Классный час "Аз и Буки"
классный час (3 класс) по теме

Злыднева Олеся Витальевна

Аз и Буки основа науки

Цель: углубить  знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Задачи:  
1. Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;

2.      Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;

3.     Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.

Оборудование: рисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц, на столе – выставка книг «Откуда азбука пришла», музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_slavyanskoy_pismennosti.docx72.8 КБ

Предварительный просмотр:

Аз и Буки  основа науки

Цель: углубить  знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Задачи:  
1. Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;

  1. Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;
  2. Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.

Оборудование: рисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц, на столе – выставка книг «Откуда азбука пришла», музыка.

Ход мероприятия:

(Звучит звон колоколов)

1 чтец

Я видел торжество во славу Языка

И лики мудрецов над волнами народа.

И букву «Аз» несла могучая река.

И в сердце у меня рождалась эта ода.

И ленты улиц, и арены площадей –        

Всё радостно текло, плескалось и сияло!

Весёлые глаза танцующих людей

Рассыпали вокруг дыханье карнавала.

Высокий лад царил в движеньях и речах,

Вздымая древних лиц вершины снеговые.

Я много празднеств знал и вынес на плечах,

Но праздник Слова был передо мной впервые!

1 Ведущий:  24 мая по всей России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше 100 лет.  В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года. Он считается днем памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия. Создание славянской письменности относится к 19веку и приписывается византийским монахом-ученым Кириллу и Мефодию. (показ святых)

2 Ведущий: Братья родились в македонском городе Солуни, расположенном на территории провинции, входившей в состав Византийской империи. Родились они в семье военноначальника, а мать-гречанка, постаралась дать им разностороннее знания.  Мефодий-это монашеское имя – был старшим сыном. Он, как и отец, выбрал путь военного и отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат Кирилл родился в 827г, примерно на 7-10 лет позже Мефодия. Кирилл уже в детстве полюбил науку, поражал своих учителей блестящими возможностями.  

1 Ведущий: Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

 Сценка.

 Звучит фонограмма «шум моря». На сцене два подростка. Один из них старше. Он бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке»

2 Ведущий: Все в школе казалось Кириллу интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) - Так я придумаю!

     В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам  буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.  

(Начинает звучать греческая музыка. Мефодий, оглядываясь, уходит за ним. Кирилл молча смотрит вперед, как бы вглядываясь в будущее. Музыка становится громче.)

2 Ведущий: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

1 Ведущий: В 14 лет родители послали его в Константинополь. Здесь, в короткий срок он изучил грамматику и геометрию, диалектику и арифметику, астрономию и музыку. Кирилл хорошо владел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабскими языками. Он, отказавшись от предложенного ему высокой административной должности, занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке, получив возможность пользоваться ее сокровищами.

2 Ведущий: Возвратившись в Византию, Кирилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря, на горе Олимп после долгих лет разлуки братья встретились в монастыре, где Мефодий скрылся от мирной суеты. Сошлись, чтобы открыть новую страницу истории.

   Ученик:  Слава вам, братья, славян просветители,

    Церкви Славянской святые отцы!

    Слава вам, правды Христовой учителя,

    Слава вам, грамоты нашей творцы!

Все: Слава вам, грамоты нашей творцы!

    Будьте ж славянству звеном единения.

    Братья святые: Мефодий, Кирилл!

    Да осенит его дух примирения

    Вашей молитвой пред Господом сил!

(Гимн Святым Кириллу и Мефодию).

         1 Ведущий: О происхождении кириллицы существует ряд гипотез. Большинство ученых считают, что Кирилл создал и кириллицу и глаголицу. Эти системы записи существовали параллельно  и при этом резко отличались по форме букв.  

2 Ведущий: Кириллица была создано по довольно простому принципу. Сначала в нее были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозначали одинаковые звуки, потом были добавлены новые знаки – для звуков, не имеющих аналогов в греческом языке.

1 Ведущий: Каждая буква имела своё название: «аз», «буки», «веди», … Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: буква «аз» обозначала 1, «буки»-2, а «веди»-3

/ показывает буквы-картинки/

2 Ведущий: Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании. Без изменений кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра I, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв.

На сцену выходит военный в треуголке

Военный

Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.

Убирает со стенда названные буквы, уходит за кулисы, а затем возвращается.

 2 Ведущий

Во второй половине ХVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Военный

Это буквы Й и Ё.

Прикрепляет на стенд карточки с этими буквами и уходит

 1 Ведущий

В начале ХХ века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году.

На сцене появляется девушка в кожаной куртке и в красной косынке.

Девушка

Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: «и десятеричное», «ять», «фита», «ижица», и буква «ер» на конце слов

Подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.

2 Ведущий. И вот наконец в современной азбуке осталось… Сколько букв?..... (33буквы)

   Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых  славянских  просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Звучит музыка, выходит ученик.

Ученик.

– Меня зовут Аз.

Я составила для вас кроссворд «Грамота». Проверьте свои знания. Попробуйте разгадать кроссворд.

 «Кроссворд».

  1. Название старославянской азбуки.
  2. Знак алфавита.
  3. Орудие письма в старину.
  4. Родной город Кирилла и Мефодия.
  5. Другое название азбуки.
  6. Мыслитель, мудрец.
  7. Живописное изображение святых.
  8. Рисунок по сырой штукатурке, настенная роспись.
  9. Материал для письма в Древнем Египте.
  10.  Кора берёзы.

(Звучит музыка, заходит Буки)

Буки.

- Меня зовут  Буки.

2 Ведущий. - Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки».  С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

Буки.  Русский народ сложил много песен, сказок, пословиц, поговорок о грамоте, о книгах, о пользе учения.

  Мы  искали их в книгах, думали над  смыслом, оформили книгу – свиток пословиц и поговорок русского народа. Многие вам уже знакомы.

- Ребята,  выполните задание: «Доскажите пословицу или поговорку».

  (Ученица  называет начало пословицы, ученики договаривают.)

1)Аз, буки, веди, страшны как медведи.

2) Азбуку учат на всю избу кричат.

3) Ум без книги, как птица без крыльев.

4) Что написано пером, не вырубишь топором.

5) Грамоте учиться всегда пригодится.

6) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

7) Век живи – век учись.

8) Повторенье – мать ученья.

2 Ведущая.  1) На чём же писали раньше? 

Писали раньше палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

           Есть такое растение – папирус. Славен он тем, что на нём писали первые книги.

Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой.

2) Носила меня мать,
  Уронила меня мать,
  Подняли меня люди,
  Понесли в торг торговать,
  Отрезали мне голову, стал я пить
  И ясно говорить.

                   (Гусиное перо).

3)Не куст, а с листочками.

   Не рубашка, а сшита,
  Не человек, а рассказывает.
                                   
(Книга).

        Какие первые книги были на Руси?

     В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

      Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Такая книга стоила больших денег.  

1 Ведущий:  День славянской письменности и культуры - это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.

Язык наш славен и велик!

Храни родную речь!

Язык любви сердца целит,

Тебе его беречь.

(Звучит славянская патриотическая песня «Гей,славяне»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сперва аз да буки, а потом другие науки».

24 мая - День славянской письменности и культуры. Праздник известен  как день памяти первоучителей славянских народов - святых братьев Кирилла и Мефодия.К этому дню наш класс подготовил внеклассн...

«Сначала Аз да Буки, а потом и науки» внеклассное мероприятие

Внеклассное  мероприятие  посвящено  празднованию Дня  Славянской  письменности  и  культурыЦель  мероприятия:Привитие детям  любви к  род...

Интеллектуальное состязание "Аз и Буки - основа науки".

Викторина, посвященная Дню славянской письменности....

Презентация на тему "Заглавная бука Э"

ПРезентация предназначена для обучения грамоте в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

КВН «Аз да буки избавят нас от скуки»

Углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами;в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами,...

КВН «Аз да буки избавят нас от скуки»

Углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами;в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами,...

КВН «Аз да буки избавят нас от скуки»

Углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами;в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами,...