Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Верещагина Светлана Вячеславовна

    Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности,  необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pdd.vereshchagina_sv.docx16.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа. Начальная школа. Безопасное поведение в окружающей                                                 дорожно-транспортной среде.

    Пояснительная  записка

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с самого   раннего  возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и школа и другие образовательные учреждения.

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

    В рамках реализации работы в этом направлении на изучение Правил дорожного движения в 1-4 классах выделяется по 18 часов в год на каждый класс.

    Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке, площади (с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования), в общественном транспорте. Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. воспитатель может привлекать работников дорожной полиции, водителей транспортных средств.

    В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются короткометражные кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, диапозитивы, организуются КВНы, викторины, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.  После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили Правила дорожного движения.

    Цель  программы: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

    Задачи программы:

    1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

    2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

    3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

    4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

    5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

    6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

    Участники программы: дети; педагоги; инспектор ГИБДД; родители.

    Основные направления работы с детьми: диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице); организованные формы обучения на занятиях; совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка; экскурсии и наблюдения; ознакомление с окружающим; викторина, КВН по ПДД; игра; выступления агитбригады отряда ЮИД; встречи с инспектором ГИБДД; досуги и развлечения.

    Модель реализации программы:

    В    школе  обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий: дидактические игры по ПДД “Дорожная игротека”; подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД; конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений; цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку.

    Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы: анкетирование; памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД; консультационный материал “Школьник и дорога”; родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”,“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”); конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

    Ресурсное обеспечение программы:

    1. Уголок “Дородного движения”.  

    2 . Наглядный материал:- настольно-печатные игры; - дидактические игры по ПДД;- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;- дорожные знаки.

    3. Методический инструментарий.

    4 . Сотрудничество и  встречи  с  инспекторами  ГИБДД.

    Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

    Ожидаемые результаты:

    1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.                                                                                                                                                                     2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.                                                                                                                               3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.                                                                                  4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

    ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

    Учащиеся должны знать:1. Элементы дороги и их назначение: проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение поребрика и пешеходных ограждений.          2. Что такое остановочный путь, его составляющие.                                                                                        3. Пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный).Обозначения переходов. Правила пользования переходами.                                                                                                      4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.                                                                                                                                                                       5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.                                                                                  6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам                                                                                                                                                                         7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.             8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.                                                                9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.             10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта     11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.                                                                                                                                               12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.  13. Безопасный путь в школу.  14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатах.                                                                          15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.

    Учащиеся должны уметь:   1. Определять места перехода через проезжую часть.                                2. Переходить через проезжую часть дороги.                                                                                                                 3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.                                                                                                        4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.                                 5. Пользоваться безопасной дорогой в школу.                                                                                                         6. Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде и других самокатных средствах.                    7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).                                                         8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.                                                                      9. Определять признаки движения автомобиля.                                                                                            10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.          

    Верещагина Светлана Вячеславовна-воспитатель муниципального казенного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторной школы – интернат № 5 г. Н.Новгорода.

    Продолжение следует.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Как научить ребенка безопасному поведению на дороге?"

    Цель собрания: организация совместной деятельности школы, семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения....

    Классный час на тему "Безопасное поведение на дорогах".

                    Проект: «Система работы с учащимися 3-го класса по формированию основ безопасности жизнедеятельности»       ...

    Как научить ребенка безопасному поведению на дороге? Родительское собрание

    Совместная деятельность семьи, школы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.Родители пример для своих детей. Памятки для родителей....

    «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».

    Выступление на тему: «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».        Считаю, что обучение правилам дорожного движения следу...

    Педагогические условия формирования правильного поведения на улицах и дорогах города младших школьников в процессе изучения Правил дорожного движения

    в данном материале представлен опыт внеклассной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения....

    Статья "Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению школьников безопасного поведения на дороге"

    Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению школьников безопасного поведения на дороге...

    Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.

    Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может  м...