МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ НА УРОКАХ.
методическая разработка по теме

методы управления детским творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_upravleniya_detskim_tvorchestvom.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Каменева, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3» г. Нижневартовск, Ханты-мансийский автономный округ.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ НА УРОКАХ.

Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, можно выделить ряд методов управления творческим мышлением, которым необходимо учить как средству, с помощью которого ученики будут приобретать умения решать творчески учебные задачи.

 Вот несколько из них :

-метод аналогии;

-метод инверсии;

-метод эвристического комплекса;

-метод расчленения;

-метод комбинационного анализа;

-метод исследовательских вопросов;

-метод Сандры Каплан;

-метод мозгового штурма.

Остановимся на тех из них, которые чаще всего используются на уроках.

Метод мозгового штурма.

Это метод коллективного решения проблемы. Автор метода А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведётся в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций. Метод может использоваться как при работе с группой, так и при работе со всем классом.

Работа по решению проблемной ситуации методом мозгового штурма состоит из трёх этапов:

1 этап - разминка, на неё отводится 5 минут.

 Задача разминки - создать свободную, непринуждённую обстановку. Во время разминки учитель предлагает учащимся короткие, иногда шутливые задания. Говорят те, кто хочет ответить. Задания могут быть следующие:

-Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, сколько она будет весить, стоя на двух ногах?

-Как тремя разрезами разделить головку сыра на 8 равных частей?

2 этап - генерирование идей - отводится до 10 минут ,это основной этап.

Задача этого этапа - предложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении проблемной ситуации.

Учитель предлагает решить учебную проблему. Учащиеся предлагают свои идеи, причём критика запрещена. Высказываются либо те, кто хочет, либо все по порядку. Все высказывания фиксируются на классной доске. Лучше всего использовать проблемные ситуации с несколькими альтернативными вариантами.

3 этап - систематизация, оценка и отбор лучших идей, время неограниченно.

Задача последнего этапа - выбрать лучшие идеи в соответствии с заданным

учителем критериями.

Учитель объявляет один или несколько критериев. Все идеи ранжируются в соответствии с этими критериями. Лучше выбрать 5 самых удачных идей.

Очень часто учитель просит  выполнить задание, которое носит творческий характер, с целью применить знания в новой ситуации. Это могут быть сочинение сказок, составление рассказа; учащиеся, как правило, выполняют это задание, но в сочинённом не прослеживается логическая цепочка событий , поэтому возникла проблема .научить детей составлять текст по вопросам. В этом может помочь метод контрольных вопросов. Этот метод облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.

Детям предлагается сочинить сказку, проектируются на доску вопросы:

- Кто это был? - Как выглядел? - Куда пошёл? - Кого встретил?

- Что ему сказали? - Что он ответил? - Что ему сделали?

- Какова его реакция? - Чем история закончилась? - Вывод или мораль.

Роль учебника на уроках природоведения несколько иная по сравнению с другими учебными предметами. Если при изучении русского языка или математики учебник является основным источником знаний, то при изучении природоведения основной источник знаний - природа. Поэтому основная цель использования учебника на уроках - закрепление , обобщение , систематизация знаний учащихся. Научно-познавательные тексты учебника могут быть использованы в условиях самостоятельной работы, если ученик умеет задавать вопрос. Американская исследовательница Сандра Каплан предлагает пользоваться наборами вопросительных слов и ключевых слов - Вопросов. Набор ключей, /сочетая правую и левую части, получаем бесконечное многообразие вопросов/.

Работа по исследованию какой-либо темы проходит в 4 этапа:

1 этап - Учащимся предлагаем  выбрать тему  для исследования.   Например  « Домашние животные – собаки»

2 этап - Предлагаем с помощью наборов ключей поставить  вопросы:

- Какие виды собак бывают?

- Какие свойства у собак?

- Какие функции выполняют?

- Как влияет собака на семью?

3 этап - Проводится исследование - ответы на вопросы записываются на листочках и классифицируются.

4 этап - Подведение итогов - просмотр и обсуждение всей информации на листочках.

 Если тема большая, то такую работу можно провести в парах, группах.

При этом все этапы выдерживаются.

 Таким образом, используя данные методы, мы поможем детям научиться работать самостоятельно, стимулировать творческую активность и избежать отрицательного воздействия критичности.

Список литературы

Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. М. Педагогика. 1986. – 245с.

Лещинский В.М., Кульневич С.В., Учимся управлять собой и детьми, М. 1995. – 119с.

Рахимов А.З. Педагогическая технология творческого развития. Методическое пособие. Уфа, Издательство «Творчество», 2003. – 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы управления в начальной школе

Выступление на городском семинаре на базе школы. Отражены формы и методы  управления, которые реализованы в конкретной школе. Материал может быть восстребован завучами начальных классов....

Презентация детского литературного творчества на уроке окружающего мира. Сочиняем сказки сами. Сказки о растениях.

Презентация, иллюстрирует урок окружающего мира  по теме "Дикие и культурные растения". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации при...

Развитие детского творчества и фантазии на уроках технологии.

С первого класса на уроках технологии и во внеурочной деятельности необходимо воспитывать у детей правильное отношение к любому виду труда, который нужен коллективу и близким людям....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...

Технология продуктивного чтения как метод управления деятельностью школьника

Что такое продуктивное чтение. Формы и методы работы....

Метод изучения продуктов детского творчества

Информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода также о...

Доклад "Технология управления детским коллективом"

В этой лекции – рекомендации, как организовать плодотворное взаимодействие с детьми. Они помогут вам заинтересовать детей обучением, вовлечь в групповую работу и снизить количество конфликтов....