Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 «а» класса
рабочая программа (3 класс)

Бойко Ирина Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

для обучающихся 3 «а» класса

 

Название программы: Программа «Всезнайка».

Срок реализации программы:  2019-2020 учебный год.

Количество часов по учебному плану  34 часа  в год; в неделю 1 час.

Направление развития личности: общеинтеллектуальное .

Вид внеурочной деятельности : кружок .

Возраст школьников: 9-10 лет.

 Рабочую программу составила: Бойко И.В.

                             

 

                                   Пояснительная записка

    Программа "Всезнайка" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В наше быстро меняющееся время требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут. Высокими темпами происходит увеличение объема знаний, но продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Как показывает практика, интеллектуально-пассивные дети успешнее всего решают проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой, занимательной форме. Поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы. Разнообразие творческо-поисковых задач неучебного характера, их систематическое и целенаправленное использование создает благоприятные возможности для развития познавательных способностей. А именно, позволяют развивать у детей подвижность и гибкость мышления, поисковой активности; учат детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать удовольствие от обучения.

   

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий  и адресована обучающимся третьих  классов общеобразовательных школ.

Цель программы- создание  условий  для  формирования  интеллектуально  развитой  личности , готовой  саморазвиваться, самосовершенствоваться,  для расширения  и  углубления  знаний  по русскому языку  и  математике.

Задачи программы:

- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

-  развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- создание условий  для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

- подготовка   детей  к  участию  в  олимпиадах  и конкурсах  по  русскому  языку и математике.

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

                            Общая характеристика факультатива

  « Всезнайка»  входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное  развитие  личности».

Общий курс  рассчитан на 1 год по двум направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей  9-10 лет. 

   Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

   Программа  кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

   Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

  Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

                           Место факультатива в учебном плане

Программа рассчитана на  34 часа в год с проведением занятий  один раза в неделю продолжительностью  40-45мин.    Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

               Ценностные ориентиры содержания факультатива

      Важнейшими ориентирами содержания данного факультатива являются:

  •  развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве как речи;
  •   формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  •  развитие представлений о различных методах познания языка   (исследова    тельская деятельность, проект как метод познания, научные методы   наблюдения, анализа и т. п.);
  •  формирование элементарных умений, связанных с выполнением  проектного лингвистического исследования;
  •    развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  •   включение учащихся в практическую деятельность по изучению и
    знанию чистоты русского языка;
  •   формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  •    освоение эвристических приёмов рассуждений;
  •  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  •   развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  •   формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

                                     Планируемые результаты:

       Личностные УУД:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  •   развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

     Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других. 
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Всезнайка»

Область «Филология» -  17 ч  

Тема 1. Вводное занятие. (1ч) Роль речи и знания языка в жизни человека.  Из истории языка. Жизнь слова. Старые и новые слова  в языке.

Тема 2. Слово. (2 ч) Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам.  Многозначность слов. . Слова-родственники. Игры с однокоренными словами.

 Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы).

Тема 3. Работа со словарями. (1ч) Знакомство со словарями: орфографическим, толковым. Роль слов в жизни человека. Умение определять лексическое значение слова по словарю.

Тема4. Предложение. (1ч) Развитие внимания к значению слов в предложении.

Фразеологизмы, их использование в предложениях.

Тема 5. Звук. Буква. (1) Задания на развитие смекалки. Грамматические игры.

Тема 6. Ребусы. Шарады. (2ч) Разгадываем, составляем ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы. Арифметическая грамматика.

Тема 7. Готовимся к олимпиадам и конкурсам, ВПР. (9 ч)

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике.

Область «Математика» - 17ч

Тема 1. Вводное занятие. ( 1ч.) Понятие «математика». Возникновение математики как науки. Применение математики в жизни. Что дала математика людям?

Тема 2. Числовые головоломки (1ч.)

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).

Тема 3.  Волшебные переливания (1 ч.)

Задачи на переливания.  Решение задач с помощью таблицы. Решение задач по шагам. Разливание с помощью двух сосудов.

Тема 4. Решение логических задач. (2ч.)

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Тема 5. Интересные приемы устного счёта. ( 1ч.)

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Тема 6.  Решение  уравнений. (1ч.)

Алгоритм  решения  уравнений.

Тема 7. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. (2ч.)

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Тема 9.  Решение олимпиадных задач , подготовка к ВПР(7ч.) Задачи повышенной трудности. Задачи на сообразительность, мышление, смекалку.                                          Тема 10. Магические квадраты (1ч.) Сложение и вычитание в пределах 100. Закономерности. Взаимосвязь операции сложения и операции вычитания.

 

                       

               Тематическое планирование для 3 класса (34ч)

№ п/п

                  Тема занятий

Кол-во часов

Дата

 1

 Вводное занятие.Понятие «математика». Возникновение математики как науки. Применение математики в жизни. Что дала математика людям?

 

     1

2

 Вводное занятие.  Роль речи и знания языка в жизни человека.  Из истории языка. Жизнь слова. Старые и новые слова  в языке.

     1

3-4

 Решение олимпиадных задач

    2

5-6

 Готовимся к олимпиадам и конкурсам

     2

7

 Числовые головоломки .

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).

     1

8

 Волшебные переливания.  

Задачи на переливания.  Решение задач с помощью таблицы. Решение задач по шагам. Разливание с помощью двух сосудов.

     1

9-10

 Слово.   Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам.  Многозначность слов. . Слова-родственники. Игры с однокоренными словами.

 Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы).

     2

11

 Работа со словарями.  Знакомство со словарями: орфографическим, толковым. Роль слов в жизни человека. Умение определять лексическое значение слова по словарю.

     1

12-13

  . Решение логических задач.  

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

     2

14

 .  Решение  уравнений.  

Алгоритм  решения  уравнений.

     1

15

 Предложение.   Развитие внимания к значению слов в предложении.

Фразеологизмы, их использование в предложениях

     1

16

 Звук. Буква.   Задания на развитие смекалки. Грамматические игры.

    1

17-18

 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.  

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

    2

19-20

 Ребусы. Шарады.   Разгадываем, составляем ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы. Арифметическая грамматика.

    2

21-26

 Подготовка к ВПР  математике.  Задачи повышенной трудности. Задачи на сообразительность, мышление, смекалку.                                         

    6

27-33

 Подготовка к ВПР  по русскому языку. Решаем  задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике.

    7

34

 Магические квадраты   Сложение и вычитание в пределах 100. Закономерности. Взаимосвязь операции сложения и операции вычитания.

    1

                                     Список литературы

1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.:Веанта-Граф. 2012.

2. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы.  О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.

3. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова .Москва, Просвещение, 1995.

4. «Учим играя»  Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. Волгоград, 2007.

5. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова Ярославль 1998.

6. «Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград 2008.

7. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева Волгоград 2004.

8. «Праздник числа» В.Волина Москва, Знание 1993.

9. «Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе». Левитас Г.Г.  -  М.:Илекса,-2005.

10. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". . Пупышева О.Н.  - М.:ВАКО,-2008.

11. «Занимательные материалы». Сухин И.Г.: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.

12. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.

13. «Школьные олимпиады»  Н.Г. Белицкая,  А.О. Орг - М.: Айрис – пресс , 2008

14. «Олимпиадные задания . Математика. 2-4классы. Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2010.

15. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества"

Данная программа составлена путем выделения материала по декоративно-прикладному творчеству из программ по изобразительному искусству. Программа рассчитана  на 1 год обучения (33 учебных...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи»

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи». Программа   «Россичи» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...

рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год

Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 3В класса на 2021-2022 учебный год направление «общекультурное» название «Азбука безопасности»

Программа курса «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на воспитание культуры безопас...