Программа "Затейники"
рабочая программа на тему

Башаркина Оксана Валерьевна

Программа летнего лагеря дневного пребывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lors_2014_zateynikii.doc666 КБ

Предварительный просмотр:

 СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта

3

Пояснительная записка

5

Цели и задачи, ожидаемый результат

7

Основное содержание

8

Формы и методы работы

8

Принципы деятельности

8

Ресурсное обеспечение

9

Режим дня

10

Ожидаемый результат

10

Критерии оценки эффективности

11

Список литературы

12

Приложение

13


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Муниципальное образование

Березовский район

Название программы

Программа летнего отдыха детей и подростков «Затейники»

Разработчики  программы

С.А. Никифоренко – заведующий отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями детей.

О.А. Башаркина – воспитатель отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

О.В. Костоусова – социальный педагог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Руководитель программы

Храмикова Г.М. – и. о. заведующего отделением (июнь)

Никифоренко С.А – заведующий отделением (июль)

Цель

Организация отдыха, оздоровления и  занятости детей с ограниченными возможностями в летний период

Задачи

  1. Организовать профилактическое лечение детей с ОВЗ на базе БУ ХМАО – Югры «Игримская районная больница» (далее – ИРБ)
  2. Максимально использовать природные факторы в оздоровлении детей с ОВЗ
  3. Повысить двигательную активность детей с ОВЗ
  4. Обеспечить сбалансированным питанием с учетом хронических заболеваний
  5. Организовать интересный и познавательный досуг 

Направления деятельности

Оздоровительное, досугово-творческое  

Сроки реализации программы

2 – 20 июня, 23 июня – 11 июля, 14 – 25 июля.

Ожидаемый результат

  1. охват организованным летним отдыхом и оздоровлением не менее 20 детей с ОВЗ за смену;
  2. расширение и стабилизация взаимодействия учреждения социального обслуживания и здравоохранения в вопросе организации оздоровления и летнего отдыха детей с ОВЗ;
  3. обеспечение ежедневного присмотра за детьми с ОВЗ и их занятости разноплановыми мероприятиями. 

Краткое содержание программы

Программа «Затейники» реализуется на базе стационарного отделения БУ ХМАО – Югры «Игримская районная больница». Срок реализации программы 2-3 недели (со 2 июня   по 25 июля). Программа направлена на оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья и включение их в совместную творчески-развивающую деятельность.

Критерии эффективности программы

  1. охват несовершеннолетних оздоровительными мероприятиями (доля охваченных от запланированного числа)
  2. количество мероприятий (доля проведенных мероприятий от запланированных)
  3. активность участников в проводимых мероприятиях
  4. уровень удовлетворенности участников (по результатам анкетирования)

Данные об организациях, реализующих программу

Наименование организации

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Руководители

директор Ганина Ирина Викторовна

Телефоны

8 (34674)3-25-33

Факс

8 (34674)3-25-33; 3-23-14

E-mail

rostok.igrim@rambler.ru

Количество специалистов реализующих программу

2 чел

Категория обслуживаемых лиц

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Почтовый индекс

628146

Город (посёлок)

г.п. Игрим

Адрес организации (улица, № дома)

ХМАО-Югра, Тюменская область, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Молодежная, д. 41

Реквизиты банка

ИНН/КПП:

8613004986 / 861301001

к/с

0

ОКПО:

56094036

ОКОГУ:

23160

ОКАТО:

71112654000

ОКТМО:

71812154

ОКФС:

13

ОКОПФ:

81

ОГРН:

1028601580908

Форма собственности

13 – собственность субъектов РФ

Вид экономической деятельности по ОКВЭД

85.31 – предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;

85.32 – предоставление социальных услуг без обеспечния проживания.

Платежные реквизиты:

УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре

ДФ ХМАО Бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Росток» л/с 290318290

РКЦ

Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск

р/счет

№ 40601810200003000001

БИК

047162000

ИНН

8613004986

КПП

861301001

Наименование организации

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Игримская районная больница»

Руководители

Главный врач Волошина Валентина Геннадьевна

Телефоны

8 (34674) 3-10-13

Факс

8 (34674) 3-20-14

E-mail

igrimrb@rambler.ru

Количество специалистов реализующих программу

8 чел.

Категория обслуживаемых лиц

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Почтовый индекс

628146

Город (посёлок)

г.п. Игрим

Адрес организации (улица, № дома)

ХМАО-Югра, Тюменская область, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Кооперативная, д. 52

Реквизиты банка

ИНН

8613001583

КПП

861301001

ОКОНХ

91511

ОКПО

39364540

ОКОГУ

49007

ОКАТО

71112654000

ОКФС

14

ОКОПФ

81

ОГРН:

1028601580754

Депфин Югры

БУ «Игримская районная больница» 620.34.347.0

р/с

40601810200003000001

БИК

047162000

РКЦ

Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск

Лицензия

№ ЛО-86-01-001404 от 16.08.2013г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков не подлежит сомнению. Особое внимание ей уделяется на всех уровнях власти: от федерального до муниципального уровня.

Лето – это хорошая возможность для детей полноценно укрепить здоровье, найти друзей, узнать для себя что-то новое. Особенно вопрос оздоровления в каникулярное время касается детей с ограниченными возможностями, которые в течение учебного года часто болели ОРВИ и ОРЗ, которые страдают хроническими заболеваниями.

Условия крайнего севера, короткий световой день в зимнее время, низкая температура воздуха, не дающая возможность длительное время пребывать на свежем воздухе и обуславливающая продолжительное пребывание детей в ограниченном пространстве (учебный класс, группа, квартира) лишают детей в течение года очень важных и полезных для их здоровья факторов и усугубляют действие вредных.

Например:

  • посещение учебных заведений происходит во время максимально интенсивной циркуляции респираторных вирусов молниеносно передающихся в детских коллективах;
  • постоянное ограничение двигательной активности детей из-за занятости детей и родителей, из-за ограниченного пространства наших квартир, из-за малоподвижных способов проведения досуга (телевизор, компьютерные игры), из-за плохой погоды, лени и много другого;
  • несоответствие количества потребляемой в виде пищи энергии с возможностями ребенка потратить ее, все из-за той же ограниченной двигательной активности
  • постоянная нехватка естественных и очень нужных для детского организма солнечных лучей и чистого неба

Поэтому очень важно использовать лето для изменения сложившейся ситуации:

  • дать отдых, т.е. сменить обстановку, перестать учиться (насильственно обогащать память детей, активизировать их внимание, мышление)  
  • максимизировать двигательную активность детей, как можно больше с ними гулять, бегать, прыгать, ходить пешком
  • обеспечить детей сбалансированным питанием, необходимыми диетическими блюдами с учетом состояния здоровья детей, особенностей хронических заболеваний
  • обеспечить профилактическое лечение и медикаментозное обследование, которое требует определенного времени, и которого так не хватает в учебное время.

С учетом отдаленности региона от имеющих благоприятные климатические условия, высокую стоимость проезда и путевок, пониженную иммунную систему активность детей и подростков  возникла необходимость решить проблему организации  детского отдыха и оздоровления по месту жительства.

Поэтому, решая проблему организации полноценного отдыха и одновременного оздоровления, родилась идея данной программы. Ее суть в объединении усилий двух учреждений БУ ХМАО – Югры «Игримская районная больница» и БУ ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток». Так программа «Затейники» предполагает создание новых условий для организации летнего отдыха и оздоровления детей с ОВ, направленных на улучшение их физического и психологического состояния, расширение кругозора, выработке необходимых социальных умений и навыков.

Цель программы: организация отдыха, оздоровления и занятости детей с ограниченными возможностями в летний период.

Задачи программы:

  1. Организовать профилактическое лечение детей с ОВ на базе  БУ ХМАО – Югры «Игримская районная больница» (далее – ИРБ)
  2. Максимально использовать природные факторы в оздоровлении детей с ОВ
  3. Повысить двигательную активность детей с ОВ
  4. Обеспечить сбалансированным питанием с учетом хронических заболеваний
  5. Организовать интересный и познавательный досуг


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Формы работы

Организация детей в летнее время будет групповой и подгрупповой. Дети будут разделены на 2 равноценные отряда. Руководить каждым, из которых будет 1 педагог и 1 вожатый (волонтер)

Методы работы:

  • словесные (беседа, дискуссии);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрации, наблюдение, показ презентаций);
  • игровые (подвижные игры, дидактические игры, игровые ситуации, имитационные игры, игровые приемы и процедуры)
  • методы культурно-досуговой работы (проведение экскурсий, прогулок, акций)

Целевая группа

Дети с ограниченными возможностями здоровья от 10 до 18 лет.

Реализация программы предполагает несколько этапов:

  1. Организационный (подготовительный) этап.
  • Разработка программы.
  • Подготовка методического материала.

апрель 2014 г.

май 2014 г.

  1. Основной (практический) этап.
  • Непосредственная реализация программы.

2 – 20 июня 2014,

23 июня – 11 июля 2014

14 – 25 июля 2014г

III. Аналитический этап.

  • Проведение анкетирования детей.
  • Обработка результатов.

20 июня,

11 июля,

25 июля

Направления деятельности

  • Оздоровительное
  • Развивающее
  • Культурно-досуговое

Принципы реализации программы

Принцип системности. Личность ребёнка рассматривается как система биологического и социального начала. Процесс воздействия окружающей среды на ребёнка так же представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского).

Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий направленных на создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия детей.

Принцип самореализации детей в условиях работы летне-оздоровительного лагеря дневного пребывания, который предполагает: осознание детьми значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, создание ситуации успеха в избранных детьми видах деятельности.

Принцип включённости детей в реальные социально-значимые отношения.         

Принцип смены деятельности: через создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены и текущего дня.

Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое дело дети и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребёнку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровые ресурсы

Должность

Количество штатных единиц (Учреждение)

Функции

Воспитатель

2 (ЦСПСД «Росток»)

Непосредственная организация деятельности детей

Врач-педиатр

1 (ИРБ)

Диагностика и лечение

Врач-невролог

1 (ИРБ)

Диагностика и лечение

Офтальмолог

1 (ИРБ)

Диагностика и лечение

Хирург

1 (ИРБ)

Диагностика и лечение

Гинеколог

1 (ИРБ)

Диагностика и лечение

Эндокринолог

1 (ИРБ)

Диагностика и лечение

Медсестра

2 (ИРБ)

Осуществление медицинских процедур по назначениям

Волонтеры

2 (школьники 15-17 лет)

Оказание помощи в поведении культурно-досуговых мероприятий

Материально-техническое обеспечение

п/п

Наименование

Количество единиц

Цена

Оборудованные для отдыха детей палаты в стационарном отделении Игримской больницы

25 мест

-

-

Краски акварельные

10

100

1000

Гуашь

5

80

400

Цветные карандаши

10

100

1000

Маркеры

30

30

900

Фломастеры

10

60

600

Кисти

25

30

600

Стаканчики для воды

25

40

600

Бумага (формат А4)

2 пач.

250

500

Бумага (формат А3)

1 пач.

400

400

Цветной картон

10

45

450

Белый картон

10

45

450

Ватман

10

30

300

Ножницы

15

75

1125

Клей-карандаш

15

35

525

Ноутбук

25.000

25.000

25.000

Проектор

20.000

20.000

20.000

Итого:

53.850

Информационные ресурсы

  • Размещение информации о реализации программы на сайтах учреждения и п. Игрим

Методические ресурсы

  • Методическая база учреждения (книги, журналы, подборки игр)
  • Осуществление постоянного методического сопровождения (контроль на всех этапах реализации программы):
  • Предварительный контроль - осуществляется на организационном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы
  • Текущий контроль – проводится в период реализации программы с целью анализа выполнения плана программных мероприятий
  • Итоговый контроль - проводится на конечном этапе после завершения реализации программных мероприятий с целью оценки качества реализации программы и ее эффективности.

Режим дня

Режимный момент

Время проведения

Исполнитель

Прием детей

9.20. – 9.30

Воспитатель (ЦСПСД «Росток»)

Завтрак

9.30. – 9.50.

Воспитатель (ЦСПСД «Росток»)

Врачебный осмотр, процедуры

10.00. – 11.00.

Медперсонал (ИРБ)

Прогулка, досуговые мероприятия

11.00. – 12.00.

Воспитатель (ЦСПСД «Росток»), волонтеры

Обед

12.00. – 12.30.

Воспитатель (ЦСПСД «Росток»)

Отдых

12.30. – 13.00.

Воспитатель (ЦСПСД «Росток»)

Прогулка, экскурсии, досуговые мероприятия

13.00. – 14.50.

Воспитатель (ЦСПСД «Росток»), волонтеры

Полдник

14.50. – 15.00

Воспитатель (ЦСПСД «Росток»)

Уход детей домой

15.00.

Ожидаемые результаты

По окончании реализации проекта ожидается:

  1. охват детей с ОВЗ организованным летним отдыхом и оздоровлением будет не менее 20 человек за смену;
  2. расширение и стабилизация взаимодействия учреждения социального обслуживания и здравоохранения в вопросе организации оздоровления и летнего отдыха детей с ОВЗ;
  3. обеспечение ежедневного присмотра за детьми с ОВЗ и их занятости разноплановыми мероприятиями

Критерии оценки эффективности

Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью различных методов оценки: опрос, анализ, экспертиза материалов, наблюдение, изучение документации.

При оценке эффективности реализации мероприятий программы используются следующие показатели:

  •  охват несовершеннолетних оздоровительными мероприятиями (доля охваченных от запланированного числа)
  • количество мероприятий (доля проведенных мероприятий от запланированных)
  • активность участников в проводимых мероприятиях
  • уровень удовлетворенности участников (по результатам анкетирования)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Бесова М. А. Познавательные игры для детей от 6 до … Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Технологии отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства. – Х-Мансийск: ДТСиЗН, 2002.
  4.  Методические рекомендации по профилактике зависимостей и здорового образа жизни - Нижневартовск, 2006.
  5. Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы – СПб: Союз, 2003.
  6. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком – М.: Просвещение, 1993.  
  7. Самоуткина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
  8. Новые технологии отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства. Методический сборник. – Х-Мансийск, 2005.
  9. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2005..

.


Приложение 1

АНКЕТА.

В лагере я узнал о _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я научился ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Самым трудным для меня было _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Больше всего мне понравилось __________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Но мне не понравилось _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Я бы хотел ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я бы хотел всем пожелать ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Приложение 2

ПЛАН-СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ

Число/день недели

Содержание

Виды деятельности

1 смена

02 июня понедельник

«Давайте познакомимся»

Игры на знакомство, изготовление листа знакомства

03 июня

вторник

Экскурсия в библиотеку

Разделение на отряды (девиз, название)

04 июня

среда

«Всё о здоровье»

Викторина по здоровому образу жизни

05 июня

четверг

«Быстрее, выше, сильнее»

Спортивное мероприятие

06 июня

пятница

«Милосердие.  Кто такие социальные работники?»

Показ презентации

«Паутинка дружбы»

Подведение итогов за неделю

09 июня

понедельник

Экскурсия в ПЧ

Беседа о правилах пожарной безопасности, знакомство с профессией пожарный

10 июня

вторник

Экскурсия в библиотеку

11 июня

среда

«День России»

Беседа об истории праздника, символике, гимне РФ

«Паутинка дружбы»

Подведение итогов за неделю

16 июня

понедельник

«Олимпийские игры»

 Проведение спортивного мероприятия

17 июня

вторник

Экскурсия в библиотеку

18 июня

среда

«Сказочная пантомима»

Развлекательное мероприятие

19 июня

четверг

«Я рисую…»

Конкурс рисунков на асфальте

20 июня

пятница

«Моя безопасность»

Сюжетно – ролевая игра

«Паутинка дружбы»

Подведение итогов за смену

2 смена

23 июня

понедельник

«Давайте познакомимся»

Игры на знакомство, изготовление листа знакомства

24 июня

вторник

Акция «Чистота – залог здоровья»

Мероприятие по уборке мусора

25 июня

среда

Экскурсия в библиотеку

26 июня

четверг

Акция «Как сказать нет?»

Распространение листовок

27 июня

пятница

«Точь в точь!!!»

Шоу перевоплощений

30 июня

понедельник

«Всё о здоровье»

Викторина по здоровому образу жизни

01 июля

вторник

«Быстрее, выше, сильнее»

Спортивное мероприятие

02 июля

среда

«Милосердие. Кто такие социальные работники?»

Показ презентации

03 июля

четверг

«Развед-шоу»

Выполнение заданий по маршрутным листам

04 июля

пятница

«Паутинка дружбы»

Подведение итогов за неделю

07 июля

понедельник

«Олимпийские игры»

Проведение спортивного мероприятия

08 июля

вторник

Экскурсия в библиотеку

09 июля

среда

«Сказочная пантомима»

Развлекательное мероприятие

10 июля

четверг

«Я рисую…»

Конкурс рисунков на асфальте

11 июля

пятница

«Моя безопасность»

Сюжетно – ролевая игра

3 смена

14 июля

понедельник

«Давайте познакомимся»

Игры на знакомство, изготовление листа знакомства

15 июля

вторник

Акция «Чистота – залог здоровья»

Мероприятие по уборке мусора

16 июля

среда

Экскурсия в библиотеку

17 июля

четверг

Акция «Как сказать нет?»

Распространение листовок

18 июля

пятница

«Точь в точь!!!»

Шоу перевоплощений

21 июля

понедельник

«Всё о здоровье»

Викторина по здоровому образу жизни

22 июля

вторник

«Быстрее, выше, сильнее»

Спортивное мероприятие

23 июля

среда

«Милосердие. Кто такие социальные работники?»

Показ презентации

24 июля

четверг

«Развед-шоу»

Выполнение заданий по маршрутным листам

25 июля

пятница

«Паутинка дружбы»

Подведение итогов за неделю


Приложение 3

Мероприятия, на случаи плохой погоды

  1. Игры на сплочение.
  2. Игры на выявление лидера.
  3. Изготовление отрядных эмблем.
  4. Изготовление плаката «Мы за здоровый образ жизни».
  5. Показ презентации «Полезные и вредные привычки».
  6. Презентация «Олимпийские игры».
  7. «День именинника».
  8. «День умника» (разгадывание ребусов, кроссвордов).
  9. «Подарок другу» (вручение сувениров, поделок).
  10. Викторина «Обо всём».