Вверх по лестнице жизни
методическая разработка на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vverh_po_lestnitse_zhizni.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Министерство образования Республики Башкортостан

                                  Государственное бюджетное образовательное учреждение

                              для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

                                      Белебеевский детский дом Республики Башкортостан 

                                   

Методическая разработка занятия                                                                                                                                                                    « Вверх по лестнице жизни, или наши жизненные ценности»

                                                       выполнила: воспитатель ГБОУ Белебеевский

                                                        детский дом РБ  Рафикова Сирена Минигалеевна

   

                                                     Белебей, 2015 г.

                                               Пояснительная записка

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.

Что же определяет нравственность подрастающего поколения? Зачастую дети подражают героям кинофильмов, в  которых муссируются темы разобщенности людей, противостояния человека обществу, насилия.

Сегодня мы часто сталкиваемся с хамством, наглостью, высокомерием подростков. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физической и психического здоровья, нравственной неустойчивости.

Дети, поступающие в детский дом, это проблемные дети: не учились, бродяжничали, конфликтуют с взрослыми, запущенные школьники. И сколько усилий нужно приложить, чтобы «поступивший проблемный» ребенок захотел: учиться, научиться жить в коллективе,  различать добро и зло и жить по законам добра, стать носителем духовно-нравственных ценностей в современном обществе, видеть смысл жизни и уметь «жить» в ней честно и достойно.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Если духовное воспитание не велось родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребенка играет воспитатель и от него зависит воспитание духовно-нравственной личности ребенка.

Проблема выбора нравственных ценностей необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все больше значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. Данная разработка занятия дает педагогу материал для организации общения детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Занятие не требует длительной подготовки. В основном строится в форме беседы.

Представленное занятие разработано для детей 14-15 лет.

Цель занятия: дать детям представление о нравственных ценностях: доброта, милосердие, вера, доверие.

Задачи: формировать нравственные знания, умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Форма проведения: беседа.

В ходе проведения занятия использованы следующие методы и методические приемы:

обсуждение ситуации;

составление проектов;

словарная работа;

работа в группах;

подведение итогов;

чтение и обсуждение притчи.

Предварительная работа с детьми:

Дать задание воспитанникам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами.

Оборудование: бумажная фигурка мистера Икс, скотч; альбомные листы (по количеству детей), мультимедийное оборудование

                                                    Ход занятия

1.Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

 - Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым? А что такое счастье? (это когда все получается; когда все живы и здоровы; когда все есть, чего только ни пожелаешь; когда сбываются мечты; когда тебя все уважают; когда ты известен, все тобой восхищаются; когда занимаешься любимой работой).

А как стать счастливым? (выиграть в лотерею; достать волшебную палочку, иметь богатых родственников, друзей; найти клад, много работать, чтобы воплотить свою мечту).

Как быть и стать счастливым? Этот животрепещущий вопрос задавали люди и тысячи лет назад. И находили ответы, убеждаясь, что счастье-не в роскоши и развлечениях, а в чем-то другом…

Счастлив был древнеримский философ Сократ, умирая в тюрьме и отказавшись от возможности спасти свою жизнь. «Я самый счастливый человек»,-сказал о себе знаменитый штангист Юрий Власов, прикованный к постели из-за травмы позвоночника, но сумевший, вопреки диагнозам врачей, подняться и найти свое место в жизни. Счастливым называл себя великий композитор Бетховен. Он потерял слух, пережил жизненную драму, которая едва не стоила ему жизни, но сумел преодолеть ее и подарить миру «Лунную сонату».

Наши ветераны, прошедшие сквозь тяготы войны, испытывающие трудности и сегодня, тоже считают себя счастливыми.

Так в чем же источник счастья этих людей, живших в разные времена и эпохи?

-Правильно, в их целеустремленности, в смысле жизни, в их отношении к жизни, к ее ценностям, в преодолении препятствий, трудностей, в преодолении самих себя. Источник их счастья-в них самих.

2.Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».

-Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь - как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на занятии. Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс (на доску прикрепляется силуэт человека в цилиндре). Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье. Так перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного Пика счастья, которое озарит всю его жизнь.

Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава-символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

3.Обсуждение ситуации «Мнимые ценности».

-Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на Пик счастья? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

-Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.

-И власть тоже можно потерять, президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть-это тоже мнимая ценность.

-Слава-это тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

4.Интерактивная беседа «Истинные ценности человека».

 -А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька-это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

-Это истинные ценности. Они не изменят человеку.

-Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.

Что значит - верить? (Вера-убежденность, глубокая уверенность в чем-либо).

Человек не может жить без веры, без точки опоры.

Представьте себе человека, который живет без веры. Он мрачно смотрит в будущее, решительно отвергает все подсказки души, вытравливает в себе все, что связано с ожиданием.

Если вы теряете веру в человека, то в душе происходит надлом. Постепенно теряется вера в правду, истину, появляется ожесточенность, озлобленность. Человек становится двуличным, лживым, лицемерным. Зло как бы притягивает его, он как будто мстит кому-то, поступая не так его наставляют.

Вера и доверие - родственные слова. Верите ли вы в людей? Доверяете ли людям? Давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы.

Ситуация. По перрону к поезду идет женщина с тяжелым чемоданом. Молодой человек предлагает ей помощь. Это наблюдают стоящие невдалеке пассажиры.

-Ох, и прыткий какой! Чемодан ему подавай! Украсть решил, да не вышло! - говорит один. А другой отвечает:

-Зачем вы так! Парень просто решил помочь!

Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что была попытка украсть, а второй расценил поступок юноши как предложение помощи. Почему?

Мы видим в окружающих прежде всего те качества, которые развиты в нас самих. Доброжелательный человек отметит доброжелательность, коварный сам вечно ищет подвоха от других. Нужно верить, что мы живем среди хороших, умных, честных людей.

-Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.

-Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека.

Доброта проявляется через поступки, слова, мысли  - добрые пожелания. А какие пословицы о добре вы знаете? «Добрые дела красят человека». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Какие добрые поступки совершили вы? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела? Раскройте смысл изречения: «Думай при каждом пробуждении: какое доброе дело совершить мне сегодня? Зайдет солнышко и унесет часть моей жизни». Какой стало бы наша жизнь, если бы каждый человек поступал таким образом?

Давайте обратимся к вашему опыту. Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.

Ситуация 1. Воспитатель объявляет ребятам, что на елку в цирк удалось достать всего 7 билетов, и говорит: «Вас в группе 12 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому». Как вы поступите?

-предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно;

-предложу решить голосованием;

-предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой;

-подниму руку, что не пойду.

Объясните выбранный ответ.

Ситуация 2. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы посоветуете воспитателю поступить при распределении ролей?

-главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности;

-главные роли дать желающим;

-дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал;

-желающим тянуть жребий.

- Давайте проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношениях к другому. Всегда ли справедливое решение соответствует доброму?

Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств.

5.Составление проектов «Лестницы к счастью».

-Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

-Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:

-ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

-ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

-ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

-христианские ценности: любовь к ближнему, вера и т.д.

Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

-А как же построить свою лестницу жизни? С чего же начать, как вы думаете?

Сначала, вам нужно успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, получить профессию, трудиться, создать семью, воспитать детей, стать полезным гражданином для своей страны.

Теперь каждый попробуйте начертить свой проект лестницы.

6.Словарная работа.

Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Вам было дано задание: разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними. Слово вам, дорогие ребята.

Итак, давайте еще раз повторим: вы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И.Ожегова и В.И.Даля - и нашли такие значения указанных слов.

Цель-предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Успех-удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Счастье-чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель-успех-счастье.

 Иными словами: чтобы достигнуть успеха в каком-либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.

 А как вы считаете, должен ли счастливый в жизни человек проходить мимо несправедливости, зла, равнодушия, т.е. всего негативного, что встречается в обществе?

Действительно, счастливый человек, живущий в гармонии с окружающим миром, будет поступать по принципу: «Делая добро другим, я делаю его прежде всего для себя». Человек должен видеть хорошее не только в окружающем мире, но и в себе самом, открывать в себе лучшие качества и поступать в соответствии с ними, т.е. воспринимать себя позитивно, жить в гармонии с самим собой. И это еще один ответ на вопрос «Как быть счастливым?»

7.Работа в группах «Допиши предложения».

-Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого предлагаю вам поработать по группам и дописать незаконченные предложения, записанные на доске. На это задание вам дается 3 минуты.

  1. Преуспевающий человек-это человек, который…
  2. Неудачник-это человек, который…
  3. Человек в жизни состоялся, если он имеет…
  4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…
  5. Истинные ценности - это…
  6. Мнимые ценности - это...

-Слушаем ваши высказывания.

-Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений?

-Спасибо всем за работу.

-Ребята, как вы думаете, можно ли лишиться своих ценностей в жизни? Как?

- Напишите снова три ценности в вашей жизни. Представьте такую ситуацию: вы поссорились со всеми, Вам плохо, вы считаете, что все настроены против вас. Вдруг появляется человек, который хочет помочь решить все эти проблемы. Он обещает, что через некоторое время все забудется, не будет никаких печалей и забот, если вы попробуете наркотики. Вы согласились. Вам действительно стало легче на душе, все успокоилось. Но через некоторое время у вас происходит еще какое-то неприятное событие, и, чтобы успокоиться, вы находите того доброго человека, который может помочь - у него есть наркотики. Они вам необходимы, вы зависите от них. Но за наркотики этот человек просит отдать одну ценность из вашей жизни. Отдайте, пожалуйста, каждый по одной своей ценности.

В следующий раз происходит то же самое. И у вас снова просят что-нибудь взамен. И снова вы отдаете одну свою ценность.

В другой раз вы готовы сами отдать последнюю свою ценность, чтобы получить наркотик. Больше у вас не осталось ценностей. Придется отдавать свою жизнь…

Человек, который связал свою жизнь с наркотиками, заканчивает именно так. Он не думает ни о себе, ни тем более о своих близких. Задумайтесь, а какой же путь выберете в этой жизни вы?

Как вы считаете, что произойдет, если человек откажется от ценностей вообще?

 Если человек не будет работать над собой, стремиться стать лучше, культурные ценности навсегда останутся мертвы для него - они, как древняя окаменелость, будут молча хранить свою тайну в самих себе. Для человека же они окажутся непонятными, а потому и ненужными. В настоящее время потеря людьми смысла жизни является прямым следствием разрушения ценностей и традиций, потери человеком своих корней.

8.Заключительное слово.

В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

-Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул он.

-Зарабатываю себе на жизнь,- пожал плечами другой.

-Я строю храм! - гордо ответил третий.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать на жизнь.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

9.Подведение итогов (рефлексия).

-Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли  нового и полезного для себя?

                                                 

                                                   Список литературы

1.Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. Методическое пособие для учителей и психологов.-М.: Генезис,2004.

2.Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».-М.: «5 за знания», 2006.

3. Классные часы. ( Авт-сост. Л.А.Егорова.-М.: Вако, 2008.

4. Классные часы. 7 класс. Выпуск 2.-Изд. 2-е, переработанное. (Сост. Еременко Н.И.-Волгоград: ИТД «Корифей»

5. Нравственное воспитание в средней школе (сост. И.А.Тисленкова.- Волгоград: Учитель,2007.

6.Севостьянова Н.Г. Общечеловеческие ценности.-М.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лестница успеха (УУД)

карточка ученику по самооценке своих достижений по письму...

Классный час Я, Юрий Гагарин и лестница «Шаги к успеху»

На примере Юрия Гагарина показать ученикам как можно добиться успеха....

"Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности".

На данном внеклассном мероприятии обсуждается с воспитанниками детского дома понятие оценности его жизни, его буквальное и переносное значение, воспитатель учит как правильно нужно осознать свою жизнь...

Программа воспитательной работы в начальных классах «Лестница-чудесница»

Программа воспитательной работы в начальных классах...

Конспект занятия по внеурочной деятельности (психология) программа "Лестница к успеху", 1 класс (ФГОС)

Конспект занятия по внеурочной деятельности (психология) программа "Лестница к успеху", 1 класс (ФГОС)...

Программа по воспитательной работе "Лестница успеха"

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.К.Д. Ушинский...

«ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ. МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС  «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ. МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ». ЦЕЛЬ: обсудить с учащимися понятия «ценности», «цена», их буквальное и переносное значение; развив...