Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
    рабочая программа (2 класс) по теме

    Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.Содержание программы  «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_mire_knig.docx37.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная  школа №4 город Асино Томской области

                                                       

                                                                                 

    ОБСУЖДЕНО                                                                           УТВЕРЖДЕНО

     На заседании МО                                                                     директор школы __________

    Протокол от ______   г.                                                                                         Селезнева Е. Н.

    Руководитель МО ________

                                            (подпись)

           

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    для обучающихся в 2 классе

    «В мире книг»

    Программа составлена по методическим рекомендациям Л.А. Ефросининой 

                               

     Количество часов из расчёта 1 час в  неделю:

     в год -   30 часа

     1 четверть -    5  часов

     2 четверть -    7  час

     3 четверть -    10 часов

     4 четверть -    8  часов

    Учителя:  Леонова Е.А.- учитель

     первой квалификационной категории

    2012-2013

    Пояснительная записка

    Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального,

    творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

    Главные цели:

    — создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

    — расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

    — формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

    Задачи:

    Развивать  эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.

    Решать проблемы нравственно-этического воспитания.

    Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.    

     Формировать универсальные учебные действия  познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера    

                                                                       

    Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

    Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

    Вид программы: модифицированная

    Место факультатива в учебном плане.

     Во 2 классе   занятия проводятся один раз в неделю (30 занятия).

    Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

    Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

    В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Личностными   результатами   изучения   данного курса  являются:

    развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  

    разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  

    развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  

               преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  

               любого человека;

    воспитание чувства справедливости, ответственности;  

    развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестандартности  мышления.

    Метапредметные результаты  (формирование УУД)

    Регулятивные УУД

    пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку

    знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

    уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

    уметь самостоятельно работать с новым произведением;

    уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

    уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

    Познавательные УУД

    прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

    отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

    ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

    составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

    пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

    Коммуникативные УУД

    участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

    оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

    высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

    участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

    соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

    В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие

    предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

    осознавать значимость чтения для личного развития;

    формировать потребность в систематическом чтении;

    использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

    уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

    пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

    Ресурсное обеспечение реализации программы «В мире книг»

            Кадровое:

    учитель

    директор школы

    завуч школы

    психолог школы

    мед. работник

    Материально-техническое:

    - компьютер

    - проектор

    - экран

    - бумага

    - клей

    - ножницы

    - карандаши

    Способы проверки результатов по модулю:

    - наблюдение,

    - тестирование,

    - педагогическая диагностика.

    Содержание программы.  2 класс (30 ч)

    Книга, здравствуй (3 ч)

    Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

    Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

    Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

    Книгочей — любитель чтения (2 ч)

    Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

    Книги о твоих ровесниках (6 ч)

    Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

    Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

    Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».

    Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

    Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование  от-

    дельных эпизодов из рассказов о детях).

    Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

    Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

    Писатели-сказочники (4 ч)

    Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

    Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

    Книги о детях (4 ч)

    Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

    Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

    Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

    Старые добрые сказки (4 ч)

    Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

    Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

    Книги о тех, кто подарил нам жизнь (1 ч)

    Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

    Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

    Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

    Защитникам Отечества посвящается (1 ч)

    Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

    Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

    По страницам любимых книг (1 ч)

    Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

    Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

    Календарно-тематическое планирование

    Дата

    № занятия

    Тема

    Характеристика деятельности учащихся

    1

    Роль книги в жизни человека.

    Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль.

    2

    История создания книги. Первая печатная книга на Руси

    Конкурс «Пословицы о книге и учении».

    3

    Структура книги (элементы книги).

    Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители»

    4

    Экскурсия в библиотеку (городскую).

    Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать  выбранную  книгу.

    5

    Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.

    Каталожная карточка.

    Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

    6

    Выставка книг о детях. Структура книги.

    Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг»

    Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

    7

    Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

    Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

    8

    Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

    Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

    9

    Книги Н. Носова. Типы книг.

    Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

    10

    Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

    Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

    11

    Герои детских книг. Библиотечный стенд

    Читальный зал. Читать произведения о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (работа в группах).

    12

    Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

    Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать  по тропинкам фольклора

    13

    Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

    Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц

    14

    Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

    Знакомиться с загадками. Что такое  тема загадок. Игра «Отгадай загадку».

    15

    Скороговорки и чистоговорки

    Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». . Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

    16

    Книги с литературными (авторскими) сказками.

    Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги.

    17

    Писатели-сказочники

    Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

    18

    По страницам сказок Х.К. Андерсена.

    Обзор сказок Х.К. Андерсена.

    19

    Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

    Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

    20

    Книги о детях. Выставка книг

    Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

    21

    Герои книг В. Осеевой

    Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой

    22

    Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

    Читать книги-сборники о детях и для детей

     Н. Носова

    23

    Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы

    Читать книги-сборники о детях и для детей

    С. Михалкова

    24

    Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители

    Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

    25

    Сборники стихотворений для детей.  Каталожная карточка.

    Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

    26

    Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок.

    Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран.

    27

    Народные сказки на страницах детских журналов

    Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести  поисковую работу.

    Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

    28

    Книги о семье

    Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

    29

    Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

    Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

    Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

    30

    Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

    Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Вести  проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформлять  еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

    Литература для учителя

    Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание  Сборник программ внеурочной деятельности Редактор М.В. Киселёва

    Литература для ученика

    Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010

    В. Железников «Таня и Юсник»  Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

    В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

     Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

    Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс-Премьер», 2012 г

    Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010

    Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков.  Издательство: Стрекоза, 2010

    Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..

    Русская народная сказка «Снегурочка» Издательство «Стрекоза», 2010

     Японская народная сказка «Журушка» Издательство: «Стрекоза», 2010

    А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове» Издательство «АСТ», 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

    Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

    Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

    Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....

    Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества"

    Данная программа составлена путем выделения материала по декоративно-прикладному творчеству из программ по изобразительному искусству. Программа рассчитана  на 1 год обучения (33 учебных...

    Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи»

    Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи». Программа   «Россичи» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

    Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

    рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год

    Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....


     

    Комментарии

    Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
    Вид программы: модифицированная. Программа составлена по методическим рекомендациям Л.А. Ефросининой

    В результате освоения программы «В мире книг» формируются предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.