Воспитательная система"Цветик-семицветик "
методическая разработка (2 класс) по теме

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитательная система910.77 КБ

Предварительный просмотр:

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
           СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

   ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ   СИСТЕМА   КЛАССА

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

                                                          Автор :  учитель начальных классов,

                                                          Бурмистрова Ирина Ивановна.

                             Н.Новгород, 2014-2015 уч.год.


Содержание

стр.

Обоснование…………………………………………………………………..       3

Аналитическая справка ……………………………………………………..       5                                   Концептуальные основы ВСК ……………………………………………         18                                              Нормативно-правовая основа ВСК ………………………………………..      20                   Цель и задачи системы ……………………………………………………….   21                                        Ожидаемые результаты . . … …………………………………………………  22                                                                             Механизм реализации ……………………………………………………….    24                                         Управление и мониторинг ……………………………………………………  45                                                                          Список литературы…………………………………………………………........55 Приложения ……………………………………………………………………..56

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

ОБОСНОВАНИЕ

Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно…

                                                                                                               А.С. Пушкин

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Сейчас наше государство уделяет пристальное внимание системе образования и воспитания. Я как педагог наблюдаю системные изменения в данном общественном институте, связанные с введением ФГОС, а также в свете нового Закона «Об образовании». В данных нормативных документах представлен государственный заказ. Современное государство нуждается в компетентных гражданах, любящих свою Родину, готовых создать крепкую семью, способных и готовых трудиться на общее благо.  Решение данных задач является актуальным в свете традиционно российского патриотического сознания.В Стратегии 2020 и Указе Президента РФ от 1 июня 2012 года отмечается[1],что в условиях сокращения численности населения именно качество человеческого потенциала может позволить России быть конкурентоспособной и адекватно ответить на вызовы постиндустриальной эпохи. Действительно, любому обществу необходимы граждане, прежде всего: здоровые, мужественные, грамотные, а также – дисциплинированные. Я, как человек любящий свою страну, полностью разделяю тревоги государства о подрастающем поколении. Поэтому,  считаю своим долгом – воспитывать патриотов, то есть тех людей, которые любят свою страну, гордятся ее историей. Как педагог я понимаю, что решить данную задачу я могу только в партнерстве с семьёй, где каждый родитель должен вместе со своим ребенком включаться в общественно-полезнуюдеятельность, вместе со школой идти в ногу, быть её партнером в деле воспитания подрастающего поколения.

Как видно из нормативных документов и Закона «Об образовании», наше государство заявило об усилении роли семьи в процессе воспитания ребёнка.

        Младший школьный возраст является важнейшим периодом, влияющим на становление эмоционального мира личности и нравственного опыта ребенка. И я, как педагог, считаю необходимым проводить в первую очередь работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся, так как это является основой формирования способности ребенка сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Духовно-нравственное развитие личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества школы с семьей и общественными организациями. На современном этапе родители, в силу своей занятости или педагогической некомпетентности, перекладывают проблемы воспитания ребенка, его развитие на плечи учителей. Однако духовно-нравственное развитие личности начинается именно в семье. И перед педагогом стоит еще одна сложная задача – сформировать дружный родительский коллектив, готовый стать его партнером в деле развития личности.

        Как учитель начальной школы считаю, что первоклассник входя в новый мир - школу -  должен получить всё необходимое для его дальнейшего личностного развития.

        Учитывая все выше сказанное, классным руководителем совместно с коллективом родителей и детей, была разработана воспитательная система «Цветик-семицветик», направленная на формирование социально активной, духовно-нравственной, творческой личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Система создает условия для развития индивидуальных способностей ребенка и позволяет рационально распределить усилия при организации воспитательного процесса, сформировать лицо класса, его неповторимый облик.

Учащиеся совместно с классным руководителем придумали название воспитательной системе « Цветик – семицветик» и объяснили его так :

Цветок – символ прекрасного, весны, возрождения, желания создавать, созидать ради своего отечества, своей земли, своей Родины.

«Цветик – семицветик» - яркость, многообразие, вариативность…

АНАЛИТИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

Аналитическая справка была составлена при использовании следующих методов: анкетирование, опрос, включенное наблюдение, беседа с воспитателями дошкольных учреждений, беседа с учителями предметниками, медицинскими сотрудниками школы ; при содействии  службы СППС.

 Во 2 «Г» классе 28 человек: 16 мальчиков и 12 девочек.

По своему развитию класс делится на 3 группы:

        13 человек – дети уравновешенные. Быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Быстро усваивают учебный материал. Любознательны, развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая и моторная память. Любят рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Развито логическое мышление. Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Большой словарный запас.  Любят читать. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им. Это дети с высоким уровнем обучения.

        9 человек – дети, у которых преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется 1- 2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они требуют к себе постоянного внимания и контроля со стороны учителя и родителей. Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, имеют хороший словарный запас, но затрудняются выполнять творческие работы. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся. В конечном результате учебный материал усваивают. Эти дети обладают средним уровнем обучаемости.

        6 человек – дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. У этих детей процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа. Им необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением каждого действия, рассуждения, что сделать вначале, что потом. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, самоконтроле, контроле со стороны учителя. Эта группа детей плохо читает, имеет небольшой словарный запас,  затрудняется рассказывать, обобщать, делать выводы. Это дети с низким уровнем обучаемости.

        В эмоционально-волевой сфере класс в целом уравновешен. Учащиеся способны к волевому усилию. Происходит процесс формирования дружного коллектива. Дети охотно общаются друг с другом, помогают друг другу. Многие общаются и во внеурочное время.

        Ещё в  1 классе во время уроков, внеклассных мероприятий и родительских собраний я заметила, что коллектив родителей и детей разнообразный и достаточно сложный. В ходе совместной работы и детям, и родителям не хватало сплоченности.  

Согласно анкетированию,совместно с СППС, составлен социальный паспорт класса.

Необходимо отметить, что все дети из благополучных семей, нет в классе детей асоциального поведения, нет состоящих на внутри школьном учете.

        Основываясь на нормативные документы и новый Закон «Об образовании», где сказано об усилении роли родителей в процессе воспитания детей, стало очевидно, что необходимо провести целый ряд мероприятий для выяснения реальной картины взаимодействия,взаимосуществования, взаимопонимания родителей и детей моего класса.

  На основании проведенных исследований:

  • тест для родителей «Я и мой ребёнок»;
  • тест для учащихся «Рисунок семьи»( Приложение №1);
  • анкетирование родителей по методу «Рациональное использование свободного времени учащимися».

Были сделаны следующие выводы:

1)входная диагностика

       Совместная деятельность родителей и детей моего класса строится, в основном, на основе выполнения домашнего задания .

       Такой важный показатель, как обсуждение событий прожитого дня, обмен мнениями, прожитыми эмоциями,что, несомненно, является важнейшей составной частью семейного воспитания, нашел отражение только в 16% семей, что на мой взгляд просто не допустимо!

       Следующий показатель – занятия спортом, на мой взгляд, совместным (в большинстве семей) назвать очень трудно, так как большинство родителей при опросе посчитали, что сопровождение детей до спортивной секции или бассейна и обратно, и есть совместное времяпрепровождение с ребёнком, что разумеется таковым не является.

        Поездки и походы,казалось бы самые увлекательные варианты совместной деятельности взрослых и детей, однако как оказалось, что и данные возможности не реализуются. На мой вопрос адресованный родителям: «ПОЧЕМУ?» я услышала банальные ответы: нет времени, много дел, не достаточно средств.

        Проведённая работа обнажила целый ряд проблем взаимоотношений родителей и детей, решение которых, безусловно найдёт отражение при постановке целей и задач,а так же в процессе реализации данной воспитательной системы.

Занятость учащихся во внеурочной деятельности МБОУ СОШ №32,

                                      в соответствии с ФГОС.    

        Если сравнить показатели занятости во внеурочной деятельности учащихся в начале 1-го класса и в начале 2-го класса,то можно сделать следующие выводы:  количество ребят, занятых во внеурочное время уменьшилось,т.к. время учебных занятий переместилось на вторую смену.

        Поэтому совместно с рекомендациями школьного психолога, службы СППС, классного руководителяучащиеся в соответствии с выявленными проблемами выбрали занятия в ЦДО Приокского района, проходящие в утренние часы. Так, например, Горохову Леониду было рекомендовано посещение кружка «Юный техник»,с целью развития мелкой моторики; Стенюшкину Илье было рекомендовано посещение логапедических занятий, с целью развития речи,четкости произношения,улучшения слухового восприятия; Линькову Денису было рекомендовано посещение занятий по футболу (стадион «Радий»), с целью адаптации ребёнка в детском коллективе,приобретению навыков общения со сверстниками.

        Было проведено анкетирование родителей по методу «Рациональное использование свободного времени учащимися». При обработке данных, выяснилось, что ребята стараются правильно организовывать своё свободное время и активно участвовать в КТД класса и школы.

Уровень сформированности духовно- нравственных представлений

 и коммуникативных навыков.

          Очень важным показателем развития личности человека, являютсядуховные ценности (этические, эстетические, мировоззренческие, научные),которые удовлетворяют потребности людей (различных социальных групп) в совершенствовании, развитии их духовного мира, в насыщении сознания и души человека знаниями,чувствами и идеалами.

       Для выявления уровня сформированности духовных ценностей у учащихся, был проведен опрос:

  • по методике «Дом моей души»(Приложение №2).

В ходе которого была выявлена проблема всё более возрастающей бездуховности у учащихся.

Проводилась работа по изучению нравственных представлений и коммуникативных навыков у учащихся:

  • по методике «Какой Я?»(модификация методики возрастающейО.С.Богдановой),целью которой являлось выявление уровня нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.(Приложение №3).

Выявление уровня осознанности нравственных категорий и                        адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.

  1. входная диагностика.

Очевидно, что учащиеся знакомы с основными нравственными понятиями (добро и зло, трудолюбие и лень, вежливость и грубость, справедливость и т.д.). Хотя подавляющее большинство из них имеют завышенную самооценку. Это на мой взгляд связано с тем ,что большинство учащихся единственные дети в семье, это «залюбленные» дети. Только один ученик, Беляев Николай, имеет адекватную самооценку. Этот ребёнок из многодетной семьи. И один, Линьков Денис, имеет заниженную самооценку. Это связано с проблемами плохого поведения, плохих коммуникативных навыках, часто оказывается в ситуациях, где его поступкам дают негативную оценку.

  • по методике «Рукавички» (Г.А. Цукерман ),целью которой является выявление уровня сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества.( Приложение №4).

 

        Имеются представления и о правилах взаимоотношений. Большинство учащихся имеют высокий и средний уровень коммуникативных навыков и только 8% - низкий. Однако несмотря на такие довольно хорошие показатели,при возникновении конфликтных ситуаций учащиеся далеко не всегда могут применить свои коммуникативные навыки, разрешив ситуацию мирным путём самостоятельно.

Здоровье.

   Общеизвестно, что здоровье является одним из главнейших показателей развития личности. Основываясь на этом не возможно было приступить к процессу воспитания, комплексно не изучив уровень здоровья учащихся моего класса.

Из информации, предоставленной медицинскими работниками детской поликлиники, медицинскими сотрудниками школы и родителями, я составила представление о состоянии здоровья моих воспитанников, которое отображено в диаграмме:

Из представленной диаграммы видно, что практически здоровых детей в классе мало, есть ребёнок с инвалидностью. Самые распространенные заболевания связаны с различными аллергическими реакциями и нарушением осанки. Есть проблемы со зрением.  Но самое главное, что за последнее время не наблюдается ухудшения здоровья у ребят. Посадка детей за партами осуществляется по рекомендации врача. Проводится работа по профилактике вирусных заболеваний. Проводятся динамические паузы на свежем воздухе, физкультминутки на уроках.

Уровень физической подготовки учащихся.

Были проведены исследования уровня физической подготовки учащихся:

  • беседа с учителем  физической культуры ,работающим в данном классе;
  • беседа с руководителями секций ,функционирующих на базе МБОУ СОШ №32;

На основании собранной информации была построена диаграмма, отражающая уровень физической подготовки учащихся:

Уровень физической подготовки учащихся хороший, ребята с удовольствием посещают уроки физической культуры, кружок общефизической подготовки, спортивные секции.

Лидерство.

Мониторинг проводился по методике «Социометрия»:

Методика позволила выявить:

  1. Степень эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;
  2. Уровень сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;
  3. Авторитет в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер,звезды, изолированные);
  4. Позволило выявить внутригрупповые отношения,сплоченные образования в группе.

Результаты мониторинга показали:

  1. Лидеры – 4 человека (15%) Хазиева Арина, Шолякова Анастасия, Касаткин Кирилл, Борисов Владислав;
  2. Предпочитаемые (имеющие среднее количество выборов)-14 человек (53%);
  3. Принятые (число выборов ниже среднего) – 8 человек (32%);
  4. Изолированные (не получили ни одного выбора) -0 человек.

Это позволило сделать следующие выводы:

  • у учащихся довольно хороший уровень благополучия взаимоотношений;
  • в классе хороший коэффициент взаимности;

Исследование уровня мотивации к обучению.

При определении уровня мотивации к обучению использовались следующие методики:

  • методика «Нарисуй лица»,целью которой является выявление сформированности внутренней позиции школьника,его мотивации учения,( Приложение №5).

  1. Входная диагностика.

При обработке данных было выявлено отношение учащихся к школе и школьной деятельности определяющие смысл учения. Как видно из графика преобладает положительная и адекватная мотивация. И только 5 человек испытывают чувство тревожности.

  • анкетирование«Выявление интереса учащихся к учебным предметам»;(Приложение №6).
  • методика А.И. Липкиной «Три оценки».

На основании данных, полученных в результате проводимых исследований, была построена следующая диаграмма:        

Из данной диаграммы видно, что уровень мотивации учения учащихся, в основном, высокий и средний. Мотивы к обучению преобладают внешние (социальные) (чтобы не ругали, чтобы порадовать родителей, получить хорошую оценку). И только 10 человек с внутренними мотивами (хотят узнавать больше нового, нравится учиться, думать, рассуждать, преодолевать трудности).(Приложение №6).

Уровень удовлетворённости родителей и детей работой школы.

Для определения уровня удовлетворённости родителей и детей работой школы использовались следующие методики:

  • анкетирование родителей «Удовлетворены ли Вы работой МБОУ СОШ №32»;
  • анкетирование учащихся «Выпиши учебные предметы в порядке значимости», «Твои любимые и не любимые школьные предметы», «Играешь ли ты в школу?» ,(Приложение №7).
  • Выявление уровеня удовлетворенности родителей  деятельностью образовательного учреждения ( методика Е.Н.Степановой).

На основании полученных данных была построена следующая диаграмма:

Видим, что в целом, уровень удовлетворенности детей и родителей работой школы практически по всем вопросам достаточно высокий (от 3 до 4 баллов) и выше. Несколько ниже оценка по охвату кружками и секциями на базе школы, потому что ребята посещают кружки и секции за пределами школы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:

Успехи

Проблемы

В родительском коллективе класса подобрались думающие, заинтересованные развитием личности своих детей люди.

Совместная деятельность родителей и детей, в основном, заключается в выполнении домашнего задания.

Не сформирован дружный родительский коллектив единомышленников.

Практически все дети класса (92%) заняты внеурочной деятельностью на базе школы и ЦДО Приокскогорайона.(с учетом рекомендаций СППС, психолога и кл.руководителя в соответствии с ФГОС).

Незначительно снизился процент не посещения детьми кружков. 8% учащихся не посещают кружки и секции функционирующие на базе школы и ЦДО Приокского района.

Учащиеся имеют представления о духовных ценностях

Уровень бездуховности у учащихся возрастает (по сравнению с предыдущим 4-х летним периодом).

Учащиеся имеют представление о нравственных нормах поведения, знакомы с основными нравственными понятиями (долг, честь, совесть и др.).

При возникновении конфликтных ситуаций не всегда могут воспользоваться постулатами достойного поведения.

Есть     представление  о таких понятиях, как родной язык, отечество, Родина.

Нет сформированной гражданской позиции.

Учащиеся классного коллектива добрые, общительные, отзывчивые, внимательные.

Многие ребята нашли себе друзей в классе.

Нет настоящего сплоченного детского коллектива. Ребята в классе собрались из разных социальных, национальных и религиозных групп населения.

За последнее время не наблюдалось ухудшение основных показателей здоровья у учащихся.

В классе очень мало здоровых детей, присутствует ребёнок с инвалидностью.

Уровень мотивации к обучению у учащихся, в основном, средний  и

высокий.

Преобладают внешние мотивы к обучению.

Уровень удовлетворённости родителей и детей работой школы, практически по всем вопросам высокий (от 3 до 4баллов и выше).

Несколько снижена оценка по охвату кружками и секциями на базе школы.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА.

                  «Государственная политика в области образования требует от                                                                         педагога более высокого уровня профессионализма в работе с

                 детьми.Педагог в России всегда был,прежде всего,воспитателем».    

                                                         Из закона РФ «Об образовании».

      Самым главным в воспитании является построение целостного воспитательного процесса. Именно воспитание названо первоочередным делом в действующей федеральной программе развития воспитания. Выделение доминирующего вида деятельности и установление его связей с другими видами и сторонами жизнедеятельности сообщества детей и взрослых позволяет обеспечить более благоприятные условия для становления , раскрытия и развития неповторимости детей,педагогов и родителей.

Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы составляют научные труды отечественных учёных:

  • идеи гуманизации воспитания ( В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.);
  • основы личностно-деятельностного подхода к организации воспитательного процесса (Л.В.Байбородова, Н.Е.Щуркова и др.);
  • теория деятельности и общения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.);
  • идея воспитания или КТД, предполагающие решение целого «веера» педагогических задач (И.П.Иванов);
  • идея игровой деятельности,как средство сплочения коллектива (А.С. Макаренко,А.Н. Лутошкин и др.).
  •  Концепция «Духовность как определяющий фактор педагогических ценностей» (М.Г.Каган).

Воспитательная система реализуется через технологию содружества и самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный характер, я систематизировала воспитательные дела и мероприятия по следующим направлениям: духовно-нравственное, формирование гражданской позиции, патриотическое, спортивно-оздоровительное, общественно-интеллектуальное,социальное, экологическое, общекультурное, научно-техническое.

В основу системы были положены следующие принципы и подходы:

  • принцип гуманистической направленности – предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на фомирование его отношения к миру,к себе,на развитие чувства собственного достоинства,ответственности ,благодарения,терпимости;
  • принцип патриотической направленности  - предполагает обеспечение субъективной значимости для учащихся идентификации себя с Россией,народами России,российской культурой;
  • принцип природосообразности – предполагает связи с общими законами природы и человека;
  • принцип ценностно-смысловой –обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей;
  • принцип оздоровления – обеспечивает реализацию оздоровительных мероприятий;
  • принцип сотрудничества – реализует главную идею воспитания, которая заключается в сотрудничестве – работать вместе, решать проблему вместе, учиться вместе;во взаимодействии (школы - семьи и учащихся, школы - учащихся и семьи) работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
  • принцип успешности – оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения;
  • принцип коллективно-творческих дел – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
  • принцип самодвижения – самостоятельное стремление учащихся к саморазвитию;
  • принцип личностно - ориентированного подхода – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;
  • принцип формирования позитивного отношения к миру.

Сумма вышеперечисленных идей, подходов, принципов, на мой взгляд, помогает сосредоточить усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
  • Декларация прав ребёнка (1959 г.);
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Письмо Минобразования России от  10.05.2001 г. №22-06-626 «Об официальных ритуалах в образовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской федерации»;
  • Письмо Минобразования России от 21.06.2001 г. «Методические рекомендации об организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмо Минобразования России от 02.04.2002 г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Письмо Минобразования РФ от 22.07.2002 г. 330-51-547,16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмо Министерства образования РФ  от 27.06.03 г. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
  • Концепция духовно-нравственного развития школьников в РФ,2010 г;
  • Требования ФГОС;
  • Закон «Об образовании»;
  • Программа модернизации образования до 2017 г.;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
  • Концепция развития семьи в РФ до 2025 г.;
  • Устав МБОУ СОШ №32;
  • Программа МБОУСОШ №32 «Семья и школа»;
  • Должностная инструкция классного руководителя.

       ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА.

 Цель воспитательной системы класса – создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей личности ребенка; формирование у детей младшего школьного возраста активной, патриотической  жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности; развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля; нравственного развития на основе социального партнерства с семьей, в соответствии с Законом «Об образовании».

Для реализации цели нами определены следующие задачи:

  • Воспитывать у учащихся гражданственность, уважительное отношение к Родине, готовность созидать её в труде;
  • Формирование нравственных навыков, культуры адекватной мировому уровню;
  • Развивать общественно-познавательную деятельность,способствующей саморазвитию самостоятельности, самореализации и ответственности за свои поступки;
  • Сохранение, укрепление и развитие физического здоровья, активное вовлечение в физическое воспитание;
  • Укреплять социальное партнёрство с семьёй,с целью реализации Закона «Об обазовании», добиваясь ответственности родителей за реализацию ФГОС и Закона «Об образовании»;
  • Формировать дружный классный коллектив, способствовать созданию органов ученического самоуправления.


              ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Совместная деятельность детей и родителей многоаспектна и разнообразна.Родители  с  интересом вовлечены в воспитательный процесс.
  • Сформировался дружный, активный родительский коллектив.
  • Все учащиеся задействованы по различным направлениям внеурочной деятельности.
  • У учащихся сформированы нравственные нормы.
  • .Обогащен духовный мир детей.
  • Сформирована гражданская позиция.
  • Приобретен опыт решения конфликтных ситуаций.
  • Детский коллектив дружный, сплоченный.творческий.
  • Укрепилось здоровье  учащихся,сформировался здоровый образ жизни, принципы здорового питания.
  • Самооценка стала адекватной.
  • Родители и учащиеся полностью довольны работой образовательного учреждения.

               ПОРТРЕТ  ВЫПУСКНИКА  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ:

  • ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ,  ИНТЕРЕСУЮЩИЙСЯ,  АКТИВНО ПОЗНАЮЩИЙ МИР; ВЛАДЕЮЩИЙ ОСНОВАМ И УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ;

  • ЛЮБЯЩИЙ РОДНОЙ КРАЙ, СВОЮ  СТРАНУ, СВОЮ  РОДИНУ;

  • УВАЖАЮЩИЙ И ПРИНИМАЮЩИЙ  ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА;

  • ДОБРАЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ , УМЕЮЩИЙ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ПАРТНЁРА;

  • УМЕЮЩИЙ  ВЫСКАЗЫВАТЬ  СВОЁ  МНЕНИЕ;

  • ВЫПОЛНЯЮЩИЙ ПРАВИЛА  ЗДОРОВОГО   И  БЕЗОПАСНОГО  ОБРАЗА   ЖИЗНИ;

  • ГОТОВЫЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНО  ДЕЙСТВОВАТЬ  И  ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ ПЕРЕД СЕМЬЁЙ, ШКОЛОЙ  И  ОБЩЕСТВОМ.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Воспитательная система «Цветик-семицветик» рассчитана на 4 года.

Условно реализацию ВСК  можно разбить на четыре этапа.

Этап

Сроки

Задачи

Содержание деятельности

1.Проектирование

воспитательной системы

1- класс

2013-2014уч.г.

Проанализировать существующую воспитательную среду в школе, классе, семье.

Провести исследования личности и группы детей.

Спроектировать желаемый образ класса, определить перспективы жизнедеятельности классного коллектива и системообразующую деятельность.

Привлечь к деятельности родителей.

Диагностика по различным методикам.

Создание модели ВСК.

КТД различных направлений (совместно с родителями). Создание классного уголка.

Психолого-педагогические консультации для детей и родителей.

Выборы актива класса, создание родительского клуба.

2.Становление

системы.

2 класс

2014-2015уч.г.

Создать условия для укрепления межличностных отношений, формирование чувства «мы».

Создать условия для взращивания традиций классного коллектива на основе укрепления социального партнёрства с семьей.

Апробировать формы и способы совместной деятельности, проектной деятельности.

Мониторинг, классные часы, КТД, родительские собрания, родительские лектории.

3.Стабильное функционирование системы.

3 класс

2015-2016уч.г.

Создать условия для сохранения традиций коллектива. Жизнь классного сообщества строиться на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива. Доминирующая проектная деятельность формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива.

Создать условия для развития самоуправленческих начал.

КТД, круглые столы, встречи с интересными людьми, психологические тренинги, ролевые игры, активное участие в районных, городских конкурсах. Предметные недели. НОУ, олимпиады. Проектирование. Активное участие в общешкольных КТД. Семейные вечера. Промежуточная диагностика.

Исследовательская деятельность.

4.Рефлексия.

4 класс

2016-

2017уч.г.

Способствовать тому,чтобы классный коллектив выступал, как часть школьного коллектива, объединённого общественно-значимой целью, отношениями творческого сотрудничества.

Создать условия для активного развития самоуправленческих начал.

Создать условия для раскрытия потенциала каждого учащегося в рамках системообразующей деятельности.

Способствовать тому, чтобы семья выступала как часть единого школьного коллектива, объединённого общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, общей ответственностью.

Мониторинг  качества эффективности ВСК, анализ партфолио учащихся, КТД классные и школьные, НОУ, проектная деятельность.

Самоактуализация и самореализация учащихся .

Четыре этапа в развитии воспитательной системы выделены  условно. Я считаю, что в процессе функционирования ВСК возможны корректировки, связанные с изменениями, происходящими в социуме или продиктованные меняющимися потребностями коллектива детей и родителей.

Направления воспитательной системы:


                                      Наше  наследие.

   (реализация духовно-нравственного направления)

Духовно-нравственное развитие детей-основа данной воспитательной системы. Формирование таких базовых ценностей, как нормы и правила поведения, семья и традиции, труд и творчество, искусство и литература, природа и человечество, патриотизм и гражданственность , является основой (фундаментом) в становлении личности.

В данной воспитательной системе не случайно духовно-нравственное развитие –это корни, т.к. невозможно формирование полноценной, свободной в суждениях, размышлениях, разносторонней личности без историко-культурного наследия (связи времён и поколений).

Реализовать данное направление в ВСК возможно при решении следующих задач:

1.определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и в коллективе вообще;

2.развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе;

3.воспитывать нравственные ценности,уважение девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к старшим.

4.развивать способность анализировать поступки других и свои, опираясь на духовный эталон, воспитывать этические нормы поведения, нравственные качества личности;

5.воспитывать любовь к труду, уважение к книге, природе, окружающим людям.

Духовно-нравственное развитие основано на следующих моральных принципах: добро, справедливость, честь, долг, любовь.

Формы работы:

    - система классных часов;

    - беседы;

    - встречи с интересными людьми;

    - поисковая работа;

    - посещение храмов, музеев, выставочных залов, картинных галерей.

                               С чего начинается Родина ?

                     (формирование гражданской позиции)

Российские народы образуют российскую гражданскую нацию.Их объединяет общая историческая судьба,культура,ментальность,русский язык.

Познание,постижение ребёнком значения для него Родины, становление в душе некоего стержня, чувства преданности, причастности ко всему созидательному, формирование силы духа, мужества в преодолении трудностей.

Этот процесс вызревания гражданской зрелости от усвоения ценностно-смысловых ориентаций к мировоззренческим понятиям, далее к гражданскому сознанию и гражданскому самосовершенствованию, чего и требуют сейчас образовательные стандарты. А процесс всегда предполагает систему мер, внедрение новых, проверенных временем воспитательных систем.

В данной воспитательной системе гражданственность имеет стержневое значение (стебель), т.к. класс многонациональный (русские, украинцы, азербайджанцы, лезгины, татары). Реализовать данное направление возможно при решении следующих задач:

1.сформировать чёткое представление о государственной символике страны(герб,флаг,гимн).

2.дать детям первоначальные правовые знания;

3.сформировать чёткое представление о том, что Россия многонациональное государство;

4.сформировать уважительное отношение к другим народам и культурам;

5.сформировать чувство единения народов России, преданности своей родине, причастности ко всему происходящему в стране и мире.

Гражданственность основана на ценностях: правовое государство, гражданское общество, долг, закон, правопорядок, этнический мир.

          Формы работы:

- система классных часов ( Государственная символика);

- беседы;

- экскурсии (Нижегородский Кремль);

- виртуальные экскурсии (Московский Кремль);

- круглые  столы («Россия -многонациональное государство.»,

«Пока мы едины, мы не победимы !»).

                                         Мы -  будущее России !

(реализация патриотического направления)

«Сердцевина человека- любовь к Отечеству – закладывается в

Детстве. …Ребёнку, подростку не просто приятно, что добро

торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для

него личное счастье. Формирование патриотической сердцеви-

ны человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это

счастье.»

В.А. Сухомлинский

Патриотизм –чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию-богаче и счастливее. Патриотизм –это источник силы народа.

До недавнего времени в нашей стране происходило угасание, вырождение данного качества личности. В молодых семьях наблюдалось равнодушие к происходящему в стране, что сразу находило отражение в детях. Терялась связь поколений, стирались в памяти людей трагические моменты в истории страны.

К счастью, в последние годы происходит возрождение чувства патриотизма в сердцах людей разных поколений. Проведение Олимпийских игр в Сочи, грамотная политика руководства страны, присоединение Крыма – вновь вернуло чувство гордости, объединило людей, сплотило и подарило надежду в завтрашнем дне.

Для реализации данного направления необходимо решить задачи:

1.осуществлять патриотическое воспитание, воспитывать у детей любовь к Родине;

2.формировать у детей чувство национального самосознания, развивать основы исторического мышления;

3.воспитывать чувство гордости за свою Родину, готовность её защищать;

4.чтить героические подвиги своих предков, ценить историю своей семьи, дорожить её памятниками;

5.прививать любовь к своему городу, желание знать его историю.

Патриотизм выражается в ценностях: любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине, служении Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

          Формы работы:

                - классные часы;

      - встречи с ветеранами;

      - экскурсия к «Вечному огню», пост №1;

      - посещение музеев;

      - написание Книги памяти (на основе поисковой работы);

      - чтение книг, просмотр детских художественных фильмов .

                                   Будь здоров!

           (реализация спортивно –оздоровительного направления)

ЗДОРОВЬЕ СВЫШЕ НАМ ДАНО, УЧИСЬ МАЛЫШ, БЕРЕЧЬ ЕГО.Одно из направлений воспитательной деятельности: создание ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в формировании личности ребёнка.

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей её благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако, ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию. Важно начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

        Опыт моей работы со школьниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своём здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее адаптироваться в окружающем мире. А ведь, в современных условиях, жизнь заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

      Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей, я определила следующие задачи:

1.содействовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей;

2.воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни (физическое совершенство, психическое здоровье, социальная безопасность, правила гигиены);

3.сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.

         Формы работы:

               - классные часы о здоровом образе жизни;

               - дни здоровья;

               - встречи с интересными людьми (беседы с врачами, спортсменами);

               - спортивные  игры,эстафеты  («Мама, папа, я – спортивная семья»,    «Весёлые  старты», и др);

                - экскурсии на природу.

Хочу всё знать!

               реализация общественно-интеллектуального направления)

Развитие общественно- интеллектуальных способностей школьников, является ключевой задачей системы образования. Для её решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

- общеобразовательных дисциплин;

- произведений искусства и кино для детей и юношества;

- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

- традиционных российских религий;

- фольклора народов России;

- истории своей семьи;

- жизненного опыта своих родителей и прародителей;

- общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

- других источников информации и научного знания.

Задачи деятельности классного руководителя в этом направлении:

1.актуализация предметно-учебной деятельности как основного вида деятельности учащихся;

2.привлечение учащихся к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах, проектах,

способствующих развитию интеллектуального потенциала учащихся;

3.приобретение знаний как условия нормальной жизнедеятельности в современном мире.

            Формы работы:

                  - создание и ведение портфолио;

                  - викторины по предметам;

                  - предметные недели;

                  - внеклассное чтение;

                  - участие в олимпиадах, НОУ;

                  - проектная деятельность;

                  - посещение планетария.

Ты, я, он, она – вместе дружная семья!

(реализация социального направления).

Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Её следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку ( социальную, педагогическую, духовную и т.д.),которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества.

Для реализации данного направления мною, как классным руководителем, ставятся следующие задачи:

1.развивать коммуникативные навыки общения между школьниками;

2.развивать навыки сглаживания конфликтных ситуаций;

3.сформировать навык равноправного отношения между детьми из  семей различных социальных групп;

4.развивать такие качества личности,как милосердие, сострадание, сопереживание.

Социальная солидарность раскрывается в ценностях: свобода личная и национальная, доверие на всех уровнях общества, справедливость, милосердие, доброта, честь и честность, достоинство.

        Формы работы:

             - беседы;

             - дискуссии;

             - проектная деятельность « Кому я могу помочь?»;

             - оказание посильной реальной помощи близким людям.

                                             Зелёный патруль .

                        (реализация экологического направления).

   Экологическое воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом основы научного мировоззрения.В этом направлении происходит формирование системы экологических ценностей и приоритетов индивида и общества.

   Главная цель  экологического направления заключается в формировании экологической культуры личности ребёнка. Главными компонентами, которой  являются :

  • знания основных понятий и законов бережнего отношения к приподе;
  • понимание ПРИРОДЫ , как главной ценности человечества;
  • понимание  целостности природы, взаимосвязи всех природных компонентов;
  • осознание того , что ЧЕЛОВЕК не царь природы, а часть самой природы;
  • владение основными нормами экологического права;
  • понимание всей меры ответственности за экологические правонарушения;
  • формирование  активного, «экологически  грамотного»  поведения;
  • формирование эмоциональной близости с природой,умение видеть её красоту.

  Формы работы :

         - классный час;

         - беседа;

         - экскурсии (охраняемые объекты природы );

         - посещение зоопарка;

         - создание экологических троп;

         - «Экологический патруль», поисковая работа учащихся по выявлению правонарушений в сфере экологии.

Культура –прежде всего!

                           (реализация  общекультурного направления)

       Данное направление работы призвано открыть детям красоту окружающего мира : природы, произведений искусства, театра, человеческих отношений, самого человека, развивать способности к художественно-творческому самовыражению. Без глубокого и полного усвоения своей культуры человек не может приобщиться к общечеловеческим ценностям, подняться на вершины общемировых культурных достижений.

      Цель : воспитание эстетической культуры личности; формирование гармоничного позитивного отношения к окружающей действительности, воспитание хорошего вкуса , развитие творческих способностей.

      Задачи :

  • создание условий для гармоничного развития личности,расширение кругозора, творческого совершенствования;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • воспитывать личность , как носителя определённой культуры с высоким уровнем этнического самосознания;
  • формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов;
  • расширить коммуникативные навыки внеформальной деятельности.

Формы работы :

      - посещение филармонии;

      - посещение  театров,кинотеатров,цирка;

      - конкурсы рисунков;

      - инсценировки;

      - посещение районной библиотеки;

      - выставки творческих работ.

                                          Сделай сам!

                  (реализация научно-технического направления)

Данное направление раскрывает  освоение учащимися современных технологий ,позволяющих  быстро, доступно, получить необходимую информацию,произвести сравнительный анализ, сделать выводы.

Учебный процесс при этом становится наиболее ярким, насыщенным.разнообразным.

       Проектная деятельность – наиболее ярко демонстрирует даное напрвление. Вовлекает участников образовательного и воспитательного процесса в  мир поисковых систем.

Формы работы:

- конструирование различных моделей;

- проектная деятельность;

- демонстрационная деятельность.

   Формирование  навыка самоконтроля и  волевой регуляции поведения .

 Цель : сформировать организационно- волевые качества учащихся; сформировать адекватную самооценку учащихся.

 Формы работы:

  • система работы «помошников»,контролёров – проверяющих товарища;
  • игры «Искорка», «Запретное слово», «Запретное движение», «Замри- отомри», «День-ночь»;
  • взаимопроверка и самопроверка учащихся , работа в парах;
  • упражнения « Найди ошибку Незнайки»;
  • упражнения на сопоставление букв, узоров, орнаментов, продолжение ряда;
  • ведение тренировочных тетрадей по письму с «чудо-дорожками»;
  • минутки равновесия с хоровым счетом;
  • организация проведения физкультминуток учащимися;
  • беседы о героях литературных произведений,сопоставление детьми себя с героем;
  • оценивание ответов учащихся классом.

Практические  внеклассные  мероприятия  по  приоритетным направления   воспитательной  системы:

1 класс, 2013-2014 учебный год

Направление,тема

Мероприятие

Сроки реализации

Первый звонок

 Праздник «День рождения класса.»

Сентябрь

Россия – Родина моя!

Конкурс рисунков.

Сентябрь

Азбука вежливости

Классный час по правилам поведения в школе

Сентябрь

Мой режим дня

Беседа с психологом и медицинским работником школы (родители)

Сентябрь

Ты – ученик !

 Классный час

Октябрь

Азбука вежливости

Доброе слово – что ясный день

Октябрь

Перемена с увлечением.

Беседа с элементами игры

Октябрь

Моя  малая  Родина.

Классный час (+ демонстрация проектов)

Октябрь

Посещение кукольного театра

 спектакль «Светофорик и его друзья» по ПДД

Ноябрь

ПДД «Грамотные пешеходы»

Устный журнал (+презентация,фильм)

Ноябрь

Я и моя семья

Рисуем семью (психолог)

Ноябрь

Мама,папа, я – спортивная семья!

Спортивный праздник (родители)

Декабрь

Птичья столовая

 Изготовление кормушек

Декабрь

Азбука выжливости

Здравствуйте

Декабрь

Новогодний карнавал

Праздник

Декабрь

Азбука вежливости

Беседа .

Словом можно убить?

Январь

Зимний водоём. Опасное рядом.

Экскурсия.

Январь

Когда лень –все идёт через плетень.

Беседа.

Январь

Самые добрые слова «Мама, Родина, мир»

Беседа

Февраль

Уроки Мойдодыра.

Утренник

Февраль

День защитников Отечества.

Классный час. Мой папа – защитник Отечества.(Встреча с интересными людьми).

Февраль

.Каждой вещи – своё место.

Классный час. Учимся создавать рабочее пространство.

Февраль

Милой мамочки портрет.

Конкурс рисунков.

Март

Азбука вежливости

Классный час

Дружба – чудесное слово.

Март

Домашняя аптечка

Беседа

Март

День Космонавтики

Конкурс рисунков

Апрель

Я и мои таланты

Круговая беседа

Апрель

Вырасти растение

Конкурс по озеленению кабинта

Апрель

Старты надежд.

Весёлые старты. (Родители)

Апрель

Великая Победа великого народа.

Выступление перед ветеранами Великой Отечественной войны.

 Май

Прощание с выпускниками школы

Литературно-музыкальная композиция

Май

Праздник славянской письменности.

Заочное путешествие

Май

Прощание с 1-ым классом.

Праздник

Май

2 класс

День Знаний

Александр Невский

Праздник начала учебного года.

Классный час

Сентябрь

Государственная символика (флаг, герб, гимн).

Беседа

Сентябрь

Есть в осени первоначальной…

Экскурсия в парк.

Сентябрь

Человек среди людей

Диспут

Сентябрь

Моя родословная.

Занятие с родителями

Октябрь

Вопросы светофорика

По правилам дорожного движения

Октябрь

Путешествие в страну здоровья

Игра по станциям

Октябрь

Твой труд дома

Сочинение

Октябрь

Мама, папа, я– спортивная семья!

Спортивный праздник

Ноябрь

Мы в ответе за тех, кого приручили

Диспут

Ноябрь

День Матери

Беседа

Ноябрь

Чудо земли -хлеб

Экскурсия на хлеб завод «Каравай»

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

Изготовление сувениров

Декабрь

Звездный час

Развлекательно-познавательная игра

Декабрь

Новогодний карнавал

Инсценировка сказки

Декабрь

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Беседа

Январь

Права и обязанности

Круглый стол

Январь

«Расти здоровым»

Устный журнал

Январь

Честность- прежде всего!

Беседа

Февраль

Рыцарский турнир

Конкурс

Февраль

Путешествие в страну Читалию

Игра

Февраль

Правила поведения в общественных местах

Беседа

Февраль

Весне- физкульт- ура!

Эстафета

Март

Земля- наш дом родной

Утренник

Март

Поездка в Нижегородский ТЮЗ

«Бременские музыканты»

Март

Спешите делать добро

Отчет о реальной помощи близким людям

Апрель

Природа и мы

Устный журнал

Апрель

Друг настоящий и мнимый

Диспут

Апрель

Семейный очаг

Занятие с родителями

Апрель

Никто не забыт, ничто не забыто

Выступление перед ветеранами Великой Отечественной Войны

Май

Акция «Чистота»

Операция по благоустройству пришкольной территории

Май

Чьи имена носят наши улицы?

Устный журнал

Май

Знай и люби родную природу

Поход на природу, совместный с родителями

Май

3 класс

День Знаний

Праздник начала учебного года

Сентябрь

Мы- сыны России!

Беседа

Сентябрь

Краски осени

Экскурсия в парк

Сентябрь

Вредные привычки

Беседа с медицинским сотрудником школы

Сентябрь

Спешите делать добро

Защита проектов

Октябрь

Умники и умницы

Игра

Октябрь

Золотая осень

Спортивный праздник

Октябрь

Я- патриот своей страны!

Круглый стол

Октябрь

Наш классный коллектив

Беседа- диалог

Ноябрь

Удивительное- рядом

Защита проектов

Ноябрь

Чьи имена носят наши улицы?

Устный журнал(продолжение)

Ноябрь

Здоровый образ жизни

Сочинение

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

Изготовление поделок

Декабрь

На ошибках учатся

Познавательная игра

Декабрь

Новогодний карнавал

Праздник

Декабрь

Как отучить себя от вредных привычек

Обмен мнениями

Январь

Наши мамы- мастерицы, наши папы- мастера

Выставка работ

Январь

Поездка в Нижегородский Театр Драмы

Спектакль для детей

Январь

Мир животных

Викторина

Февраль

Я чувствую себя счастливым, когда…..

Работа с психологом школы

Февраль

Фашизму- нет!

День юного героя- антифашиста

Февраль

Умники и умницы

Игра

Февраль

Самая красивая, добрая, милая

Праздник мам

Март

Ловкие и быстрые

Эстафета

Март

Чистота и здоровье

Беседа с медицинским сотрудником школы, и зубным врачом

Март

Культура нашей речи

Круглый стол

Апрель

Космический КВН

Игра

Апрель

Экологический патруль

Защита проектов

Апрель

Животные в годы Великой Отечественной войны

Беседа

Апрель

Долгий путь «Москва- Берлин»

Выступление перед ветеранами ВОВ

Май

Экологический патруль

Сажаем цветы на школьные клумбы

Май

Обо всем на свете

Интеллектуальная игра

Май

«12 записок»

Игра на свежем воздухе

Май

4 класс

День Знаний

Праздник начала учебного года

Сентябрь

Скажем наркотику- нет!

Беседа

Сентябрь

Нам на улице не страшно

Конкурс по правилам дорожного движения

Сентябрь

Герои России

Защита проектов

Сентябрь

Перед старостью склоним колени

Акция милосердия

Октябрь

Честность и правдивость для чего они?

Беседа

Октябрь

Нижегородский кремль, вечный огонь(пост№1)

Экскурсия

Октябрь

Болдинская осень

Музыкально- литературная гостиная

Октябрь

Корзина знаний

Игра

Ноябрь

Мама, папа, я– спортивная семья!

Спортивный праздник

Ноябрь

Профилактика право нарушений

Беседа с сотрудником инспекции по делам несовершенно летних

Ноябрь

Поездка в Нижегородский цирк

Познавательно- развлекательная программа.

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

Изготовление поделок

Декабрь

Новогодняя сказка

Выступление перед учащимися

Декабрь

Акция «Игрушки детям в детский дом»

Совместно с родителями

Декабрь

Знаешь ли ты русскую историю?

Конкурс

Январь

Забота о маленьких

Школа человечности

Январь

Здоровое питание

Диспут

Январь

Москва. Московский кремль

Викторина

Февраль

Литературный ринг

Конкурс

Февраль

Я-будущий защитник Отечества

Круглый стол

Февраль

А ну-ка мальчики

Развлекательно-познавательная программа

Февраль

А ну-ка девочки

Развлекательно-познавательная программа

Март

Мы и наше здоровье

КВН

Март

Ярмарка талантов

Творческий отчет

Март

Это интересно знать

Устный журнал

Апрель

Все работы хороши

Беседа

Апрель

Праздник русской березки

Литературно-музыкальная гостиная

Апрель

Герои нашего времени

Защита проектов

Апрель

Чтобы помнили

Выступление перед ветеранами ВОВ

Май

Книга памяти

Защита проектов

Май

Дверь в детство

Отчетное мероприятие

Май

Прощание с начальной школой

Выпускной

Май

Воспитательное  пространство  класса.

УПРАВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ

Детское самоуправление

Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает целенаправленное освоение учащимися азбуки организаторского навыка, формирование реально действующего самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием подготовки и проведения любого дела – делать вместе с ребятами, а не за них.

Воспитательная система класса строится на основе содружества и самоуправления, т.е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе формирования отношений содружества классного руководителя и детей, содружества между самими детьми.

Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.(Стр.46)

Высший орган самоуправления – собрание класса.

Совет класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Он руководит работой постоянных и временных микрогрупп.

Командир отвечает за организацию соревнования «Лучший по итогам недели»; главный дежурный отвечает за порядок и организацию игр на перемене; главный редактор отвечает за ведение классного дневника.

Первый шаг – обсуждение на собрании класса того, что будем делать, для кого, с кем вместе. Намечаем интересные и полезные дела. Этап коллективного планирования сменяется этапом организации коллективных творческих дел, на котором задача классного руководителя – помочь в выполнении конкретных поручений. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта мало. Важно, чтобы ребята увидели в лице классного руководителя доброжелательного союзника, чтобы могли помочь друг другу. Ведь в организационной работе рождается коллективное, общественно направленное творчество.

Структура детского самоуправления:

В процессе подготовки коллективных творческих дел ярко проявляется и межличностная система взаимоотношений, симпатии и антипатии. Задача классного руководителя при формировании групп учитывать сложившиеся привязанности, а также помочь утвердиться в коллективе каждому ребенку. На этапе проведения самое главное совместное переживание, создающее напряжение и яркий эмоциональный выход. Одна из важных задач на этом этапе –подготовиться и подвести итоги. Задача классного руководителя – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношения содружества между классным руководителем и детьми являются предпосылкой того, педагогическая оценка является для детей личностно значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки. Опыт работы показывает, что такая методика коллективных творческих дел формирует отношения содружества, в которых гармонируют доброжелательность, требовательность, отзывчивость, ответственность.

Родительское самоуправление

Родительское собрание – высший законодательный орган самоуправления, принимает важные решения. Собирается раз в четверть.

Родительский комитет  – высший исполнительный орган самоуправления. Контролирует исполнение принятых решений, анализирует работу, координирует работу всех служб.

Культмассовый сектор – оказывает помощь в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, в подготовке праздников.

Трудовой сектор – оказывает помощь в организации мероприятий, проведении трудовых десантов.

Финансовый сектор – занимается покупкой канцтоваров, наглядно-дидактических пособий.

Спортивный сектор – занимается организацией спортивных мероприятий, прогулок, походов и т.д.

Художественно-оформительский сектор -   занимается оформлением различных мероприятий.

Учебный сектор  -  занимается организацией учебного процесса.

Сектор быстрого оповещения – обеспечивает быструю передачу информации между всеми участниками воспитательного процесса.

Четко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей жизнедеятельностью класса.

Структура родительского самоуправления:

Для эффективного функционирования ВСК проводится диагностика.

показатели

анкетирование

Тренинги и ролевые игры

собеседование

наблюдения

подведение итогов

участия в КТД

Подведение итогов успеваемости

Защищенность и комфортность ребенка в классе

Проявление индивидуальности класса

Проявление лидерских качеств личности

Активная работа родительского коллектива в оказании помощи по сплоченности коллектива

Активное участие детей, родителей и педагогов в совместной деятельности

Взаимоотношения со сверстниками

Взаимоотношения со взрослыми

Проведение свободного времени

Отношение к труду

Отношение к результатам обучения

Интерес к здоровому образу жизни

Динамика и устойчивость присвоения ценностных позиций

Сформированность навыков рефлексии

В рамках воспитательной системы класса «Цветик-семицветик» разработана система индивидуального оценивания результатов деятельности детей.

В партфолио у каждого учащегося есть свой «Цветик-семицветик».Активно проявляя себя в мероприятиях ,представленных в воспитательной системе,ребёнок получает лепесток соответствующего цвета (в зависимости от направления) и прикрепляет его на модель собственного семицветика.Таким образом ,в конце периода (неделя.четверть,учебный год) мы можем сделать соответствующие выводы о вовлеченности в воспитательный процесс того или иного учащегося класса. (Стр.51).

Модель индивидуального развития личности:

                               Промежуточные результаты.

2)мониторинг (ноябрь 2014г)

По результатам промежуточного мониторинга можно увидеть,что увеличился процент семей, которые стали обсуждать тематику прошедшего дня. По прежнему остаётся высокий процент совместного выполнения домашнего задания, что свойственно для учащихся младшей школы.

2)мониторинг(октябрь 2014г)

По результатам промежуточного мониторинга по определению самооценки у учащихся наблюдается уменьшешие процента завышенной самооценки,т.е. ребята учтся адекватно оценивать себя и свои возможности.

2)мониторинг(октябрь 2014г)

Из данных промежуточного мониторинга видно ,что уровень учебной мотивации повысился,ребята стали более осознанно воспринимать процесс обучения,придавая учению большую значимость по сравнению с предыдущим периодом.

2)мониторинг(сентябрь 2014г)

Уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся повысился.Ребята учатся слышать друг друг,помогать друг другу, взаимодействовать друг с другом.

Выводы, полученные в ходе обработки результатов диагностического исследования, позволяют сказать ,что воспитательная система «Цветик-семицветик» выстроена граммотно. Происходит сглаживание, выявленных на аналитическом этапе, проблем.

                                         СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс, сайт].URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html  (дата обращения: 05.02.2014);

Стратегия 2020 [Электронный ресурс, сайт].URL: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf (дата обращения: 05.02.2014);

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Извлечения.//Классный руководитель и федеральный государственный образовательный стандарт. Нижний Новгород, 2012.

Статьи из сборника

Белик Н.Н. Классный руководитель и ФГОС// Классный руководитель и федеральный государственный образовательный стандарт. Нижний Новгород, 2012;

Тивикова С.К. Учитель, воспитай ученика// Федеральный государственный образовательный стандарт и воспитание в школе. Нижний Новгород, 2011.

 

   

  ПРИЛОЖЕНИЯ

        

АНКЕТА УЧАСТНИКА

фестиваля профессионального мастерства классных руководителей

«Классный руководитель года - 2015»

Сведения об участнике

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бурмистрова Ирина Ивановна

Число, месяц, год рождения

26.07.1978

Паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан)

22 01   924696  ОВД Приокского района г.Нижнего Новгорода (08.01.2002)

ИНН (обязательно)

526101875493

Домашний адрес (индекс обязательно)

603137   Г.Нижний Новгород,Приокский район ,ул.40 лет Победы 4-123.

Контактный телефон (сотовый)

8-910-139-09-32

Полное наименование образовательного учреждения (по уставу)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32

Должность

Учитель начальных классов

Стаж работы

14 лет

Класс, в котором осуществляется классное руководство (на момент участия в фестивале)

2 «Г»

Отличительная черта, как педагога

Любовь к детям.

Три самых важных качества, которые вы бы хотели воспитать у учеников

Любовь к Родине,честь,достоинство.

Ваш девиз

Вместе весело шагать!

Ваше педагогическое кредо

Всё будет хорошо!

Дата заполнения

19.01.2015.

Личная подпись


[1] Стратегия 2020[Электронный ресурс, сайт].URL: http://2020strategy.ru/ (дата обращения 05.02. 2014); Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Извлечения.//Классный руководитель и федеральный государственный образовательный стандарт. Нижний Новгород, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Цветик-семицветик"

На каждом лепестке написано задание, которое выбирает одна команда, а выполняют его все команды. Выигрывает та команда, которая набирет больше баллов....

Урок - игра по русскому языку "Цветик - семицветик"

Нестандартный урок по русскому языку. Закрепляются "главные" орфограммы русского языка, изучаемые во 2 классе. Групповая форма работы. Занимательные задания активизируют учащихся. Презентацию можно ...

Программа кружка по цветоводству " Цветик- семицветик".

Программа кружка по цветоводству " Цветик- семицветик". Расчитана на уч-ся 2-6 классов. 2 часа в недели, 68 часов  в год....

Цветик-семицветик. Концертная программа ко Дню8 марта

Праздничная программа для мам в 4 классе. Сопровождение - презентация с музыкой....

Воспитательная система "Цветик - семицветик"

Воспитательная система класса "Цветик - семицветик" для учащихся 1 - 4 классов...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Если бы у меня был цветик-семицветик..." (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся сочинять рассуждение на тему, подбирать и создавать иллюстрации к литературному произведению; оформлять сочинение...