Главные вкладки

    Классный час "Наши права и обязанности"
    классный час на тему

    Николаева Наталия Николаевна

     

    В последнее время в обществе особое внимание уделяет гражданскому образованию школьников. Это стало предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы. Я уверена, что успешное развитие государства во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_po_pravovomu_vospitaniyu_vo_2_klasse.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы

    СВОУО

    ГБОУ СОШ № 1955

    Городской конкурс

    «Как вести за собой»

    Конкурсная номинация

    «Методическая разработка занятий с ученическим активом»

    Тема работы

     « Наши права и обязанности»

                                             

                                              Автор:

                                                                                   Николаева Наталия Николаевна

                                                                            учитель начальных классов

                                                            ГБОУ СОШ № 1955

                                                                контактный телефон:

                                              89250681801

                                                           электронная почта:

                                                                      nikolaeva-1977@yandex.ru

    Москва

    2014 год

     Пояснительная записка:

    Цели: повторение и закрепление  знаний в области права в игровой форме

    Задачи: уточнить представления учащихся об основных правах и свободах детей;

                напомнить основные документы, которые закрепляют права и свободы ребёнка;

                показать младшим школьникам единство прав  и обязанностей;

                дать элементарное представление о механизме защиты прав ребёнка;

                развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать события и поступки;

                формировать положительное отношение к правам других людей,самореализация и   самоопределение.

    Возраст: занятие предназначено для детей 2-4 класса.

    Педагогические условия реализации: данный материал будет полезен классным руководителям,  вожатым,педагогам-организаторам,  социальным педагогам, педагогам-организаторам.

    Форма реализации: классный час.

    Инновационные технологии:использование притч в цикле классных часов

                                                          информационно-коммуникационные технологии

                                                          технологию деятельностного метода во внеурочной  деятельности

                                                           интерактивные методы работы(ролевая игра,мозговая атака,общая дискуссия,кейс-метод (разбор ситуаций)

    Актуальность темы:  В последнее время в   обществе особое внимание уделяет гражданскому образованию школьников. Это стало предметом государственной политики и обязательной   частью образования, начиная с начальной школы. Я  уверена, что успешное развитие государства во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения.

    Вспомним слова  Т. Рузвельта, который сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». В связи с этим в своей  воспитательной работе нравственный компонент выделяю как базовый в становлении личности гражданина.

    Важно, чтобы дети понимали, что права человека и свобода выбора предполагают возрастание ответственности личности за своё поведение не только перед обществом, но и перед самим собой.
               
    Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, отрывки из фильмов – сказок

    «Морозко», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане…», «Приключения Буратино», «Гуси – лебеди»;

     заставки из телепередач: «Новости» , « Кто хочет стать миллионером?» , «Пусть говорят…» , «Следствие вели…» , «Итоги» ;

    буклет «Памятка по правовому воспитанию для младшего школьника».

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе / Сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.- 134 

    2. Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов / Под ред. М.П. Осиповой. – Мн.: Книжный дом, 2004.- 431с.

    3. Воспитание. Второй класс: Пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня / Под ред. М.П. Осиповой. – Мн.: Экоперспектива, 2003. - 416 с.

    4. Воспитание. Третий класс: Пособие для педагогов / Под ред. М.П. Осиповой. – Мн.: Книжный дом, 2004.- 487с.

    5. Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. С. 14 – 16.

    6. Нравственное воспитание школьников в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 190 с.

     

                                                                 

                                                                 ХОД ЗАНЯТИЯ.

    1. Организационный момент. Анонс телепередач.

    - Сегодня мы с вами продолжаем  разговор о наших правах. Но занятие это   проведем особенно. Мы с вами представим, что  работаем в телекомпании. Наша задача подготовить и провести несколько телепередач, но главное условие — все телепередачи под одной темой «Наши права и обязанности».  

    Итак, через несколько минут мы увидим  информационную программу «Новости» , которая предложит вашему вниманию основные события и новости в области правового воспитания;

    Далее мы сможете принять участие в интеллектуально-развлекательной игре «Кто хочет стать миллионером?», где сможете показать свои знания и смекалку на заданную тему;

    Продолжит программу передач ток-шоу «Пусть говорят…». Мы   станем участниками реальных событий в семье мальчика  Васи и  ,возможно, нам удастся помочь ему и его родителям в решении  их  проблем;

    Чуть позже   будет предложена детективная передача «Следствие вели…», где мы  разберемся в сложных ситуациях и проведем своё   расследование.

    И, наконец, завершит наш день информационный выпуск новостей «Итоги».

    1. Телепередача «  Новости»

    Богатство и нищета по- прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра. Как вы думаете, от кого надо защищать детей? (Ответы детей.) В США в городе Нью  - Йорке высится 39 -этажное здание, в котором размещается Штаб -квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главная цель которой – избавление грядущих поколений от бедствий войны. Каждый год созывается Генеральная Ассамблея ООН –  это собрание делегатов всех государств – членов этой организации. Сейчас их более 180.

    В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят очень важный документ - Конвенция о правах ребенка . Наше государство также подписало этот документ.

    Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал .

    Речь в Конвенции идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.

    Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей , закреплённые в этом документе:

    Каждый ребёнок имеет право

    • на жизнь
    • на сохранение и укрепление здоровья
    • на свободное выражение своего мнения
    • на семью
    • на образование
    • на защиту от физического и психического воздействия.

    Конвенция о правах ребенка содержит не только перечень прав. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет).

    В нашей стране каждый гражданин России знает ещё один важный самый главный документ нашей страны – Конституцию Российской Федерации. В ней так же закрепляются права не только детей, но и всех граждан России.

    Существуют ещё несколько документов, которые необходимо знать. Это Закон об образовании и Устав школы, в которой мы учимся. Все эти документы закрепляют наши права.

     

    1. Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером?»

    Я рада приветствовать всех на игре «Кто хочет стать миллионером?».   Сегодня в нашей игре   мы будем играть все вместе.

    Итак, начинаем!

    Вопрос

    Варианты ответа

    Качество человека, любящего говорить правду?

    А) лень

    Б) вежливость

    В) правдивость

    Г) гордость

    Антоним к слову «неряшливость»?

    А) аккуратность

    Б) небрежность

    В) прилежность

    Г) старательность

    Как называется международная организация, которая приняла документ, закрепляющий права детей?

    А) Партия Зелёных

    Б) Справедливая Россия

    В) Партия Пенсионеров

    Г) Организация Объединённых Наций - ООН

    Как называется  документ, который закрепляет права детей на международном уровне?

    А) Декларация прав человека

    Б) Конвенция о правах ребёнка

    В) Закон о потребителе

    Г) Устав Вооружённых Сил

    В каком году он была принята Конвенция  о правах ребёнка?

    А) 1989 г.

    Б) 1165 г.

    В) 2001 г.

    Г) 1917 г.

    Какого права нет в Конвенции о правах ребёнка?

    А) право на жизнь

    Б) право на образование

    В) право на драки

    Г) право на сохранение здоровья

    Кого можно считать ребёнком?

    А) человеческое существо до 5 лет

    Б) человеческое существо от 1 года до старости

    В) человеческое существо до 18 лет

    Г) человеческое существо до пенсии

    Где находится штаб – квартира ООН?

    А)  В Германии в Берлине

    Б)  В России в Москве

    В) В Англии В Лондоне

    Г) В США в городе Нью –Йорке

    Сколько этажей в здании Штаб-квартиры ООН в городе Нью –Йорке?

    А)  14

    Б)  25

    В) 39

    Г) 45

    Сколько государств входят в  состав ООН?

    А) 3

    Б) 150

    В) более 180

    Г) меньше 100

    Кто несёт ответственность за ваше развитие, обучение, воспитание?

    А) родители

    Б) государство

    В) улица

    Г) Президент

    Какой ещё документ закрепляет ваши права?

    А) Свидетельство о рождении

    Б) Конституция Российской Федерации

    В) Конституция Белоруссии

    Г) Гражданский кодекс

    Какое право вы считаете самым главным?

    А)  на образование

    Б)  на семью

    В) на тайны

    Г) на жизнь

    Какое  право вы реализуете, когда учитесь в школе?

    А)  на учёбу

    Б)  на образование

    В) на семью

    Г) на дружбу

    Что должен выполнять каждый гражданин, кроме прав?

    А) гимнастику

    Б) поручения

    В) обязанности

    Г) работу

    - Я поздравляю вас с вашим выигрышем!  

    IV. Ток – шоу «Пусть говорят…»

    Разыгрывается сценка:

    Вся семья в сборе: бабушка вяжет, мама что-то пишет, папа смотрит телевизор.

    Вбегает сын Петя.

    Петя: Мам, я такой голодный! Скорей дай поесть. (Садится за стол, хватает тарелку с едой.)

    Мать: С грязными руками – за стол?! Немедленно помой руки!

    Петя: Это насилие над личностью!

    Мы сегодня в школе с Конвенцией о правах ребенка знакомились, так что теперь я знаю, кто меня защитит.

    Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление у меня поднялось.

    Петя: Бабуль, а ты не имеешь права эксплуатировать ребенка. Спасибо, мам, я так наелся!

    Мать: Помой посуду, сынок.

    Петя: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка! (Садится рядом с отцом и смотрит телевизор.)

    Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе тебе от меня здорово влетит!

    Сын: Это проявление жестокости, папа, запрещенное Конвенцией о правах ребенка.

    - Найдите ошибки в поведении членов этой семьи.

    - Чьи права нарушались?

    - Как защищал себя Петя? Правильно ли это?

    - Как можно было бы решить эти проблемы?

    - О чём забыл Петя?

    - Подведём итоги нашей передачи:

    Наша современная жизнь такова, что необходимо твёрдо запомнить следующие правила:

    «Твои права кончаются там, где начинаются обязанности»

    «Твои права кончаются там, где начинаются права другого человека»

    «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

     

    1. Телепередача «Следствие вели…»

    Ученикам предлагается просмотреть отрывки из фильмов сказок и определить чьи права были нарушены, какие права были нарушены, как защититься в этих ситуациях.

    1. Г.Х.Андерсен «Снежная королева» - похищение ребёнка. Нарушение права на жизнь, свободу, защиту от физического и психического воздействия.
    2. Русская народная сказка «Морозко» - нарушено право на возможность иметь семью, защиту от физического и психического воздействия.
    3. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» - нарушено право на возможность иметь семью, защиту от физического и психического воздействия.
    4. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» - нарушено право на защиту от психического воздействия – обман, ложь, заблуждения; нарушено право на собственность – украли 5 золотых монет.
    5. Русская народная сказка «Гуси – лебеди» - похищение ребёнка. Нарушение права на жизнь, свободу, защиту от физического и психического воздействия.

    1. Телепередача «Итоги».

    - Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?

    - Что вам показалось интересным?

    - Чем вы поделитесь с друзьями и родителями?

    - Как можно защищать свои права?

    - Кто несёт в большей степени ответственность за ваше спокойствие?

     А закончить наше занятие я хочу притчей- премудростью( близка к басне).

    Притча об обретении прав и обязанностей детьми.

    Давным- давно всё это было…

    Когда Атланта процветала,

    И в ней- то и случилось чудо, о коем странница вещала.

    Там жизнь в гармонии текла,

    ничто не нарушало распорядка:

    Роса кропила лепестки цветка,

    А он поил пчелу нектаром сладким.

    Струилась с гор хрустальная вода,

    Питала корни вековых деревьев,

    А в благодарность Солнцу и Земле

    Не умолкало птиц весёлых пенье.

    Там звери были сильны и дружны.

    Царь-Лев для них придумывал законы,

    Которые настолько были справедливы и мудры,

    Как будто бы писались Соломоном.

    Бывало, соберет царь - Лев, всех обитателей подвластных

    И, грозно вскинув судный взгляд,

    Речь начинает громогласно:

    «Хвалю тебя, большой жираф, ты зорко смотришь за порядком,

    Чтоб в джунглях наших был покой,

    За то, что судишь беспристрастно.

    Тебя хвалю, Медведь-Рыкун, за то, что точно знаешь

    По сколько в семьях у зверей детишек порождалось.

    Лису за то благодарю, что шубы зверям чинит

    И каждый счастлив и красив, когда себя увидит.

    О мудрости Совы - ведуньи, напоминать не надо вам,

    К ней за советами любыми частенько обращаюсь сам.

    Наш Волк - отличный санитар - лагуна, берег, джунгли -

    Всё прибывает в чистоте, как светлый мир лазурный».

    Все звери распрямили грудь, довольно улыбнулись,

    Дождавшись лишь, как Царь кивнёт, к делам своим вернулись.

    Так благодатно жизнь текла, и шли за годом годы,

    Имели звери все права, обязанности тоже…

    Но вот однажды, когда вновь собрались вместе звери,

    Сквозь бранных слов, хвалебных фраз донёсся плач из прерий.

    Но плакал там не зверь большой, а маленький детёныш,

    И Лев промолвил: «Страж-Жираф, узнай, чей это вскормыш?

    Иди, веди его сюда, и мы все вместе спросим:

    Так горько плачет от чего и что поведать хочет?

    Зверям навстречу подходил заплаканный Тигрёнок.

    Он грязным, слабым, жалким был, напоминал Котёнка.

    «Совет окончен, - рыкнул Лев, - идите по делам,

    Не всё так в джунглях хорошо, как всем казалось нам».

    Царь-Лев малышку обласкал и пригласил врача,

    Кормил, поил беднягу сам, потом и вопрошал:

    «Скажи, дитя, случилось что, хочу я знать ответ,

    Что приключилось вдруг с тобой? Я дам тебе совет!»

    Тигрёнок трепетно смотрел в глаза большому Льву

    И рассказал царю свою несчастную судьбу:

    «У папы с мамой третий Я,- чуть слышно начал он, -

    И часто слышу разговор, что всем я помешал.

    Родители твердят мои, что не такой, как все,

    Что много ем и много сплю, добычу не ищу.

    Когда уставший Тигр-Отец поссорится с соседом,

    Домой приходит и меня колотит не за дело.

    А если заиграюсь Я с друзьями долго в джунглях,

    То мама спать кладёт меня, не дав совсем поужинать».

    Тигрёнок плакал и вздыхал, потом сказал царю:

    «Ты можешь разорвать меня, но в дом Я не пойду!»

    Сквозь джунгли разносился рёв, свирепствовал Царь-Лев

    Незамедлительно велел опять собрать совет.

    Дрожали лапы у зверей от столь зловещих криков

    И не могли понять они, кто мог беду накликать?

    «Вы все презренные лгуны!» - громово крикнул Лев,

    Что так хвалили все мои законы, стыд презрев.

    Я - глупый царь, что до сих пор себе не вразумил,

    Издать закон, который всех детей бы защитил.

    Отныне здесь и навсегда, записывай Жираф,

    Никто не смеет нарушать лесных детишек прав.

    Чтоб дети в радости росли, заботе, уважении,

    А всем родителям нужны наука и терпение».

    С тех пор минуло много лет, преобразился Мир,

    Но целомудренных идей никто не отменил.

    В наш век прогресса, рынка век,

    Безудержных страстей

    О праве детском должен знать гуманный человек.

    Творить, мечтать, любить, играть,

    Учиться и трудиться

    Ребятам нужно, но при том дерзать и не лениться!

    Расскажите родителям о нашей сегодняшней работе,вместе обсудите данную тему.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

    Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

    Классный час. Права и обязанности ребёнка

    Знакомство детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. Способы их реализации...

    Классный час "Права и обязанности ребёнка"

    Методическая разработка ко Дню Конституции....

    Классный час " Права и обязанности первоклассника"

    Классный час знакомит детей с правами и обязанностями....

    Классный час " Права и обязанности детей"

    Классный час о правах и обязанностях обучающихся...

    Классный час «Права и обязанности».

    Классный час «Права и обязанности»....