Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книг"
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Голышева Любовь Павловна

    Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mir_knig.docx56.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа № 21

    Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности.

    «   Мир книги»

    Направление:  обще-интеллектуальное

    Возраст  школьников: 1 – 4-е  классы.

    (2 –В  класс)

    2014 – 2015 учебный год.

                                                                                                                                 

    Учитель начальных классов Голышева  Л.П.-

    первая квалификационная категория.

    г.Нижневартовск 2014

    Пояснительная записка.

             Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

     Одним из главных изобретений человечества является книга. Всё больше детей вырастает , так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят  видеофильмы, кино , играют в компьютерные игры, а художественная книга  остаётся  для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений , развивать познавательный интерес младших школьников – задача  курса кружка МИР КНИГИ  Программа кружка способствует развитию личности ребёнка. Она  помогают ориентироваться в мире детских книг.

     Актуализация  программы  «Мир книги»» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учётом интересов детей к произведениям , которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

    Цели:  

    - формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения.;

    - формирование познавательного интереса и любви к чтению. Развитие интереса к творчеству

       Писателей, формирование эстетического отношения к искусству слова.

    Задачи - расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по  содержанию и по тематике;

    - обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка, обеспечить развитие речи и формировать навыки чтения и речевые умения.

    Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 25 минут

    Общая  характеристика курса

     Данная программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось  комплексное воздействие  на интеллектуальную , эмоциональную и волевую сферу ребёнка. Занятия с детьми целесообразно проводить 2 раза в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребёнка. Кроме того , у детей  формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость  использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей , предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия  на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность , пленительность, чёткость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения  занятий с младшими школьниками.

    Усвоение систематического, точно  очерченного программой курса знаний. Умений и навыков. Необходимых учащимся младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя  специального учебного материала.

    Предполагаемые результаты реализации данного курса:

    оптимальное повышение техники чтения,  проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора. Умение работать с книгой.  Умение работать с текстом. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.

    Личностные результаты освоения   программы   предполагают:

    - формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ориентаций;

    -  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

    - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    - формирование нравственных знаний и чувств : любовь, сопереживание, жалость.

    Метапредметные результаты освоения программы  предполагают

    -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  познавательной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения планировать, контролировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха  деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения   практических задач;

    Примерное содержание  программы.

    Отбор детской литературы  для чтения и форм проведения мероприятий  производился по следующим критериям:

    - все литературные произведения отвечают программным требованиям  литературного чтения  для детей школьного младшего возраста ,   вызывают  положительный эмоциональный настрой и проводятся в интересной для учащихся форме. К  занятиям  готовится заранее не только учитель , но и учащиеся, а иногда и родители.

    В работе кружка предусмотрено чтение  произведений учителем, драматизация сказок, лепка героев из пластилина, игры на основе сказок. В программу включены экскурсии в библиотеку,  изготовление книжек – малышек поездка в театр, раскрашивание книжек – раскрасок. Знакомство с произведениями  детских писателей.

            Предусмотрены различные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Планируются коллективные и творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.

            

    Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    2 класс.

    (   68 часов)

    п/п

    Дата

    Тема занятия

    Часы

    Характеристика видов деятельности учащихся

    к/п

    ф/п

    Общ кол - во

    Аудит.

    Внеаудит

    Клуб ПОЧЕМУЧЕК. Беседы. Чтение книг учителем. Экскурсия в библиотеку.

    2

    1

    1

      Наблюдать  за изменением тона и рифмой. Определить авторскую точку зрения. Знакомиться с понятиями «рифма»,  «стихотворный  жанр»

    Поляна сказок.  Драматизация сказок.  

    3

    2

    1

      Работать над выразительностью чтения. Знакомиться с понятиями «диалог». «тон» автора. Логическое ударение. Инсценировать сказку «Колобок».

    Игры с буквами. Ребусы.

    4

    2

    2

    Определять эмоциональное состояние героев. Чтение «про себя». Обогащать словарь словами: Родина, Отечество, Отчизна, Русь, Россия, русичи, русские, россияне. Учиться составлять и отгадывать ребусы.

     Малые фольклорные жанры. Народные песни, потешки.  

    4

    2

    2

    Сравнивать рассказ и стихотворение. Моделирование.  Знакомиться с понятиями: «летопись», «летописец». Формировать представление о  народной песне, потешке. Учит потешки, Выразительно и читать.

    Где живут книги. Экскурсия в библиотеку.

    Беседа : «Книжный  дом»

    1

    1

     Знакомиться с работой библиотеки: с понятием формуляр, с режимом работы. Прослушать беседу. Учиться искать и находить нужную книгу, знакомиться с правилами пользования библиотечной книги.

    Малые фольклорные  жанры. Загадки. Детское творчество.

    4

    2

    2

    Сравнивать  жанры (сказка, рассказ, басня). Работать над скоростным чтением. Выписать слова, требующие пояснения 

     

    Из чего состоит книга. Беседа. Наблюдение.

    2

    1

    1

      Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

     Я рисую книжку. Практическая деятельность.

    4

    2

    2

     Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Составлять небольшое монологическое высказывание. Рисовать иллюстрации к содержания. Определять жанр своего  произведения.

      Коллективная поездка в театр.

    2

    2

     Знакомиться с правилами поведения в театре. Уметь  определить жанр спектакля. Учиться воссоздавать художественные образы.

    Игровая программа в форме КВН. «Любимая книга»

    2

    2

     Показать уровень  знания по изученным  произведениям.  Формировать потребность в чтении книг.

     

    Маленький читатель.  (В библиотеке).

    1

    1

    Выразительно  читать диалоги -шутки.  Выделять  при чтении главные слова, определять  темп  и тон чтения.   Объяснять смысл пословицы, сравнивать различные фольклорные жанры.» 

    Писатели – юбиляры. Совместное чтение книг,  рисование иллюстраций к произведениям. Календарь знаменательных дат.

    2

    2

     Работать с различными типами произведений.

    Накапливать эстетический опыт слушания произведений. Воспитывать художественный вкус. Упражняться в определение задачи, тона, темпа чтения. Выделять рифмующиеся  слова,     авторскую точки зрения, высказывать свою точку зрения.  Знакомиться с календарем знаменательных дат.

    Игра викторина по прочитанным книгам. Ответы на вопросы.  Рисование героев произведения

    2

    2

    Сравнивать произведения  русских писателей Определять их темы. Знакомиться с  понятиями «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж).

     

    Ребусы. Разгадывание и составление ребусов.

    2

    2

    Формировать навык нахождения слова. Уметь составлять ребусы. Давать оценку своим действиям.

    Литературная игра планета сказок. Ответы на вопросы по сказкам, задания к сказкам, рисование героев сказок.

    2

    1

    1

    Декламация произведения, определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения, иллюстрировать героев сказок.

    Маленький читатель. Читаем вместе одну книгу. Герои произведения, их поступки  и поведение в определенной ситуации.

    2

    2

    Развивать навык чтения и читательских умений. Работать над выразительностью чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения. Формировать личное отношение и понимание к поступкам героев произведения, аргументация позиции с привлечением текста.

    Сочиняем сказку. Проектная деятельность. Оформление сказки.

    4

    3

    1

    Развивать восприятие художественного произведения. Знать литературоведческие понятия : литературная сказка. Самостоятельно готовить сказку, выразительно читать сказку по ролям. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Составлять небольшое монологическое высказывание. Рисовать иллюстрации к содержанию. Определять жанр своего  произведения.

    Чтение смешных рассказов Н.Носова.

    Инсценировка прочитанных рассказов.

    Обсуждение различных смешных ситуаций.

    3

    2

    1

    Развивать навык чтения и читательских умений. Определять главную мысль произведения. Различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию. Проявлять интерес к чтению книги. Развивать интерес к литературному творчеству. Проявлять творческие способности в области театрализации.

    Иллюстрирование рассказов Н.Носова.

    2

    2

    Формировать навык создания художественного образа, развивать образное мышление. Переносить воображаемое прочитанного в графическую иллюстрацию.

    Утренник : «Мы - читатели»

    2

    2

    Выражать личное отношение к героям произведения, аргументировать позиции с привлечением текста произведения.  Инсценирование интересных сцен прочитанных произведений. Развивать навык читательского умения.

    Утренник»Поздравление девочек»

    1

    1

    Формировать навыки поведения в обществе,доброе отношение и уважение друг к другу.

    Конкурс рисунков: «В стране книг»

    1

    1

    Рисовать иллюстрации к содержанию. Определять жанр своего  произведения.

    Выражать свое отношение к прочитанному путем перемещения воображения на лист бумаги.

    Доктор книжек. Помощь библиотекарю

    1

    1

    Формировать бережное отношение к книге. Формировать понятия: аккуратность, ответственность, опрятность. Обогащение нравственного опыта младших школьников.

    Театр  БАРАБАШКА «Апельсиновые сказки»

    Коллективная поездка

    2

    2

    Знакомиться с правилами поведения в театре. Уметь  определить жанр спектакля. Учиться воссоздавать художественные образы.

    Доктор книжек. Помощь библиотекарю

    1

    1

    Формировать бережное отношение к книге. Формировать понятия: аккуратность, ответственность, опрятность. Обогащение нравственного опыта младших школьников.

    Стихи о детях, для детей.  «Мои первые книжки» Беседа – игра

    3

    2

    1

    Сравнивать разные малые фольклорные формы.   Читать стихи русских поэтов   о детях . Учиться выразительно читать, внимательно слушать. Понимать , что хотел выразить автор в своем произведении.

    Конкурс - реклама

    2

    2

    Развивать познавательный интерес к рекламе, пытаться самому  рекламировать.

    Детский журнал

    2

    2

    Знакомиться с изданием детских журналов, переодически  прочитывать. Развивать интерес к детским журналам.

    Любимые  книги, любимые писатели. Выставка прочитанных книг.

    4

    2

    2

    Воспитывать интерес к чтению книги. Развивать нравственные чувства, уважение к культуре. Формировать навык чтения. Накапливать  опыт и познавать литературное наследие.

    Летнее чтение. Рекомендованный список произведений для летнего чтения.

    1

    1

    Развивать познавательный интерес к чтению.

    Аудиторных \ внеаудиторных занятий.

    68

    41

    27

    ИТОГО

    68 часов

    Описание учебно-методического и  материально-технического  обеспечения курса «МИР КНИГ» по внеурочной деятельности.

    Наименование объектов и средств

    материально-технического обеспечения

    Примечание

    Печатные пособия

    Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

    Словари по русскому языку.

    Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

    Детские книги разных типов из круга детского чтения.

    Портреты поэтов и писателей

     

    Технические средства обучения

     Классная доска   с набором приспособлений  для крепления таблиц, портеров и картинок.

    Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

    Телевизор (по возможности).

    Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).

    Аудиоцентр/магнитофон.

    Диапроектор.

    Мультимедийный проектор (по возможности).

     Экспозиционный экран (по возможности).

    Компьютер (по возможности).

    Сканер (по возможности).

    Принтер лазерный (по возможности)

    Принтер струйный цветной (по возможности).

    Фотокамера цифровая (по возможности).

    Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности)

    Экранно-звуковые пособия

    Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведении.

    Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

    Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности.

    Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома

    Игры и игрушки

     Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

    Оборудование класса

    Ученические   двухместные столы с комплектом стульев.

    Стол учительский с тумбой.

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

    Подставки для книг, держатели  для схем  и таблиц ит.д.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

    Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс

    составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....

    Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"

    Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

    Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг» 2 класс «Б» II отделение

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Волшебный мир книг»2 класс «Б» II отделение...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг» 2 класс «Б» II отделение

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Волшебный мир книг»2 класс «Б» II отделение...