Технология социальной адаптации учащихся.
статья (1 класс) на тему

Потапенко Ирина Викторовна

Технология социальной адаптации учащихся при реализации

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология социальной адаптации учащихся при реализации

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования.

        Социализация личности представляет собой процесс формирования личности

в определенных социальных условиях, процесс усвоения человека социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

        Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.

    Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения.

    Эстафету социализации личности принимает школа.

        В основе стандарта лежит деятельностный подход, то есть ученик – активный участник образовательного процесса.

        Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.(ст. О.Е. Лебедев. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.)

        Проблема социальной адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования.

В первый класс дети приходят, имея опыт коллективной жизни, но новая обстановка в школе, новые требования к ребятам, наконец, новый для них вид деятельности – учеба ставят ребенка в еще неясное для них положение первоклассника.

Для детей, впервые переступивших порог школы, учитель становится главным наставником,  самым близким человеком,  который вводит их  в мир науки,  помогает разобраться  в сложных явлениях окружающей жизни,  учит жить и трудиться в новом для них коллективе,  является организатором внеклассной деятельности учащихся.

Каждый педагог, работающий с детьми, владеет своей системой методов и средств, все чаще в последнее время называемых технологиями.

Для того, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер, на мой взгляд, важнейшей из них является технология сотрудничества, используемая во внеклассной работе.

Восточная мудрость гласит:

 «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь»

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим.  

    Особенно важен этот опыт первоклассникам, когда воспитательная работа в 1 полугодии направлена прежде всего на сплочение коллектива, налаживание дружеских отношений  между детьми.

        Интересным опытом применения  технологии сотрудничества является проведение разных внеклассных мероприятий классного руководителя  младших школьников со старшими учащимися, выпускниками начальной школы.

        

Используются разные формы работы:

- классные часы

- конкурсы

- викторины

- тематические праздники

        В таком сотрудничестве решается задача формирования у первоклассников чувства принадлежности к общешкольному коллективу.

В этот период ученики пятого класса помогают в оформлению помещения для младших школьников, готовят простейший дидактический материал, проводят различные игры на переменах, мастерят с ними различные поделки, рисуют.

Совместная подготовка праздников “Посвящение в первоклассники”, “Прощание с Азбукой” становится началом содержательной, разнообразной, общественно полезной жизнью ребят.  Ученики пятого класса в своих поздравлениях  и передаче памятных медалей активизируют познавательные интересы первоклассников в школьной среде.

    Организаторами этой совместной деятельности детей выступают педагоги и родители.

Участвуют в подготовке игр-викторин, например, “По сказкам”, которая помогает  сплотить и создать микро-коллектив, приучает к соблюдению правил учебного труда.

        При проведении классного часа старшими учащимися педагог может выступать в роли советчика, помощника в организации совместной деятельности с младшими школьниками.  Важно, чтобы первоклассники ждали его и с интересом принимали в нем участие.  Значит, готовить классный час надо всем коллективом, используя совместное творчество – пример: классного часа “К Дню Матери”, была подготовлена презентация “Мама  - первое слово” и организована выставка рисунков, портретов к данной теме.

 

        Проведение различных мероприятий со временем может приобретать диалоговый характер.  У младших школьников  вызвал наибольший интерес, созданный проект старшеклассниками на тему “Будь здоров!”, где ребята рассказали о видах спорта, которыми занимаются, они продемонстрировали свою спортивную форму и награды. Ответили на вопросы первоклассников.

        На таком занятии происходит развитие информационных компетенций младшего школьника, что вызывает желание заниматься спортом, прививает навыки здорового образа жизни.

    Ученики первого класса подготовили загадки, рассказали стихи о зиме на совместном празднике “Новый Год спешит к нам на встречу”, обменялись подарками и дружеским настроением с учениками пятого класса.

        Такое сотрудничество в процессе внеклассной работы развивает у младших школьников мотивации к познанию и творчеству, содействует их адаптации к школьной жизни.

        Применяемая технология сотрудничества   будет способствовать более быстрой и успешной социальной адаптации младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.

Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, чт...

Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.

Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида....

Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....

Социальная адаптация учащихся с ограниченными особенностями здоровья во время внеурочных мероприятий

Процесс социальной адаптации или приспособления к обществу, в котором мы живет, крайне необходим для комфортного самоощущения и жизни в целом. Для социальной адаптации человек должен не только з...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....