"В гости к самовару"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Аркадьева Ирина Юрьевна

Конспект занятия для детей 3 класса. Помогает развить у ребят интерес и уважение к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konmpekt_v_gosti_k_samovaru.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Развивающего занятия в ГПД на тему:

«В гости к самовару».

Цели: знакомство детей с национальными традициями; воспитание интереса и уважения к русской культуре.

Оборудование: элементы декораций; костюмы, музыкальное сопровождение.

План работы:

I. Приветственное слово воспитателя. Песня: «Самовар пых-пых» (поют дети).

1. Стихи скоморохов.

II. Историческая информация о чае.

1.Польза чая.

2. Стихотворение «Чай».

3. Рассказ о чае:

а) «Древний чай»;

б) «Выращивание чая».

в) «Путешествие чая по миру».

г) «Чай попадает в Россию».

д) «Подарок хана».

е) «Целительная сила чая».

III. Секреты чая.

1. Инсценировка: «Раз прислал мне барин чаю».

2. Выводы ученых.

3. Стихотворение «Лекарство от простуды».

4. Чайные частушки.

IV. Самовар.

1. Рассказ о самоваре.

2. Обычаи русского народа.

3. Стихи о самоваре.

V. Пироги.

1. Стихи о пирогах.

2. История слова «пирог».

3. Инсценировка потешки «Пирожок».

VI. Пряники.

1. Стихи о пряниках.

2. Рассказ о пряниках.

3. Песня «Пряники».

VII. Блины.

1. Стихи о блинах.

2. Рассказ о блинах.

3. Песня «Блины».

VIII. Конкурс загадок.

IX. «Стол скорее накрывай…»

1. Песня о чайном празднике.

2. Приглашение к столу: «Чудо-чай наливай!» Стихи.

3. Чаепитие.

Ход мероприятия.

I. Приветственное слово воспитателя:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем мероприятии, тема которого: «В гости к самовару!» Дети из 3 «А» класса приготовили для вас праздник и рады будут показать вам свои номера.

Песня «Самовар пых-пых».

1. Стихи скоморохов.

Скоморох 1.

        Здравствуйте, здравствуйте,

        Гости дорогие!

        Люди свойские, простые.

        Заходите, проходите

        Чайку свежего откушать,

        Наших сказочек послушать.

Скоморох 2.

        Не толпитесь у дверей-

        Проходите поскорей.

        Ждут вас с чаем, ребятишки,

        И баранки, и коврижки.

Скоморох 1.

        Это все для вас, гости дорогие!

        Калачи, ватрушки, пышки.

        Налетайте, разбирайте.

        Сладким чаем запивайте.

Скоморох 2

        Все на праздник к нам спешите

        И друзей с собой берите!

        Всех гостей мы угощаем

        Ароматным крепким чаем!

Все (хором)

        К нам, смотри, не опоздай,

        А не то остынет чай.

Скоморох 1

        Всех сегодня приглашаем

        С нами петь, играть, плясать

Скоморох 2

        Но в начале предлагаем

        Наше меню на сегодня узнать.

Воспитатель: Итак, наше познавательно-развлекательное меню таково. На первое – историческая информация о чае и самоваре. На второе – русские национальные блюда. На третье – песни, танцы, частушки, потешки и чаепитие.

II. Историческая информация о чае.

1. Польза чая

Воспитатель: Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем незаменим, как и хлеб.

2. Стихотворение «Чай»

        Чай горячий, ароматный

        И на вкус весьма приятный,

        Он недуги исцеляет

        И усталость прогоняет.

        Силы новые дает

        И друзей за стол зовет.

        С благодарностью весь мир

        Славит чудо-эликсир.

3. Рассказ о чае:

А) «Древний чай».

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Чай там ценился очень высоко, императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах.

Б) «Выращивание чая».

Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.

В) «Путешествие чая по миру».

Начиная с XVIII в. Чай начал свое путешествие по миру. На первых порах не все умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу. А вот в старину в России вместо чая заваривали листья земляники, смородины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

Г) «Чай попадает в Россию».

А как чай попал в Россию? В 1638г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знаменитого обеда гостей поили каким-то терпким горьким напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, а потом уже пьют, называя чаем».

Д) «Подарок хана».

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины, изумительный черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 2000 мешочков чая. Русские послы пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, мешков, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе.

Е) «Целительная сила чая».

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целительной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

III. Секреты чая.

1.Инсценировка: «Раз прислал мне барин чаю…»

        Раз прислал мне барин чаю

        И велел его сварить.

        А я отроду не знаю,

        Как проклятый чай варить!

        Взял тогда налил водички,

        Кинул чай я весь в горшок,

        Да приправил перцем, луком

        И петрушки корешок.

        Гости с барином плевались,

        Сам он ажно озверел,

        И отправив на конюшню,

        Меня выпороть велел.

        Долго думал, удивлялся:

        Чем же мог не угодить?

        А потом-то догадался –

        Чай забыл я посолить.

2. Выводы ученых.

Воспитатель: Вот такие курьезные истории случаются иногда с теми, кто не умеет заваривать чай. Учеными давно установлено, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде.

3. Стихотворение «Лекарство от простуды».

        Я хочу открыть секрет

        И полезный дать совет:

        Если хворь с кем приключится,

        Чаем можете лечиться.

        Чай всех снадобей полезней,

        Помогает от болезней.

        Чай в жару нас освежает,

        А в морозы согревает.

        И сонливость переборет,

        И с усталостью поспорит,

        Сокрушит любой недуг,

        Чай здоровью – лучший друг.

4. Чайные частушки».

        Эй, девчата-хохотушки,

        Запевайте-ка частушки!

        Запевайте поскорей,

        Чтобы стало веселей.

        На столе у нас пирог,

        Пышки и ватрушки.

        Так споем же под чаек

        Чайные частушки!

        Приходите чаевать

        Поскорее гости,

        И душистого опять

        Чаю в чайник бросьте.

        На столе лежат баранки,

        Самовар уже кипит.

        Черный чай сухой в жестянке,

        Словно гвоздики, звенит.

        Чай с вареньем и лимоном,

        С кренделями и поклоном!

        После бани свежий чай

        Русским удальцам подам!

        Он бальзам от всех болезней,

        И напитка нет полезней!

        Кто здоровым хочет быть,

        Больше чая надо пить.

        Ой, чай, крепкий чай,

        Пейте чай-чаечек,

        Чтобы радость приносил

        Каждый день-денечек!

        Посидеть за самоваром

        Рады мы наверняка.

        Ярким солнечным пожаром

        У него горят бока.

IV. Самовар.

1. Рассказ о самоваре.

В XVIII в. В России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

2, Обычаи русского народа.

Воспитатель: В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешки, балалайка, расписная хохломская посуда. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости и решали семейные дела.

3. Стихи о самоваре.

        Самовар гудит, шумит.

        Только с виду он сердит.

        К потолку пускает пар

        Наш красавец-самовар.

        Самовар пыхтит, искрится –

        Щедрый, круглый, золотой.

        Озаряет наши лица

        Он своею добротой.

        

        А самовар, как верный друг,

        Все споры слушал молчаливо

        И пар струистый выпускал.

        Иль вдруг на наш рассказ бессвязный

        Какой-то музыкою странной,

        Как собеседник, отвечал…

                        И. Никитин

V.  «Пироги».

1. Стихи о пирогах.

        В деревне Пирогово

        Жили скоморохи.

        Ели скоморохи

        Пироги с горохом.

        И с капустой, и с картошкой,

        И с калиной, и с морковкой.

        Гости, угощайтесь.

        Ешьте, не стесняйтесь!

        Ставим пироги на стол.

        Ах, какие пироги!

        Что за угощенье:

        И румяны, и мягки,

        Всем на удивленье!

2. История слова «Пирог».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что слово «пирог» образовано от слова «пир»? Первоначальное слово «пирог» означало «праздничный хлеб».

3. Инсценировка потешки «Пирожок».

        Мальчик 1. Мы с тобой шли?

        Мальчик 2. Шли.

        Мальчик 1. Пирожок нашли?

        Мальчик 2. Нашли.

        Мальчик 1. Я тебе его дал?

        Мальчик 2. Дал.

        Мальчик 1. Ты его взял?

        Мальчик 2. Взял.

        Мальчик 1. А где же он?

        Мальчик 2  Кто?

        Мальчик 1. Пирожок.

        Мальчик 2. Какой пирожок?

        Мальчик 1. Мы с тобой шли?

        Мальчик 2. Шли.

        Мальчик 1. Ты пирог ел?

        Мальчик 2. Нет, не ел.

        Мальчик 1. А вкусный он?

        Мальчик 2. Очень!

VI. Пряники.

Воспитатель: Знаменитым русским угощением были пряники.

1. Стихи о пряниках.

        Пряники, русские пряники.

        Пряничные избы, дома-терема.

        Часы, пастухи, паровозы,

        Рыбы, коровы, медведи и козы,

        Петухи и чудо-птицы,

        Вот какие небылицы!

        Пряники печатные,

        До того нарядные!

        Мы не сразу их съедим,

        А сначала поглядим!

2. Рассказ о пряниках.

Воспитатель: Пряники – одно из самых любимых лакомств у людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусные и ароматные, в тесто добавляли различные пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику, ваниль.  Теперь понятно, что слово «пряник» образовано от прилагательного «пряный».

3. Русская народная песня «Пряники».

VII. «Блины».

1. Стихи о блинах.

        Какой же славный стол накрыт!

        И самовар давно кипит!

        Чего же на этом столе не хватает?

        Блинов! Веселья без них не бывает!

        Разве может русский стол обойтись без блинов?

        Ах, блины да соленые, да сладкие, да масленые!

        Сколько ж их на свете есть -

        Невозможно перечесть!

2. Рассказ о блинах.

Воспитатель: А ведь, и правда, блины – одно из самых древних изделий русской кухни, известное еще с языческих времен – с IX в. наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе, значит, само светило благословит начинание. Называлось тогда это замечательное блюдо «млин» от слова «молоть», т.е. изделие из намеленного зерна.

        Вы блины на здоровье себе кушайте,

        Да о них повнимательнее песню слушайте!

4. Исполняется русская народная песня «Блины»

VIII. Конкурс загадок.

        В брюхе – баня,

        В носу  - решето,

        На голове  - пупок.

        Все одна рука,

        И та – на спине. (Чайник)

        Бел, как снег,

        В чести у всех.

        В рот попал –

        Там и пропал. (Сахар)

        Что на сковороду наливают,

        Вчетверо сгибают,

        Да в сметану макают? (Блин)

        Сверху дыра,

        Снизу дыра,

        А посередине – огонь да вода. (Самовар)

        

        Ножек четыре,

        Шляпок одна.

        Нужен, коль станет чаевничать вся семья. (Стол)

        Маленькое, сдобное

        Колечко съедобное.

        Я одна тебя не съем,

        Разделю ребяткам всем. (Бублик)

IX. «Стол скорее накрывай…»

  1. Песня о чайном празднике на мотив песни «Голубой вагон».

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

        Будем рады чаем угостить.

        Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

        Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

        Скатертью, скатертью

        Стол скорей накрывай.

И наливай-ка всем

        Ароматный чай.

        Знаем: лучше доктора серьезного

        Лечит чай и скуку, и тоску.

        Приглашаем малыша и взрослого

        Выпить ароматного чайку.

  1. Приглашение к столу.

Воспитатель: Ребята, пришла пора заканчивать наш праздник. Давайте подведем итог всему сказанному. Мы сегодня с вами познакомились с национальными традициями русского народа, с его культурой, узнали много нового и интересного Русские люди всегда считались очень гостеприимными и встречали гостей с самоваром и угощениями. А пока наши гости пели и плясали, самовар давно закипел

        Наш большущий самовар

        Весь горит, как птица-жар.

        Кран-верток открывается,

        Чудо-чай наливается.

Пришло время и нам отведать столь полезный и ароматный напиток, о котором мы говорили с русскими национальными угощениями. Прошу всех к столу!

X. Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В гостях у самовара"

Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к  русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, форми...

Сценарий праздника "В гостях у самовара"

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся  с целебными свойствами чая, расширяет кругозор учащихся, прививает навыки этикета. является итоговым мероприятием работы над коллективным проектом "В го...

Классный час "В гости к самовару"

Цель данного классного часа:  - познакомить с историей возникновения самоваров на Руси,                          ...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Презентация к внеклассному мероприятию "В гостях у самовара"

Яркая, красочная презентация позволит не только продемонстрировать  учащимся богатство росписи и разнообразие самоваров, но и расскажет о его истории, а также познакомит с самыми разными необычны...