Духовно-нравственное воспитание младших школьников
статья на тему

Свищева Инна Алексеевна

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_duh-nr_vospit.odt27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

    В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой, семьёй ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
«Процесс духовно-нравственного совершенствования в человеке происходит в течение всей его жизни. Под влиянием бабушек, дедушек, родителей, ближайшего окружения, школы и социума идет формирование личности» (1)
«Начальная школа играет ведущую роль в развитии личности. Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности: на уроках, в игре, в труде, в процессе взаимоотношений с окружающими» (2)
Так, например, в первом классе знакомлю детей с пословицами,поговорками, объясняю их нравственный смысл. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас.
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных,оказывая бескорыстную помощь.
   Приступая к изучению рассказа «Наше Отечество» К.Д. Ушинского в 1 классе, первым делом знакомлю детей с понятиями  Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем приступаю к истолковыванию их смысловых значений: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет призрачной и обесцененной.
  Знакомя детей с народным языком, ввожу их в мир народной мысли, народной жизни, народного духа. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен знакомлю детей с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности.

    Продолжением работы служат традиционные народные праздники: встреча Масленицы, встреча Нового года, праздник  Рождество и другие.
   Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Так, урок «Береги природу» был проведен с целью воспитания  бережного отношения к природе родного края, охраны животных  в нашей области.
В начале урока использовала  поисковую игру-рассуждение:
Представьте, что ваш друг только что вернулся с прогулки и делится с вами своими впечатлениями. Они записаны в тексте, который лежит перед вами. Послушайте, что вы можете сказать об услышанном? Оцените поступок друга, «просигнальте» карточками. 
Учащиеся читают текст, «сигналят» карточками, рассуждают.
Работа в тетради:
1 вариант. Зачеркните красным цветом картинки, где изображены плохие поступки ребят.
2 вариант. Обведите зеленой линией картинки, где видно, что ребята поступают правильно.
Учащиеся работают самостоятельно. Затем обмениваются в парах тетрадями и проверяют друг друга. Затем делают экологические знаки, помогающие правильно вести себя в природе: картинки, зачеркнутые красным цветом, - запрещающий знак; картинки, обведенные зеленым цветом, - разрешающий. 
Затем идет работа с экологическими знаками. Инсценировка экологической сказки, которая подводит к мысли о необходимости создания Красной книги.
-Знаете ли вы растения и животных, которые находятся под охраной закона в Воронежской области?.  А где, кроме Красной книги,  можно встретить редких животных и растения? (в заповеднике, в заказнике)
Далее речь идет о Воронежском и Хопёрском заповедниках. Проводится ролевая игра, создаются правила Друзей природы.
 Так как  ФГОС второго поколения требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую по следующим направлениям: 
•«воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 
•воспитание нравственных качеств и этического сознания;
•воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
•воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
•воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях» (3)
   Мой опыт как классного руководителя показал, что по каждому  направлению есть свои формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
   В  работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.  
   В начале прошлого учебного года у нас прошёл  классный час «Моя родословная», в ходе его проведения,  у ребят возник вопрос: «Кто наши
 прабабушки и прадедушки» Мы решили исследовать эту проблему. В год 70-летия Великой Победы ребята работали над исследовательским проектом «Война в истории моей семьи».
  Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например цикл рассказов Л. Н. Толстого. Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.
Литература:
1.«Азбука нравственного воспитания»
 Пособие для учителя. Автор: ред. Каиров, И.А.; Богданова, О.С.  Москва.- Просвещение, 1979 
2.«Личностный подход в образовании: концепция и технологии» Сериков В.В.-Волгоград, 1994.
3.«Примерные программы по предметам начальной школы», Москва.- Просвещение, 2012.