Доклад "Технология управления детским коллективом"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Санжима Захаровна Николаева
В этой лекции – рекомендации, как организовать плодотворное взаимодействие с детьми. Они помогут вам заинтересовать детей обучением, вовлечь в групповую работу и снизить количество конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как воздействовать на детский коллектив

В этой лекции – рекомендации, как организовать плодотворное взаимодействие с детьми. Они помогут вам заинтересовать детей обучением, вовлечь в групповую работу и снизить количество конфликтов.

 

Выстраивайте с детьми личностное общение

В зависимости от ситуации ваше общение с детьми может быть как формализованным, так и личностным. Но важно, чтобы личностного общения было больше: так дети лучше вас понимают и осознают, чего вы от них ждете. Личностное общение предполагает, что дети получают от вас просьбы и различные объяснения, чувствуют, что вы обеспокоены какой-то ситуацией. Формализованное общение – это требования, угрозы и инструкции в адрес детей.

 

Пример

Как заменять формализованные фразы на личностные

Вместо «Тебе следует поторопиться!» – «Ты долго думаешь: может быть, тебе нужна помощь?»

Вместо «Говорите тише» – «Я прошу соблюдать тишину»

Вместо «Если не прекратишь разговаривать, я поставлю двойку» – «Ты пытаешься прояснить задание? Объяснить тебе еще раз?»

 

Давайте детям больше самостоятельности

Успешные педагоги редко прибегают к дисциплинарным способам взаимодействия с детьми, потому что это неэффективно. Жесткая дисциплина в классе или группе обычно дает обратный результат: у детей пропадает мотивация к обучению. Ниже читайте советы, как работать с детьми, чтобы они проявляли самостоятельность и сохранили учебную мотивацию.

Совет 1. Организуйте деятельность детей, а не дисциплину. Если будете уделять мало внимания тому, чем и как заняты дети на уроках, то впоследствии придется тратить силы на дисциплину. Чтобы дети плодотворно работали на занятиях, и им было интересно:

– давайте четкие инструкции;

– выделяйте голосом моменты, на которые надо обратить особое внимание, а не просто повышайте голос в любых ситуациях;

– называйте детей по имени, а не по фамилии;

– поощряйте детей за успехи;

– старайтесь общаться с юмором.

Совет 2. Позволяйте детям принимать решения в ходе занятий. Чем больше у них возможностей проявить самостоятельность, тем лучше они усваивают материал, который вы даете. В каких ситуациях ребенок может быть самостоятельным, смотрите на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Когда ребенок проявляет самостоятельность

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\14. Психпед\Модуль 3\Тема 2\рисы\1.1.png

 

Учитывайте знания детей, когда делите их на рабочие группы

Бывает, что вам нужно поделить детей на рабочие группы, чтобы раздать коллективные задания. Прочитайте два совета, как это можно сделать, чтобы обошлось без обид, конфликтов, а работа детей дала результаты (рисунок 1).

Совет 1. Пусть дети сами выберут для себя группу. Не стоит формировать группы бездумно. Составляйте их с учетом того, кому какие знания и навыки надо проработать. Но предложите детям самостоятельно решить, в какую группу они хотят. Так они почувствуют, что управляют учебным процессом наравне с вами и заинтересуются заданием, которое вы для них запланировали.

 

Пример

Как предложить детям разбиться на рабочие группы

Ваши возможные слова: «Ребята, сегодня мы работаем в группах. Предлагаю выбрать группу. Если считаете, что не совсем хорошо усвоили новую тему, поработайте в первой группе. Если считаете, что разобрались в теме, и готовы выполнить практическое задание, выбирайте вторую группу»

Если видите, что кто-то из детей сомневался при выборе группы, уточните у него: «Почему ты выбрал именно эту группу? Как ты рассуждал?»

 

Совет 2. Помогите детям, которые не могут выбрать для себя группу. Не делайте выбор за ребенка, а просто направьте: важно, чтобы он проявил самостоятельность. Но будьте готовы к тому, что ребенок сделает выбор, который не согласуется с вашим мнением.

 

Пример

Как помочь ребенку выбрать рабочую группу

Можно сказать так: «На предыдущем занятии ты выполнил не все задания. Может, тебе начать работу в первой группе? Или ты готов попрактиковаться во второй группе?»

 

В работе с детьми подключайте психологические компетенции

Любой педагог  всегда немного психолог, ведь дети в классе или группе разные, к каждому ребенку нужно искать свой подход. Чтобы вам будет проще взаимодействовать с детским коллективом, прочитайте и сохраните  памятку. 

 

Памятка. Как взаимодействовать с детским коллективом

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\14. Психпед\Модуль 3\Тема 2\рисы\2.png

 

LOGO_Action_MCFR.png



Предварительный просмотр:

Как разрешить конфликт «ребенок – группа детей»

 Вы уже знаете, как разрешить конфликт между двумя детьми. В последней лекции поговорим о столкновении ребенка с группой сверстников. Читайте, чем опасны такие конфликты и как их устранять.

 

Почему возникают групповые конфликты

Межличностные конфликты приобретают особую остроту, когда против одного ребенка выступает целая группа детей. Это всегда небезосновательный конфликт. Как правило, его провоцирует ребенок – своим поведением или личностными особенностями, например, если он не как все (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Как ребенок может спровоцировать групповой конфликт

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\14. Психпед 11.06\Модуль 3\Тема 4\рисы\8.png

 

Есть шесть типов детей, которые часто становятся объектами групповой агрессии. Какие дети в зоне риска и что их характеризует, смотрите в таблице.

Какие типы детей страдают от групповой агрессии

Тип ребенка

Характеристика

Любимчик педагогов

Учителя хвалят, приводят в пример, поощряют за хорошее поведение и усердие. Остальные дети испытывают недостаток внимания со стороны педагогов и начинают злиться на ребенка

Прилипала

Назойливый, неразборчиво стремится к вниманию 
и взаимодействию с другими, даже когда его открыто прогоняют или игнорируют

Шут

Веселит всех, не учитывая ситуацию. Выставляет себя 
и других в смешном свете. Может быть единственным, кто говорит правду о ситуации или человеке, но делает это в юмористической форме

Агрессор

Может быть нападающим агрессором – открыто проявлять злость, нападать и обижать других, и отвергаемым агрессором – обидчивым, скандальным, интригующим

Ябеда

Ябедничает для защиты (рассказывает взрослым, чтобы помогли справиться с ситуацией или чтобы быть нужным взрослому). Может ябедничать и для нападения (шантажировать, угрожать рассказать что-то о других)

Незаметный

Человек-невидимка, его не замечают. Не умеет общаться, самовыражаться. Переживает невнимание к себе как форму агрессии («они со мной даже не здороваются!»). Может из-за этого реагировать вспышками ярости на малозначительные события

 

Спровоцировать конфликт между ребенком и группой сверстников может и педагог. В каких случаях это возможно, смотрите на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Когда педагог становится инициатором группового конфликта

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\14. Психпед 11.06\Модуль 3\Тема 4\рисы\9.png

 

Конфликт может произойти и по вине группы детей. Это возможно, если у вас есть дети, которые:

– ведут себя асоциально, идут против правил и пытаются «задавить» других своим авторитетом;

– стремятся достичь популярности, объединив вокруг себя окружающих;

– конкурируют с кем-то из одноклассников или одногруппников.

 

Каким может быть групповой конфликт

Конфликт между ребенком и группой детей бывает ситуативным и постоянным. Ситуативные конфликты ограничены отдельной ситуацией. В этом случае для работы с конфликтом подойдут приемы из предыдущей лекции. Постоянные конфликты могут проявляться в виде игнорирования ребенка и в виде травли. В выраженных случаях такие конфликты доходят до буллинга.

В детском коллективе буллинг – это результат незанятости детей. Основания для буллинга такие:

– зависть, желание унизить жертву, чтобы удовлетворить амбиции, развлечься, самоутвердиться;

– желание подчинить, контролировать кого-то;

– покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, доверчивость жертвы.

 

Как не спровоцировать групповой конфликт

Чтобы групповой конфликт не произошел по вашей вине, выстраивайте работу с детьми по четырем правилам.

Правило 1. Поддерживайте в каждом ребенке чувство собственного достоинства и позитивную самооценку. Это снизит риск появления в детском коллективе «жертвы», которую будут травить.

Правило 2. Говорите о ситуациях, поступках и последствиях, а не о личности и характере детей. Если будете выделять в классе или группе «любимчиков», спровоцируете зависть остальных детей и, как следствие, конфликт.

Правило 3. Сравнивайте каждого ребенка с самим собой, а не с другими детьми, результаты его «вчерашнего» с результатами его «сегодняшнего». Все дети разные и не обязаны быть похожи друг на друга.

Правило 4. Не давайте детям негативных оценок и «ярлыков». Этим вы запрограммируете одних детей негативно относиться к другим.

 

Что предпринять для профилактики групповых конфликтов

Поддерживайте здоровую психологическую обстановку в классе или группе. Для этого используйте приемы, которые найдете на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Как поддержать здоровую психологическую обстановку 
в классе или группе

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\14. Психпед 11.06\Модуль 3\Тема 4\рисы\10.png

 

Если конфликт между детьми все же возник, устранить его помогут советы из памятки. Сохраните ее на компьютер, чтобы всегда была под рукой.

 

Памятка. Как прекратить групповой конфликт с участием детей

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\14. Психпед 11.06\Модуль 3\Тема 4\рисы\11.png

Скачать

 

Вы узнали, как разрешать различные конфликты с участием детей. Это последняя тема модуля. Если уверены в своих силах, пройдите итоговый тест из десяти вопросов.

 

LOGO_Action_MCFR.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через творческие дела.

Формирование детского коллектива  через творческие дела....

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ НА УРОКАХ.

методы управления детским творчеством...

Особенности управления педагогическим коллективом в условиях изменений

Проблемы обучения, воспитания и управления образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. В условиях л...