Кузбасс - мой край родной
методическая разработка (3 класс) на тему

Суворова Светлана Александровна

О многообразии народов Кузбасса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzbass-moy_kray_rodnoy.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101»

Внеклассное занятие в рамках

городского семинара воспитателей

Тема: «Кузбасс – мой край родной»

(о многообразии народов Кемеровской области)

3 «В» класс

Разработала:

Суворова С. А.,

воспитатель высшей

квалификационной категории

Кемерово 2015

Тема: «Кузбасс – мой край родной»

(о многообразии народов Кемеровской области)

Цель: Знакомство с коренными жителями Кемеровской области.

Задачи:

1. Дать представление о коренном населении Кемеровской области.

2. Способствовать развитию кругозора, познавательных процессов, речи учащихся.

3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народам Кузбасса.

Оборудование:

  • Фотографии шорцев, телеутов, шамана;
  • Картинка журавля;
  • Бубен шамана;
  • Лопаточка-колотушка.

Ход занятия

Воспитатель: Начать наше занятие мне хочется с приветствия, так как в семьях всех народов с малых лет человека приучают здороваться, приветствовать друг друга и гостей. Я буду говорить строчку, а Вы отвечать словом «Привет».

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…                        (Привет)!

С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой…                  (Привет).

При встрече через много лет, Вы крикните друзьям…              (Привет)!

И улыбнутся Вам в ответ от слова доброго…                             (Привет).

И Вы запомните совет: дарите всем друзьям…                          (Привет).

Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы…               (Привет)!

Ребята, мы продолжаем знакомство с нашим краем, и разговор сегодня пойдёт о многообразии жителей Кемеровской области.

Давайте вспомним, какие народы с давних времён проживают на территории нашей области?

Ответы детей (русские, сибирские татары, шорцы, телеуты).

Воспитатель: Сегодня мы с Вами поговорим о шорцах и телеутах (фотографии висят на доске). Эти народы сохранили свои обычаи и культуру. Русские назвали шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать из него оружие. От них и пошло название – Кузнецкая земля.

У телеутов существует интересная традиция прощания, в их языке нет слова «до свидания», вместо этого они говорят: «Приходите в гости!»

Так скажут они любому, кому доведётся заглянуть в их селения.

Ребята, как Вы думаете, чем занимались шорцы и телеуты в давние времена?

Ответы детей (ловили рыбу, охотились на дикого зверя и птицу, собирали ягоды, грибы, коренья съедобных растений и лечебных трав).

Воспитатель: Верно! Охота для шорцев и телеутов была основным видом деятельности. С охотой связано очень много легенд. Одну такую легенду нам расскажет наша гостья.

(Выходит гостья, одетая в национальный костюм с шорскими и телеутскими элементами).

Гостья: Охотники никогда не убивают журавлей, а все потому, что эта мудрая птица помогла человеку добыть огонь. Давно это было. Бог создал землю и всё живое на земле, а огня людям не дал. Звери и птицы в тайге хорошо жили. Птицам в гнёздах было тепло – их грели перья. Зверям в берлогах было тепло – их согревали тёплые шубки, а человеку было плохо, потому что не было огня, в доме было холодно, пищу приготовить было не на чем.

Обратились люди к птицам: «Вы вокруг всей земли летаете, к небу поднимаетесь, моря и горы пролетаете, с высоты вам всё видно, помогите нам огонь найти». Полетели птицы в разные стороны – не смогли огня найти. Только птица журавль никуда не полетела. Пришла она к человеку и сказала: «Разве нет в скале камня, а у человека силы?» Подсказала птица журавль, если взять два камня и ударить друг о друга, то будет огонь. Взяли люди два камня, ударили друг о друга, посыпались искры. Так древние люди научились добывать огонь.

Воспитатель: Спасибо, наша уважаемая гостья, за интересную легенду.

Вот, что я Вам ещё хочу сказать, ребята, перед праздниками землю Горной Шории, где проживают шорцы и телеуты, освещают шаманы (фото шамана висит на доске) для того, чтобы удались все задуманные планы на год. Шаман является значительной фигурой в обществе. Внешним атрибутом сибирских шаманов является бубен с лопаточкой-колотушкой (демонстрирую детям бубен и лопаточку-колотушку). На бубне шамана изображены солнце, звёзды, месяц, лес, лягушка.

Солнце, звёзды, месяц для того, чтобы просить помощи с неба. Лес, чтобы помощь оказали звери и птицы. Изображение лягушки показывает способность владельца бубна отгонять злых духов, лечить людей. Внутри бубна привязаны лоскутки разноцветных материй, бубенчики и блестящие железки. Светлые лоскутки красного, жёлтого, голубого цвета означают радость, свет, здоровье, а лоскутки чёрного и синего цвета – печаль, болезни, войны. Изо всех сил бьёт шаман лопаточкой-колотушкой в бубен, а все собравшиеся с интересом наблюдают за происходящим.

После того, как шаман заканчивал все свои действия, люди веселились, играли в различные игры, состязались в силе, смекалке.

Вот и мы сейчас с Вами проведём игру, которая так и называется «Шаманский бубен».

Все ребята встают в круг. Под музыку быстро передают бубен из рук в руки. По окончанию музыки, ребёнок, у которого в руках оказался бубен выбывает из игры. Выигравшим считается последний оставшийся ребёнок с бубном в руках.

Воспитатель: Ребята, о нашей малой Родине, о нашей Кузнецкой земле, о нашем Кузбассе поэты сложили много стихов, одно из них прочтёт Демид.

Ребёнок:                                Родина наша малая –

Там, где родился и рос.

Связана с ласкою маминой,

С лепетом белых берёз.

Родина наша малая –

Там, где в тяжёлый год

Сердце наше усталое

Чуточку отдохнёт.

Воспитатель: Настала пора подвести итог нашего занятия. Скажите, о каких коренных жителях нашей области мы сегодня с Вами говорили? Чем занимались шорцы и телеуты в давние времена? Вспомните, какая птица помогла добыть людям огонь? Что является главным атрибутом шамана? Что изображено на бубне? Что означают светлые лоскуточки на бубне? А тёмные?

Молодцы, ребята! Ну что, «до свидания» или, как говорят телеуты: «Приходите в гости!»

Окончание занятия, угощение детей сладостями.

Анализ воспитательного мероприятия

1. Название: «Кузбасс – мой край родной» (о многообразии народов Кемеровской области).

2. Актуальность предложенной темы.

Воспитать культурного человека, особенно с ограниченными возможностями здоровья, очень сложно, нужно с детства приобщать его к культуре поведения в обществе.

Этикет, как стандарт поведения, видоизменился и на современном уровне целесообразно обращаться к нашим корням и истокам, родоначальниками которых являлись наши предки. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России, в том числе и народов Кемеровской области. Большую роль в воспитании играет приобщение детей к истокам традиционной культуры народов, проживающих рядом, на территории малой Родины.

Одной из задач школы является подготовка детей к жизни в обществе, воспитание в них нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Наша задача вовлекать детей в изучение истории родного края, традиций и культуры народов Кемеровской области.

3. Форма проведения: заочная экскурсия по родному краю.

4. Подготовка к мероприятию: к подготовке занятия были привлечены Интернет-ресурсы, методическая литература, проведены беседы, экскурсия в краеведческий музей, использованы ТСО.

5. Цель и задачи занятия.

Цель: Знакомство с коренными жителями Кемеровской области.

Задачи:

  • Дать представление о коренном населении Кемеровской области.
  • Способствовать развитию кругозора, познавательных процессов, речи учащихся.
  • Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народам Кузбасса.

6. Методы и приёмы работы на занятии.

Методы организации учебных действий:

  • словесный (беседа, рассказ, объяснение);
  • наглядный (иллюстрации, демонстрация, кинопоказ);
  • аудиовизуальный (сочетание словесных и наглядных методов);
  • экскурсия.

7. Межпредметная связь.

Держу связь с учителем, библиотекарем. По содержанию занятие близко к урокам развития речи.

8. Итог занятия (анализируется после фактического проведения):

  • Стиль общения с детьми (демократический).
  • Культура поведения детей.
  • Активность воспитанников.
  • Цели и задачи, в целом, считаю достигнутыми в достаточной мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузбасс - мой край родной

Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...

Кузбасс - мой край родной. Растения и животные. Реки и озера.

Интерактивное пособие для учащихся начальных классов, содержащее задачи краеведческого характера, короткие статьи о растениях, животных, реках и озерах Кузбасса....

Учебный проект "Кузбасс-мой край родной!"

Учебный проект «Кузбасс – мой край родной» разработан творческим коллективом учителей начальных классов в преддверии юбилейных дат Кемеровской области и города Кемерово. В основе раз...

Учебный проект "Кузбасс - мой край родной" - итоговая игра

Данные интеллектуально - познавательные игры проводятся на заключительном этапе после реализации учебного проекта "Кузбасс - мой край родной!" На всех этапах учебного проекта "Кузбасс -...

Викторина "Кузбасс мой край родной"

Мой край родной, Кузнецкая земля,На свете нет прекрасней и милей, К тебе душою прикипела я И сердцем приросла к земле своей. Тайги непроходимые леса, Хрусталь звенящих чистых горных рек,Высо...

Викторина "Кузбасс мой край родной"

Мой край родной, Кузнецкая земля,На свете нет прекрасней и милей,К тебе душою прикипела яИ сердцем приросла к земле своей.Тайги непроходимые леса,Хрусталь звенящих чистых горных рек,Высоких ...