Методическая разработка внеклассного мероприятия на противопожарную тематику «Огонь - и друг и враг!»
материал (4 класс) на тему

Юркова Олеся Андреевна

Пояснительная записка

Сейчас проблема пожарной безопасности является одной из главных не только в России, но и в мире. По статистике, до 80% пожаров происходит по вине человека, от незнания элементарных требований пожарной безопасности, от их игнорирования и халатности. Именно это и приводит к трагическим последствиям.

Данное мероприятие рассчитано на детей 4 классов и  несет в себе воспитательный и познавательный характер. Ребятапополняют свои знания, вспоминают и объясняют правила поведения во время пожара.

Главной целью мероприятия является воспитание у детей чувства ответственности за свое поведение.

Задачи:

1.     Формировать сознательное и ответственное  отношение к личной безопасности

2.     Закреплять навыки безопасного поведения при пожаре.

3.     Развивать фантазию, умения находить решение в ложных ситуациях.

Оборудование:наглядность: итоговая таблица, название мероприятия, таблички на столы участников и жюри; итоговая таблица для членов жюри; памятки; картинки огнетушителей, грамоты, 2 детских телефона, таблички с номером «01», звуковое сопровождение.

Советы организаторам на подготовительный период: выбрать ведущих среди учащихся 4 классов, разучить стихотворения и текст сценария, вместе с детьми подготовить всю необходимую наглядность, подготовить звуковое оформление: найти звук пожарной сирены, в конце мероприятия можно поставить песню про пожарных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игра по пожарной безопасности262 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

на противопожарную тематику

«Огонь - и друг и враг!»

Автор-составитель:

Педагог- организатор

МБОУ «СОШ №11»

Юркова О.А.

Пояснительная записка

Сейчас проблема пожарной безопасности является одной из главных не только в России, но и в мире. По статистике, до 80% пожаров происходит по вине человека, от незнания элементарных требований пожарной безопасности, от их игнорирования и халатности. Именно это и приводит к трагическим последствиям.

Данное мероприятие рассчитано на детей 4 классов и  несет в себе воспитательный и познавательный характер. Ребятапополняют свои знания, вспоминают и объясняют правила поведения во время пожара.

Главной целью мероприятия является воспитание у детей чувства ответственности за свое поведение.

Задачи:

  1. Формировать сознательное и ответственное  отношение к личной безопасности
  2. Закреплять навыки безопасного поведения при пожаре.
  3. Развивать фантазию, умения находить решение в ложных ситуациях.

Оборудование:наглядность: итоговая таблица, название мероприятия, таблички на столы участников и жюри; итоговая таблица для членов жюри; памятки; картинки огнетушителей, грамоты, 2 детских телефона, таблички с номером «01», звуковое сопровождение.

Советы организаторам на подготовительный период: выбрать ведущих среди учащихся 4 классов, разучить стихотворения и текст сценария, вместе с детьми подготовить всю необходимую наглядность, подготовить звуковое оформление: найти звук пожарной сирены, в конце мероприятия можно поставить песню про пожарных.

Ход проведения:

Ученик 1:  Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня на нашем мероприятии «Огонь– и друг, и враг!» мы поговорим о правилах жизни, о правилах пожарной безопасности.

Ученик 2: Говорим– огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем,

Отмстит он сразу людям.

Ученик 1: А как вы думаете,  в каких случаях огонь является нашим другом? (предположения детей) Без огня невозможна жизнь на Земле. Огонь дал возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Да, огонь необходим в быту: растопить печь, что бы обогреться, приготовить еду.Он нужен всюду. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл.

Ученик 2: В каких случаях огонь является нашим врагом? (предположения детей) Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар. Огонь становится нашим врагом в большинстве случаев из-за наших ошибок. Почему номер вызова пожарной охраны такой простой? Как вы думаете?(предположения детей)

(«01- простой, короткий номер. Его может запомнить каждый человек.

Номер короткий, потому что дорога каждая минута.)

Ученик 1: Сегодня в нашем мероприятии участвует 2 команды. Представьтесь, пожалуйста! (команды озвучивают  название и девиз)

Команда «Огоньки»

Девиз: «Знают мальчик и девчушка – спички детям не игрушка!»

Команда «Угольки»

Девиз:«Крепко помните, друзья, что с огнём шутить нельзя»

Ученик 2: Наши испытания покажут, как участники знают и выполняют правила пожарной безопасности. А судить правильность выполнения заданий будет строгое, честное жюри (можно пригласить в жюри инспектора по пожарной безопасности).

Ученик 1:По мере выполнения заданий, каждая команда будет зарабатывать по одному огнетушителю за каждый правильный ответ. У команды, у которой будет больше всего огнетушителей, та и станет победителем встречи.

Ученик 1:Итак, первое испытание«Разминка». Мы поиграем в игру «Доскажи словечко» и отгадаем загадки. За каждый правильный ответ ваша команда получаетвот такого веселого, доброго друга (показывает)

C:\Users\Олеся\Desktop\эмблема пожрка\Ognetushitel.png

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы …(пожарники)

Знайте, в гневе он сердит,

Никого не пощадит.

Ты рукой его не тронь,

Обожжёт тебя…(огонь)

Знают все, человек без огня

 Не живёт не единого дня.

Но когда у огня сильный жар,

Может просто случиться…(пожар)

Валит дым, как из печи…

Не мотайся, не кричи.

Ты не жди других картин-

Звони скорее ноль-…(один)

Закопай –не сгинет, кинь в воду– поплывет (уголь).

Красная корова всю солому поела (огонь).

Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит (искра).

В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре (спичечный коробок и спички).

У сонь, у тихонь в голове – огонь (спички).

На привале нам помог, суп варил, картошку пек, для похода он хорош, да с собой не понесешь (костер).

Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает (свеча).

Заклубился дым угарный, гарью комната полна, что пожарный надевает, без чего ему нельзя? (противогаз)

Я мчусь с сиреной на пожар, везу я воду с пеной, потушен вмиг огонь и жар (пожарная машина)

Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет (пожар).

Ученик 2: Первое испытание закончено. Уважаемое жюри, вам слово (жюри объявляет итоги– количество заработанных баллов, ведущие крепят их в итоговую таблицу)

Ученик 1: Второе испытание будет сложнее и позволит нам выяснить, кто из вас знает и соблюдает правила пожарной безопасности. Вопросы будут задавать члены жюри. Ваша задача как можно точнее ответить.

Вопросы:

  1. По каким признакам можно почувствовать и увидеть опасность в квартире? (запах гари, дым, горячий электроприбор, искры из розетки и выключателя)
  2. Ка нужно двигаться в задымленном помещении? (ползком, сильно пригнувшись, чтобы защититься от угарного газа, нужно смочить ткань водой и дышать через нее)
  3. Что вы будете делать, если у вас загорелся телевизор? (нужно выдернуть вилку из розетки и накрыть телевизор покрывалом или одеялом)
  4. Чем опасен пожар? (дымом, обрушением здания, огнем, высокой температурой воздуха)
  5. Можно ли при возникновении пожара открывать окна? (нет, это усилит поток воздуха и огонь усилится)
  6. На человеке загорелась одежда. Ваши действия? (его нужно повалить на землю, накрыть одеялом и плотно прижать)
  7. У вас на сковороде загорелось масло. Что вы будете делать? (отключить печь из сети, накрыть влажным полотенцем)
  8. Если в квартире произошла утечка газа, вы будете включать свет? (нет)
  9. Чем еще опасен  пожар, кроме огня? (Страшнее огня бывает дым. В задымленной  комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.)
  10. Что вы станете  делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (Смочить свою одежду и все вокруг себя,  ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах.  Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.)

Ученик 2:Время подвести итоги этого испытания. Уважаемое жюри, вам слово. Какая команда справилась с заданием лучше, сколько команды своими знаниями заработали огнетушителей?(жюри объявляет итоги, ведущие крепят их в итоговую таблицу)

Ученик 1: Пришло время разгадать кроссворд. Ваша задача за 2 минуты дать как можно больше правильных ответов. Итак, поехали! (командам раздается лист бумаги с кроссвордом)

По горизонтали:

1.Пламя, широко охватившее что-либо.

2.Средство тушения огня.

3.Предмет, по которому поступает вода во время тушения пожара.

4.Обожженное место на теле.

5.Величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо.

6.Один из путей эвакуации.

7.Частица горящего или раскалённого вещества.

8.Часть лица, защищаемая при пожаре специальным щитком.

9.Группа пожарных.

10.Учебные уроки, время учения.

11.Горящий и светящийся, раскалённый огонь.

По вертикали:

1.Прибор для защиты органов дыхания при пожаре.

2.Горячий, сильно нагретый воздух.

3.Мероприятие по спасению людей с места пожара.

4.Поднимающиеся вверх серые клубы –летучие продукты горения.

5.Система сигналов о пожаре.

6.Отряд, воинское подразделение.

7.Животное, которое помогает находить и спасать людей во время бедствий.

8.Вещество, способное взрываться при пожаре.

9.Инструмент пожарного.

ОТВЕТЫ: (находятся у жюри)

По горизонтали:1-пожар;2-вода, 3-рукав, 4-ожог, 5-температура, 6-окно, 7-искра, 8-глаза, 9-бригада, 10-занятия, 11-пламя.

По вертикали:1-противогаз, 2-жар, 3-эвакуация, 4-дым, 5-сигнализация, 6-команда, 7-собака, 8-газ, 9-кирка.

Звучит сигнал

Ученик 1: Время вышло, сдаем работы (командиры команд сдают кроссворды членам жюри).Жюри посчитает правильные ответы и объявит результаты этого конкурса позже.

Ученик 2: Ребята, вы знаете, есть произведения, в которых говорится про огонь, про пожары и т.д. В этих произведениях авторы пишут о пожарах и о том, как люди героически борются с ними. Следующее задание на скорость. Я буду читать стихотворение, а вы попробуйте отгадать автора, и из каких произведений взяты следующие строки. Право ответа у той команды, которая первая поднимет табличку «О1».

«Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

(К. Чуковский «Путаница»)

«С треском, щёлканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

Вернулся кот Василий

И кошка вслед за ним

И вдруг заголосили:

«Пожар! Горим! Горим!»

(С.Я. Маршак «Кошкин дом»)

«Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом»

(С.Михалков «Дядя Степа»)

Ученик 1: И с этим испытанием вы справились. Уважаемые члены жюри, объявите результаты, сколько огнетушителей заработали команды?(объявляются результаты конкурса кроссвордов и последнего испытания,ведущие крепят их в итоговую таблицу)

Ученик 2: Во время пожара очень важно правильно сообщить в пожарную охрану о происшествии. Поиграем в игру «Примите вызов». Перед командами  на расстоянии устанавливается детский телефон. По команде ведущего  участники обеих команд по очереди должны подбежать к телефону, поднять трубку и  набрать «01», громко, быстро и четко назвать свой домашний адрес, имя, фамилию  и, положив трубку, вернуться к своей команде. Побеждает та команда, которая  быстрее и правильнее закончит вызов «пожарной команды». А за правильностью выполнения задания будут следить члены жюри. Итак, по сигналу сирены начинаем!

Звучит сигнал сирены, команды выполняют задание

Ученик 1: Теперь можно сказать с уверенностью – вы не  растеряетесь  в трудную минуту. А пока едут пожарные по вашему вызову… жюри объявит итоги этого конкурса.

(объявляются результаты конкурса, ведущие крепят огнетушители

 в итоговую таблицу)

Ученик 2:Мы сегодня говорили действительно о правилах жизни, ведь от умелых наших действий зависит и наша жизнь, и жизнь других людей. А еще лучше, что бы пожаров никогда не было, пусть огонь будет нашим добрым другом! Мы предлагаем вам создать новый знак пожарной безопасности, рассказать нам, что он означает и где может применяться. Проявите максимум творчества и фантазии! Время для выполнения задания 3 минуты. Время пошло!

Звучит сигнал сирены

Ученик 1: «Огоньки» и «Угольки» ваше время вышло.

Команды представляют свои знаки

Ученик 2: Наши сложные и серьезные испытания подошли к концу, пока жюри подводит итоги, подписывает грамоты, мы поиграем в игру – загадку. Я буду читать четверостишия. Если вы согласны и будете поступать именно так, тогда все говорите «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, тогда молчите.

Кто, задорный и веселый, верность правилам храня,

Бережет нашу природу от огня?

Дети отвечают

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых и строительный забор?

Дети молчат

Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром завершается пожаром?

Дети отвечают

С другом в лес вчера пошел, спичек коробок нашел.

Загорелся старый ствол, еле сам живой ушел!

Дети молчат

Ученик 1: Ну, вот теперь мы видим и знаем, что с огнем вы шутить не будете. И уже торопится объявить итоги наших состязаний справедливое жюри.

Жюри объявляет количество заработанных огнетушителей

 и победителей встречи.

Ученик 2: Ребята, взрослые, запомните: пожар легче предупредить, чем тушить. Даже маленькая спичка может стать для всех большой бедой!

Ученик 1: Будь осторожен с огнем – предупреждаем вас всех строго!

Пускай все реже с каждым днем звучит пожарная тревога!

И в память о сегодняшней встрече мы дарим каждому из вас памятки о том, что нужно делать в случае беды! До новых встреч, дорогие друзья!

Звучит песня про пожарных

Советы на период ближайшего последействия:

Существует много пословиц и поговорок про пожар и что с ним связано. Можно провести конкурс рисованных пословиц или конкурс новых знаков пожарной безопасности. По итогам оформить выставку работ.