ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бутримова Светлана Викторовна

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе связано с изучением личности обучающегося, распознаванием норм и отклонений в его развитии, определением степени его воспитанности и осмыслением наблюдаемых явлений с целью выработки обоснованного и конкретизированного плана педагогической деятельности.

            Одним из условий повышения эффективности процесса воспитания является изучение и оценка его результативности, управление развитием ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Изучение личности обучающихся

            Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе связано с изучением личности обучающегося, распознаванием норм и отклонений в его развитии, определением степени его воспитанности и осмыслением наблюдаемых явлений с целью выработки обоснованного и конкретизированного плана педагогической деятельности.

            Одним из условий повышения эффективности процесса воспитания является изучение и оценка его результативности, управление развитием ребёнка. Это понимается как призывы «дойти до личности каждого школьника», осуществлять личностный подход к обучающимся в учебно-воспитательном процессе.

Основные  требования к изучению личности обучающихся и коллектива

1. Изучение направляю на выявление особенностей процесса психического развития каждого ученика.

2. Оценку результатов диагностики ученика произвожу путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии.

3. Исследование осуществляю на протяжении всех лет его обучения в начальной школе.  Далее данные результаты передаю следующему классному руководителю, а учителей-предметников знакомлю с развитием обучающихся на педагогическом консилиуме в мае.

4.  Провожу  диагностику с учетом возможной «зоны ближайшего развития».

5. Изучаю индивидуальные особенности каждого ребёнка с учетом возрастных особенностей.

6. Диагностикой охватываю всех обучающихся класса, и провожу её систематически.

Для изучения личности обучающихся и коллектива использую следующие  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

НАБЛЮДЕНИЕ

         Этот универсальный метод  использую в разнообразных ситуациях.  Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных  условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления особенностей личности ребёнка, позволяющее сделать выводы о его индивидуальном психологическом своеобразии. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений. Основной метод в моей педагогической практике. 

БЕСЕДА

          Метод  установления в ходе общения психических особенностей обучающихся, получение информации с помощью вопросов. В беседе выявляю особенности характера, мотивы поведения, факты биографии и отношение к ним, оценку сторон жизни. Использую  косвенные вопросы.

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         Сочинения (литературные способности, словарный запас, образное мышление, кругозор). Контрольные и проверочные работы по предметам. Чертежи, рисунки, проекты, поделки (индивидуaльно-психологические особенности и способности, уровень развития мышления, знаний, навыков). Проективные тесты (позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям).

Диагностическая методика № 1  «Фотография»

      Обучающимся  предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Диагностическая методика № 2  «Урок физкультуры»

     Обучающимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

   Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Диагностическая методика № 3 «Дом, в котором я живу»

    Обучающимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Диагностическая методика № 4  «Письмо островитянину»

  Обучающимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Диагностическая методика № 5 «Пьедестал»

    Обучающимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек - 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

           Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение обучающихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений.

Диагностическая методика № 6 «Государство — это мы»

   Обучающимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята - представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволяет классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

Диагностическая проективная методика № 7

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

  1. Самый близкий мне человек в классе, это...
  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
    учебы время, это...
  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...

5.   Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...

6.. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...

  1. Ребята, с которыми мне приходится общаться в школе по
    необходимости, это...
  2. Ребята, интересы которых мне чужды, это...

9.        " Ребята, которые мне неприятны, это...

10.        Ребята, которых я избегаю, это...

ДИАГНОСТИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Диагностика № 1 «Мой портрет в интерьере»

        Обучающимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.

Диагностика № 2 «Мое состояние»

   Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы  символов нужно выбрать по одному,   который   лучше   всего   передает   состояние   движения, спокойствия,   уверенности   и   неуверенности.   Каждая   группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.

Движение         Спокойствие           Уверенность              Неуверенность
а-4                  а-10                а-10                а-10

б-8                      б-8                              б-8        б-8

в-2                      в—2        в-6        в-2

г-10                      г-4                г-2                г-6

Интерпретация результатов выглядит так:

от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до 20 очков  Ты

 плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него отказаться.

от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35до 40очков:Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя' трудно переубедить.

Диагностика № 3 «Моих 10 - Я»

      Обучающимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

1-я-        4-я-        7-я-        10 - я

2-я-        5-я-        8-я-

3-я-        6-я-        9-я-

Затем обучающиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе классного руководителя начальной школы

Предоставляю опыт работы с икт классного руководителя. Буду рада если пригодится....

Использование ИКТ в работе классного руководителя

Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств продиктована необходимостью внедрения личностно – ориентированного воспитания, которое ...

Использование ИКТ в работе классного руководителя начальных классов.

Использование ИКТ в работе классного руководителя начальных классов....

Использование ИКТ в работе классного руководителя в начальной школе.

Компьютер стал моим другом и помощников в работе. Это техническое средство, расширило мои возможности в воспитательном процессе....

Использование ИКТ в работе классного руководителя

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Использование ИКТ в работе классного руководителя

        В  рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен наход...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...