Программа воспитательной работы для начальной школы. История края.
рабочая программа по теме

Аубакирова Оксана Тагиржановна

Программа воспитательной работы для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon История264.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХХХХХХХХХХХХ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХХХХХХХХХХ РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

на 20ХХ-20ХХ учебный год

Х «х» класс

Классный руководитель 
Аубакирова Оксана Тагировна

г. Челябинск


Пояснительная записка.

В настоящее время во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса образовательного учреждения на основе сотрудничества и равноправного партнерства между педагогами, обучающимися и их семьями, между администрацией школы и членами педагогического коллектива.

Работая в этом направлении, педагогический коллектив МБОУ СОШ №ХХ использует педагогическую технологию педагогизации среды жизнедеятельности школьников, способной решить проблему воспитания гармонично развитой личности.

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся, решаются проблемы досуга обучающихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности обучающихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с обучающимися, так и с их родителями.

Россия – страна разнообразных природных, этнических, экономических и социокультурных условий, а Свердловская область – одна из крупных областей страны, обладающая своеобразной социальной и производственной инфраструктурой, что определяет своеобразие и контингент школьников. Поэтому в системе работы классного руководителя должны учитываться все особенности региона. Учет особенностей региона – это ориентация и опора на общие идеи и принципы, нормы педагогической работы, которые выработаны и основаны на историческом опыте деятельности института классного руководства России и других стран, реализация этих идей и принципов в собственном опыте.

Настоящая программа основана на региональности, которая органически пронизывает весь целостный учебно-воспитательный процесс, затрагивает все его компоненты от постановки целей до текущего и итогового анализа результатов.

Региональным подходом предполагается ряд особенностей воспитательной работы со школьниками:

  • по содержанию – органическое включение местных материалов в живую ткань учебно-воспитательного процесса на двух «уровнях» – познания истории и культуры региона и сознательного, активного участия ребят в его преобразовании;
  • по технологии – помощь школьникам в осознании своей принадлежности к региону, которая начинается с приобщения и личного участия в его жизнедеятельности, самостоятельного поиска и реализации самими учениками путей и средств такого участия;
  • по педагогическому стилю – использование в педагогической деятельности передового опыта педагогов региона, участие в его развитии, использование традиционных для данного региона педагогических средств, в том числе средств народной педагогики.

Данная программа основана на духовно-нравственных традициях нашего Отечества, города и школы. В ней уделяется внимание тем формам внеклассной работы, которые выходят за рамки традиционных классных часов.

Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, интеллектуальному и духовному развитию личности школьников, формированию первичного самоопределения и планирования своего будущего, ответственности за свои поступки перед собой и окружающими, расширению кругозора и художественно-эстетических чувств, воспитанию толерантного, уважительного отношения к правам и свободам человека; бережного отношения к объектам и явлениям окружающего мира.

Задачи:

1. Целенаправленное развитие классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2. Организация всех видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей обучающихся в разнообразные коммуникативные ситуации с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.

3. Коррекция индивидуального развития обучающихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.

Основополагающие принципы:

  • гуманистическая направленность: в центре внимания развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся;
  • коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса;
  • природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентаций классного коллектива, объективных условий его жизнедеятельности.

Основные направления воспитательной работы с классом:

Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации обучения и воспитания коллектива класса, индивидуальная работа с обучающимися; формирование классного коллектива.

Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе.

Виды жизнедеятельности классного коллектива:

  • познавательная – расширяет кругозор школьников, приобщает их к процессу познания, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
  • трудовая – направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
  • художественная – развивает чувственные мироощущения, потребность в общении с прекрасным, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную творческую самодеятельность школьников;
  • спортивная – культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту тела;
  • общественная – содействует социализации школьников, приобщает к активному преобразованию действительности;
  • ценностно-ориентировочная – направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;
  • свободного общения во время досуга школьников, когда их общение освобождено от предметной цели, а содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.

Многолетняя практика подтверждает эффективность методики составления планов на краткий период жизни классного коллектива: четверть, каникулы, выходные дни.

Данная программа, конкретизированная и дополненная, является продолжением программы предыдущего учебного года.

Основные компоненты воспитательной работы с классом

Основные направления деятельности

Задачи

Средства реализации

1

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива

Содействовать формированию благоприятной эмоциональной, психологической и нравственной атмосферы в классе.

Развитие ученического самоуправления.

Активное участие в классных и школьных мероприятиях, проведение вечеров отдыха, тематических классных часов, бесед.

Рациональное распределение поручений, предусматривающих совместную деятельность.

Организация и коррекция внешних форм отношения детей друг к другу.

Осуществление диагностики и мониторинга.

2

Создание среды, развивающей личность каждого ребенка

Обеспечение благоприятного положения ребенка в системе групповых связей.

Содействие развитию самостоятельности в выборе поведения и приучение к ответственности за себя и других.

Предоставление обучающимся возможности для проявления личной активности и развития в себе лидерских качеств.

Учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика.

Проведение мероприятий с целью расширения кругозора и проявления творческих способностей каждого.

Выявление, публичное признание и подчеркивание в процессе общения достоинств ребенка.

Создание ситуации успеха для каждого ученика в ходе предметной деятельности.

Соответствие вида деятельности способностям и интересам учащегося.

Обеспечение доверия и уверенности в поддержке.

Соблюдение тайны семейной и внутренней жизни ребенка.

Мониторинг и анализ динамики личностного развития обучающихся.

3

Работа с обучающимися, требующими особого внимания

Систематический контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением. Оказание психолого-педагогической помощи. Организация встреч родителей с учителями и администрацией школы.

Индивидуальные беседы с обучающимися, их родителями, учителями.

Совместная деятельность с завучами по учебно-воспитательному процессу и правовому регулированию.

Вовлечение обучающихся в сферу дополнительного образования и активное участие в жизни класса.

Ведение дневника наблюдений.

Контроль за дневниками обучающихся.

4

Работа с родителями

Оказание информационной, просветительской и педагогической помощи в воспитании детей.

Проведение родительских собраний, индивидуальных встреч.

Обеспечение взаимосвязи «семья-школа».

Привлечение к участию в классных мероприятиях и совместной с детьми деятельности.

Создание условий для взаимного обмена личным опытом.

Обеспечение метод. и спец. литературой.

Содействие деятельности родительского комитета класса.

Психолого-педагогическая характеристика Хх класса

I. Состав класса.

В 2012-2013 учебном году в классе ХХ человек: ХХ мальчиков и ХХ девочек.

Приказом № 01-01-14/66 от 12.09.20ХХ выбыл ХХХХХ Х.

В полной семье воспитываются ХХ человек, без отца – Х чел., в многодетной – Х.

Коллектив сформирован на базе  .

Многие дети имеют ослабленное здоровье: 2 – по состоянию здоровья в 5 классе обучались индивидуально, у 15 ослабленное зрение, 1 имеет слабый слух, у 21 сколиоз, 19 имеют хронические заболевания.

II. Учебно-познавательная деятельность класса.

По итогам за 2 класс 2 чел. – отличники (ХХХХХ, ХХХХХХ), 14 чел. – без троек. В классе в основном ответственно относятся к учебной деятельности, имея достаточно высокий уровень мотивации. 10 чел. повышают свой уровень за счёт дополнительного образования (музыкальные, художественные и спортивные школы).

В классе нет учеников с девиантным поведением.

III. Организованность класса.

Для коллектива класса характерны сплочённость, послушание и ответственность, но зафиксированы случаи повышенной активности соответственно возрасту.

IV. Совместная деятельность «семья-класс-школа».

Тесный контакт и взаимно-доброжелательные отношения с родителями свидетельствуют об их интересе к школьной жизни своих детей. Семьи принимают посильное участие в жизни класса, ремонте и оформлении кабинета, проведении классных мероприятий, отзывчивы к просьбам классного руководителя.

Решением I родительского собрания семья каждого ученика принимает участие в работе родительского комитета, особенно по подготовке к классным мероприятиям.

Примерная программа воспитательной работы на новый учебный год разработана, исходя из данного анализа воспитанности обучающихся, соблюдает принцип преемственности и целостности всего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в классе по приоритетным направлениям.

Многолетняя практика подтверждает эффективность методики составления планов на краткий период жизни классного коллектива: четверть, каникулы, выходные дни. Основные моменты текущей воспитательной работы фиксируются в личном дневнике наблюдений классного руководителя.

Тема работы с классом:
«Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена»
Тема года «История края – история России»

Данная программа воспитательной работы с классом, рассчитанная на три года (2-4 кл.), ставит следующие цели и задачи:

  1. Создание условий для воспитания у подростков качеств, необходимых для профессионального самоопределения.
  • развитие нравственных и коммуникативных качеств, которые помогли бы обучающимся адаптироваться в условиях средней школы;
  • обеспечение информацией о своей школе, городе, крае, в котором живём;
  • оказание психолого-педагогической поддержки при переходе из начального в среднее школьное звено;
  • знакомить с родным городом как промышленным, культурным и образовательным центром Урала через экскурсии на производства, в культурно-просветительские и образовательные учреждения.
  1. Организация обучающей и развивающей деятельности коллектива класса:
  • формировать знания и умения, необходимые для социальной адаптации к жизни в современном обществе;
  • формировать умения и навыки самостоятельного приобретения новых знаний;
  • способствовать развитию учебных навыков и познавательных интересов школьников через взаимодействие с учителями-предметниками, администрацией школы и семьями обучающихся;
  • привлекать к учебно-воспитательному процессу родителей класса;
  • развивать продуктивные способы деятельности, коммуникативные умения обучающихся в различных видах деятельности (НПК, олимпиады, конкурсы);
  • создавать условия для формирования деловых качеств личности;
  • проводить диагностические, оценивающие, корректирующие, развивающие, стимулирующие и организационно-деятельные мероприятия с обучающимися;
  • создать комфортные условия для прохождения итоговой аттестации.
  1. Создание содержательных условий для проявления и обогащения личности каждого обучающегося, его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей:
  • осуществлять здоровьесберегающую составляющую учебно-воспитательного процесса через систематический контроль за физиологическим и психологическим состоянием каждого ученика, проведение профилактических оздоровительных мероприятий, контроль за питанием, пропаганду здорового образа жизни;
  • предоставить обучающимся возможности для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций;
  • развивать творческие способности школьников, принимая участие в творческих проектах класса, школы, района и города;
  • формировать оптимистическое отношение обучающихся к своему будущему;
  • воспитывать чувство гордости за родной край через изучение его истории, духовного и историко-культурного наследия;
  • создать условия для усвоения старшими подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных);
  • воспитывать уважительное отношение и понимание людей из ближнего окружения через совместное участие в мероприятиях, беседы и общие дела;
  • обеспечить соблюдение техники безопасности во время учебно-воспитательного процесса через систематические инструктажи и беседы.

Данные состава класса

Личное дело

Список 4б класса

Дата рожд.

Поручение

Отв. за дежурство по школе

Физорг

Отв. за информацию II полугодие

Отв. за информацию I полугодие

Физорг

Отв. за классный журнал II полугодие

Культорг

Уч. ком. I полугодие

Уч. ком. II полугодие

Отв. за рапортичку II полугодие

Отв. за рапортичку I полугодие

Зам. старосты

Староста

Отв. за информацию I полугодие

Диспетчер по питанию

Дежурство по к. 104, II полугодие

Уч. ком. I полугодие

Отв. за информацию II полугодие

Дежурство по к. 104, I полугодие

Культорг

Дежурство по к. 104, I полугодие

Дежурство на уроках, I полугодие

Диспетчер по питанию

Отв. за классный журнал I полугодие

Дежурство на уроках II полугодие

Отв. за дежурство по школе

Уч. ком. II полугодие

Состав родительского комитета:

  1. ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХХХ
  2. ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХ, ХХХХХХ ХХХХХХХХХХ
  3. ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХХХ, ХХХХХХ ХХХХХХХХХХ
  4. ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ, ХХХХХХ ХХХХХХХХХХ
  5. ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХХХ

Представитель в родительском комитете школы – ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХХХ

Распределение по группам (иностранный язык)

Английский язык

Французский язык

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

10

11

12

13

14

15

 

Планируемые мероприятия с классом в учебном году

Мероприятие

Дата

1

День Знаний. Экскурсия

сентябрь

2

День здоровья. Спортивный праздник

сентябрь

3

Тематические классные часы и беседы

еженедельно

4

Занятия школьного ученического актива

ежемесячно

5

Осенняя ярмарка

сентябрь

6

День учителя

начало окт.

7

Осенняя школьная дискотека

октябрь

8

Школьный конкурс «Осенний букет»

октябрь

9

Шк. конкурс «Самый уютный кабинет»

октябрь

10

Акция «Береги здоровье смолоду»

ноябрь – декабрь

11

КВН «На пороге Новый год»

конец декабря

12

Конкурс «Зимняя фантазия»

13

Конкурс «Новогодний кабинет»

14

Новогодняя школьная дискотека

15

Конкурс самодеятельности «Утренняя звезда»

январь

16

День Святого Валентина

февраль

17

День защитника Отечества

февраль

18

Праздник «Защитникам Отечества»

февраль

19

Конкурс кабинетов

март

20

Праздник женщин

март

21

День самоуправления

март

22

Весенняя школьная дискотека

март

23

День смеха

апрель

24

Спорт-шоу

апрель

25

День «открытых» дверей

апрель

26

Праздник весны

май

27

День Памяти. Конкурс стенгазет

май

28

Дискотека «Здравствуй, лето!»

конец мая

29

Автобусные экскурсии по области

по
возможности

30

Посещение городских объектов культуры

31

Встречи с интересными людьми

32

Анкетирование обучающихся

33

Экскурсии на производства

34

Организация дежурств по школе

по графику

35

Школьные спортивные мероприятия

36

Образовательные программы, научно-практические конференции обучающихся

37

Трудовой десант на пришкольной территории

38

Классные тематические вечера

1 раз
в четверть

39

Родительские собрания

40

Индивидуальные беседы с родителями

по необходимости

41

Индивидуальные беседы с обучающимися

Рабочий календарный план воспитательной работы с классом

Дата

Мероприятие и место проведения


Планируемые мероприятия по охране труда

Мероприятия

Дата

1

Инструктажи по ОТ: вводные, первичные, повторные, внеплановые целевые, групповые, индивидуальные

По графику и в случае
необходимости

2

Тренировочная эвакуация из здания школы
в экстремальной ситуации

Сентябрь, май

3

Оформление «Уголка безопасности» в классной комнате

Сентябрь

4

Оформление листка здоровья в классном журнале

Сентябрь, январь

5

Организация утепления оконных рам в классной комнате

Сентябрь

6

Обновление комплекта ватно-марлевых повязок класса

Сентябрь-октябрь

7

Работа с родителями обучающихся по страхованию от несчастного случая

Сентябрь-октябрь

8

Смотры-конкурсы «Уголков безопасности», плакатов по ОТ, на лучшее воспитательное мероприятие по ОТ и пр.

По графику

9

Работа с родителями обучающихся по соблюдению правил безопасности школьниками во время учебно-воспитательного процесса и вне школы

На родительских собраниях,
индивидуально

10

Агитационно-разъяснительная работа с обучающимися и их родителями по вопросам вакцинации

По графику

11

Работа с обучающимися по соблюдению правил безопасности во время учебно-воспитательного процесса и вне школы

В течение
учебного года

12

Оформление и наполнение методической папки «Памятки по безопасности»

13

Участие в расследовании несчастных случаев с
обучающимися

По факту свершения

14

Внеклассная учебно-познавательная и
просветительская работа с обучающимися

По графику

15

Санитарная уборка классной комнаты

Еженедельно

16

Контроль за санитарным состоянием классной комнаты

Ежедневно


Рабочий календарный план мероприятий по охране труда

Дата

Мероприятия

Индивидуальная работа с обучающимися

дата

фамилия

тема

Индивидуальная работа с родителями

дата

фамилия

тема


Сравнительная таблица итоговой успеваемости класса

На начало
учебного года

1 четверть

I полугодие

3 четверть

II полугодие

На конец
учебного года

Отл.

Хорошисты

Троечники

Неуспевающие


Занятость вне школы

Х «Х» КЛАСС

Вид
деятельности

Место
проведения
занятий

Время

Аналитический отчет воспитательной работы с классом по итогам учебных четвертей и года

Основные учебно-воспитательные моменты

Результаты учебы

Воспитательная работа

Учебная
четверть

«отличников»

«хорошистов»

«троечников»»

неуспевающих

Классные часы

Классные мероприятия

Индивидуальные беседы с обучающимися

Индивидуальные беседы с родителями

Питание в школьной
столовой

Пропуски уроков
(в т.ч. по болезни)

Начало

года

I

II

III

IV

Итоги
года