Диагностика готовности ребёнка к школе
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Казачкова Татьяна Дмитриевна

Учителям начальных классов, родителям будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика готовности ребенка к школе

(составила руководитель структурного подразделения «Начальная школа» Казачкова Татьяна Дмитриевна)

Анкета ребенка:

  1. Как тебя зовут? Назови имя, отчество, фамилию.
  2. Сколько тебе лет? Назови день твоего рождения.
  3. С кем ты живешь? Назови членов твоей семьи.
  4. Как зовут маму? Папу? Где и кем они работают?
  5. Где ты живешь? Назови адрес.
  6. Ходишь ли ты в детский сад? Какой?
  7. Чем любишь заниматься?

Учебные навыки по развитию речи и готовности к чтению

  1. Знаешь ли ты буквы? Умеешь ли читать? (текст для чтения)
  • Приемы чтения: побуквенное, слоговое, слог + слово, целыми словами.
  • Ответы на вопросы: односложные, полные.
  1. Соотнести слово и количество звуков. Диктант.

Пример: кот ООО      мама ОООО

Слова: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан. (кто сможет – пишет буквами)

  1. Составление рассказа (установление последовательности картинок и составление рассказа по ним).

Инструкция: « У меня есть картинки. Но они все перепутаны. Разложи картинки по порядку, чтобы было понятно, как все происходило. И расскажи по ним какую-нибудь историю». (установление причинно-следственных отношений уровня развития речи – правильность, выразительность рассказа).

  1. Умение классифицировать предметы:
  • посуда
  • мебель
  • животные
  • транспорт
  • насекомые

     Инструкция: « Разложи картинки по группам и дай каждой группе название».

Математические умения

  1. Счет прямой и обратный в пределах 10.
  2. Сравнение чисел:
  • Какие числа стоят при счете перед числом 5?
  • Какие числа следуют за числом 7?
  • Назвать соседей числа.
  • Какие числа стоят между числами 5, 8, 4?
  • Продолжи ряд чисел: 1 2 3 4 5 …

                                          8 7 6…

  • Вставь пропущенные числа: 1 2 …4 5 6 …8 9

  1. Решение простейших примеров и задач:

  • 2 + 1           9 – 1                5 + 2

          8 + 2           7 – 2                5 – 2

  • В корзине было 6 яблок, положили еще 2 яблока. Сколько яблок стало в корзине?
  • В коробке было 7 карандашей, взяли 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?
  1. Знание геометрических фигур, цветов.

Предлагается набор геометрических фигур. Разделить фигуры на 2 группы разными способами.

  1. Соотнеси цифру и предметы (имеется набор цифр и предметных картинок.)

Инструкция: «Возьми  цифру и найди соответствующую ей по счету картинку».

  1. Расположить числа в порядке возрастания (убывания).
  2. Ориентирование на плоскости.

Задание выполняется на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

  • Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
  • Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
  • Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
  • Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Интеллектуальная готовность ребенка

  1. Понятийное мышление (логическое отношение между понятиями).
  • Методика «Простые аналогии»

     Инструкция: « Закончи, пожалуйста, предложение:

     У коровы – теленок, у лошади - …………… ;

     Огурец – овощ, ромашка - ……………. ;

      Топор рубит, а пила …………. .

  • «Четвертый лишний» (выявление уровня обобщения)

     Инструкция: «Я назову четыре предмета. Три из них сходны между собой,

     им       можно дать одно название, а четвертый к ним не подходит. Назови

     этот   неподходящий предмет. Скажи, почему он не подходит к остальным и

     как можно назвать остальные три предмета:

- Ромашка, василек, береза, одуванчик;

- Карандаш, линейка, стол, ластик;

- Огурец, помидор, груша, морковь.

  • Методика «Сравнение понятий» (выявить существенные признаки предметов и явлений).

      Инструкция: «Скажи, пожалуйста, чем отличается кошка и белка, молоток

      и   топор, скрипка и пианино, снег и дождь, гром и молния?»

  • - Смотри. Вот два листочка бумаги (ребенку показывают два

      одинаковых тетрадных листа бумаги). Как ты думаешь: в каком листке больше

      бумаги? Теперь смотри, что я буду делать. (один из листков бумаги разрезают

      пополам, и из двух половинок складывают более длинный листок бумаги). А

      теперь как  ты думаешь: в каком листке больше бумаги?

    2. Кратковременная память и умозаключение.

    Инструкция: «Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо    

    запомнить, чтобы точно повторить. Жили-были три мальчика: Коля, Петя

    и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори. (высокий уровень – 1-3 повторения учителем, средний – 4-6 повторений) А кто из мальчиков самый низкий? А самый высокий?

      3. Общая осведомленность, словарный запас, звукопроизношение.

            - Сколько месяцев в году?

            - Какое сейчас время года? А месяц?

            - Что наступает раньше вторник или среда?

            - Назови дни недели.

            - От каких животных получают молоко?

            - Чем отличается весна от осени?

            - Чем отличается день от ночи?

            - Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

            - Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе

      с  учительницей?

  • Методика «Да и нет» (умение действовать по алгоритму, сохраняя в памяти инструкцию, находить синонимические замены).

 Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру, в которой нельзя произносить «да» и    «нет». Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя говорить «да» и «нет». Будь внимателен:

- Ты любишь смотреть телевизор?

- Снег белый?

- Тебе нравится гулять в лесу?

- Ты хочешь пойти в школу?

- Ты послушный ребенок?

Развитие эмоционально-волевой сферы

1. Графический диктант (пространственное восприятие, координация и мелкая моторика руки, умение внимательно слушать и действовать по правилам, проводится фронтально в группах). Стр.53 - 57 Т.Л.Павлова «Диагностика готовности ребенка к школе».

 2. Методика «Образец и правило» (умение руководствоваться системой        условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, проводится фронтально).

Инструкция: учитель указывает на вершины треугольника: «Здесь были точки. Их соединили так, что получился такой рисунок. Рядом тоже есть точки. Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут. Здесь есть лишние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные? Вам нужно запомнить правило: соединять можно только разные точки, линию можно проводить только между двумя разными точками, нельзя проводить линию между одинаковыми точками (привести пример). Стр.61-62 Т.Л.Павлова «Диагностика готовности ребенка к школе»

  1. Методика «Исследование произвольности психических процессов»

     (умение подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно

     выполнять указания учителя).

      Инструкция: «Мы будем учиться рисовать узор. Мы будем соединять

      треугольники и квадраты, чтобы получился узор. У нас будут три таких

      правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником

      можно соединять только через кружок; 2) линия нашего узора должна идти

      только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки,

      на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не

      получится промежутков. (учитель показывает образец)

  • Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, еще раз два треугольника, треугольник с квадратом.

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

            ∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □



Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

 г. Бердска Новосибирской области

                                                                                 

   

        Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.

     Характерной  для детей данного класса особенностью является высокая активность во внеклассных делах. Основным мотивом этого участия – это, чтобы их заметили, похвалили. С этой целью мною были запланированы и проведены следующие внеклассные общешкольные мероприятия: конкурс стихов ко Дню пожилого человека, поздравление ко Дню Матери, выставка «Мой пушистый друг», поздравление мам через письма и открытки и участие в концерте,  праздник «Здравствуй, лето!».

     Каждый ребенок – индивидуальность. Его психологические задатки, природные силы, особенности мировосприятия заложены природой. Поэтому при составлении плана воспитательной работы нужно видеть перед собой своих детей, учитывать их индивидуальные особенности интересы.

     Формирование важных трудовых навыков происходило не только на уроках художественного труда, а также в процессе самоуправления. Учащиеся учились не только оказывать посильную трудовую помощь в ходе дежурства по классу, а также учились взаимодействовать друг с другом, почувствовать себя в разных ролях. Также это способствовало воспитанию дисциплинированности, ответственности, бережливости, самостоятельности. На реализацию данной задачи работали такие  формы воспитательной работы в классе, как классные часы, беседы, трудовые десанты, часы «Умелые руки»: «Твой режим дня», «Учение и труд, все перетрут», санитарная уборка класса, изготовление подарков папам к 23 февраля и мамам к 8 марта и др.

     У учащихся начальных классов не достаточно развито умение самоуправления, поэтому данная задача, я думаю, может быть актуальна на протяжении всей начальной ступени школы.

     Задача формирования важных нравственных качеств как никогда актуальна в наше время. Поэтому работа над этим направлением шла на протяжении всего учебного года не только в ходе заранее запланированных мероприятий, а также возникали моменты в ходе учебного процесса. Младшие школьники еще не умеют сотрудничать друг с другом, подчинять свои интересы интересам других, поэтому данная задача, на мой взгляд, актуальна в любое время.

     Мероприятия, способствовавшие решению данной задачи: беседа «Поговорим о вежливости», «О заботливом отношении к людям»,  «Планета друзей», «Благодарностью сердце украшается» и др.

 Решалась также задача патриотического воспитания: «День космонавтики», «День памяти».

     Подготовка и участие в школьных и классных делах способствовала решению следующих поставленных задач: стимулирование инициативы, творчества, помощи в самовыражении коллектива и самого ученика.

     В своей работе я использовала разнообразные формы воспитательной работы: классные часы, коллективные творческие дела, игровые часы, соревнования, викторины, праздники. И следующие методы работы: личный пример, беседы, разъяснения, просьбы, поощрения, убеждения.

     Проводилась работа с детьми, не проявляющими заинтересованности в учебе.

На протяжении всего года большое внимание уделялось здоровьесберегающим технологиям.

Хорошие результаты воспитательной работы дала система работы класса по группам. Родители класса  разбиты  на 4  группы, по 5 человек в группе. Председатель родительского комитета – Бодрова Наталья Сергеевна. Руководители групп: Шестаков Михаил Александрович, Казачкова Наталья Анатольевна,  Астапченко Татьяна Сергеевна, Духанина Екатерина Александровна. Такая форма работы очень удобна. Каждая группа имеет свои поручения, по очереди организует праздники, походы, поездки,  уборку класса. Родители очень активны. Конечно, первыми помощниками являются председатель и руководители групп, но особенно активны в этом году были и Антипова Лариса Николаевна, Данилова Лариса Сергеевна, Шестакова Ольга Викторовна, Белкина Нина Владимировна. Эти родители отмечены благодарственными письмами.

 Ребята тоже разделены на  4 группы, в каждой группе есть руководитель, ответственный за дежурство, за порядок в классе. Каждую четверть ребята анализировали работу групп и выбирали  новый состав класса.  Каждая группа имеет свои поручения по подготовке классных часов и внеклассных мероприятий. Если в прошлом году им помогали родители, то уже в этом году две группы полностью самостоятельно научились распределять обязанности между членами группы, в двух других группах остались ещё некоторые проблемы. Радует то, что ребята сами договариваются о встрече, находят материал к классным часам, делают презентации. Самые активные ребята отмечены грамотами, это Астапченко Лена, Антипова Аня, Бодрова Арина, Гургуца Лея, Данилов Костя, Духанина Настя, Казачковы Вика, Настя, Лыкова Геля, Максимов Дима, Сизикова Даша, Шестаков Саша.  

  1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году: 

Цель: Формировать личность, способную к самореализации, самоактуализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом. 

Задачи:

Положительные результаты:

Развитие  ученического самоуправления через:

- теоретическую  и практическую подготовку к построению новых содержательных и организационных моделей образования, стимулирующих процесс обучения и воспитания детей в интересах развития личности;

- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих сформированности общешкольного коллектива;

Усовершенствование работы с учащимися для подготовки к участию в школьных и  городских мероприятиях;

Мониторинг качества воспитательного процесса классного коллектива, школьного коллектива, родительской общественности;

Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;

Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;

Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости;

Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;

Воспитывать у учащихся нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие

В едином сообществе с родителями  справились с этими задачами.

Активное участие учащихся  в жизни класса и школы, а также

активное  участие родителей в школьных и городских мероприятиях.

Ребята проявляют уважение друг к другу, к учителям, родителям.

 Большинство общительны, отзывчивы, очень любят вместе проводить свободное время.

Охотно выполняют поручения, проявляют бережливость, стараются соблюдать правила поведения.

2.Анализ развития коллектива:

  За третий  год жизни в коллективе  ребята ещё больше сдружились друг с другом, особенно благодаря лагерю «Тимуровец»,  больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе с первых дней обучения, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Дети моего класса очень любят вместе совершать поездки, выходы в музеи, кино. Очень любим все вместе участвовать в соревнованиях, днях  здоровья, проводимых как в классе, так и в школе и в других мероприятиях школы и класса.

  Дети активно и с радостью принимали участие во всех школьных мероприятиях и конкурсах.  Каждый из ребят, в содружестве с родителями,  творчески подошёл к изготовлению новогодних игрушек, творческих плакатов.

  А с каким удовольствием готовились ребята к выступлению в мероприятиях. Результатом стал праздник «Здравствуй, лето!». Дети полностью сами вели весь праздник на протяжении 1ч 30мин. Праздник прошел организованно и интересно.

3. Анализ развития учащихся класса:

  1. Уровень воспитанности.

 Результаты уровня воспитанности,  по данным анкетирования:

17 человек – 85%

имеют высокий уровень воспитанности

3 человека – 15%

имеют хороший уровень воспитанности

   ------

имеют средний уровень воспитанности

   ------

имеют низкий уровень воспитанности

  Большая работа проводилась на развитие творческих способностей, самостоятельности, самореализации  детей. Итогами этой работы стало участие во всероссийских и международных конкурсах.

2.Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

   Высокий уровень

65%

Средний уровень

35%

Низкий уровень

-

 По результатам можно увидеть, что детям нравится в школе, и они с удовольствием приходят сюда и дорожат своими одноклассниками:  

   Высокий уровень

70%

Средний уровень

30%

Низкий уровень

-

  4. Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.

  Работа с родителями проводилась с целью: формировать активную педагогическую позицию родителей, вооружить их педагогическими знаниями и навыками.

 Постоянно ведётся работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы:

сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.

Родители активно участвуют в классных и общешкольных собраниях. Следует отметить, что творческую активность проявляют  не все родители учащихся.

   Хорошо,  когда в школе  с детьми   рядом не только  классный  руководитель, но и родители.

Вовлечение родителей во внеурочную деятельность:

Проведение родительских собраний, вовлечение в мероприятия класса: день здоровья, помощь учащимся в проектных, исследовательских  работах, подготовка к классным часам, подбор литературы, уборка кабинета, выступление на родительском собрании членов родительского комитета, вовлечение пап в оборудование и ремонт кабинета,  подборка материалов  для родителей с рекомендациями, памятками, советами  и т.д.   

В течение года было проведено 4 родительских собрания  (протоколы).

Проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы.    

      Самым активным и неравнодушным родителям вручены благодарственные письма.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу

  1. По развитию ответственности, самостоятельности, любознательности у детей:
  • стимулировать познавательную активность учащихся;
  • ответственно относиться  к учебному труду
  1. Создавать условия  для сохранения здоровья учащихся, их физического развития, прививать навыки здорового образа жизни.
  2. Продолжить работу  над воспитанием  негативного отношения к вредным привычкам, воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.
  3. Совершенствовать  и углублять школьную  систему ученического самоуправления.
  4. Продолжать работу по воспитанию гражданской ответственности и достоинства, уважения к истории и культуре своей страны, воспитывать патриотизм, человечность и порядочность, формировать активную жизненную позицию  учащихся.
  5. Прививать навыки культуры общения, развивать нравственно-личностные качества (доброта, желание помочь другим людям).
  6.  Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности.
  7. Прививать любовь к природе.

Возникла идея создать отряд «Тимуровец». Необходимо продумать программу «тимуровского» движения, нацелить родителей и детей изучить имеющийся опыт, прочитать произведение А.Гайдара  «Тимур и его команда», написать план работы совместно с родителями.

 

                                                                                                                              05.06.2013 г.



Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

 г. Бердска Новосибирской области

http://mboukesovskayas.ucoz.ru/551/shkola3.gif                                                                                 

         В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

     Воспитание как процесс, направлено на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника должно сформироваться чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Задачи воспитательной работы.

  • Каждый ребёнок – личность. Главное воспитать личность, найти в ребёнке

              хорошее и поддержать в нём это хорошее.

  • Воспитание в детях уважения к себе и к другим (взаимоотношения,

               взаимопомощь) доброе отношение друг к другу.

  • Воспитание толерантности.
  • Воспитание ребёнка, как члена общества, воспитание в нём умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.
  • Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Воспитание в детях доброго отношения к родителям.
  • Воспитание чувства долга т ответственности.
  • Воспитание самооценки.

       Моя главная задача, как педагога - превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка, сформировать настоящий сплочённый,  ответственный детский коллектив, умеющий выполнять поставленные перед ним задачи:

  • сознательно подходить к приобретению знаний;
  • самостоятельное выполнять творческие домашние задания;
  • нетерпимо относиться к плохому поведению товарищей на уроке, на перемене;
  • активизировать работу в отделах самоуправления класса;
  • активно участвовать в жизни класса, школы;
  • привлекать к участию в мероприятиях возможно большее количество учащихся и их родителей;
  • продолжить работу по созданию портфолио учащихся.


Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа - это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.

Воспитательная работа в классе велась в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы на 2013-2014 учебный год, на основе которого каждым классным руководителем был составлен план работы со своим классом на каждый месяц.

Формы воспитательной работы в классе в течение года были разнообразны:

                                                       

                                        (коллективные творческие дела)

Основной формой работы являются классные часы. Для каждой параллели учащихся начальной школы мною разработана тематика классных часов на весь учебный год. Темы классных часов охватывают все направления воспитательной работы. В течение 2013-2014 учебного года подготовлены и проведены 23 тематических классных часа и 33 тематических беседы (см. в перечень мероприятий).

        Сплочению классного коллектива в наибольшей степени способствуют совместные выходы  на природу, классные праздники, часть которых стала уже традиционной для данного класса.

На мой взгляд, в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения, ведь это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни, к закомплексованности ученика, к неумению найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. И наша задача научить ученика правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

Ребята моего класса разделены на  4 группы. В классе есть командир класса, в каждой группе есть командир группы, помощник командира, ответственный за дежурство. Каждую четверть ребята анализировали работу групп и выбирали  новый состав класса.  Каждая группа имеет свои поручения по подготовке классных часов и внеклассных мероприятий. В нашем классе дети, приобретая собственный нравственный опыт, как и любой взрослый, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов, быстрых решений. Мы, анализируя каждую ситуацию, помогаем ребёнку осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, помогаем ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
Большой опыт работы помог мне выявить те эффективные приёмы, которые

способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и

внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. С каким восторгом дети ждут классного часа, чтобы показать свою индивидуальность и творчество.
Каждый день я создаю атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Часто наши уроки начинаются с упражнений – «Подари улыбку», «Хорошее  настроение».      
Постоянно утверждаю, радостный стиль жизни детского коллектива и каждой личности - гуманистическое воспитание никогда себя не исчерпает.
При этом учитываю положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Каждый день заканчивается рефлексией, которая проводится в конце урока, в конце учебного дня, в конце прошедшего дня, в кругу своих одноклассников. Детям интересно высказывать своё мнение, видеть, что его мнения также прислушиваются другие, чувствовать себя увереннее.
Гуманистические отношения и взаимоотношения с детьми в нашем классе строятся в совместной деятельности школьников. Поле деятельности здесь очень велико: подготовить материал к классному часу или внеклассному мероприятию: ролевую сценку, групповой проект, доклады и т.д. Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества и ответственности.

Работа с ученическим самоуправлением класса

Должность

Обязанности

Командир класса

Оказывают помощь учителю в организации праздников, общих дел и др.; помогает разобраться в конфликтной ситуации;  контролирует работу командиров групп и ответственного за дежурство

Командир группы

Организует детей для выполнения общего поручения, распределяет обязанности, проверяет ход работы, результат

   Ответственный за дежурство

Организует дежурство по классу, составляет график дежурства,  следит за порядком, распределяет фронт работ во время генеральной уборки, отвечает за сохранность мебели в классе.

Дежурный по классу

Следит, в каком состоянии оставляют свои рабочие места одноклассники, убирает мусор, стирает с доски, своевременно поливает цветы, осуществляет опрыскивание

Характерной  особенностью для детей данного класса является высокая активность во внеклассных делах. Основным мотивом этого участия – это, чтобы их заметили, похвалили. Считаю, что наш классный коллектив  с высоким уровнем интеллектуального развития. В течение учебного года учащиеся класса участвовали во многих  мероприятиях: Всероссийских конкурсах, олимпиадах,  городских, общешкольных, классных мероприятиях. У нас много побед, призовых мест.


Взаимодействие с семьей.

Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями учащихся на основе дифференцированного подхода к семье.

В основу работы были положены принципы:

  • сотрудничество родителей и классного руководителя;
  • ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
  •  взаимного доверия.

 Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.

Это предусматривает следующие направления деятельности:

  • изучение семей учащихся;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • обеспечение участия родителей в подготовке  и проведении коллективных  дел в классе;
  • педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

      Работа с родителями проводилась с целью:

привлечь родителей стать  активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Воспитание ребенка - это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

    Родители класса  разбиты  на 4  группы, по 5 человек в группе. Председатель родительского комитета и руководитель одной из групп – Бодрова Наталья Сергеевна. Руководители остальных групп: Шестаков Михаил Александрович,

Казачкова Наталья Анатольевна,  Астапченко Татьяна Сергеевна. Каждая группа имеет свои поручения, по очереди организует праздники, походы, поездки,  уборку

класса. Родители очень активны. Конечно, первыми помощниками являются председатель и руководители групп, но особенно активны в этом году были и Антипова Лариса Николаевна, Данилова Лариса Сергеевна, Шестакова Ольга Викторовна, Духанина Екатерина Александровна. Не было случая, чтобы кто-то из родителей класса отказал в помощи, организации мероприятия. Все родители отмечены благодарственными письмами.

 В течение года было проведено 4 родительских собрания  (протоколы).

19.09. 2013 г.

Организационное

27.11. 2013 г.

Кризис подросткового возраста

05.02. 2014 г.

Роль родителей в нравственном воспитании детей в семье

14.05. 2014 г.

Итоговое. Трудности 5 класса

   

 В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы.

 А также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса.

Результаты нашей совместной работы позволяют говорить о динамике сплоченности коллектива (анкеты), о системе работы классного руководителя по достижению поставленной цели.

Итоги жизнедеятельности класса за прошедший год показывают правильность

выбранных ориентиров на формирование классного коллектива.

Удалось в полной мере реализовать цели и задачи, которые были поставлены на учебный год.

Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью

 (результаты анкетирования)

   Высокий уровень

84%

Средний уровень

16%

Низкий уровень

-

По результатам можно увидеть, что детям нравится в школе, и они с удовольствием приходят сюда и дорожат своими одноклассниками.

Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и учитель начальных классов, и классный руководитель в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

Как бы там ни было, ребенок приходит в школу в возрасте 7 лет, когда основы нравственного воспитания уже заложены семьей. Поэтому положительный результат в воспитании ребенка может дать слаженный тандем — учитель + родители. Когда представители семьи и школы выступают в качестве противоборствующих сторон, это не приносит блага ни одной из них, а самое главное, самому ребенку тоже....

Выводы:

    За прошедший период с 1 по 4 класс накоплен положительный опыт осуществления взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Можно отметить формирование осознанного  отношения учащихся к учебной и внеучебной деятельности, наличие заинтересованного участия в жизни класса и школы, положительное отношение к  процессу обучения и воспитания. Показателями достижения таких результатов являются наличие интереса ко всем видам деятельности, неравнодушное отношение к процессу и результатам учебной и внеучебной деятельности, активность участия во всех мероприятиях.

Классный руководитель Т.Д.Казачкова

06.06.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности ребёнка к школе.

Диагностика готовности ребёнка к школе проводится в форме теста, который позволяет определить на какой ступени "По дороге к школе " находится ваш ребёнок....

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...

Диагностика готовности ребёнка к школе.

Тесты для проверки  уровня  готовности ребёнка, поступающего в 1 класс....

Диагностика готовности ребёнка к школе

Учителям начальных классов, родителям будущих первоклассников...

Диагностика готовности ребёнка к школе

Материалы и методики для диагностики готовности ребёнка к школе...

Диагностика готовности ребёнка к обучению в школе

Данная работа поможет в проведении диагностики будущих первоклассников....

Диагностика.Готовность ребёнка к обучению.

Стартовая диагностика. 1 класс...