РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Комарова Екатерина Витальевна

 

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа  поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

«Утверждаю»

Директор школы:

Промкина Л.Н.

приказ № ____ от_____ 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для обучающихся 3 класса

кружка

«Информатика в играх и задачах»

                                                                         

составитель:

 учитель начальных классов                                                                                    

                                                                            Комарова Екатерина Витальевна

                                                                           

                                                                       

п. Красный Текстильщик, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и решать общие задачи в рамках своей предметной специфики.

К основным целям общего начального образования относятся:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

не требуют обязательного наличия компьютеров;

проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента;

проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

В данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин).

I. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача - формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью ка- кого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:

развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и ..., то...»);

алгоритмический подход к решению задач умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;

создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризованно), но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».

Учебно-методический материал разработан для обучения с 1-го по 4-й класс. Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того, издан набор плакатов и разрезного дидактического материала.

В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала происходит «по спирали» - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

четверть - алгоритмы.

четверть - объекты.

четверть - логические рассуждения.

четверть - применение моделей для решения задач.

II. СТРУКТУРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАТИКИ

В материале выделяются следующие рубрики:

описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений — высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу. При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если-то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-Й КЛАСС (34 Ч)

Алгоритмы (10 ч)

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (7 ч)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения (10 ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Учебно – тематический план

3 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1

Алгоритмы

10

9

1

2

Группы (классы) объектов

7

6

1

3

Логические рассуждения

10

9

1

4

Применение моделей (схем) для решения задач

7

6

1

Всего

34

30

4

В результате обучения учащиеся должны уметь:    

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по программе "Информатика в играх и задачах"

урока

Тема урока

Дата

план

факт

План действий в жизни

План действий в играх

Алгоритм

Формы записи алгоритма

Блок-схема

Построчная запись алгоритма

Выполнение алгоритма

Составление алгоритма

Поиск ошибок в алгоритме

Виды алгоритмов: линейные

Виды алгоритмов: ветвящиеся

Виды алгоритмов: циклические

Названия отдельных объектов

Общие названия объектов

Разные объекты с общим названием.  

Разные общие названия одного отдельного объекта

Отличительные признаки.  

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе

Состав и действия объектов с одним общим названием.

Имена объектов

Игры

Игры с выигрышной стратегией

Анализ игр с выигрышной стратегией

Игры с выигрышной стратегией

Решение задач по аналогии

Игры с выигрышной стратегией

Решение задач на закономерности

Аналогичные закономерности

Аналогичные закономерности

Решение задач на закономерности

Решение задач на закономерности

Игры с выигрышной стратегией

Игры с выигрышной стратегией

Любимые игры

Материально-техническое обеспечение

Программа Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2013г.

УчебникГорячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013г.

Дополнительная литератураКрылова О.Н., Информатика. Тесты. 3 класс

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол           №  ….  

от ___  08. 201.. г.

Зам. директора по УВР ____________

Иноземцева Е.Г.

31. 08.201.. г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 2 класса. Кружёк "Информатика".

Программа внеурочной деятельности (научно-познавотельное направление) по информатике для 2 класса. Кружёк "Информатика" (1 час в неделю – 34 часа в год). Рабочая программа составлена  на основе п...

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  по общеинтеллектуальному   направлению кружок  «Информатика - заниматика»  2 года  (1-2 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....

рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год

Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...