«Деревенские посиделки. Народный праздничный головной убор (вышивка кокошника)».
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Набатова Галина Владимировна

ЧОУ «СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»

«Народное творчество»

(Разработка открытого занятия- кружка «Волшебный бисер»)

 

 

 

Тема занятия:

«Деревенские посиделки. Народный праздничный головной убор (вышивка кокошника)».

Руководитель: Набатова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: «Деревенские посиделки. Народный праздничный головной убор (вышивка кокошника)».

Цель занятия: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам, обучать детей такому виду творчества как бисероплетение.

ЗАДАЧИ

Образовательные

-                     познакомить детей с народным праздником «Деревенские посиделки», который возвращает к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа;

-                     научить детей вышивать бисером, пайэтками по ткани.

Воспитательные

-                     воспитывать чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе;

-                     воспитывать усидчивость, внимание, чувство коллективизма;

-                     воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувство уважения к труду.

Коррекционно-Развивающие

-                     развивать у детей интерес к бисероплетению, творческие способности;

-                     развивать зрительную, вербальную память, наглядно-образное мышление, речь, мелкую моторику рук.

-                     развивать чувство ритма при оформлении узора.

Оборудование рабочего места учителя

-                     образцы изделий, схемы, инструменты (ножницы, игла, игольница, воск, бисер), карточки-термины, иллюстрации головных уборов, магнитафон, запись русских народных песен "Прялица",для хоровода.

Оборудование рабочего места детей

-                     незаконченные изделия (кокошники), инструменты (ножницы, бисер, воск, нитки, салфетка для бисера)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

I.      Организационный

момен

 

Сообщение темы, постановка цели.

-Беседа

II.               Подготовка рабочего места.

III.            Предварительная подготовка к практической работе.

-                     анализ образца кокошника;

-                     анализ технологии выполнения изделия;

IV.             Самостоятельная работа.

V.                Физкультминутка.

-                     Частушки.

VII           Проверка и оценка работ.

VIII        Итог занятия.

IX               Уборка рабочего места.

X                  Чаепитие.

Ход занятия «Деревенские посиделки»

Потеха - делу не помеха.

Комната украшена в виде русской народной избы (печка, прялка, скамейка, стол с самоваром и угощением, салфетки, скатерти вязаные, платки), выставка детских работ из бисера.

Под музыку « Прялица », девушки в русских народных сарафанах заходят в комнату, их встречает хозяин и хозяйка в народных костюмах

I.                  Организационный момент Хозяин. - Проходите, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяйка. - Наша изба ровно тепла, на дворе метель, а у нас тепло!

Гости все:- Веселья вам да радости!

Хозяйка. - Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем! Хозяин. - У нас для каждого найдется и словечко и местечко! Удобно ли вам, гости дорогие?

                  Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость. - Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте да не в обиде.

С шуткой, песней да весельем работа спорится.

Девушки поют песню: «Золотая прялица »

Хозяин. - А теперь сядем рядком да поговорим ладком.

( Девушки садятся за стол.)

II. Сообщение темы, постановка цели.

Хозяйка – Вы, наверное обратили внимание, что наше занятие проходит в необычной обстановке. Вы в нарядных сарафанах, да и мы с Данилой нарядились, а комната наша убрана в деревенском стиле. И это не просто так.

- Мы рады приветствовать вас на деревенских посиделках!

Хозяйка. - Посмотрите друг на друга, какие вы сегодня красивые, нарядные. Давайте возьмем друг друга за руки, улыбнемся и поделимся хорошим настроением.

ИГРА "ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ"

(хозяйка передает два сигнала сжав легонько руку соседа, сосед передает два сигнала другому и т. д. сигнал по кругу возвращается к хозяйке.)

-Я поделилась с вами, а вы со мной своим хорошим настроением.

А вы хотите узнать, чем занималась молодежь длинными, зимними вечерами?

(Зажигает свечу).

БЕСЕДА.

Хозяин. Девушки и парни собирались по вечерам на посиделки- вечорки, в большой избе, пряли, вязали, вышивали, Парни плели корзины, лапти. Обязательно пели частушки, песни, рассказывали сказки, загадывали загадки.

 

 

Хозяйка. Так веселее было работать , быстрее проходил вечер, да и работа спорилась. Пряхи по ночам засиживались, а потом друг перед другом своим шитьем и вышивкой хвалились. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да любезничали.

- А где сейчас можно встретить русский народный костюм?

(В музее, на концерте, по телевизору, в театре, на нас когда мы выступаем.)

   В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду?

 

Хозяин. Почему они делали ее такой нарядной? Как создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное»?

(Девочки читают стих -е)

1.                          На горе-то стоит елочка,

                                                         Под горой стоит светелочка.

2.                          Во высоком новом тереме.

 Во столовой новой лавочке.

3.                          Тут сидела красна девица.

 Во левой руке держала пяличко,

 Во правой руке - иголочку.

4.                          Она шила красна девица,

 И по плису и по бархату.

5.                           По белому да коленкорчику,

Она шила красна девица,

По атласной, красной ленточке.

Хозяйка. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Посмотрите друг на друга, а почему у вас повязаны на голове ленты?

7девочка:

(Молодые девушки оставляли волосы непокрытыми. " Девичья коса - всему миру краса "Замужние женщины прятали волосы, от «дурного глаза» и от позора. Им нельзя было показываться на улице с непокрытой головой т.к. они могли принести несчастье дому:вызвать неурожай, болезни людей)

 

 

Хозяйка. Старинный головной убор и шитье делают женщину царственно прекрасной. В таком наряде можно ступать только плавно неторопливо. Вспомните строки в которых девушку сравнивают с павой:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

А сама-то величава,

  Выплывает, будто пава;

  А как речь-то говорит,

  Словно реченька журчит.

- Откуда эти строки? (А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане...")

А теперь мы с вами вспомним, как назывались головные уборы, которые носили молодые девушки и женщины. В этом нам поможет

кроссворд. Раньше на посиделках разгадывали загадки, а мы с вами разгадаем кроссворд.

КРОССВОРД:

1.                  Головной убор замужней женщины, в котором была заложена идея плодородия, продолжения рода.

(КИКА)

2.                  Как назывался свадебный головной убор невесты?

(КОРУНА)

3.                  А этот головной убор связан с птицей - белобока, называется...?

(СОРОКА)

 

 

 

4.Этот головной убор становится основным во многих селах и деревнях. А мы когда поем частушки, то набрасываем его на плечи.

(ПЛАТОК)

5.                  Этот головной убор был сделан из тонкой металлической ленты, на концах были крючки для шнурка. Его завязывали на затылке молодые девушки.

(ВЕНЕЦ)

6.                  Как назывался головной убор, который носили маленькие девочки на лбу?

(ТЕСЕМКА)

У нас раскрылось слово по диагонали

7.                  Это самый распространенный вид праздничного головного убора, а означал он слово - курица от слова "коко" и походил на гребень.

(КОКОШНИК)

Ведущая:

Кокошники были очень красивы, разнообразны по форме и характеру украшений (украшали их речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями) Давайте еще раз посмотрим на эти головные уборы.

(Вед. показывает иллюстрации с изображением кокошников) Украшение головного убора - не пустая забава. Это были передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл.

-Что наносили мастерицы на головные уборы?

(солнце, звезды, птиц, необыкновенные цветы)

Итак, головные уборы связаны с образом неба. А ленты, спускающиеся вниз, иногда сплетенные из бисера символизируют -ЧТО?

Отгадайте загадку.

 Кто всю ночь по крыше бьет,

 Да постукивает,

И бормочет, и поет,

 Убаюкивает?

(ДОЖДЬ).

-                     Молодцы, правильно. Мы с вами тоже знаем этот язык. Давайте вспомним и поиграем в игру:

"ТАЙНЫЕ ЗНАКИ"

-                     Я показываю элемент и называю, что он может означать, а вы внимательно слушаете. Если он совпадает то вы хлопаете в ладоши, и я знаю, что это правильный ответ. Чем громче, тем больше вас знают верно. Если называю неправильно, вы не хлопаете.

1.                  Солнце, земля, плодородие.

2.                  Обереги, дорога жизни, дом.

3.                  Дорога, солнце, вода.

4.                  Оберег, дом, вода.

5.                  Дерево жизни, вода, солнце.

6.                  Дом, птица счастья, оберег

7.                  Солнце, дорога жизни, птица пава.

8.                  Дорога, вода. Берегиня.

- Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

IV.       Подготовка рабочего места.

А теперь мы с вами все вспомнили, повторили и должны закончить нашу работу. До вышивать кокошники!

Посмотрите сколько опасных предметов лежит вокруг! Если не соблюдать технику безопасности, то можно пораниться самому или поранить соседа. Прочитайте плакат который вы видите:

 

 

 

 

"ИГОЛКИ, НОЖНИЦЫ, НОЖИ КОЛЮТ БОЛЬНО, КАК ЕЖИ!"

Сегодня на занятии мы будем работать все вместе, нам очень понадобится весь наш запас дружбы, товарищества в труде, аккуратность в работе.

V.               Предварительная подготовка к практической работе.

-                     Посмотрите все ли у вас есть для работы?

(Кокошник, салфетка для бисера, пайэток, ножницы, иголка, воск, нитки, бисер)

-                     Как насыпаем бисер на салфетку?

(Небольшими частями, аккуратно, чтобы не рассыпать)

-                     Для чего нам нужен воск?

(Чтобы вощить нитку и она не путалась,а бисер ложился плотно)

-                     Что нам осталось пришить на кокошник?

(Пайэтки)

У каждого из вас свой узор,который мы придумали.Желаю вам удачи! Кому что не понятно, спрашивайте?

(Звучит Русская Народная Музыка)

девочки вышивают

VI.             Физкультминутка.

 

 

Ведущий.

      - Ой, девчата!

Та-ра-ра!

Спеть частушки нам пора!

(девочки выходят с платками и поют частушки)

Все:    Хорошо пропелись песни

Милые подружки.

 

               Только что за посиделки,

               Если нет частушки!

 

 

1. Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла-

Я не удержалася!

2. Я плясала в три ноги,        Потеряла сапоги.                  Оглянулася назад - ’ Сапоги мои лежат.

3. Не стой милый, у порога,

Проходи на лавочку.

Не стесняйся ты меня.     Отодвинь ты прялочку!

4. Мы демидовски девчата Мы нигде не пропадем! Если надо - мы станцуем Если надо - мы споем!

5. Вышивала полотенце Утушкой и петушком. Утирайся мой хороший Утречком и вечерком!

6. Чтож на свиданье не пришел?

    Или брюки не нашел?

    Ты бы дедовы надел

Да пришел бы, посидел!

 

 

                                7. Черноглазая я

Долго собиралася:

Чуть в квашне не потонула –

                                 За края держалася.

8.У меня четыри шали,

                                 Пятая пуховая!

                                 Не одна я боевая –

                                 Вся семья веселая.

                               9. Я поеду на базар,

                                Куплю Кате сарафан,

                                Сарафанчик дорогой,

   Вкруг подолу с бахрамой!

 

Все:      Мы  пропели  вам   частушки

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим Чтобы вы похлопали!

Хозяйка. Молодцы, порадовали нас! Вот так работа переходила в частушки, частушки в работу!

Хозяин. Веселей не зевай

И работу продолжай!

(Девушки садятся на свои места и заканчивают свою работу)

VII.       Проверка и оценка работ.

Все сделали кокошники? Молодцы, вы настоящие мастерицы! А теперь

 

поднимите вверх свои кокошники и покажите друг другу. Посмотрите, какие у нас яркие получились, нарядные головные уборы. Их теперь можно повязать на голову и завести хоровод! Чтобы все смогли полюбоваться на вашу работу. Нам теперь очень пригодятся праздничные головные уборы для выступления.

Хозяин. Собирайся народ!

В хоровод!В хоровод!

Кто работы не боялся?

Тот и пляшет, и поет.

(девочки танцуют хоровод)

VIII.      Итог занятия.

Хозяйка. Вот и посидели Вот и погуляли.

Про головные уборы русские Много мы узнали.

- Потрудились вы на славу. А теперь мы вас приглашаем на чаепитие.

IX.             Уборка рабочего места.

А теперь уберем все на свои места и накроем стол (дежурный убирает все на место, остальные помогают накрыть стол)

X.                ЧАЕПИТИЕ.

Хозяйка.

Посидеть за самоваром рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар пыхтит, искрится щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица он своею добротой 

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного крутого самоварного чайку.

 

 

Игра "Как у дяди Трифона"

 

 

Хозяин.

- Собирайся народ.

Становись в хоровод.

Без толчеи, без спешки.

Все:

Вас сегодня ожидают "Русские потешки"

(Девочки берутся за руки идут по кругу и поют)

Как у дяди Трифона Было восемь детей,

                                                   

Было восемь детей,

    Было восемь дочерей.

Они не пили, не ели,

    Друг на друга глядели,

   Разом делали вот так...

(Ведущий стоит в центре круга он хлопает в ладоши, прыгает на одной ноге и т. д.), а играющие повторяют его движения. Тот кто зазевался становится в круг.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_biseru_golovnoy_ubor-kokoshnik.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»

«Народное творчество»

(Разработка открытого занятия- кружка «Волшебный бисер»)

Тема занятия:

«Деревенские посиделки. Народный праздничный головной убор (вышивка кокошника)».

Руководитель: Набатова Г.В.

Тема занятия: «Деревенские посиделки. Народный праздничный головной убор (вышивка кокошника)».

Цель занятия: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам, обучать детей такому виду творчества как бисероплетение.

ЗАДАЧИ

Образовательные

  •  познакомить детей с народным праздником «Деревенские посиделки», который возвращает к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа;
  •  научить детей вышивать бисером, пайэтками по ткани.

Воспитательные

  •  воспитывать чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе;
  •  воспитывать усидчивость, внимание, чувство коллективизма;
  •  воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувство уважения к труду.

Коррекционно-Развивающие

  •  развивать у детей интерес к бисероплетению, творческие способности;
  •  развивать зрительную, вербальную память, наглядно-образное мышление, речь, мелкую моторику рук.
  •  развивать чувство ритма при оформлении узора.

Оборудование рабочего места учителя

  •  образцы изделий, схемы, инструменты (ножницы, игла, игольница, воск, бисер), карточки-термины, иллюстрации головных уборов, магнитафон, запись русских народных песен "Прялица",для хоровода.

Оборудование рабочего места детей

  •  незаконченные изделия (кокошники), инструменты (ножницы, бисер, воск, нитки, салфетка для бисера)

План урока

  1. Организационный

момен

Сообщение темы, постановка цели.

-Беседа

  1.  Подготовка рабочего места.
  2.  Предварительная подготовка к практической работе.
  •  анализ образца кокошника;
  •  анализ технологии выполнения изделия;
  1.  Самостоятельная работа.
  2.  Физкультминутка.
  •  Частушки.
  1.  Проверка и оценка работ.
  2.  Итог занятия.
  3.  Уборка рабочего места.
  4.  Чаепитие.

Ход занятия «Деревенские посиделки»

Потеха - делу не помеха.

Комната украшена в виде русской народной избы (печка, прялка, скамейка, стол с самоваром и угощением, салфетки, скатерти вязаные, платки), выставка детских работ из бисера.

Под музыку « Прялица », девушки в русских народных сарафанах заходят в комнату, их встречает хозяин и хозяйка в народных костюмах

  1. Организационный момент Хозяин. - Проходите, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяйка. - Наша изба ровно тепла, на дворе метель, а у нас тепло!

Гости все:- Веселья вам да радости!

Хозяйка. - Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем! Хозяин. - У нас для каждого найдется и словечко и местечко! Удобно ли вам, гости дорогие?

                  Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость. - Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте да не в обиде.

С шуткой, песней да весельем работа спорится.

Девушки поют песню: «Золотая прялица »

Хозяин. - А теперь сядем рядком да поговорим ладком.

( Девушки садятся за стол.)

II. Сообщение темы, постановка цели.

Хозяйка – Вы, наверное обратили внимание, что наше занятие проходит в необычной обстановке. Вы в нарядных сарафанах, да и мы с Данилой нарядились, а комната наша убрана в деревенском стиле. И это не просто так.

- Мы рады приветствовать вас на деревенских посиделках!

Хозяйка. - Посмотрите друг на друга, какие вы сегодня красивые, нарядные. Давайте возьмем друг друга за руки, улыбнемся и поделимся хорошим настроением.

ИГРА "ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ"

(хозяйка передает два сигнала сжав легонько руку соседа, сосед передает два сигнала другому и т. д. сигнал по кругу возвращается к хозяйке.)

-Я поделилась с вами, а вы со мной своим хорошим настроением.

А вы хотите узнать, чем занималась молодежь длинными, зимними вечерами?

(Зажигает свечу).

БЕСЕДА.

Хозяин. Девушки и парни собирались по вечерам на посиделки- вечорки, в большой избе, пряли, вязали, вышивали, Парни плели корзины, лапти. Обязательно пели частушки, песни, рассказывали сказки, загадывали загадки.

Хозяйка. Так веселее было работать , быстрее проходил вечер, да и работа спорилась. Пряхи по ночам засиживались, а потом друг перед другом своим шитьем и вышивкой хвалились. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да любезничали.

- А где сейчас можно встретить русский народный костюм?

(В музее, на концерте, по телевизору, в театре, на нас когда мы выступаем.)

   В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду?

Хозяин. Почему они делали ее такой нарядной? Как создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное»?

(Девочки читают стих -е)

  1.    На горе-то стоит елочка,

                                                         Под горой стоит светелочка.

  1.    Во высоком новом тереме.

 Во столовой новой лавочке.

  1.    Тут сидела красна девица.

 Во левой руке держала пяличко,

 Во правой руке - иголочку.

  1.    Она шила красна девица,

 И по плису и по бархату.

  1.     По белому да коленкорчику,

Она шила красна девица,

По атласной, красной ленточке.

Хозяйка. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Посмотрите друг на друга, а почему у вас повязаны на голове ленты?

7девочка:

(Молодые девушки оставляли волосы непокрытыми. " Девичья коса - всему миру краса "Замужние женщины прятали волосы, от «дурного глаза» и от позора. Им нельзя было показываться на улице с непокрытой головой т.к. они могли принести несчастье дому:вызвать неурожай, болезни людей)

Хозяйка. Старинный головной убор и шитье делают женщину царственно прекрасной. В таком наряде можно ступать только плавно неторопливо. Вспомните строки в которых девушку сравнивают с павой:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

А сама-то величава,

  Выплывает, будто пава;

  А как речь-то говорит,

  Словно реченька журчит.

- Откуда эти строки? (А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане...")

А теперь мы с вами вспомним, как назывались головные уборы, которые носили молодые девушки и женщины. В этом нам поможет

кроссворд. Раньше на посиделках разгадывали загадки, а мы с вами разгадаем кроссворд.

КРОССВОРД:

  1.  Головной убор замужней женщины, в котором была заложена идея плодородия, продолжения рода.

(КИКА)

  1.  Как назывался свадебный головной убор невесты?

(КОРУНА)

  1.  А этот головной убор связан с птицей - белобока, называется...?

(СОРОКА)

4.Этот головной убор становится основным во многих селах и деревнях. А мы когда поем частушки, то набрасываем его на плечи.

(ПЛАТОК)

  1.  Этот головной убор был сделан из тонкой металлической ленты, на концах были крючки для шнурка. Его завязывали на затылке молодые девушки.

(ВЕНЕЦ)

  1.  Как назывался головной убор, который носили маленькие девочки на лбу?

(ТЕСЕМКА)

У нас раскрылось слово по диагонали

  1.  Это самый распространенный вид праздничного головного убора, а означал он слово - курица от слова "коко" и походил на гребень.

(КОКОШНИК)

Ведущая:

Кокошники были очень красивы, разнообразны по форме и характеру украшений (украшали их речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями) Давайте еще раз посмотрим на эти головные уборы.

(Вед. показывает иллюстрации с изображением кокошников) Украшение головного убора - не пустая забава. Это были передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл.

-Что наносили мастерицы на головные уборы?

(солнце, звезды, птиц, необыкновенные цветы)

Итак, головные уборы связаны с образом неба. А ленты, спускающиеся вниз, иногда сплетенные из бисера символизируют -ЧТО?

Отгадайте загадку.

 Кто всю ночь по крыше бьет,

 Да постукивает,

И бормочет, и поет,

 Убаюкивает?

(ДОЖДЬ).

  •  Молодцы, правильно. Мы с вами тоже знаем этот язык. Давайте вспомним и поиграем в игру:

"ТАЙНЫЕ ЗНАКИ"

  •  Я показываю элемент и называю, что он может означать, а вы внимательно слушаете. Если он совпадает то вы хлопаете в ладоши, и я знаю, что это правильный ответ. Чем громче, тем больше вас знают верно. Если называю неправильно, вы не хлопаете.
  1.  Солнце, земля, плодородие.
  2.  Обереги, дорога жизни, дом.
  3.  Дорога, солнце, вода.
  4.  Оберег, дом, вода.
  5.  Дерево жизни, вода, солнце.
  6.  Дом, птица счастья, оберег
  7.  Солнце, дорога жизни, птица пава.
  8.  Дорога, вода. Берегиня.

- Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

  1. Подготовка рабочего места.

А теперь мы с вами все вспомнили, повторили и должны закончить нашу работу. До вышивать кокошники!

Посмотрите сколько опасных предметов лежит вокруг! Если не соблюдать технику безопасности, то можно пораниться самому или поранить соседа. Прочитайте плакат который вы видите:

"ИГОЛКИ, НОЖНИЦЫ, НОЖИ КОЛЮТ БОЛЬНО, КАК ЕЖИ!"

Сегодня на занятии мы будем работать все вместе, нам очень понадобится весь наш запас дружбы, товарищества в труде, аккуратность в работе.

  1. Предварительная подготовка к практической работе.
  •  Посмотрите все ли у вас есть для работы?

(Кокошник, салфетка для бисера, пайэток, ножницы, иголка, воск, нитки, бисер)

  •  Как насыпаем бисер на салфетку?

(Небольшими частями, аккуратно, чтобы не рассыпать)

  •  Для чего нам нужен воск?

(Чтобы вощить нитку и она не путалась,а бисер ложился плотно)

  •  Что нам осталось пришить на кокошник?

(Пайэтки)

У каждого из вас свой узор,который мы придумали.Желаю вам удачи! Кому что не понятно, спрашивайте?

(Звучит Русская Народная Музыка)

девочки вышивают

  1.  Физкультминутка.

Ведущий.

      - Ой, девчата!

Та-ра-ра!

Спеть частушки нам пора!

(девочки выходят с платками и поют частушки)

Все:    Хорошо пропелись песни

Милые подружки.

               Только что за посиделки,

               Если нет частушки!

1. Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла-

Я не удержалася!

2. Я плясала в три ноги,        Потеряла сапоги.                  Оглянулася назад - ’ Сапоги мои лежат.

3. Не стой милый, у порога,

Проходи на лавочку.

Не стесняйся ты меня.     Отодвинь ты прялочку!

4. Мы демидовски девчата Мы нигде не пропадем! Если надо - мы станцуем Если надо - мы споем!

5. Вышивала полотенце Утушкой и петушком. Утирайся мой хороший Утречком и вечерком!

6. Чтож на свиданье не пришел?

    Или брюки не нашел?

    Ты бы дедовы надел

Да пришел бы, посидел!


                                7. Черноглазая я

Долго собиралася:

Чуть в квашне не потонула –

                                 За края держалася.

8.У меня четыри шали,

                                 Пятая пуховая!

                                 Не одна я боевая –

                                 Вся семья веселая.

                               9. Я поеду на базар,

                                Куплю Кате сарафан,

                                Сарафанчик дорогой,

   Вкруг подолу с бахрамой!

Все:        Мы        пропели        вам        частушки

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим Чтобы вы похлопали!

Хозяйка. Молодцы, порадовали нас! Вот так работа переходила в частушки, частушки в работу!

Хозяин. Веселей не зевай

И работу продолжай!

(Девушки садятся на свои места и заканчивают свою работу)

  1. Проверка и оценка работ.

Все сделали кокошники? Молодцы, вы настоящие мастерицы! А теперь

поднимите вверх свои кокошники и покажите друг другу. Посмотрите, какие у нас яркие получились, нарядные головные уборы. Их теперь можно повязать на голову и завести хоровод! Чтобы все смогли полюбоваться на вашу работу. Нам теперь очень пригодятся праздничные головные уборы для выступления.

Хозяин. Собирайся народ!

В хоровод!В хоровод!

Кто работы не боялся?

Тот и пляшет, и поет.

(девочки танцуют хоровод)

  1.  Итог занятия.

Хозяйка. Вот и посидели Вот и погуляли.

Про головные уборы русские Много мы узнали.

- Потрудились вы на славу. А теперь мы вас приглашаем на чаепитие.

  1.  Уборка рабочего места.

А теперь уберем все на свои места и накроем стол (дежурный убирает все на место, остальные помогают накрыть стол)

  1.  ЧАЕПИТИЕ.

Хозяйка.

Посидеть за самоваром рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар пыхтит, искрится щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица он своею добротой  

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного крутого самоварного чайку.

Игра "Как у дяди Трифона"

Хозяин.

- Собирайся народ.

Становись в хоровод.

Без толчеи, без спешки.

Все:

Вас сегодня ожидают "Русские потешки"

(Девочки берутся за руки идут по кругу и поют)

Как у дяди Трифона Было восемь детей,

                                                   

Было восемь детей,

    Было восемь дочерей.

Они не пили, не ели,

    Друг на друга глядели,

   Разом делали вот так...

(Ведущий стоит в центре круга он хлопает в ладоши, прыгает на одной ноге и т. д.), а играющие повторяют его движения. Тот кто зазевался становится в круг.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тюбетейка- головной убор и символ"

Наш лицей-интернат №5 ОАО «РЖД» г. Красный Кут многонационален. Учатся у нас русские, казахи, белорусы и татары, корейцы и армяне, башкиры и украинцы, узбеки и латыши, арабы и немцы, чеченцы и молдава...

Развитие устной речи "Головные уборы" 2 класс

Развитие устной речи "Головные уборы" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью...

Презентация к уроку ИЗО 4 класс по УМК "Планета знаний". Тема урока "Народный костюм. Ансамбль женского костюма.Головные уборы"

В презентации размещены  сведения о национальном русском женском костюме(его разновидностях: севрном и южном), сарафанном комплексе, кокошнике....

Презентация на тему "Головные уборы".

В презентации рассказывается о:- истории возникновения головных уборов;-разновидности головных уборов;-кто и какие носил головные уборы....

Головные уборы

Презентация в которой представлены названия головных уборов, включая те,которые уже почти не носят...

Головные уборы

Урок технологии "Головные уборы"...