Кружок "Юные гении"(Блоки Дьенеша)
методическая разработка на тему

Анненкова Юлия Олеговна

Блоки Дьенеша – дидактический материал  является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_genii.docx17.12 КБ
Файл planirovanie.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является  гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Блоки Дьенеша – дидактический материал  является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

Цели и задачи программы:

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи:

Образовательные:

 - Формировать умение следовать устным инструкциям;

 - Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота.

Развивающие: 

 - Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

 - Развивать мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию, способности к                     моделированию и конструированию.

Воспитательные: 

 - Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;

 - Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, форме и т.д.).

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 25 минут.

Численность детей в кружке – 19 человек делятся на 3 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 4-6 года.

Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

    - «блоки Дьенеша»                                 -              1 коробка на 3 детей.

- Схемы для составления изображения

с помощью блоков Дьенеша.                       -              1 на всех детей.

Для закрепления полученных знаний включать в последнюю часть в занятия с блоками Дьенеша дидактическую игру «цвет и форма», где дети подбирают предметы, похожие на геометрические формы и тела.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Развивающая среда

Стр.

1

«Помоги Чебурашке»

Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Набор блоков Дьенеша. Игрушка Чебурашка.

8-9,

Кн. № 1

2

«Равенство»

Развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Воспитывать в детях дружелюбие.

Две коробки с одинаковыми наборами блоков.

20,

Кн. № 3

3

«Лабиринт»

Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур (цвет, размер, форма). Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически действенное мышление.

Лабиринт, домик с любимыми игрушками. Набор блоков Дьенеша. Карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма).

9-10, Кн. № 1

4

«С двумя обручами»

Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

Два обруча. Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки.  

10,
Кн. № 1

5

«Разложи пропущенные фигуры»

Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

Набор блоков Дьенеша. Таблицы с изображением геометрических фигур разных комбинаций.

11, Кн. № 1

6

«Найди меня»

Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки.

11-12,

Кн. № 1

7

«Поле чудес»

Развивать творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение читать кодовые обозначения блоков и описывать блоки с помощью кодов.

Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки. Вращающийся барабан «Поле чудес».

18,

Кн. № 3

8

«Вырастим цветы»

Развивать творческое и пространственное воображение, логику. Мышление. Развивать конструктивные способности. Упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знания цифр от 1 до 10. Упражнять в умении читать кодовое обозначение блоков.

Набор блоков Дьенеша. Листы бумаги. Шапочка Зайца и корзинка.

12-13,

Кн. № 1

9

«Волшебное дерево»

Развивать представления о символическом изображении предметов, умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственные представления, логическое и образное мышление.

Наглядность с изображением дерева без листьев. Набор блоков Дьенеша.

13-14, Кн. № 1

10

«Олимпийские кольца»

Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственные представления, логическое и образное мышление.

Набор блоков Дьенеша. Таблицы.

14-15, Кн. № 1

11

«Украшаем ёлочку мы в просторном доме»

Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать воображение, фантазию и мелкую моторику рук.

Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки.

15, Кн. № 1

12

«Пирамида»

Закрепить представления детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовое обозначение. Развивать конструктивные умения, воображение, фантазию и творчество.

Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки.

16,

Кн. № 1

13

«Найди такую же»

Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Игровая карта, заполненная различными блоками.

17,

Кн. № 1

14

«Улитка»

Упражнять в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме.

Игровое поле с изображением спирали. Набор блоков Дьенеша. Цветные карандаши.

17

15

«Кроссворды с блоками или угадай, что получится»

Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.

Набор блоков Дьенеша. Кроссворды.

19

16

Головоломка «Треугольник»

Развивать умение составлять предмет из частей. Закреплять представление целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Карточка из картона с изображением фигур.

26

17

«Волшебные ступеньки»

Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр; структурную поверхность тел: гладкие и шершавые; количественный и порядковый счёт, счёт на слух. Закреплять геометрические фигуры с помощью знаков, понятие «тяжёлый - лёгкий», развитие мелкой моторики рук.

Набор блоков Дьенеша, геометрические тела, пластмассовые кубики «шуршалки - шумелки», мягкие игрушки

33-35

18

«В гостях у друзей»

Закрепить понятия соотношения количества предметов с цифрой, обозначающий это количество. Счёт : количественный и порядковый, соседи числа, задачи на увеличение и уменьшение числа (сложение, вычитание), составление, изображение предметов с помощью блоков. Формирование понятий «Лёгкий – тяжёлый», путём проведения опыта.

Карточки с изображением животных от 1 до 10, цифры для карточек, наборы блоков Дьенеша, таз с водой, предметы: деревянный кубик, резиновый мячик, пластилиновый шар, 4 пакета, содержащие вещества, имеющие запахи.

34-35

19

«Домики»

Закрепление с детьми ориентировки в пространстве, понятие «Линия», «Кривая», «Прямая», «Ломаная»,  счёт: количественный и порядковый, счёт на слух.

Бумажные полосы – прямая и кривая, мягкие игрушки, шуршалки, шумелки, наборы блоков Дьенеша.

37-39

20

«Сказка о геометрических фигурах»

Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру. Учить систематизировать и классифицировать их по признакам. Формировать представления о количественном составе числа 3, упражнять в счёте. Развивать конструктивные способности, логическое мышление, внимание, речь.

Наборы блоков Дьенеша, игровой квадрат Воскобовича, карточки с цифрами, волшебные верёвочки.

39-40

21

«С двумя обручами»

Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ», классификация по двум свойствам.

Два обруча, комплект фигуры, карточки с символами.

41-43

22

«Лабиринт»

Учить детей описывать и находить по описанию геометрические фигуры. Деление множества геометрических фигур на подмножества.

Лабиринт из белой бумаги, домик с заколдованными зверюшками, схемы деления на подмножества, набор геометрических фигур.

44

23

«В волшебном лесу»

Учить детей описывать геометрические фигуры с помощью знаков, формировать представления о символическом изображении вещей.

Блоки Дьенеша разного цвета, формы, размера; карточки с изображением знаков, снежинки из белой бумаги, игрушки-зверушки, кукла Белоснежка.

45-46

24

«Математика в сказках»

Учить детей выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, находить место натурального числа в числовом ряду, развивать умение логически мыслить, выделять признаки предметов.

Наборы геометрических фигур Дьенеша для выкладывания изображения машины и домика.

46-47

25

«Путешествие по Волшебной стране»

Упражнять в узнавании геометрических фигур по логическим блокам Дьенеша, группировать их по размеру, форме и толщине, закреплять знание о числах и цифрах в пределах 5, учить делать простейшие выводы, логическое умозаключение. Активизировать словарный запас за счёт пословиц, поговорок, стихов. Формировать доброе отношение друг к другу.

Телеграмма, наборы блоков Дьенеша, карточка с пословицами, поговорками, наборы геометрических фигур.

49-50

26

«Прямоугольник и квадрат»

Сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры. Развивать умение наблюдать и сравнивать.

Рисунки геометрических фигур для иллюстрирования геометрической сказки.

51-53

27

«Космическое путешествие»

Закрепить счёт в пределах 10 (прямой, обратный), состав числа. Совершенствовать умение составлять целое из  частей. Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трём свойствам, (цвет, форма, размер). Развивать логическое мышление, внимание, воображение.

Цифры, знаки +, -, =. Геометрические фигуры. 3 обруча разного цвета. Набор блоков Дьенеша. Музыкальные вставки. Листы бумаги в клетку с заданиями. Карандаши простые и цветные.

54-56

28

«Математическая тропинка»

Упражнять детей в счёте от 1 до 10. Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по признакам. Закреплять знания о днях недели, упражнять в выполнении арифметических действий, в распознании букв. Воспитывать дружеские отношения.

Карточки в виде стрел, на которых с одной стороны стоят цифры от 1 до 10, с другой – условия задания. Игра «что лишнее», блоки Дьенеша. Карточка с зашифрованными заданиями. Карточки с цифрами от 1 до 10.

57-59

29

«Сюрприз»

Закрепить счёт от 1 до 10. Формировать представления о смежных  числах. Развивать умение классифицировать , решать логические и арифметические задачи.

Карточки с цифрами, обручи, блоки Дьенеша, листы в клетку.

59-60

30

«Чудесные кольца»

Разнообразить занятия, игры детей с логическими блоками Дьенеша, развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность. Закрепить знания детей о признаках геометрических фигур.

Набор блоков Дьенеша. Кольца.

61-62

31

«Весёлые приключения»

Развивать логическое мышление, умение различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету и толщине. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Набор блоков Дьенеша, кодовые карточки, разноцветные полоски бумаги, большие и маленькие ворота.

63-64

32

«Осень»

Развивать логическое мышление, умение классифицировать и обобщать. Закреплять знание о цвете, форме, размере. Упражнять в счёте, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Развивать внимание, память, речь.

Разноцветные осенние листья разных деревьев из бумаги. Обручи. Набор блоков Дьенеша. Карточки, алгоритмы, плоскостные фигуры грибов, зонт. Заготовки для аппликации, кисти.

65-67

33

«Мы всезнайки»

Развивать творческое воображение, логику, мышление. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве, пользуясь планом. Закрепить счёт в пределах 10, знание о свойствах геометрических фигур.

Набор блоков Дьенеша, карточки с планом группы, обручи, счётные палочки, тетради, игрушка Хрюша.

67-69

34

«Гуси-лебеди»

Закрепить счёт в пределах 10. Группировать предметы по форме, цвету, размеру. Ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать монологовую речь. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду.

Счётная линейка, две корзинки «пирожки» разные по форме, цвету, размеру, набор логических блоков Дьенеша. Набор цифр. Счётные палочки. Карандаши. Листочки в клетку.

70-72

35

«К сказочным героям»

Продолжать формировать творческое воображение. Развивать умение пользоваться схемами. Закрепить навыки прямого и обратного счёта до 10.

Блоки Дьенеша, задания-схемы.

33 –35,

Кн. № 2

Литература

1. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Старший возраст. Выпуск 1. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2007.

2. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Старший возраст. Выпуск 2. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2007.

3. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Младший возраст. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блоки Дьенеша.

Игры с блоками  Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями....

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

СТАТЬЯ О РАБОТЕ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

СТАТЬЯ О РАБОТЕ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША...

логические блоки Дьенеша

Методическая работа с логическими блоками Дьенеша на уроках и во внеурочное время...

Использование блоков Дьенеша как средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с ...

Блоки Дьенеша -средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие развивающие методики  совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш  посвятил исследованиям, препода...