Программа и план воспитательной работы летней оздоровительной площадки при школе"
рабочая программа на тему

Саутина Вера Алексеевна

   Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

   Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Утверждаю:

                                                                  Директор МКОУ «Шайковская СОШ №1»

                                     _________________ С.В.Федосеева

                                   «      » __________________ 2014 г

Программа летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Паровозик из Ромашкова»

Возраст детей: 7 – 12 лет.

Срок реализации: июнь 2014 год

                                                                                       

Разработчик программы:

учитель начальных классов

 Саутина Вера  Алексеевна

2014 г

Пояснительная записка.

   Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

   Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.

   Ежегодно для учащихся организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием, которая функционирует на базе МКОУ «Шайковская СОШ №1». В 2014 году предполагается оздоровить 35 учащихся.      

На площадке отдыхают ученики в возрасте от 7 до 17 лет.

   Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, опекаемых, ребят из многодетных  и малообеспеченных семей.

   Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа  учителей МКОУ «Шайковская СОШ № 1».

   Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

   Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного лагеря.

   Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.

   Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

   Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Основания для разработки

 программы

- Закон РФ “Об образовании”

- Конвенция о правах ребенка

- Конституция РФ

- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 24. 11. 2010 № Пр-3418 по вопросам организации детского оздоровительного отдыха

-Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.2599-10.

- Распоряжение Главы администрации Кировского района об организации оздоровительных школьных лагерей с дневным пребыванием детей в период летних каникул 2013-2014 учебного года.

-Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся».

- Положение о работе лагеря с дневным пребыванием при МКОУ «Шайковская СОШ №1».

Заказчик программы

Управление образования, родители МКОУ «Шайковская СОШ №1»

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.

Основные  задачи программы

- Создать в лагере атмосферу доброжелательности, радости, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.

- Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей

 и осмысленного отношения каждого к своему здоровью.

- Провести пропаганду безопасности жизнедеятельности.

- Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период.

- Формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры.

 - Привитие навыков здорового образа жизни и культуры поведения.

- Обеспечить каждодневное получение новых впечатлений.

- Расширить двигательную активность.

-Развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей.

-Создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей.

-Расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире.

-Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений.

Принципы Программы

- принцип гуманизации отношений

- принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на интерес и потребности: интеллектуально – познавательные, художественно – творческие, организаторско – лидерские;

- принцип массовости  и добровольности участия в делах лагеря;

- принцип свободы и творчества;

- принцип единства оздоровительной и воспитательной работы;

- принцип социальной активности: включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых мероприятий;

- принцип безопасности;

- принцип учёта индивидуальных особенностей детей;

- принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления: формирование временных творческих групп из числа взрослых и детей;

- принцип дифференциации  воспитания

- принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

- принцип уважения и доверия.

Условия реализации

  1. Лагерь организуется на базе МКОУ «Шайковская СОШ №1». Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (игровая площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь, технические средства, игровая комната, столовая).
  2. Кадровые условия:

     - начальник лагеря отдыха;

     - воспитатели;

     - физрук;

     - повара;

     - обслуживающий персонал.

3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:

- начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;

- сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;

- воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.

Перечень основных мероприятий программы

-Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы;

- Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе;

- Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе;

- Научно-методическое обеспечение;

- Оздоровление детей и профилактика заболеваний.

Образовательная деятельность в рамках смены «Паровозик из Ромашкова» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей малой Родины, изучением духовно - нравственных традиций, традиций семьи и истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Спортивно - оздоровительная деятельность 

  • Охрана и укрепление здоровья школьников,
  • Совершенствование их физического развития,
  • Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма,
  • Улучшение физической и умственной работоспособности.
  • Воспитание у детей личной физической культуры.
  • Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками,
  • Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

   Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:

1) полноценное питание детей;

2) утренняя зарядка;

3) развитие движений;

4) гигиена режима.

 Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно - досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий:

  • Тематические праздники, викторины, песни военных лет, день памяти 21 июня, день памяти Пушкина;
  • Концерты (посвященные открытию, закрытию, театрализованные игровые программы);
  • Конкурсы декоративно-художественные (рисунки на асфальте, «водяные» рисунки, сказочный костюм, рисунки по сказкам, изготовление плакатов и т. д.);
  • Развлечения и фестиваль талантов («Фабрика Звёзд», караоке).

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

   Трудовое и социально – значимое. Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы  школы.  В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений.

Виды социально-значимой деятельности:

  • уборка школьного двора;
  • совместная деятельность со школьной  библиотекой;
  • уборка классных комнат, дежурство в столовой;
  • уход за растениями;

Содержание и формы реализации программы

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Паровозик из Ромашкова». Все учащиеся делятся на две возрастные группы. Каждый отряд (вагон) организует свою работу с учётом общего плана лагеря.

     В течение смены планируется реализация программы по блокам:

- организационный;

- интеллектуальный;

- спортивно-оздоровительный;

- творческий;

- экологический;

- культура здорового и безопасного образа жизни;

- социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе.

     На  время путешествия (лагерной смены), в зависимости от остановок (основных лагерных мероприятий), каждый день смены будет иметь название: День знакомства, День здоровья, День интеллектуальных игр, День А.С.Пушкина, День спорта, День безопасности на дорогах, День умелых ручек, День Олимпийских игр, День России, День природы, День Нептуна, День талантов, День сказок, День любителей животных, День развлечений, День городов России, День памяти и скорби, День игрушек и игр.

Структура управления:

Управление паровозиком – начальник лагеря;

Проводники – вожатые;

Пассажиры – дети.

        Задача управляющего и проводников состоит в  организации плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

        Стратегию участия в деле отрядов (вагонов) организуют проводники. Каждый вагон создаёт свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает журнал, где отражает жизнь своих пассажиров каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс журналов.

         Вся информация об условиях участия в том или ином деле, представлена на информационном стенде. На стенде – паровозик с двумя вагонами. Путешествуя,  дети (пассажиры) открывают для себя что-то новое. После этого ребята  красочно оформляют на бумаге станции, на которых производились остановки.

       Рядом с данным стендом планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы. Каждый член путешествия должен соблюдать Законы и Заповеди.

      Законы:

  1. Закон точного времени.
  2. Закон доброты.
  3. Закон порядочности.
  4. Закон дружбы
  5. Закон безопасности.
  6. Закон взаимовыручки.
  7. Закон чистоты и порядка.

Заповеди:

  1. Все, от управляющего до пассажиров, - одна семья.
  2. Один за всех и все за одного.
  3. Порядок, прежде всего.
  4. Каждое дело вместе.
  5. Всё делай творчески.
  6. Даже если трудно, доведи дело до конца.
  7. Чистота – залог здоровья.

   Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- Укрепление здоровья детей;

 - Улучшение социально-психологического климата в лагере

- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; воспитание негативного отношения к вредным привычкам,

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;

- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;

- Создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического  и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

Что ожидают дети?

Что ожидают взрослые?

  • Самовыражение, новые знакомства, дружба.
  • Приключения, новые впечатления.
  • Открытия.
  • Радость от общения.

  • Профессиональный рост. 
  • Общее оздоровление детей.
  • Создана в лагере атмосфера доброжелательности, радости, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.
  • Повышен интерес к занятиям спортом.
  • Усвоены детьми нормы позитивного взаимодействия с окружающими.
  • Получены дополнительные знания о личной гигиене, о природе, жизни,

       окружающем мире.

  • Появилось у детей чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
  • Повышена экологическая культура детей.
  • Развиваются творческие способности.

Система организации контроля над исполнением программы

   Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.

Методическое сопровождение программы

  -Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

 -Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

Учебно-методическое оснащение программы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере,

      - М.: 2009 г.

  1. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  2. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  3. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  4. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  5. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

Период адаптации детей в лагере

     Как можно скорее сплотить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному сближению;

     Приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «единые педагогические требования»;

     Создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить помещения, в которых будут находиться дети в лагерную смену и всё здание школы;

     Сделать детей «управляемыми», для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать звёздочками, экипажами,  командами;

     Дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разновозрастной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно – прикладной, трудовой, творческой;

     Сформировать у детей и подростков представление о том, что ждёт их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с программой смены, привлечь детей к составлению плана работы.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению

чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

-Инструктажи для детей:

«Правила пожарной безопасности»,

«Правила поведения детей при прогулках и походах», 

«Правила при поездках в автотранспорте», 

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

- Беседы, посвящённые охране и укреплению здоровья:

«Зубы. Уход за зубами.»

«Витамины – наши друзья», 

«Наркотикам, табаку, алкоголю – НЕТ!»,

«Глаза – зеркало души»;

 «Укусы насекомых. Первая помощь.»

 «О пожаре от А до Я!» - игра – викторина. 

Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением социального работника школы Федченко Ж.С.

- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: 

«Один дома»,

«Что может быть опасным в вашей квартире»,

«Правила поведения с незнакомыми людьми»,

«Правила поведения и безопасности человека на воде»,

 «Меры доврачебной помощи».

Этапы реализации программы

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Паровозик из Ромашкова»
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

                 Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Паровозик из Ромашкова», формирование органов самоуправления,
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

                   Основной этап смены

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

                      Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
  • сдача документации в Управление Образования

РЕЖИМ ДНЯ

летнего оздоровительного лагеря

МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1»

на июнь 2014 года

9.00  - 9.10 – приём  детей в лагерь

9.10 – 9.20 – утренняя зарядка

9.20 – 9.50 – завтрак

9.50 – 10.30 – игры на свежем воздухе

10.30 – 12.30 – тематические            развлекательные мероприятия

(согласно плана)

13. 00 – 13.50 – обед

13.50 – 14.50 –  отрядные мероприятия                       (согласно программы лагеря)

15.00 – отправка детей домой

 

Структура управления:

Управление паровозиком – начальник лагеря;

Проводники – вожатые;

Пассажиры – дети.

Законы:

  1. Закон точного времени.
  2. Закон доброты.
  3. Закон порядочности.
  4. Закон дружбы
  5. Закон безопасности.
  6. Закон взаимовыручки.
  7. Закон чистоты и порядка.

Заповеди:

  1. Все, от управляющего до пассажиров, - одна семья.
  2. Один за всех и все за одного.
  3. Порядок, прежде всего.
  4. Каждое дело вместе.
  5. Всё делай творчески.
  6. Даже если трудно, доведи дело до конца.
  7. Чистота – залог здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы летней оздоровительной площадки

Направление работы площадки: спортивно- оздоровительное;Тема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»...

План воспитательной работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря

План воспитательной работы включает ежедневный перечень мероприятий, проведённых в лагере, с указанием ответственных....

План работы летней оздоровительной площадки при МБОУ СОШ № 8 г.Туапсе

Данный материал содержит подробный план организации работы на летней оздоровительной площадке в летнее каникулярное время с учащимися...

План воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

План воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.Возраст детей 7-11 лет. План рассчитан на 1 смену, на 21 календарный день...

Программа и план воспитательной работы на осенней оздоровительной площадке при школе

Одной из главных проблем современной школы является здоровье детей.Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться.       Каникулы – прекрасное врем...

Программа и план работы весенней оздоровительной площадки при школе

Цель данной программы в следующем:  - Качественный, познавательный и обучающий отдых воспитанников в условиях временного  коллектива.- Развитие личности ребенка, укрепление физического,...

План работы летней оздоровительной площадки в малокомплектной школе

Данный план поможет организовать работу летнего оздоровительного лагеря при образовательном учреждении....