"Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности".
классный час (4 класс) по теме

На данном внеклассном мероприятии обсуждается с воспитанниками детского дома понятие оценности его жизни, его буквальное и переносное значение, воспитатель учит как правильно нужно осознать свою жизнь, понимать свои силы и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgbou.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

       КГБОУ  « Топчихинский    детский  дом»  

Внеклассное  мероприятии:

    ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ.

                         МОИ НРАВСТВЕННЫЕ    

                             принципы

                                                          Барыбина  Наталья Владимировна

                                                            воспитатель  в детском доме

                                    Топчиха  2012 год

                             Цель:    обсудить с воспитанниками   понятие «ценности», его буквальное и переносное значение; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности; способствовать осознанию учащимися собственной жизни, ее целей, пониманию своих сил и возможностей.

                                         Ход  внеклассного мероприятия:

Уходя, оставьте свет в тех, с кем выпало расстаться.

С. Л. Соловейчик

1. Вступительное слово воспитателя:

- Мне хотелось бы начать наше занятие  с пересказа известной притчи:

«Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи

золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других

монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так

прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что

такое жизнь. Он ответил: «Жизнь  – это грязная дорога, на которой иногда

попадаются золотые монеты».

2.- Попробуем и мы с вами задать этот вопрос:

  Вопрос  «Что такое жизнь?»

      (Ответы воспитанников их понимание жизни).

- Итак, жизнь  – это благо, это дар, который дается человеку лишь

однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою

жизнь.

Известно, время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Эту же мысль утверждает и известный философ Сенека:  «Как басня,

так и жизнь ценится не за длину, а за содержание».

Вопрос : «А что может быть содержанием человеческой жизни?»

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы

идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право  – выбрать, какой

будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет

состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька  – это то, к чему вы

стремитесь в вашей жизни, это ваша жизненная цель.

Работа в группах  ( Воспитанники  выстраивают лестницу мечты, и, если у них есть желание, они могут поделиться с группой, что означает каждая ступень лестницы, чем она для них важна)

3. Разброс  мнений «Цена и ценность»  

- Поднимаясь по лестнице, мы  не  всегда идем уверено, можем

ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое:

нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем

зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим

людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться,

преступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Наш подъём будет

зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие

нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по

лестнице жизни.

И прежде чем сделать свой выбор, давайте определим, что есть ценность

(работа со словарем в группе).

Условно, когда мы говорим «ценности», мы подразумеваем

культурологические ценности, выработанного человечеством за историю

его существования и вознесенные на гребень культуры. Понятно, что один

человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не

признает, а другой, считая еду, вещи и деньги условиями существования,

ценностями  избирает любовь, труд, прекрасное, познание, природу. Когда

древние ставили философский вопрос: «Жить, чтобы есть, или есть чтобы

жить?» - то выбор их был однозначен: «Есть, чтобы жить!»

Чтобы до конца понять, что такое ценность, давайте сопоставим ее с

категорией «цена» (работа со словарем в группе).

Таким образом, цена  – это стоимость чего-либо, выраженная в

денежных единицах. Поэтому, она материальна, вполне определенна и

имеет предметную, доступную ощущениям, субстанцию (можно поглядеть,

потрогать, понюхать, взвесить и т.д.).

         Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный

объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход

жизни. Ценность духовна, ощущениями ее не обнаружишь. Пушкинское: «Не

продается вдохновенье, но можно рукопись продать»  - предельно точно

очерчивает границы цены и ценности. Для цены  – сферы рынка, для

ценности  – душа. Цена исчерпаема и истребима: продукты питания

съедаются, вещи изнашиваются, жилище разрушается, и все это подвластно

уничтожению. Ценность свободна от захвата, неуничтожима, неисчерпаема.

Идеи Сократа, произведения Рафаэля, музыка Гайдна сохранили себя

вопреки капризным выкрутасам истории. Можно убить человека (например,

Джордано Бруно), можно подавить его волю (например, Гамлет), уничтожить

носителя ценности, но не саму ценность.

Цена заменима: всегда найдётся товар, превосходящий другой товар

по качеству, способный вытеснить предшественника. История цивилизации с

этой точки зрения есть бесконечная цепь сменяющих друг друга товаров.

Ценность незаменима: отсутствие любви не восполняется любовью к

другому; чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется; взгляд,

брошенный тебе как поддержка, не имеет другого дубля. Тютчевское «Нам

не дано предугадать, как наше слово отзовется»  - это как раз об

уникальности и незаменимости мига ценностного проявления.

4. Эстафета смыслов      

       - Давайте представим, что щедрый волшебник готов преобразовать

квартиру, полностью заменив в ней все предметы и вещи новыми, модными,

дорогими. Оставить разрешается из прежнего лишь что-то одно. Какой

выбор вы сделаете, объясните его.

       (Работа в группах. Выступления воспитанников).

    5. Упражнение  «Что я ценю в людях?»

-    Таким образом, объясняя свой выбор, вы выходили на ценности. А

теперь давайте вместе составим перечень вечных ценностей.

(Совесть, милосердие, любовь, дружба, справедливость, доброта,

смелость, честность, порядочность и т.д.)

  6.  Подведение итогов.      

       - Давайте обратимся еще к одной притче:

 

       «В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы

она ходила с палочкой по  пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди

недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

- Как вы думаете, что она искала? (Обсуждение в группе, высказывания

предположений)

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила

по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы

взрослые и дети не поранилась.

- Много ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?

- Каковы были ее жизненные ценности?

- И в заключении еще раз просмотрим созданные вами лестницы

желаний и внимательно прослушаем наказ известного педагога

В.А.Сухомлинского: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок,

каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует

граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания

– это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки

сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям

своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают

вас, было хорошо …»

А закончим наше занятие  нашим гимном - песней «Дорога добра»

(Слова Энтика, музыка Минкова)

                        Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведёт себя

Не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь –

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.Задачи:Дать понятие:  ценность,  высшая ценность, воспитывать толе...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

урок ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценностиЗадачи:личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах...

Вверх по лестнице жизни

Методическая разработка...

Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

Конспект урока ОРКС " Жизнь - высшая нравственная ценность человека"

Цель: способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности....

«ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ. МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС  «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ. МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ». ЦЕЛЬ: обсудить с учащимися понятия «ценности», «цена», их буквальное и переносное значение; развив...


 

Комментарии

Великолепный сценарий, Наталья Владимировна!