Кружок "Мир детского творчества"
календарно-тематическое планирование (1, 2 класс) на тему

Савина Алла Васильевна

Рабочая программа дополнительного образования "Мир детского творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бяковская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»                                                  «Согласовано»                                         «Утверждаю»

на заседании МС                                             Зам.директора по УВР                               Директор школы

пр.№_____________                                        _____Э. А. Андреева                                 ______       /Т.В.Сорокина/

 «___»__________2014 г.                               «___»_________2014 г.                            Приказ.№ ___  «___»__________2014г.

Руководитель МС______/Андреева Э. А../

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 дополнительного образования

«Мир детского творчества»

Возраст детей: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год

Программу составила учитель начальной школы

 Савина Алла Васильевна

с.Бяково

2014г.

                           

Пояснительная записка.

 Рабочая    программа   дополнительного образования «Мир детского творчества» для  младших школьников  разработана  в соответствии с  требованиями

федерального   государственного образовательного  стандарта начального общего образования  второго поколения

Рабочая  программа составлена на основе программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

Тип программы-модифицированный.

Направленность программы-художественно-эстетическая.

  Рабочая программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на 1 год обучения. Объём программы-34 часа.

     Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по – особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.

    Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.Программа кружка направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

  Цель программы кружка - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

     Работа по программе кружка предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Формы и режим работы:

День недели

Время в режиме дня

Четверг

13.40- 14.25

Максимальный объем образовательной нагрузки: 45 мин.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся могут

 знать:

  1. название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  3. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь:

  1. правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  3. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  4. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
  5. выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  6. организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  7. понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,
  8. выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
  9. самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу)

Форма подведения итогов-отчётная выставка, конкурс.

Учебно– тематический план

Наименование разделов, тем

Общее колич. учебных часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

2

2.1

 

2.2

2.3

2.4

2.5

3

3.1

 

3.2

3.3

3. 4

 

4

4.1

4.2

4.3

5

5.1

5.2

6

Вводное занятие

Работа с бумагой и картоном

Изготовление игрушек – сувениров

«Бабочка»

«Кубик»

«Цветок»

«Ракета»

«Домики для сказочных героев»

Работа с тканью и мехом

Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья

Мягкая игрушка «Котёнок»

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

«Паучок»

Работа с бисером

Пробные плетения

Плетение колец

Плетение браслетов «фенечек»

Работа с природным материалом

Аппликация из плодов и растений

Аппликации из соломки

Отчётная выставка

2

7

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

4

 

 

2

1

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

1

6

 

1

1

1

1

2

8

1

 

3

2

2

 

9

3

3

3

4

2

2

2

Итого

34

4

30

Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Общее колич. учебных часов

Дата

План

Факт

1

2

3

 4

5

6

7

8

 

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24-25

25-26

27

28

29-30

31-33

34

Техника безопасности на кружке

Работа с бумагой и картоном

Изготовление игрушек – сувениров

«Бабочка»

«Кубик»

«Цветок»

«Ракета»

«Домики для сказочных героев»

Работа с тканью и мехом

Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья

Мягкая игрушка «Котёнок»

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

«Паучок»

Изготовление розочки

Изготовление острых лепестков

Сборка цветков.

Изготовление цветочки-пуговки.

Изготовление розочки

Работа с бисером

Пробные плетения

Плетение колец

Плетение браслетов «фенечек»

Плетение брошек, кулонов (работа по схемам).

Работа с природным материалом ТБ

Свойства  и приёмы работ с природными материалами

 Экскурсия на природу с целью сбора природного материала

Аппликация из плодов и растений

Осенние превращения.  «Букет роз» из кленовых листьев.

«Весенняя  фантазия» декорирование вазы.

Аппликации из соломки

«Чудо животные» аппликаций из природных материалов.

«Чудо животные» аппликаций из природных материалов.

Отчётная выставка

7

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

34

Содержание изучаемого курса

  1. Вводное занятие (2ч) Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем столе, знакомство с профессией дизайнера.

2. Работа с бумагой и картоном (7 ч.) Подарок и его значение – беседа. Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка. Изготовление игрушек – сувениров (фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета, домики для сказочных героев)

3. Работа с тканью и мехом (9 ч) Из истории мягкой игрушки. Знакомство с профессией портной. Техника выполнения швов «козлик», «тамбурный», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья. Технология и шитьё мягкой игрушки «Котёнок», изготовление настенного кармашка для мелочей, технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок». Закрепление навыков работы с иглой, технологии раскроя. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и  заделки края ткани, соединения деталей.

4. Работа с бисером (10 ч) Знакомство с материалом. Беседа «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов. Иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Технология изготовления поделок по схемам, пробные плетения. Изготовление колец и «фенечек».

5. Работа с природным материалом (4). Аппликация из плодов и растений. Технология приготовления семян и растений к работе, технология приготовления соломки к работе, прикрепление рабочего материала к основе. Изготовление аппликаций из семян и растений по задумке детей. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб», «Дерево».

6. Отчётная выставка.(2 ч). Подготовка поделок и оформление выставки.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Видеомагнитофон, проигрыватель дисков, , музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, таблицы с алгоритмами работы при изготовлении изделий, наличие у каждого посещающего кружок бумаги, картона, кистей для клея, ножниц, зубочисток, тряпочек для рук, клеёнок для стола, клея.

Список литературы

                              Литература для учителя:

  1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
  2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
  3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010.  – 111с. (Стандарты второго поколения)
  4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
  5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
  6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
  7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
  8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
  9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
  10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
  11. Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
  12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
  13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
  14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
  15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
  16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
  17. Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.                 

                       

Литература для  обучающихся

  1. Гусакова М. А. “Аппликация”.  М., Просвещение, 1987.
  2. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”.  М., Сфера, 2000.
  3. Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличный материал для детского творчества - изолон.

Продолжаю рассказывать о использовании строительного материала - изолон    для детского творчества. Правда, очень интересные возможности у этого материала.   После «животн...

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ НА УРОКАХ.

методы управления детским творчеством...

Детское творчество

О Волге с любовью....

Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)

Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...

Детское творчество.

Как первоклассники реагируют на слушание музыки? Они, непременно, все, что слышат, хотят изобразить в рисунке. Так было и со слушанием песни о маме.Учащиеся первого класса -народ творческий. Посмотрит...

"Выставка детского творчества"

У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во всё своё творчество.(Д. Голсуорси)...

Выставка детского творчества

У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во всё своё творчество.(Д. Голсуорси)...