 часов)

     Теоретические занятия - Аукцион экологических знаний, экологический брейн-ринг. «Живая газета» - «Экологический вестник»

     Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Мониторинг воздуха. Мониторинг почвы.

      Форма организации - конкурс, защита творческих проектов, аукцион.

     Оборудование и материалы -  карандаши, фломастеры, гуашь, ватман, альбомы, блокноты, тетради, ручки, эмблемы, карточки с заданиями, призы

4.3. Рельеф Краснодарского края. (6 часов)

Теоретические занятия – Беседы «Горы и равнины края», «Вулканы».

Заочное путешествие на Кавказские горы.

Практические занятия – Изготовление макетов вершин гор, конкурс рисунков.

Форма организации – беседа, выставка, защита творческих проектов.

4.4. Полезные ископаемые края. (4 часа)

Теоретические занятия – Знакомство с ископаемыми, добываемыми в Краснодарском крае, игра «Третий лишний», загадки о полезных ископаемых.

Практические занятия – выставка

4.5. Климат. (2 часа)

Теоретические занятия – Беседа «Климат Краснодарского края».

Форма организации – Беседа.

5.  Живая природа Краснодарского края. 34 часа

5.1.  Живая природа Краснодарского края: растения. (16 часов)

     Теоретические занятия - Беседа «Растения нашего края и их охрана». Дискуссия «Можно ли собирать в букеты дикие красивоцветущие растения?»

     Практические занятия - Операция «Ель». Выставка зимних букетов.

     Форма организации – беседа, дискуссия, защита творческих проектов, выставка.

     Оборудование и материалы -  карандаши, фломастеры, альбомы, блокноты, засушенные цветы, таблица «Лишайники».

  5.2.  Живая природа Краснодарского края: животные. (18 часов)

     Теоретические занятия - Ролевая игра «Заседание учёного совета» - «Охрана фауны». Беседа «Птицы нашей области и их охрана», «Музей природы» на столе.

     Практические занятия - Изготовление кормушек, зимняя подкормка птиц.

     Форма организации – ролевая игра, беседа, защита творческих проектов, выставка.

     Оборудование и материалы -  карандаши, блокноты, игрушечные животные, материал для изготовления кормушек для птиц.

     6. Памятники природы  Краснодарского края. 18 часов

     Теоретические занятия - Беседа «Памятники природы края». Экологический КВН.

    Практические занятия -  Подготовка материалов для экологической тропы. Изготовление искусственных гнездовий.

     Форма организации –беседа, конкурс, игра, защита творческих проектов.

     Оборудование и материалы -  карандаши, блокноты,  энциклопедия, альбомы, ватман, фломастеры, эмблемы, магнитофон, карточки с заданиями, призы.

 7. Природа и человек. 14 часов

 7.1. Место человека в природе. (14 часов)

Теоретические занятия – Беседы: «Природа- колыбель человечества».

«Загадка появления человека», «Будущее человека, может ли человек выжить без природы», «Что ожидает человечество».

Практические занятия - Экскурсия в краеведческий музей.

 8.  Природа и наука. 6 часов

     Теоретические занятия - Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «Роль тамбовских и мичуринских учёных в преобразовании природы нашей области»

     Практические занятия -  Установка искусственных гнездовий для птиц. Операции «Первоцвет», «Мой двор – моя забота»

     Форма организации –  беседа, защита творческих проектов, устный журнал.

     Оборудование и материалы -  блокноты, ручки, карандаши.

    9.  Природа как единое целое. 16 часов

     Теоретические занятия -Конкурс плакатов на тему «Охрана окружающей среды в крае». Экскурсия «Природа нашего края»

     Практические занятия Озеленение кабинета. Трудовые десанты. Закладка цветника.

     Форма организации –  беседа, защита творческих проектов, устный журнал.

     Оборудование и материалы -  блокноты, ручки, карандаши, садовый инвентарь.

Предполагаемые результаты:

  • уметь собирать краеведческую информацию;
  • знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;
  • иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;
  • уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию.

Учащиеся должны знать :

- Что изучает экология;

- Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;

- Права и обязанности  граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

- Правила поведения в природе;

- Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;

- Главные особенности природы своей местности;

- Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

- Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

- Меры предупреждения вредных воздействий  хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

- Понятие об экологическом кризисе;

- Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

 Учащиеся должны уметь:

- Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и  из природы в целом;

- Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;

- Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

- Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

- Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

- Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

-  Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

- Проводить подкормку птиц;

- Охранять растения и животных;

- Озеленять территорию школы;

- Выполнять исследовательские проекты.

Формы и виды контроля

Наименование разделов

Форма контроля

1

Что изучает экология

Выставка краеведческой литературы

2

Природа, красота явлений природы

Праздник «Осенний марафон»

3

Способы охраны природы

Игра-моделирование «Я создаю заповедник». Зарисовка растений, занесённых в Красную книгу. Исследовательская деятельность «Ярусы леса».

4

Природа и человек.

Диспут: «Поведение в природе, поступки других людей».

5

Разнообразие растительного и животного мира родного края

Викторина «Угадай-ка», Ролевая игра «В мире животных», конкурс рисунков, защита творческих проектов.

6

Чёрное море.

Викторина, конкурс рисунков.

7

Поселок, в котором Я живу

Мини-доклад « Поселок, в котором Я живу»

8

Глобальные и региональные экологические проблемы.

Экомарафон, защита творческих проектов

9

Неживая природа Краснодарского края.

Операция «Малые реки». Операция «Родничок». экологический брейн-ринг. «Живая газета» - «Экологический вестник», определение горных пород и минералов.

12

Памятники природы Краснодарского края

Защита творческих проектов.

13

Природа и человек.

Экологическая игра, участие детей в охране природы.

14

Природа и наука

Защита творческих проектов, устный журнал,.

15

Природа как единое целое

Конкурс плакатов на тему «Охрана окружающей среды в крае».

Методические рекомендации

         Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к данному направлению воспитательной работы.

        Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

  • по направленности:

 на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);

  • по использованию в практике работы школы: 

традиционные и инновационные;

  • по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
  • по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные

     и т.п.

           Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.

          Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.

           Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

           Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.

           Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.

             Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.

             К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у старшеклассников гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы.

              В связи со сложностью подготовки и проведения в экологическом воспитании пока не нашли широкого применения диспуты, целью которых является формирование у школьников умения отстаивать свою точку зрения в пользу охраны природы, выработка твёрдых взглядов и убеждений.

           Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием. Одной из форм общественных ЭКТД является пресс-бой.

          Младшим школьникам нравится заочное путешествие, «зоопарк на столе».

Техническое оснащение занятий:

аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, диапозитивы, диафильмы, слайды.

Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.

Учабно-дидактический материал :

экологические знаки, карточки с заданиями, таблица «Лишайники», наборное полотно, Красная книга Тамбовской области, экологические таблицы, схемы.

Основные требования к знаниям детей

Учащиеся должны знать:

     - определения основных экологических понятий;

     - место и роль человека в природе;

     - меры по охране неживой и живой и природы;

      - многообразие растений и животных, условия их жизни;

     - охраняемые растения и животные своей местности;

     - значение животных в природе и жизни человека;

     - законы об охране животного мира;

     - о биосфере как глобальной экосистеме;

     - о месте человека в экосистеме Земли;

     - редкие и исчезающие виды растений и животных своей местности

  Учащиеся должны уметь:

    - самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;

     - проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями;

     - ухаживать за растениями, выращивать их;

     - соблюдать правила поведения в природе;

     - вести наблюдения за животными, оказывать помощь;

     - собирать материал по состоянию окружающей среды и ее охране;

     - пользоваться научно-популярной и периодической литературой;

     - самостоятельно работать с источниками информации;

     - принимать участие в охране природы.

ЛИТЕРАТУРА

для педагога

1. Агесс П. «Ключи к экологии», 1982г. Л.

2. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998г.

3. Бобылева Л.Д. «Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе», Тамбов, 1988г.

4. Бобылева Л.Д. «Игра в экологическом образовании старшеклассников», Москва, 2000г.

5. Будыко Н. «Глобальная экология», Москва, 1977г.

6. Грехова Л.И. «В союзе с природой» С., 2002г.

7. Голубев И.Р. «Окружающая среда и её охрана», Москва-просвещение, 1985г.

8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, 1984г.

9. Зверев И.Д. «Проблемы социальной экологии», Москва, 1984г. 10. Иванова 10. Г. «В судьбе природы - наша сдьба», Москва, 1990г.

11.  Израэль Ю.А. «Экология и контроль состояния природной среды» Л., 1979г.

 12. Кашлев С.С. «Педагогические условия развития экологической культуры учащихся», Минск, 2001г.

13.  Морозов Г.И. «Глобальная экологическая проблема», Москва, 1988г.

14.  Моррис Т.К. «Тайны живой природы», Москва, 1996г.

15.  Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996г.

16.  Новиков Ю.В. «Природа и человек», Москва, 1991г.

17.  Сидоренко Г.И. «Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения», Москва, 1987г.

ЛИТЕРАТУРА

для детей

1. Браул В. Настольная книга любителя природы. Л. 1985г.

2.  Велек Й.  Что должен знать и уметь юный защитник природы – прогресс 1983г.

3. Верзилин Н.М. «Путешествия с домашними растениями», Л., 1980г.

4. Дмитриев Ю. Соседи по планете М.1981г.

5. Зверев И.Д. «Экологическое образование школьников», Москва, 1983г.

6. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, 1998г.

7. Ремизова Г.Л. Войди в зеленый мир – М. Просвещение 1995г.

8. Суравегина  И. Экология и мир Москва 1994г.

9. Чижова В.П. «Учебные тропы природы», Москва, 1989г.

10. Цветкова И.В. «Экология для младших школьников», Ярославль, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любит...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Возраст учащихся – 6-7 лет

Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку изучить чувства, осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приоб...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс

Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 1 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и "Примерных программ внеурочной деятельности". Рассчитана на 1 год....