Технология продуктивного чтения как метод управления деятельностью школьника
методическая разработка по чтению на тему

Колпакова Наталия Александровна

Что такое продуктивное чтение. Формы и методы работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения как метод управления деятельностью школьника

Читать – это еще ничего не значит;

что читать и как понимать – вот в чем главное дело

Константин Дмитриевич Ушинский

Сейчас от взрослых часто можно услышать вопрос: «Почему современные дети не любят читать?» На него можно дать разные варианты ответа. XXI век – век бесконечной информации, значит, уходят на второй план отношения, мысли, чувства. Важно многое знать и быть в курсе. Для этого есть различные источники информации: телевизор, компьютер, интернет. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к различным хитростям, поощряя их, например, мороженым, сладостями или чем-то другим, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают нужные несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Сегодня начальная школа реализует Стандарт второго поколения, который поставил  задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач,  как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Для ребенка-читателя на любой ступени обучения значимы читательская самостоятельность, инициативность, способность к активному слушанию, пониманию, готовность и умение задавать вопросы, высказывать свои суждения, мнения по возникающим вопросам и проблемам, строить умозаключения, поскольку от сформированности этих умений и качеств зависит продуктивный характер чтения.

В  достижении результатов, о которых говорится в новых стандартах, ведущая роль отводится технологии продуктивного чтения. Технология универсальна, может применяться на любых уроках. Эта технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.


Целью технологии является формирование  правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. 

Понимание  текста - это вычитывание трех видов текстовой информации:  

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк");
  • концептуальной (основная идея текста, его главный смысл);

При работе с текстом важно научить детей различным видам чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.
Ознакомительное

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется дополнительная информация).
Изучающее

Цель: проникновение в смысл через анализ текста


Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

   I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как  умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

           II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). 

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

1. дети могут самостоятельно читать текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей. По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

            III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

1. Педагог ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на

подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

4. Выполнение творческих заданий. Что такое творческое задание? Оно обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и т.п.

  Во время этих этапов используются различные методы    

  • Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале урока задаю загадку (или сообщаю удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  • Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:
  • Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?
  • Какое понятие чаще всего встречается в данном тексте?
  • Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
  • В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

  • Во время самостоятельной работы над текстом я даю задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Учу детей задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Совместно мы приходим к выводу о том, что «стоимость», т.е. важность вопросов может быть разной. Таким образом, ввожу необходимость обязательного ранжирования вопросов.

Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов начинаем со слов «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.

Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»)  «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.

Вопросы на выяснение причинно-следственных связей со слов «Почему…?», «В чем причины…?» и т.п.

Задают вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинающиеся со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».           

  • В своей работе я использую такой  приём педагогической техники, как кубик Блума.

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

По моей просьбе ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.

Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Дети без труда  составляют вопрос и отвечают  на него.

Например, по произведению Драгунского «Тайное всегда становится явным» были заданы такие вопросы:

Объясни почему Миша запомнил этот случай на всю жизнь.

Предложи своё название рассказа.

Назови основные черты характера главного героя.

Придумай другой выход из сложившейся ситуации.

Почему автор написал это произведение.

Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа.

  • Учебник является хорошим помощником ученика для  продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе ребята составляют и формулируют учебные задачи, проблемы. 
  • В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Поэтому я часто использую прием «Составь задание», являющийся примером  краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.  

Для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом.

Также для детей важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях.

Непонимание текста начинается с того момента, когда какой-то из знаков-символов встречается впервые. То есть мы читаем незнакомое слово. Тогда, действительно, мы не воспринимаем его целиком,  читаем его по слогам, повторяем раз за разом.

Читаем дополнительный текст – разъяснение данного термина, понятия и т.д.

А если таких незнакомых слов много?

И если мы не до конца уяснили смысл, значение этих слов?

  • В этом случае я предлагаю учащимся,  изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях.                                    

- Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения.

- Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию.

Затем  подвожу итоги с учениками, что они узнали нового.  

Спрашиваю, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?

Они формулируют вопросы.

Происходит своего рода «инвентаризация» текста.

Затем  предлагаю  вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.

 Далее даю рекомендации, задания, указания справочных изданий, где можно  найти ответы на интересующие их вопросы.

Примеры из практики

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока № 1.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)
- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.
- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)
Проверим наши прогнозы.

Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Фрагмент урока №2

- Прочитайте текст про себя.
- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:
1ч. - Что делала белка? А волк?
2ч. – О чём стала просить белка?
- Отпустил волк? С каким условием?
- Как ответила белка на вопрос волка?
3ч. – Отчего же белки так веселы?
- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Фрагмент урока №3

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)
- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
- Кого осуждает автор?

1 ) Составим модель – описание героев басни.

Работа в группах.

1 группа – Белка. Какая она?
2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)
- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

2) Что же такое добро?

Работа в группах
1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?
2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.
- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.
(Добро –

1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.)
3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»
- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.
- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

 Вывод:

Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения  и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем. 

Список литературы:

  1.  О.В. Чиндилова. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // журнал «Начальная школа До и После» № 11, 2004, с. 3-17.
  2. Образовательные технологии // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010.
  3. Соболева О. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : пос. для учителей нач. классов / О. Соболева. – М.: Баласс, 2010.
  4. Н.Е. Мишутина, Л.Л. Давыдова. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе// журнал «Управление начальной школой»№ 5, 2010, с. 19-34.
  5.  Кобзарь В.Н. Обучение школьников продуктивному чтению //интернет-ресурсы http://festival.1september.ru/articles/101400/    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Статья "Использование технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе"

Статья  с обобщением опыта работы по технологии продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности) на  уроках литературног чтения....

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимани...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...