Классный час "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"
классный час (3 класс) на тему

Заболотская Марина Викторовна

Классный час для 3 класса начальной школы, посвященный изучению правил вежливости и поведения. 

Классный час состоит из следующих этапов:

1. Игра «Здравствуйте, в разных странах»

2. Рассказ о происхождении и употреблении слова «спасибо»

3. Беседа «Правила приличия в житейских ситуациях»

4. Музыкальная пауза «Частушки»

5. Игра «ВЕЖЛИВО – НЕВЕЖЛИВО»

6. Беседа о взаимоотношениях детей

7. Притча «Мудрая Сова. Добро без ума.»

8. Рефлексия

9. Песня «Землю обмотали»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час о вежливости73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Чтобы радость нам дарить, надо добрым и вежливым быть»

Цель: прививать детям потребность культурного поведения.

Задачи:

1.Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2.Познакомить с историей слова «спасибо».

3.Расширить понятие детей о культуре поведения.

4.Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

Сегодня здесь состоится классный  час о добре и вежливости, ведь два эти понятия тесно связаны между собой, а самое главное вы сможете понять и проверить насколько вежливы вы. Доброта  - это стремление человека дать полное счастье людям, которые нас окружают.

                               Понять и исполнить желанье другого,

                               Одно удовольствие – честное слово.

Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Самое первое, что люди делают при встрече, проявляя доброжелательность и открытость – это здороваются.

Игра «Здравствуйте, в разных странах»

Учитель: Сейчас вы встанете из-за парт и мы с вами попробуем здороваться так, как люди приветствуют друг друга в разных странах.

 1.Самым привычным приветствием у многих народов стало рукопожатие. Жест, привычный и в Европе, и в Азии, и в Америке. Я доверяю тебе свою руку, в ней нет оружия, мы не враги. Всё просто и понятно. Но не всегда достаточно.

2.На свете немало эмоциональных народов, не готовых согласиться со скупой выразительностью рукопожатия. Даже во Франции, в центре Европы, люди при встречах и расставаниях осыпают друг друга воздушными поцелуями.

3.Так же трогательно ведут себя и более южные итальянцы. Что тогда говорить о горячих латиноамериканцах! Они обязательно должны при встрече заключить знакомого в тесные объятия. Более скромное приветствие может быть расценено как глубокое оскорбление. С самыми серьёзными последствиями.

4.Жители Самоа и Новой Гвинеи привыкли встречных знакомых обнюхивать.

5.Сверхвежливые японцы кланяются тремя видами поклонов. Позы и углы наклонов расписаны до мелочей. Поклонами приветствуют друг друга в Китае и Индии. Особо отличились представители некоторых африканских племён. Они вместо будничного «здрасте» со всем почтением и уважением угощают друг друга плевками. Пожалуй, не стоит ездить к ним в гости.

6.Да, фантазия у жителей Земли неистощима! Но нам больше по душе простое рукопожатие. Просто, понятно и уважительно. А плеваться мы не будем.

7. Ещё мы приветствуем друг друга словами. Какие слова знаете вы (Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, приветствую вас)

Учитель: Все вы дети должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Рассказ о происхождении и употреблении слова «спасибо»

Одно из самых важных слов – это спасибо. Люди придумали даже праздник такой «Всемирный день «спасибо», который отмечается 11 января. В  древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!». Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания
«спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо». Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии  - Мумбаи. Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других. Вы тоже старайтесь отблагодарить людей за всё и никогда не забывайте говорить: «Спасибо»
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов». Есть и другие слова, которые тоже называются вежливыми,  назовите их.
( Выслушиваются ответы детей)

Беседа «Правила приличия в житейских ситуациях»

Учитель: Но не только использование добрых слов делает вас вежливыми, а ещё правила поведения в разных житейских ситуациях. Сейчас я вам буду предлагать разные житейские ситуации, а вы объясните, как надо себя вести.

Ситуация 1: Встречаются Вика и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. Назовите ошибку, которую допустили дети.

Ошибка: приветствуя девочку, мальчик вынимает руки из карманов

Ситуация 2: Марьяна и Саша идут, оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет Лейла. Кто первый должен поздороваться?

Ответ:  тот, кто обгоняет.

Ситуация 3: Дети 4 класса сидят за партами. В класс вошёл ученик.  Кто должен здороваться первым?

Ответ: тот, кто вошёл в класс.

Ситуация 4: В троллейбус заходят подружки. Увидили инвалида. Одна с интересом рассматривает, сочувственно оглядывает этого человека. Назовите ошибку.

Ошибка: не принято рассматривать человека, оглядывать его с головы до ног.

Ситуация 5: Мама с дочкой заглянули в гости к подруге мамы. Пока взрослые о чём – то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя всё, затем перешла к ящикам тумбы. Вот такая ситуация, назовите ошибки.

Ошибки: в гостях нельзя открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым.

Ситуация 6: В дверях сталкиваются два мальчика, одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен пропустить?

Ответ: тот, кто окажется вежливее.

Музыкальная пауза «Частушки»

Учитель: Объявляю  музыкальную паузу. Ребята, давайте послушаем частушки о вежливости и, конечно же, извлечем из них уроки

  1.  Заиграй – ка, балалайка,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны! (вместе)

  1. Вика в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела!

  1. Тётя Сима попросила

Слазить Сашу на чердак.

«Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак!»

  1. Юра ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

  1. В поезд входят три юнната:

- Ух, народу сколько тут:

Занимай места ребята,

А то бабушки займут!

  1. Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать!

А лентяйка:

- Маменька, я ведь ещё маленькая!

                           7.  Антон ловко ловит рыбу,

Может домик смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

8. Ты играй повеселее,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь плясуны! (вместе)

Игра «ВЕЖЛИВО – НЕВЕЖЛИВО»

Учитель: Но не всем удалось проявить свои знания вежливости, поэтому мы поиграем теперь со всем классом.

Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Топайте ногами!

  1. Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Всё равно ты едешь стоя,

Лучше деньги сэкономить!

  1. Если стали вам грубить.

Нужно в след им нахамить.

  1. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «спасибо».

  1. Если вы зашли в кино,

А оно идёт давно,

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать?»

  1. Если кто – то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он не извинялся,

Поступок этот не простим.

  1. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте её другу.

  1. Если вам вдруг стало плохо,

Нужно громко ахать, охать.

  1. Если ты пошёл гулять

И оделся чисто,

То домой прийти ты должен

Хуже трубочиста.

Беседа о взаимоотношениях детей

Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Например, воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Глаза у Саши велики,

Наш Саш близорукий.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: "Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша – водолаз!

У тебя две пары глаз

У тебя две пары глаз

Только ты очкастый,

Стёклами не хвастай!»

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стенку.

-Нет, - говорит он, -никогда,

Очков  я не надену!

Но мать утешила его:

- Очков носить не стыдно,

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно.

Притча «Мудрая Сова. Добро без ума.»

Учитель: Но, ребята, делать добро тоже надо правильно.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу несколько силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества.

Он увидел во дворе голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? - спросил мудрец.

-Каких птенцов? - удивился император.

- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

-Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погибло в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума - не лучше.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, а ещё очень приятно, когда человек, с которым ты общаешься,  дружелюбно тебе улыбается.

Старайтесь жить без злобы и без зависти,

И не искать причины для обид,

Вы улыбнитесь, просто так, для радости —

Улыбка никому не навредит!

Улыбка, это самой простой выход из конфликта, иногда вполне достаточно только улыбнуться, чтобы злой человек оттаял. А вы сейчас подарите мне свои улыбки, если вам понравилось сегодняшнее мероприятие. У вас на столе лежат смайлики: грустный, весёлый и задумчивый, выберите тот, который соответствует вашему настроению и прикрепите его на доску.

(Звучит песня «Улыбка»)

Учитель: А теперь послушайте советы и правила вежливости:

- поверьте в себя.

- относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.

- как вы к людям, так и они к вам.

- не обижайтесь. Умейте оправдать своего обидчика.

- осознавай свои действия и их возможные результаты.

- в вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другим неприятностей и обид.

- вежливый человек всегда здоровается и прощается.

- вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

- вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Песня «Землю обмотали»

Учитель: А теперь, как обычно в конце наших встреч споём с вами песню «Землю обмотали». Помните правило: я пою первую строчку, а вы повторяете.

Землю обмотали тоненькие нити,

Нити-параллели из лесов и рек.

Совершите чудо, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Совершите чудо, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век.

Совершите чудо, руку протяните,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Совершите чудо, руку протяните,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

         Список литературы:

1.Учебно-методический комплект «Калейдоскоп праздников»

Издательство: «Экзамен» М-2013

2.Мозаика детского отдыха «Внеклассные мероприятия» Москва «ВАКО»-2012

3.Дорохов А. Это стоит запомнить. - Государственное издательство "Детской Литературы". Москва - 1961 г.

4.Касаткина Н. А. Уроки знаний. Классные часы. - Волгоград.: Учитель, 2001.

5.Курамшина О. Н., Железкина А. М. Школа оптимума: Внеклассные мероприятия: 1-4 классы. - М.: Вако, 2008 г.

6.Павлова О. В. Тематические классные часы в начальной школе: как вести себя в школе и дома. - Волгоград.: Учитель, 2007 г.

7.Попова Г. П. Классные часы: 4 класс. - Волгоград.: Учитель, 2008

8.http://znayuvse.ru

9.http://nsportal.ru/

10. http://pedsovet.su

Классный час

“Чтобы радость людям дарить , надо добрым и вежливым быть.”

Подготовила учитель начальных классов:

Заболотская М.В.

Мценск –2015

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час во 2-м классе по теме "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

ЦельВоспитание нравственностиРаскрытие понятия “доброта”Показать взаимосвязь понятий “вежливость” и “доброта”Пословицы о доброте и вежливости...

Конспект открытого внеклассного мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть !"

Конспект  открытого   внеклассного  мероприятия (классный час)  в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы  радость  людям дарить, надо  добрым  и вежливым  быть !"...

Классный час. Чтобы радость людям дарить , надо добрым и вежливым быть.

Классный час на тему нравственного воспитания . Материал использовался в 1 классе...

Конспект открытого внеклассного мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть !"

Конспект  открытого  внеклассного  мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе                 ...

Классный час “ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ”

Цели классного часа: Воспитание нравственностиРаскрытие понятия “доброта”Показать взаимосвязь понятий “вежливость” и “доброта”Пословицы о доброте и вежливости...