Интеллектуальная игра "Цветик-семицветик"
классный час (3 класс) на тему

Дударова Наталья Валерьевна

Материал содержит сценарий интеллекттуальной игры-конкурса для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий игры28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для 3-го класса

 «Цветик-семицветик»

Тип: Обобщение изученного материала по всем предметам.

Форма: групповое соревнование.

Цели:

  • Обобщение знаний детей по предметам.
  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
  • Воспитание уважительного, внимательного отношения друг к другу.
  • Формирование навыков самоорганизации и общения;
  • Формирование коллектива. (Сплотить через совместную деятельность коллектив детей.)

Форма работы: групповое соревнование.

Общие основы организации интеллектуальной игры “Цветик-семицветик”.

Игра представляет собой соревнование “знатоков” по 5-и областям знаний (математика, русский язык, литература, окружающий мир, искусство), объединенных в несколько команд. Лучше, если их будет не более четырех, по 6–7 человек в каждой.

Результаты игры оценивает группа экспертов. В нее могут войти: школьный психолог, администрация школы, родители. 3–5 человек.

Результаты будут оцениваться по следующей системе. После того как ведущий зачитает задание на лепестке цветка (лепестки разного цвета разложены на столе) все команды выполняют задания письменно и по одному от каждой команды (одновременно) выходят к доске объясняют как они сделали. (На каждое задание участники меняются.) Жюри выбирает полный и обоснованный ответ и лепесток с заданием прикрепляет к серединке цветка команды давшей этот ответ (таким образом, в течение игры команда собирает цветик – семицветик). Побеждает та команда, которая первая набирает 7 лепестков. Учитывается время: (1–5 минут для каждого задания оно разное).

Оборудование:

Для проведения игры необходим кубик с 6 гранями: 5 цветов для областей знаний, и одна грань для музыкальной паузы (красная грань – соответствует области математика, синяя грань – литература, оранжевая грань – русский язык, белая грань – окружающий мир, зеленая грань – искусство, белая грань и на ней музыкальный ключ – музыкальная пауза).

Необходимо приготовить по 7–8 лепестков такого же цвета что и грани кубика и разложить их на столе – все синие, все красные, все желтые и так далее. (Кроме белой грани с музыкальным ключом), на лепестках записать задания каждой образовательной области и разложить их цветной стороной вверх (чтобы не было видно задания).

Для грани белого цвета с музыкальным ключом (музыкальная пауза) рисуем плакат нотную линейку и на ней музыкальный ключ и ноты, на которых с обратной стороны стоят цифры 1, 2, 3, ….нот с цифрами столько сколько запланировано номеров художественной самодеятельности. Очень хорошо, когда дети готовят их совместно с родителями и выступают всей семьей или мама с сыном, папа с дочкой …. Эти участники в команду не входят, они заполняют зрительный зал (родители и дети, не попавшие в команду, если класс большой) и являются участниками музыкальных пауз, которые образуются при выпадении кубика.

Правила игры.

– По жеребью определяется право первого хода. Можно задать вопрос. Первая ответившая команда начинает игру.

– Правильно ответившая на вопрос команда получает право на дальнейший ход в игре.

– Во время игры все участники по очереди кидают кубик, если команда получила право хода. Все участники по очереди выходят отвечать на вопрос.

Ведет игру учитель.

План проведения интеллектуальной игры.

По жребию определяется право первого хода.

Первый игрок выходит к столу ведущего (в этой роли выступает учитель). На столе разложены лепестки с заданиями цветной стороной вверх. Игрок бросает кубик, после чего выбирает одну из карточек того же цвета, что и выпавшая грань кубика. Лепесток, не переворачивая, игрок передает ведущему, который читает задание для всех команд. (Команды размышляют сообща и дают письменный ответ жюри). Если на кубике выпадает музыкальная пауза, это означает исполнение номера художественной самодеятельности болельщиками (кто кидал кубик, снимает нотку на плакате школьной доски, переворачивает ее и называет номер) (у болельщиков жетончики с номером ноты кого назвали, исполняют номер художественной самодеятельности). Карточек каждого цвета должно быть не менее семи. Некоторые задания требуют зрительного восприятия, поэтому до начала игры часть заданий записывается на плакатах (или в виде слайда презентации) и вывешивается или воспроизводится проектором на экране, когда задается вопрос. Игра продолжается 40– 45 минут. Привожу примерные задания по каждой из областей (по восемь заданий в каждой).

Русский язык.

Образуй как можно больше новых слов способом сложения двух основ. (3 минуты.)

Земл(я)

вод(а)

нефть

газ

камн(и)

звезд(ы)

лист(ья)

мерить

проводить

возить

читать

падать

думать

слушать

(Звездопад, землемер, нефтепровод, водопровод……)

Сочини стихотворение, используя следующие рифмы. (3 минуты.).

Солнце ………..оконце

Привет…………кабинет

Даны слова, в каждом из которых спряталось еще одно слово. Найдите эти слова. (3 минуты.)

Хлев (лев)

Уточка (точка)

Столб (стол)

Щель (ель)

Полк (пол)

укол (кол)

зубр (зуб)

коса (оса)

мрак (рак)

удочка (дочка)

Какое слово лишнее? Почему? Все ли слова однокоренные? (1 минута.)

Львица – львиный – левша – лев.

Водолаз – водитель – вода – водный.

Делить – деловой – деловитость - дело.

Запиши 7 существительных 3 склонения. (1 минута.)

(Ночь, дочь, печь, мышь, молодежь, рожь, помощь)

Слова пятачок, ножка, шишка, горлышко имеют несколько значений. Запишите эти значения. (2 минуты.)

Путешествие в прошлое: даются листочки каждой команде, за 3 минуты запишите словарные слова, о которых идет речь.

Это слово пришло в русский язык из немецкого языка, а в немецкий попало из итальянского, а в итальянский – из латинского. Вот такое слово – путешественник! В переводе с латинского языка оно означает “земляная шишка”. (Картофель.)

Слово голландское. В голландский язык оно пришло из французского языка. В переводе с французского языка значит “сковорода с ручкой”. (Кастрюля.)

Слово общеславянское, образовано от слова “западать, закатываться за горизонт”. Действительно, это слово обозначает часть света, где заходит солнце. (Запад.)

Это слово заимствовано из французского языка, куда оно попало из итальянского языка. Так вот в переводе с итальянского языка оно обозначает “золотое яблоко”. (Помидор.)

Составьте рассказ со словами: два товарища, роща, ужи, закричал. (5 минут.)

Математика.

Какие из чисел 75, 8, 80, 79, 81 являются решениями как неравенства b > 81, так и неравенства c > 75? (1 минута.) (80, 79.)

Как ты понимаешь народную пословицу:

Фунт пуду уступает? 1 пуд = 16 кг 1 фунт = 400 г.

Реши старинные задачи. (3 минуты.)

В доме сгорало каждый вечер по 2 фунта керосина. Сколько керосина сгорело за неделю? (5600 г или 14 фунтов.)

Пастух сплел сначала 8 лаптей, потом еще 4 лаптя. На пару лаптей идет 3 фунта лыка. Сколько лыка пошло на все лапти? (18 фунтов.)

Реши задачу в стихах: (1 минута.)

Мы только с парохода,

Мы только из похода –

Одиннадцать недель

Гостили на воде.

А сколько это дней?

Считай-ка поверней!

(77 дней)

Придумайте как можно больше задач, имеющих решение: 2 * 13 + 35. (3 минуты.)

Составьте как можно больше вопросов к данному условию: (3 минуты.)

Коля вырастил тыкву весом 30 кг и арбуз 10 кг.

Отгадай задачу – загадку: (2 минуты.)

Зина и Вера имеют фамилию Орлова и Скворцова.

Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно,

что Зина на два года моложе Орловой?

(Зина Скворцова, Вера Орлова).

Играем в игру “Концовки”. Ведущий начинает математическое предложение, игроки заканчивают на листочках побеждает, тот, кто не ошибется. (2–3 минуты.).

Математическая наука о числах и действиях над ними. Название этой науки произошло от греческого слова арифмос, что означает число. (Арифметика.)

Предложение, о котором можно точно сказать, верно, оно или неверно, называют…. (высказывание).

У параллелепипеда  вершин…, ребер…, граней… (8, 12,6)

Равенство с переменной называют ……… (уравнение).

Формула объема параллелепипеда  (а×в×с)

Самая большая единица времени………(век).

Реши задачи – шутки: (3 минуты.)

Из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно, из В в А – 1 час 20 минут.

(80 минут = 1 час 20 минут).

Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всех гусей? (Три гуся.)

Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (40 километров.)

Литература

1)Вспомните и запишите , как можно больше названий произведений Льва Николаевича Толстого .

(Лебеди, Два брата, Зайцы, Прыжок, Как боролся русский богатырь, Белка и волк)

2)Напишите имена русских поэтов.(3 минуты).

А.С.Пушкин, Иван Саввич Никитин, Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Аполлон Николаевич Майков, Спиридон Дмитриевич Дрожжин, Николай Алексеевич Некрасов, Сергей Александрович Есенин.

3)Послушайте строки из произведения и запишите:  как называется оно; кто его автор. (2 минуты.)

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

4)Обьясните смысл пословицы: (1 –2 минуты.)

Командир без наук как без рук. (Не возможно без знаний руководить войском).

5)Постарайтесь вспомнить и записать как можно больше названий сказок Г.Х. Андерсена. (4–5 минут.)

(“Гадкий утенок”, “Золушка”, “Принцесса на горошине”...)

6)Объясните, как понимаете выражение: (4–5 минут.)

Язык до Киева доведет; яблоку негде упасть; висеть на телефоне; только пятки сверкают.

7)Запишите, какие вы знаете жанры произведений. (1–2 минуты.)

(Рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка, пословица.)

Окружающий мир

1)Каких зверей называют так:

Косой, сохатый, косолапый, серый, рыжая. И почему? (5 минут.)

(Косой – заяц, за раскосые глаза; сохатый – лось, за сброшенные рога; косолапый – медведь, за походку в развалку и кривые лапы; серый – волк, за цвет шерсти; рыжая – лиса, за цвет шерсти).

2)Запишите писателей, которые писали о природе. (3 минуты.)

(Пришвин, Сладков, Бианки, Паустовский, Шим, ).

3)Подумайте и напишите, как объясняются названия бабочек: (1–2 минуты.)

Капустница (ее гусеница ест листья капусты).

Крапивница (гусеница ест листья крапивы).

Лимонница (за красоту).

4)Почему грибы не относятся к царству растений?

(грибы не могут сами производить для себя питательные вещества , как растения)

5)Ответьте на вопросы: (3 минуты.).

Паук- это насекомое? ( нет, потому что у него 8 лап)

Где у кузнечика ухо? (На ноге.)

Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковой длины.)

Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.)

6)Запиши 7 признаков весны. (3 минуты.)

(Повышение температуры воздуха, дни длиннее, ночи короче, снег тает, птицы прилетели….)

7)Запишите 7 правил поведения в лесу. (3 минуты.)

(Не ломать ветки, не рвать цветы, не шуметь, не трогать гнезда птиц…)

8)Прослушайте рассказ, найдите в нем три ошибки: (3 минуты.)

Наступила осень, животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли.

Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют меховые шубки на теплые и густые.

А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос. В садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.

Искусство.

1)Спойте как можно больше детских песен. (Побеждает команда, которая пропоет песню последней.) (5 минут.)

2)Команды получают воздушный шарик, клей, кисть, ножницы, фломастеры.

За пять минут необходимо склеить лицо человека. (Побеждает тот, у кого аккуратней и на лице больше наклеено частей (глаза, брови, губы, нос.)) (5 минут).

3)Все участники команды исполняют под музыку вальса “Танец бабочек”. (Побеждает та команда у кого все танцуют синхронно.) (3 минуты.)

4)Дан листок (каждой команде) на котором разного размера даны круги. Нарисуйте за 3 минуты как можно больше предметов, имеющих в своих контурах эту фигуру.

Вспомните и расскажите как можно больше пословиц. (Побеждает тот, кто расскажет последним.) (3 минуты.)

5)Инсценируйте сказку “ Теремок ”. (Побеждает самая дружная и артистичная команда.) (3 минуты.)

6)Станцуйте танец маленьких утят. (Включается музыка. Побеждает та команда, у которой вместе с ними будет больше танцевать болельщиков.) (3 минуты.)

Итог.

По окончанию игры жюри подводит итог игры и награждает победителей дипломами .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по окружающему миру

Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы

Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено  для обучающихся начальной школы. Это -  комбинирование игровых технологий и технологи...