Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"
рабочая программа по чтению (2 класс)

Белокудрина Ольга Николаевна

Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любить книгу» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- читателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl_-uchimsya_lyubit_knigu.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №76» 

Ленинского района города Саратова  

    «Рассмотрено» 

        «Согласовано» 

              «Утверждаю» 

на заседании МО учителей начальных классов

зам.директора по ВР 

Директор МОУ «СОШ № 76» 

________(____________) 

протокол №   

_________Е.В. Гнатенко 

___________   И.А. Вехова 

приказ № __________________ 

       от «   » августа 20     г. 

От «   » сентября 20   г. 

  от "_____" сентября 20    г. 

 

Рабочая программа  

по внеурочной деятельности «коннн……» 

по направлению: 

 

Белокудрина О.Н., учителя первой категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рассмотрено на заседании 

 педагогического совета 

                 Протокол №  

     от «    » сентября 20    г. 

 

 

2018 / 2019    учебный год 

                                           

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

____________Ленинского района города Саратова__________

    «Рассмотрено»

        «Согласовано»

              «Утверждаю»

на заседании методического совета

зам.директора по ВР

Директор МОУ «СОШ № 76»

__________(Ванюхина С.А.)

протокол № 1

___________(  Матевосян В.В. )

___________       (И.А.Вехова)

приказ №  ___

 "26" августа 2015 г.

        "27" августа  2015 г.

          от "27"августа  2015 г.

Рабочая программа кружка

 «Учимся любить книгу»

для учащихся 2 классов

Направление – общеинтеллектуальное

Срок реализации программы – 4 года

второй год изучения

(начало реализации – 2017 г.)

                                                 

 Рассмотрено на заседании

     педагогического совета

         Протокол № 1

     от «27» августа 2015 г.

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Авторской программы Л.А.Ефросининой (М.:Вентана-Граф, 2011 г.)
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10…».
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения).
  • Базисным учебным планом общеобразовательного учреждении МОУ «СОШ № 76».

Общая характеристика курса.

    Курс «Учимся любить книгу» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- читателя.

Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели курса:

-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

-расширение литературно- образовательного пространства учащихся начальных классов;

-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных умений.

      Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации курса могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание курса создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания курса.

 Содержание программы курса «Учимся любить книгу» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

        Программа курса — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий курса поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге,  как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию

Место курса в учебном плане:

Авторская программа курса рассчитана на 1 занятие в неделю. В 1 классе планируется 33 , а во 2-4 классах по 35 занятий.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .

Личностными   результатами   изучения   данного курса  являются:

  • развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  
  • развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  

           преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической            деятельности  любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;  
  • развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестандартности  мышления.

Метапредметные результаты  (формирование УУД)

Регулятивные УУД

  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку
  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

-осознавать значимость чтения для личного развития;

-формировать потребность в систематическом чтении;

-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

-уметь работать с книгой, пользоваться алгоритмом учебных действий;

-уметь самостоятельно работать с новым произведением;

-уметь работать в парах группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

-отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою эстетическую позицию;

-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

-участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

                                     Универсальные учебные действия

                                                                 

знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при надлежности в открытом библиотечном фонде);

— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

— заполнять каталожную карточку;

— систематизировать книги по авторской принадлежности;

— составлять список прочитанных книг;

— выделять особенности учебной книги;

—  работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Планируемые результаты изучения по программе кружка «Учимся любить книгу»

В результате освоения программы кружка «Учимся любить книгу»

Ученик научится: 

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

—уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

— будет знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

— заполнять каталожную карточку;

— систематизировать книги по авторской принадлежности;

— составлять список прочитанных книг;

— выделять особенности учебной книги;

— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Ученик получит возможность научиться:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание курса внеурочной деятельности с формой организации и видами деятельности

Название раздела.

Содержание темы

Форма организации занятия

Виды деятельности

1

Книга, здравствуй.

 Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

 Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

 Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

 Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение-рассматривание.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, пользуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде.

2

Книгочей-любитель чтения.

Библиотека. Библиотечный формуляр.   Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

 Викторина «Что вы знаете о книге?».

 Игра «Я —библиотекарь».

Викторина. Игровая деятельность.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

3

Книги о твоих ровесниках.

 Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

 Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носовя и других детских писателей.

 Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железниковп «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».  Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Принимать участие в литературной игре; работать в парах.

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.  Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок мудрости» (работа в группах).

Игра-путешествие. Конкурс. Игровая деятельность. Проект (работа в группах).

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

5

Писатели-сказочники.

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.  Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

 Герои сказок. Викторина.  Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Чтение выбранной книги. Викторина. Творческая работа (проектнаядеятельность)

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

6

Книги о детях.

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Чтение и рассматривание книг.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Принимать участие в литературной игре; работать в парах.

7

Старые добрые сказки.

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок пародов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

 Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Поисковая работа: народные сказки на страницах детских журналов.

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни.     Рукописная книга.Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работав группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Литературная игра. Мини-проекты (работа в группах)

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

9

Защитникам Отечества посвящается.

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества  Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

 Раота с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Библиотечныйурок. Чтение, рассматривание книг. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

10

По страницам любимых книг.

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Бибиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Поектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев) Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.  Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Библиотечный урок. Проектная деятельность. Коллективная творческая работа.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Книга, здравствуй

3 ч

2

Книгочей — любитель чтения

2 ч

3

Книги о твоих ровесниках

6 ч

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

4 ч

5

Писатели-сказочники

4 ч

6

Книги о детях

5 ч

7

Старые добрые сказки

4 ч

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

2 ч

9

Защитникам Отечества посвящается

3 ч

10

По страницам любимых книг

2 ч

Итого

35 ч

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия 

Количество часов (Т/П)* 

Дата проведения 

по плану  

по факту  

Книга, здравствуй (3 ч)

1

Роль книги в жизни человека.

1

2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

3

Структура книги (элементы книги).

1

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

4

Экскурсия в библиотеку

1

5

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

1

Книги о твоих ровесниках (6 ч)

6

Выставка книг о детях. Структура книги.

1

7

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

1

8

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

1

9

Книги Н. Носова. Типы книг.

1

10

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

1

11

Герои детских книг. Библиотечный стенд.

1

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

12

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

13

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

1

14

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

1

15

Скороговорки и чистоговорки.

1

Писатели-сказочники (4 ч)

16

Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели-сказочники.

1

17

Герои сказок. Викторина.

1

18

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

1

19

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

1

Книги о детях (5 ч)

20

Книги о детях. Выставка книг. Герои книг В. Осеевой.

1

21

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

1

22

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

1

23

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

1

24

Сборники стихотворений для детей.  Каталожная карточка.

1

Старые добрые сказки (4 ч)

25

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

1

26

Народные сказки на страницах детских журналов.

1

27,28

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами. Русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка».

2

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч)

29

Книги о семье. Жанры произведений о семье.

1

30

Книги о маме, о детях.

1

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

31

Книги о защитниках Отечества. Выставка книг.

1

32

Книга А. Гайдара«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

1

33

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

1

По страницам любимых книг (2 ч)

34

По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

35

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей»или «Дневника читателя».

1

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:

  • открытые занятия;
  • выставки творческих работ;
  • итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

       Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книг"

Планирование внеурочной деятельности "Мир книг"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книг"

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов дея...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книги".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книги"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край"

Рабочая программа внеурочной деятельности на основе изучения истории и культуры   Хабаровского края....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"...