Учебный проект "Кузбасс-мой край родной!"
проект (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Тимофеева Марина Геннадьевна

Учебный проект «Кузбасс – мой край родной» разработан творческим коллективом учителей начальных классов в преддверии юбилейных дат Кемеровской области и города Кемерово. В основе разработки проекта лежит представление о необходимости поиска тех форм образовательной деятельности, которые стимулировали развитие учащихся, повышали познавательную активность, формируя осознанную мотивацию к учению, и были бы ориентированы на живую, конкретную, созидательную деятельность.

 В работе представлен учебный проект «Кузбасс – мой край родной», который реализован в рамках предметных декад с использованием ИКТ технологий, активных форм и методов работы.

Данный проект предназначен широкому кругу педагогических работников: руководителям образовательных организаций, заместителям директоров образовательных организаций, методистам, учителям начальных классов, организаторам внеурочной деятельности, воспитателям группы продлённого дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областной конкурс

«ИТ – педагог Кузбасса XXI века»

Учебный проект на основе ИКТ

Авторский коллектив:

Тимофеева Марина Геннадьевна

учитель начальных классов

муниципальное бюджетное образовательное

учреждение Гимназия №71 («Радуга»)

Поддубная Алина Алексеевна

учитель начальных классов

муниципальное бюджетное образовательное

учреждение Гимназия №71 («Радуга»)

 Кемерово

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение                                                                           5

II.Основная часть                                      

  1. Информационная карта проекта                            6                                        
  2. Описание деятельности по проекту                      12
  3. Мультимедийность учебного проекта                  20                                        

III. Заключение                                                                  21

Портфолио проекта                                                           27                                    

Приложение                                                                                      

Введение

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический потенциал.

В основных документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" - в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.

Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно – нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

  1. Информационная карта проекта

 

Название проекта

«Кузбасс – мой край родной»

Постановка проблемы

Не секрет, что на сегодняшний день остаются проблемы в воспитании подрастающего поколения. В обществе наблюдается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта Современные дети не интересуются историей родного края, происходит подмена ценностей, утрачивается связь поколений.

Анкетирование учащихся начальной школы гимназии подтверждает вышесказанное. В анкетировании принимали участие порядка 200 учащихся. Анализ анкет показал:

 30% - не проявляют интерес к познанию культуры своего народа;

41% - не знают историю родного края, родного города;

51% - не понимают важности передачи исторического опыта от поколения к поколению.

  Как пробудить интерес к истории родного края, родного города, как восполнить пробелы семейного воспитания, как воспитать гражданина, патриота своей страны?

Ответы на данные вопросы должны быть включены в содержание образования, которое может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежёстких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность ребёнка как субъекта обучения, как познающей мир личности. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, метод проектов на основе ИКТ, применение которых способствует формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Цель  

проекта

Создание организационно-педагогических условий для проектной деятельности учащихся на основе ИКТ, направленной на формирование основ патриотизма – воспитания качеств человека, составляющих основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой Родины.


Задачи

проекта

- воспитывать интерес к истории родного края, родного города;

- развивать интерес к познанию культуры своего народа, освоению духовно-нравственных основ посредством проектной деятельности;

- учить мыслить, развивать творческие способности;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, делиться знаниями с участниками образовательной деятельности;

- способствовать формированию умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий  (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формировать умения использовать различные способы поиска   информации в справочной литературе и в учебном информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- формировать активную гражданско – патриотическую и социально – добровольческую позицию гимназистов;

- способствовать освоению и сохранению национальных традиций;

- способствовать формированию культурных ценностей.

Содержание деятельности

  1. Диагностика затруднений молодых педагогов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей.
  2. Ознакомление с основными направлениями и формами урочной деятельности, а также активизации познавательной, учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время.
  3. Проведение практических занятий с опытными педагогами, обмен опытом успешной педагогической деятельности.
  4. Проведение встреч и круглых столов с представителями вышестоящих организаций по вопросам образования, в частности, связанными с молодыми педагогами.
  5.  Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности.

Место реализации

МБОУ «Гимназия №71» (Радуга) города Кемерово

Руководители проекта

 Тимофеева М.Г. – руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Гимназии №71» («Радуга»), учитель начальных классов

Поддубная А.А. – учитель начальных классов

Участники проекта

Учащиеся, педагоги, родители

Партнеры проекта

Сотрудники библиотек, музеев города Кемерово

Представители родительской общественности

Срок реализации проекта

3 года

1 год - «Путешествие по родному краю»

2 год - «Кемерово - столица шахтёрского края»

3 год - «Город Кемерово – моя малая Родина»

Планируемые результаты

 Личностные универсальные учебные действия:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать этическим нормам;

- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

- умение предвосхищать результат;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

-готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- устанавливать причинно-следственные связи.


  1. Описание деятельности по проекту

Содержательная часть учебного проекта «Кузбасс – мой край родной»

Дорожная карта реализации учебного проекта №1 «Путешествие по родному краю»

 (первый год реализации)

№п/п

Основные направления совместной деятельности детей и взрослых.

Цели и задачи

Прогнозируемые приобретения ребёнка в данной деятельности

Возможные формы деятельности

Участие родителей

знания

умения

в деятельности

В теоретическо-практическом обучении

1.

Стартовый период проекта

Введение детей в содержание проекта.

О названии проекта, его содержании (чему посвящён проект, для чего он нам нужен, что мы узнаем, чему научимся и что будем делать). Участвуя в проекте «Кемерово- столица шахтёрского края»,

дети получат знания о родном городе.

Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять фотовыставку,

делать устное сообщение, презентовать информацию, составлять ребусы.

 

Аналитическая деятельность:

Проводим исследование:

Какие достопримечательности города мне знакомы, о каких хотелось бы узнать больше; какие улицы города, названные в честь известных людей, я знаю; о каких хотелось бы узнать.

Познавательная деятельность:

Смотрим презентации о городе, читаем книги в библиотеке, смотрим видеофильмы о городе, его достопримечательностях.

Слушаем песни о родном городе.

Разучиваем песню о городе Кемерово.

Помочь ребёнку определиться с выбором содержания по теме данного проекта.

Знакомство с проектом определение форм участия родителей в проекте.

2.

Основной период

Запуск проектов по классам (1-4 классы)

Лесные задачки

Организовать поисково-познавательную деятельность: поиск информации по численности представителей живой природы и их соотношения, сравнения, а также цифровую информацию интересную детям и составление задач разных типов с использованием найденных числовых данных.

Знать представителей флоры и фауны Кузбасса, а также представителей Красной книги  Кузбасса.

Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять для выставки,

делать устное сообщение, презентовать информацию.

 

Поиск информации о Выпуск книги, газеты «Лесные задачки»

Организовать экскурсии в краеведческий музей, экскурсия с семьёй.

Помочь найти информацию, составить задачи, оформить для выставки.

Красная книга Кемеровской области

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Красная книга Кузбасса»

(2 класс)

Знать представителей флоры и фауны Красной книги Кузбасса, информацию о заповедниках Кузбасса

Находить информацию по теме,

оформлять в виде презентации.

Просмотр презентации

«Животные Красной книги Кузбасса»,

«Растения Красной книги Кузбасса»

Творческое домашнее задание:

помочь оформить презентацию, выставку фото

графий.

Помочь найти информацию, помочь оформить презентацию, уметь представить информацию.

Горы и водоёмы родного края.

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Горы  Кемеровской области», «Водоёмы Кузбасса»

(3 класс)

Знать горы, водоёмы Кемеровской области.

Находить информацию по теме,

оформлять в виде презентации.

Делать устное сообщение, презентовать информацию.

 

Просмотр презентаций «Водоёмы Кемеровской области»,

 «Горы Кемеровской области»

Просмотр презентаций, стендовая выставка презентаций.

Помочь в создании презентации

Водоёмы Кемеровской области»,

 «Горы Кемеровской области»

Подготовить для выставки фотографии из семейного альбома из серии «Наши путешествия по родному краю»

.

Подготовить ребёнка к выступлению с презентацией.

Помочь оформить презентацию. Учить правилам оформления презентации.

Кузбасс-родина моя.

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Кузбасс-родина моя»

(1-4 класс)

Знать интересную информацию из истории Кузбасса.

Уметь составлять вопросы, используя найденную историческую информацию.

Находить информацию по заданным вопросам.

Составлять мини-викторину «Моя Родина-Кузбасс»

Просмотр книг выставки «Кузбасс-родина моя»

Помочь работать с дополнительными источниками информации.

Учить искать информацию в Интернет

3.

Итоговый период проекта.

Подведение итогов участия детей и взрослых в реализации проекта.

Проведение итогов игры

 «Хочу всё знать!»

(участники сборные команды по 2 человека из каждого класса и по 5 болельщиков, родители)

Рефлексия игры.

Размещение материалов, фотоотчётов на школьном сайте, через статью в школьной газете.

Огласить результаты на линейке Достижений и на родительских собраниях.

Получили много новых знаний о Кузбассе.

Знать географические названия, представителей флоры и фауны, уметь составлять задачи, используя найденные числовые данные, знать знаменательные исторические даты Кемеровской области»

Викторина «Кузбасс-родина моя»

Интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать»

Принять участие в качестве болельщиков в интеллектуально-познавательной игре.

Подготовить отзывы в виде статьи и фотоотчёта для сайта гимназии, школьной газеты, стендовый вариант.

На родительском собрании по теме «Воспитание патриотических чувств через участие в проектах» поделиться своими впечатлениями, эмоциями, практическими советами по теме, своими наблюдениями, находками.

Анализ результатов реализации проекта

Подготовить и провести анкеты для учащихся и родителей.

Выполнить анализ результатов анкетирования, сделать выводы.

Разработать и провести викторину «Кемерово- столица шахтёрского края»

Выполнить анализ вовлечённости детей и родителей в проектную деятельность.

Знать правильные ответы на вопросы анкеты.

Рефлексию своих знаний через тесты и анкеты, участие в викторине и итоговой игре.

Уметь делать выводы о своих знаниях по теме, помогать другим ребятам отвечать на вопросы.

Анкетирование, тестирование, викторина.

Принять участие в анкетировании.

Донести результаты анкетирования до родителей на родительском классном, общем собрании.

Основные направления деятельности педагогов.

Цели и задачи

Прогнозируемые приобретения педагога в проектной деятельности

        Возможные формы деятельности.

Знания

умения

В деятельности

Для педагогического коллектива

Обобщение и распространение методического опыта работы по реализации проекта «Кемерово-столица шахтёрского края»

Представление материалов на методическом объединении и на педагогической конференции, на педагогическом совете, участие в районных городских педагогических семинарах, кон-курсном движении, распространение педагогического опыта, использовать материалы для проведения педагогической практики студентов педагогического колледжа.

-теоретические знания о проектной деятельности, распространение

активных форм обучения в российских школах;

- этапы проектной деятельности

-ставить педагогические задачи, планировать пути их реализации

-прогнозировать результаты

-организовать проектную деятельность в классе, в школе

-уметь проконсультировать учащихся и родителей по данной деятельности;

-уметь собирать материал для выставки, презентации, для познавательной игры, составлять вопросы для викторины по теме.

- организовать познавательную деятельность в классе через просмотр фильмов, презентации по теме проекта, организовать выставку работ, фотовыставку, провести викторину

-организовать разучивание Гимна Кузбасса.

- узнать о положительном опыте коллег

-использовать активные методы обучения в своей педагогической деятельности

- продолжить педагогическое творчество по данной теме

- подготовить итоги проектной деятельности к участию в конкурсе

Материалы интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать» - Приложение 1

 Дорожная карта реализации учебного №2 «Кемерово - столица шахтёрского края»

 (второй год реализации)

№п/п

Основные направления совместной деятельности детей и взрослых.

Цели и задачи

Прогнозируемые приобретения ребёнка в данной деятельности

Возможные формы деятельности

Участие родителей

знания

умения

в деятельности

В теоретическо-практическом обучении

1.

Стартовый период проекта

Введение детей в содержание проекта.

О названии проекта, его содержании (чему посвящён проект, для чего он нам нужен, что мы узнаем, чему научимся и что будем делать). Участвуя в проекте «Кемерово- столица шахтёрского края»,

дети получат знания о родном городе.

Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять фотовыставку,

делать устное сообщение, презентовать информацию, составлять ребусы.

 

Аналитическая деятельность:

Проводим исследование:

Какие достопримечательности города мне знакомы, о каких хотелось бы узнать больше; какие улицы города, названные в честь известных людей, я знаю; о каких хотелось бы узнать.

Познавательная деятельность:

Смотрим презентации о городе, читаем книги в библиотеке, смотрим видеофильмы о городе, его достопримечательностях.

Слушаем песни о родном городе.

Разучиваем песню о городе Кемерово.

Помочь ребёнку определиться с выбором содержания по теме данного проекта.

Знакомство с проектом определение форм участия родителей в проекте.

2.

Основной период

Запуск проектов по классам (1-4 классы)

Исторически знаменательные даты

Организовать поисково-познавательную деятельность: поиск событий по данным датам.

Знать знаменательные даты города, основные события.

Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять фотовыставку,

делать устное сообщение, презентовать информацию.

 

Поиск информации о данных знаменательных датах. Круглый стол «Важные исторические события нашего города»

Выпуск плаката

«Лента времени»

Организовать экскурсии «По городу Кемерово», «Красная горка», «Достопримечательности моего города»  экскурсия с семьёй.

Помочь найти информацию по  знаменательным датам, сделать историческую справку.

Достопримеча-тельности родного города

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Достопримечательности родного города»

(2 класс)

Знать достопримечательности города, узнавать их на фотографиях. Знать

историческую справку.

Находить информацию по теме,

оформлять в виде презентации.

Просмотр фотографий из семейного альбома «Мой город»

Подготовка презентации

 «Мой город»

Просмотр презентации «Город вчера»,

«Город сегодня»

Творческое домашнее задание:

помочь оформить презентацию, выставку фото

графий.

Помочь найти информацию: историческую справку о достопримечательности города.

Улицы города Кемерово, названные в честь известных людей

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Улицы города Кемерово»

(3 класс)

Знать улицы города, названные в честь известных людей. Знать достопримечательности, расположенные на улице.

Находить информацию по теме,

оформлять в виде презентации.

Делать устное сообщение, презентовать информацию.

 

Просмотр презентаций «Улицы моего города, названные именами известных людей»

Просмотр презентаций, стендовая выставка презентаций.

Творческое домашнее задание:

помочь в создании презентации

«Улицы  города Кемерово»

Организовать экскурсию с семьёй на улицу, о которой готовится информация.

Подготовить ребёнка к выступлению с презентацией.

Помочь оформить презентацию. Учить правилам оформления презентации.

Географические названия города в ребусах

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Географические названия города в ребусах»

(1 класс)

Знать географические названия, которые расположены в черте города: реки, озёра, горы, районы.

Находить информацию по теме, составлять ребусы.

Выставка ребусов. Отгадывание ребусов.

Творческое домашнее задание:

создать тематический ребус и оформить его.

Помочь понять ребёнку правила составления ребуса. Найти географическое название и зашифровать его в ребус.

3.

Итоговый период проекта

Подведение итогов участия детей и взрослых в реализации проекта.

Проведение итогов игры

 «Хочу всё знать!»

(участники сборные команды по 2 человека из каждого класса и по 5 болельщиков, родители)

Рефлексия игры.

Размещение материалов, фотоотчётов на школьном сайте, через статью в школьной газете.

Огласить результаты на линейке Достижений и на родительских собраниях.

Получили много новых знаний о городе.

Историю города должен знать каждый его житель.

Знать важные исторические события города, достопримечательности, улицы города, названные именами известных людей, географические названия.

Викторина «Кемерово-столица шахтёрского края»

Интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать»

Принять участие в качестве болельщиков в интеллектуально-познавательной игре.

Подготовить отзывы в виде статьи и фотоотчёта для сайта гимназии, школьной газеты, стендовый вариант.

На родительском собрании по теме «Воспитание патриотических чувств через участие в проектах» поделиться своими впечатлениями, эмоциями, практическими советами по теме, своими наблюдениями, находками.

Анализ результатов реализации проекта

Подготовить и провести анкеты для учащихся и родителей.

Выполнить анализ результатов анкетирования, сделать выводы.

Разработать и провести викторину «Кемерово- столица шахтёрского края»

Выполнить анализ вовлечённости детей и родителей в проектную деятельность.

Знать правильные ответы на вопросы анкеты.

Рефлексию своих знаний через тесты и анкеты, участие в викторине и итоговой игре.

Уметь делать выводы о своих знаниях по теме, помогать другим ребятам отвечать на вопросы.

Анкетирование, тестирование, викторина.

Принять участие в анкетировании.

Донести результаты анкетирования до родителей на родительском классном, общем собрании.

Основные направления деятельности педагогов.

Цели и задачи

Прогнозируемые приобретения педагога в проектной деятельности

        Возможные формы деятельности.

знания

умения

В деятельности

Для педагогического коллектива

Обобщение и распространение методического опыта работы по реализации проекта «Кемерово-столица шахтёрского края»

Представление материалов на методическом объединении и на педагогической конференции, на педагогическом совете, участие в районных городских педагогических семинарах, кон-курсном движении, распространение педагогического опыта, использовать материалы для проведения педагогической практики студентов педагогического колледжа.

-теоретические знания о проектной деятельности, распространение

активных форм обучения в российских школах;

- этапы проектной деятельности

-ставить педагогические задачи, планировать пути их реализации

-прогнозировать результаты

-организовать проектную деятельность в классе, в школе

-уметь проконсультировать учащихся и родителей по данной деятельности;

-уметь собирать материал для выставки, презентации, для познавательной игры, составлять вопросы для викторины по теме.

- организовать познавательную деятельность в классе через просмотр фильмов, презентации по теме проекта, организовать выставку работ, фотовыставку, провести викторину

-организовать разучивание песни «Город мой дорогой…»

- узнать о положительном опыте коллег

-использовать активные методы обучения в своей педагогической деятельности

- продолжить педагогическое творчество по данной теме

- подготовить итоги проектной деятельности к участию в конкурсе

Материалы интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать» - Приложение 2

Дорожная карта реализации учебного проекта №3 «Город Кемерово – моя малая Родина»  

 (третий год реализации)

№п/п

Основные направления совместной деятельности детей и взрослых.

Цели и задачи

Прогнозируемые приобретения ребёнка в данной деятельности

Возможные формы деятельности

Участие родителей

знания

умения

в деятельности

В теоретическо-практическом обучении

1.

Стартовый период проекта

Введение детей в содержание проекта.

О названии проекта, его содержании (чему посвящён проект, для чего он нам нужен, что мы узнаем, чему научимся и что будем делать). Участвуя в проекте                                «Город Кемерово – моя малая Родина»,

дети получат знания о родном городе.

Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять фотовыставку,

делать устное сообщение, презентовать информацию, составлять ребусы.

 

Аналитическая деятельность:

Проводим исследование:

Какие музеи города мне знакомы, о каких хотелось бы узнать больше; какие промышленные предприятия есть в городе я знаю, о каких хотелось бы узнать.

Познавательная деятельность:

Смотрим презентации о городе, читаем книги в библиотеке, смотрим видеофильмы о городе. Слушаем песни о родном городе.

Разучиваем песню о городе Кемерово.

Помочь ребёнку определиться с выбором содержания по теме данного проекта.

Знакомство с проектом определение форм участия родителей в проекте.

2.

Основной период

Запуск проектов по классам (1-4 классы)

Проект «Профессии города Кемерово в ребусах»           (1 класс)

Организовать поисково-познавательную деятельность через запуск проекта «Профессии города Кемерово в ребусах» (1 класс), через проведение классных часов «Профессии моих родных», «Династии в профессиях», «профессии шахтёрского края»

Знать профессии людей, владеть информацией о сфере деятельности людей разных профессий, знать главные профессии шахтёрского региона.

Находить информацию по теме,

оформлять в виде презентации, уметь зашифровывать в виде ребусов.

Поиск информации, оформление работы, составление ребуса.  

Просмотр презентаций

«Профессии людей       в Кемерово», проведение классных часов. Встреч с людьми разных профессий, экскурсии.

 Помочь зашифровать и оформить ребусы.

Помочь найти информацию, зашифровать и оформить ребусы.

Проект «Мосты города Кемерово»           (2 класс)

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Мосты города Кемерово»

(2 класс), через поиск информации по численности мостов в городе Кемерово, истории их планирования и строительства, месторасположения в городе, названия.                                                

 Знать количество мостов, протяжённость, месторасположение, название.

Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять для выставки,

делать устное сообщение, презентовать информацию.

Экскурсии, классные часы. Просмотр презентаций по теме.

Творческое домашнее задание:

помочь оформить презентацию, выставку фото

графий.

Помочь найти информацию, помочь оформить презентацию, уметь представить информацию.

 Проект «Музеи родного города»   (3 класс)

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Музеи родного города»

(3 класс)

Знать, какие музеи есть в городе, по каким направлениям они представляют экспозиции, историю создания музеев.

Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации.

Делать устное сообщение, презентовать информацию.

 

 Экскурсии в «Краеведческий музей», «Музей изобразительного искусства», «Красная горка», «Томская Писаница» и другие на выбор.

Просмотр презентаций, стендовая выставка презентаций.

Помочь в создании презентации

 «Музеи родного города»

 Организовать семейное посещение музеев

Подготовить ребёнка к выступлению с презентацией.

Помочь оформить презентацию. Учить правилам оформления презентации.

 Проект «Промышленные предприятия города Кемерово» (4 класс)

Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Промышленные предприятия города Кемерово»

(4 класс)

Знать, какие промышленные предприятия есть в городе Кемерово, какую продукцию они выпускают, профессии людей, работающих на данных предприятиях, историю строительства предприятий.

Находить информацию по заданной теме через сеть Интернет и книги.  

 Экскурсия на предприятия, встреча с людьми, работающими на предприятиях города.

Помочь работать с дополнительными источниками информации.

Учить искать информацию в сети Интернет, в книгах.

3.

Итоговый период проекта

Подведение итогов участия детей и взрослых в реализации проекта.

Проведение игры

 «Хочу всё знать!»

(участники сборные команды по 2 человека из каждого класса и по 5 болельщиков, родители)

Рефлексия игры.

Размещение материалов, фотоотчётов на школьном сайте, через статью в школьной газете.

Огласить результаты на линейке Достижений и на родительских собраниях.

Получили много новых знаний о городе Кемерово.

 Знать профессии людей, сферу их деятельности; промышленные предприятия города, профессии людей, работающих на предприятиях, владеть информацией о выпуске продукции на предприятиях; знать мосты города, их названия, владеть исторической справкой о строительстве мостов; знать музеи родного города, владеть информацией об экспозициях в разных музеях. Направлениях, по которым представляются экспозиции.

Викторина «Кемерово – моя малая Родина»

Интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать»

Принять участие в качестве болельщиков в интеллектуально-познавательной игре.

Подготовить отзывы в виде статьи и фотоотчёта для сайта гимназии, школьной газеты, стендовый вариант.

На родительском собрании по теме «Воспитание патриотических чувств через участие в проектах» поделиться своими впечатлениями, эмоциями, практическими советами по теме, своими наблюдениями, находками.

Анализ результатов реализации проекта

Подготовить и провести анкеты для учащихся и родителей.

Выполнить анализ результатов анкетирования, сделать выводы.

Разработать и провести викторину «Город Кемерово- моя малая Родина»

Выполнить анализ вовлечённости детей и родителей в проектную деятельность.

Знать правильные ответы на вопросы анкеты.

Рефлексию своих знаний через тесты и анкеты, участие в викторине и итоговой игре.

Уметь делать выводы о своих знаниях по теме, помогать другим ребятам отвечать на вопросы.

Анкетирование, тестирование, викторина.

Принять участие в анкетировании.

Донести результаты анкетирования до родителей на родительском классном, общем собрании.

Основные направления деятельности педагогов

Цели и задачи

Прогнозируемые приобретения педагога в проектной деятельности

        Возможные формы деятельности.

знания

умения

В деятельности

Для педагогического коллектива

Обобщение и распространение методического опыта работы по реализации проекта «Город Кемерово-моя малая Родина»

Представление материалов на методическом объединении и на педагогической конференции, на педагогическом совете, участие в районных городских педагогических семинарах, в кон-курсном движении, распространение педагогического опыта, использовать материалы для проведения педагогической практики студентов педагогического колледжа.

-теоретические знания о проектной деятельности, распространение

активных форм обучения в российских школах;

- этапы проектной деятельности

-ставить педагогические задачи, планировать пути их реализации

-прогнозировать результаты

-организовать проектную деятельность в классе, в школе

-уметь проконсультировать учащихся и родителей по данной деятельности;

-уметь собирать материал для выставки, презентации, для познавательной игры, составлять вопросы для викторины по теме.

- организовать познавательную деятельность в классе через просмотр фильмов, презентации по теме проекта, организовать выставку работ, фотовыставку, провести викторину

- узнать о положительном опыте коллег;

-использовать активные методы обучения в своей педагогической деятельности;

- продолжить педагогическое творчество по данной теме;

- подготовить итоги проектной деятельности к участию в конкурсе.

Материалы интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать» - Приложении 3

Все материалы для интеллектуально – познавательных игр учебного  «Кузбасс – мой край родной»

Приложение 5 (CD диск).

  1. Мультимедийность учебного проекта «Кузбасс – мой край родной»

Важнейшей характеристикой современных электронных образовательных ресурсов является их мультимедийность, понимаемая как синтез различных видов информации – текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при которой возможны различные способы её конструирования, интегрирования и представления. Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды.

В подготовке, реализации учебного проекта «Кузбасс – мой край родной» используются следующие мультимедийные средства обучения:

  1. Презентация в формате PowerPoint (.ppt), в которую интегрировано видео-, аудио-, текстовые и графические материалы, гиперссылки;
  2. Компьютер с определённым списком программного обеспечения (операционная система семейства Windows или любой linux-based дистрибутив, Adobe Flash Player, Divx, Xvid, Mp3, AC, LAV кодеки для воспроизведения видеоматериалов, Microsoft Office PowerPoint;
  3. Проектор для демонстрации графического и видеоматериала.


Заключение

Оценка эффективности реализации учебного проекта

«Кузбасс – мой край родной»

На этапе подведения итогов реализации проекта были использованы следующие анкеты:

  •  анкетирование на начальном этапе учащихся (2-4 классов) по теме: «Кузбасс – мой край родной»;
  • анкетирование учащихся по результатам участия в учебном проекте «Кузбасс – мой край родной»;
  • анкетирование родителей учащихся по результатам участия в учебном проекте «Кузбасс – мой край родной»;
  •  вовлечённость родителей и учащихся в проект «Кузбасс – мой край родной», которые включали в себя вопросы, направленные на изучение вовлечённости в совместную деятельность учащихся и родителей.

 

Анкетирование учащихся (2-4 классов) по теме: «Кузбасс – мой край родной» на начальном этапе

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

количество

учащихся

15

23

18

37

45

56

56

24

61

16

% выполнения

11%

18%

14%

29%

36%

44%

44%

19%

48%

13%

27%

Итоговое анкетирование учащихся (2-4 классов) по теме: «Кузбасс – мой край родной»

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

количество

учащихся

95

90

94

101

112

99

113

101

93

98

% выполнения

75%

71%

74%

80%

88%

78%

89%

80%

73%

77%

78%

 

В анкетировании приняли участие – 126 учащихся (2-4 классов)

    Рисунок 1    

                                                                                                                                       Сравнительная диаграмма результатов анкетирования

Сравнительный анализ результатов анкетирования на начальном и итоговом этапах реализации проекта позволяет сделать следующие выводы:

- отмечен рост учащихся, знающих исторические события и даты родного края – 59%; владеющих географическими знаниями, умеющих ориентироваться по карте – 36%; знающих культурные традиции коренных жителей земли Кузнецкой- 47%.

  Во время реализации системно-целевого проекта «Кузбасс – мой край родной» учащиеся повысили уровень знаний на 51% по данным вопросам и расширили их, включаясь в проектную деятельность. После проведения тематических игр, мы отслеживали уровень знаний по каждой теме при помощи вопросов для подготовки к игре «Хочу всё знать!» Приложение

В результате финальных игр ребята показали глубокие знания по теме «Кузбасс-мой край родной» и проявили интерес к изучению истории родного края, города. В процессе подготовки к итоговой игре, учащиеся доказывали своими знаниями и активной подготовкой материалов право быть игроком команды или болельщиком.

Анкетирование учащихся по результатам участия в проекте «Кузбасс – мой край родной»

Вопросы и ответы анкеты

Количество ответов

2015-2016уч.год.

1.Обращался ли за помощью при подготовке проекта к родителям?

да

70%

нет

30%

2.Была ли интересной совместная работа над проектом ?

да

100%

нет

3.Считаешь ли подготовку к проекту познавательной?

да

100%

нет

4.Принимал ли участие в проектах раньше?

да

72%

нет

28%

5.К каким источникам информации обращался?

книги

13%

Интернет

84%

6.Чему научился, принимая участие в проекте?

сотрудничать

94 %

Находить информацию

100%

Оформлять презентацию

52%

7.Хотелось бы тебе принять участие в проекте ещё раз?

да

100%

нет

0%

В анкетировании приняли участие - 160 родителей и 190 учащихся начальной школы

    Рисунок 2    

% учащихся начальной школы, принявших

участие в анкетировании по результатам участия

в проекте «Кузбасс – мой край родной»

Анкетирование родителей учащихся по результатам участия в

 проекте «Кузбасс – мой край родной»

Всего приняли участие в анкете

Количество ответов

2014 - 2015уч.год.

1.Обращается ли Ваш ребенок за помощью при подготовке проекта?

да

75 %

нет

25 %

2.Была ли интересной совместная работа над проектом?

да

100%

нет

-

3.Считаете ли вы такую организацию познавательной для вашего ребёнка?

да

100%

нет

-

4.Интересовало ли участие в проектах ребёнка раньше?

да

75 %

нет

25%

5.К каким источникам информации вы обращались?

книги

15%

Интернет

81%

6.Чему ребёнок научился, принимая участие в проекте?

сотрудничать

100%

Находить информацию

100%

Оформлять презентацию

57%

7.Хотелось бы вам принять участие в проекте ещё раз?

да

100%

нет

0%

    Приняло участие в анкетировании – 160 родителей

Рисунок 3

%  родителей, принявших

участие в  анкетировании по результатам участия

в  проекте «Кузбасс – мой край родной»

 По результатам анкетирования делаем вывод, что и учащимся, и их родителям была интересна совместная проектная деятельность (100%). Учащиеся получили положительный опыт работы с информацией: использовались Интернет ресурсы (84%), информация из книг (15%), 100% результат получен при ответах на вопросы:

  • была ли интересной совместная работа над проектом?
  • хотелось бы ещё принять участие в проектах?
  • является такая организация поиска новых знаний познавательной?  

В процессе участия в проекте 52 % учащихся научились оформлять презентации, 100% учащихся находить информацию, 95 % с удовольствием сотрудничали со сверстниками, педагогами и родителями.

Данное исследование подтверждает, что интерес к проектной деятельности высокий.

Карта вовлечённости учащихся в проектную деятельность

классы

учащиеся

родители

учащиеся

родители

учащиеся

родители

2013-2014

2014-2015

2015-2016

1 класс

56%

56%

78%

78%

87%

87%

2 класс

52%

48%

69%

65%

85%

85%

3 класс

43%

38%

58%

48%

72%

72%

4 класс

35%

24%

46%

24%

77%

26%

Рисунок 4  

% вовлечённости учащихся и родителей в проектную деятельность

посредством проекта «Кузбасс – мой край родной»

По результатам анкетирования была составлена «Карта вовлечённости учащихся и родителей в проектную деятельность» посредством проекта «Кузбасс-мой край родной». Мы видим, что процент участия родителей в 1,2,3,4 классах составляет 24 - 87 %, а в 4 классе - 24 %. Таким образом, делаем вывод, что, принимая участие в проектной деятельности в системе, у учащихся формируются умения использовать различные способы поиска информации в справочной литературе и в учебном информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Процент самостоятельности выполнения учащимися проектов вырос от 32% до 56%. С каждым годом интерес к проектной деятельности среди родителей и детей повышается. Интеллектуально – познавательные игры в рамках предметных декад стали в гимназии традиционными.

Портфолио учебного проекта «Кузбасс – мой край родной»

Данный опыт был представлен на гимназическом, районном, городском, региональном, межрегинальном, всероссийском и международном уровнях:

2015 год - в рамках ознакомительной практики студентам педагогического колледжа;  

2015 год – гимназическая педагогическая конференция, тема выступления: «Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательных игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ»;

2015 год – районный семинар, тема выступления: «Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательных игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ»;

2015 год – Всероссийский конкурс «Духовно-нравственное развитие и воспитание: Основы духовно- нравственной культуры в России», Диплом II степени;

2016 год – гимназическая педагогическая конференция; тема выступления: «Системно – целевой проект «Кемерово– столица шахтёрского края»;

2016 год - региональный конкурс «Инновационная мозаика», тема работы: «Системно-целевой проект «Кемерово- столица Кузбасса»;

2016 год -  городской Фестиваль педагогических идей (СОШ №45), тема выступления: «Системно – целевой проект «Кемерово – столица шахтёрского края»;

2016 год, 2017 год -   Межрегиональный молодёжный научно-образовательный форум «RE:ПОСТ» (патриотизм, образование, студенчество)

2016 год -  статья «Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательных игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ» в журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом» (2016 год).

2017 год - Международная ярмарка «Кузбасский образовательный форум», Диплом I степени.

2017 год -  публикация «Сборник научных статей и исследовательских работ по итогам II Межрегионального молодёжного научно-образовательного форума»

Приложение 4

 В результате реализации в гимназии учебного проекта «Кузбасс - мой край родной» был собран дидактический материал:

- ребусы: «Географические названия области в ребусах», «Мосты города Кемерово», «Улицы города Кемерово»;

 - книга «Достопримечательности города Кемерово»;

- электронный архив презентаций, созданных учащимися;

- проекты «Улицы города, названные именами известных людей», «Промышленные предприятия города Кемерово», «Кемерово в датах и числах», «Мосты города Кемерово», «Достопримечательности города Кемерово», «Красная книга Кузбасса», «Горы и водоёмы Кемеровской области»;

- физминутки «С любовью к городу», «Путешествие по Томской Писанице», слайдовая презентация «На улицах любимого города», фотографии «Город вчера, сегодня».

Накопленный педагогическим коллективом МБОУ «Гимназия №71 («Радуга») опыт гражданско-патриотического воспитания и намеченные ориентиры дают основание для систематизации работы по воспитанию у учащихся гимназии гражданского долга, патриотизма – важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Деятельность по гражданско- патриотическому воспитанию является основополагающей в учебно-воспитательной системе нашего образовательного учреждения и является частью её образовательной среды, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (уроки, кружки, внеклассные и внешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела) в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

 

 



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

"Алтайский край-мой край родной".

Материал  об Алтайском крае....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Учебный проект "Кузбасс - мой край родной" - итоговая игра

Данные интеллектуально - познавательные игры проводятся на заключительном этапе после реализации учебного проекта "Кузбасс - мой край родной!" На всех этапах учебного проекта "Кузбасс -...

Край родной , родимый край.

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Учебная программа кружковой деятельности "Родной край"

Кружковая программа расчитана для учащихся начальных классов,ФГОС. Челябинская область. Дети узнают много интересного о родной природе.Об экологических проблемах,которые возникли за много лет....

Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс

Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс...