Главные вкладки

    Внеклассное занятие "Мой дом - моя семья"
    план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему

    Олина Ирина Борисовна

    Внеклассное занятие способствует доведению до сознания детей того, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Олина Ирина Борисовна

    ГБОУ СОШ  №123 г. Санкт – Петербург

     Воспитатель ГПД           

                  “Мой дом- моя семья”

    Цель:    

           доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия

     Задачи: 

           раскрыть понятие «семья»,  выявить её особенности, познакомить с правом ребенка на семью, гарантированного ему Конвенцией ООН, познакомить с обязанностями членов семьи.

           развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

           воспитывать уважение к членам своей семьи,  эстетический вкус.

     Оборудование:

         Мультимедийный проектор и доска, компьютер, планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, обязанностями членов семьи, вырезанные фигурки домиков, вырезанные картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки, дяди, тети, карандаши, фломастеры, карамельки для награждения лучших работ.

     

    Ход занятия.

    1. 1  Включаем и смотрим отрывок из мультика ”Белка-Стрелка – озорная семейка”.

    2  Наводящие вопросы:  о ком мультик, кто его герои, что их объединяет-они вместе живут, они родные т.е. они- семья.

    3  А вот еще один герой-вы его узнали-Лунтик, смотрим отрывок из мультфильма,  где он затрудняется-что такое семья, а вы можете объяснить? Помогите Лунтику.

    4  Ребята пытаются объяснить что же такое семья.

    5  Вы наверное догадались о чем мы сегодня будем говорить.

     
    2. Сообщение темы урока.

    У меня есть мама,

    У меня есть папа,

    У меня есть дедушка,

    У меня есть бабушка,

    А у них есть я.

    Что это?            СЕМЬЯ.

    Сегодня мы поговорим о семье. (На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ.)

     

    3.Беседа с детьми.

     

    - В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

     1.Как вы понимаете слово семья?

    Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).

     

    В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества

     2 О семье придумано много пословиц и поговорок, вы наверное их слышали:

    “Вся семья вместе, так и душа на месте”, “На что и клад, коли в семье не лад”, “Мир и лад – доброй семьи уклад”.

    Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

    3 У каждого члена семьи есть свои права и обязанности. это очень нужные и важные правила, без которых не может существовать ни одна семья. А всегда ли все выполняют свои обязанности в семье?

    Давайте сыграем в игру “ разрешается-запрещается”, я буду читать стишки, а вы подбирайте подходящее слово

    С мамой дети должны жить, ей цветы всегда дарить, это(разрешается)

    Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно мне для жизни, то я буду выбирать, это(разрешается)

    Подарить ребенку жизнь маме(разрешается)

    Вот стоит в углу мальчишка, плачет, надрывается, бить, наказывать ребенка строго(запрещается)

    Петь, рисовать, танцевать, уроки в школе посещать,свои таланты развивать, это(разрешается)

    Итак, мы справились с заданием, и какие мы можем назвать права, на которые имеет право ребенок? Права ребенка в семье: право на жизнь; право бесплатно посещать школу; право жить с родителями в любви, заботе и защите; право на защиту от жестокости; право воспитываться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях; право на имя, фамилию, отчество, принадлежность к стране; право на хорошее питание, жилище и мед. обслуживание.

    А знаете где записаны эти правила? Эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются “Конституция”, ”Декларация прав ребенка”, ”Конвенция ООН о правах ребенка”. Этих прав много, их нужно знать, соблюдать и выполнять взрослым и детям. Наравне с правами мы всегда должны помнить об обязанностях.

    Обязанности ребенка в семье: хорошо учиться; помогать по дому; заботиться о старших; стараться самому обслуживать себя; заботиться о младших; не кричать на взрослых; слушаться родителей.

    А теперь еще раз поработаем в группах: на доске вывешены карточки,на которых написаны обязанности, задача каждой группы-распределить эти обязанности среди в членов семьи,

    1 группа-обязанности мамы,2-папы,3-детей.(см. приложение)

     Семья может быть большая и маленькая(только мама и ребенок), многодетная(более 3-х детей) и немногодетная, главное чтобы  семья была дружной.

    4.Скажите, дети, какая семья называется дружной?

    На доске:                                   Дружная семья.

     

    (Дети называют признаки дружной семьи).

     

    О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

     

    Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья». 

       Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

     

     На доске    

    Понимание

    Любовь

    Уважение

    Доверие

    Доброта

    Забота

    Помощь

    Дружба

    Прочтём названия этих качеств.  Запомните, ребята, эту легенду.

    Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие.  А значит, все будут счастливы.

    Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

    Например, у вас в семье происходит какое-то событие (рождается младший братик, приезжают издалека родственники и т.д.)вы стремитесь сфотографиривать,чтобы надолго оставить память о дорогих людях, к стати, составлять и хранить семейные альбомы – это традиция, которая прочно вошла в нашу жизнь.

    Отмечать семейные праздники – это  тоже традиция. одной из русских традиций – было застолье, за столом собирались гости, хозяева их угощали разными вкусностями. А какие у вас в семье любимые праздники? Какие кушания появляются на ваших праздниках, став традиционными? Дети отвечают.

     

    5. Физкультминутка.

     Игра “Веселая змейка”. Дети становятся друг за другом. Под музыку ведущий  выполняет свое движение в один виток змейки, а остальные за ним повторяют, затем водящий уходит в конец змейки, ведущим становится следующий, он  выполняет свое движение и потом также уходит в конец змейки и т.д. движения не должны повторяться.

    6.Как вы понимаете пословицу

    “В гостях хорошо, а дома лучше”,

    “И стены в доме помогают”

    А эту?

       Родной дом-это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и  детство в нем, и сказки, и домовой. Звучит отрывок из песни “Родительский дом”

    Когда строят дом? Когда надо где-то жить, когда создается семья.

    У нас тоже есть большой домик(вырезана фигурка домика из листа А4),но в нем еще никто не живет, давайте, ребята, заселим этот домик(также вырезаны картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки ).Дети отгадывают загадки и заселяют домик.

    Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит и заботится о вас, не смыкая ночью глаз.(мама)

    Ему взберусь на плечи, и площадь вся видна, и лучше нет на свете лошадки для меня.(папа)

    Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? очень модная девченка, моя старшая(сестренка)

    Я у мамы не один, у нее еще есть сын, рядом с ним я маловат, для меня он старший( брат)

    Кто веселый карапузик? шустро ползает на пузе, удивительный мальчишка, это младший мой (братишка)

    Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной любимый (дед)

    Кто ж носки нам свяжет, сказку старую расскажет, с медом даст оладушки, это наша (бабушка)

    Мамы старшая сестра- с виду вовсе не стара, с улыбкой спросит “как живете”? кто в гости к нам приехал?(тетя)

    Кто же с маминой сестрой приезжает к нам порой, на меня с улыбкой глядя, “здравствуй”, говорит мне (дядя)

    7 Молодцы, ребята, а теперь возьмите такие же домики и по селите туда свою семью, нарисуйте в этом домике членов вашей семьи, потом устроим выставку ваших семейных домиков, выберем лучшие.

    4. 1 Оценка других и самого себя

     Устраиваем выставку работ, каждый подходит и ставит по одному баллу двум любым понравившимся работам(можно своей), подсчитываем баллы, награждаем лучших.

        5 Рефлексия

    Какие чувства, эмоции вы испытывали на сегодняшнем занятии? Какое открытие вы сделали для себя сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Что очень понравилось, а что не очень?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по этической грамматике "Мой дом - моя семья"

    Отличное знание ведущих  предметов в школе ещё не есть залог самого главного - формирование нравственной личности. Поэтому слова Аристотеля: "Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравствен...

    Классный час "Мой дом - моя семья"

    Коснуться духовного мира детей в условиях их жизни в семье....

    Классный час "Мой дом - моя семья"

    Коснуться духовного мира детей в условиях их жизни в семье....

    Классный час "Мой дом - моя семья"

    Классный час  посвящён вопросам ценностного отношения к семье, воспитанию гармоничного образа семьи. Проект имеет практичическую направленность: проведена акция милосердия "Благотворительный порт...

    Классный час "Мой дом, моя семья"

    Классный час посвящён вопросам ценностного отношения к семье, воспитанию гармоничного образа семьи. Мероприятие имеет практическую направленность: проведена акция милосердия "Благотворительный портфел...

    Занятие по этике "Мой дом - моя семья"

    Данная разработка способствует совершенствованию культуры нравственного поведения учащихся....

    Мастер-класс "Мой дом, моя семья"

    Разработка  мастер-класса по теме "Мой дом. моя семья".Расчитана на   детей 1 класса  для внеурочного занятия "Край, в котором я живу", но переделана немного на педагогов, для педконфер...