Главные вкладки

    Формирование детского коллектива через творческие дела.
    статья по теме

     

    Формирование детского коллектива  через творческие дела.

                                                                             М.А. Редько

                                     учитель начальных классов, МОУ Лицей г.Истры.

                                                                                                                                                                      

    Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

    Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

    Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

    А.С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

    - общественно ценные цели;

    - совместная деятельность по их достижению;

    - отношения взаимной ответственности;

    - организация органов самоуправления;

    - направленность деятельности на общую пользу.

     Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Существует  ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

    1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

    2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

    3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

    4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

    5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

     

     В развитии коллектива выделяются три стадии.

    Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

    Цель: в коллективе должен  выделиться и заработать актив, воспитанники сплотиться на основе общей цели, деятельности.

    На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива.

    Цель: детей объединить, чтобы не было разрозненных групп.

     Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.

    Цель:  деятельность на пользу другим людям.

    Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

    В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».

    Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский.

    Для воспитания коллектива нужны как торжественно - праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

    Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

    К таким традициям относится коллективное творческое дело.

    Коллективное творческое воспитание – совместная  деятельность учащихся и взрослых, направленная на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД )предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Организация такой деятельности (КТД) проходит несколько этапов:

    1.Предварительная работа.

    Составляется  модель, образ будущего КТД. Осмысливаются воспитательные цели, задачи, проводится беседа с учащимися, руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Учитель отвечает на следующие вопросы:

    -Какова основная идея КТД?

    -В какой форме будет проходить КТД?

    -Кого привлечь к участию?

    -К кому обратиться за помощью?

    -Когда провести стартовую беседу?

    2.Коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

    -Что и для кого будем делать?

    -С кем вместе это будем делать?

    -Кто будет участником?

    -Кто и кому будет помогать?

    3.Коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

    4.Проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

    5.Подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета,  содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное( и его должно быть больше, чем негативного);

     обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела;

     наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

    КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

    Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

     

    Составляя программу развития классного коллектива 1-4-А класса, мною разработаны  классные КТД.

     

    I триместр

    -       Знай правила движения, как таблицу умножения.

    -       Трудовой десант.

    -       Конкурс «Золотая осень»

    -       Защита фантастических проектов.

        «Дары осени»(осенний букет)(2 кл)

    -День осеннего именинника.

     

    -Праздник осени.

    - Весёлые старты.

    -День здоровья.

    -Конкурс «Лучшая тетрадь».

    -Конкурс «Лучший Учебник».

    2 триместр

     

    - Фабрика Деда Мороза.

    - Новогодний праздник.

    - «Подкорми птиц» (изготовление кормушек)

    -- День защитника Отечества.

    - День творчества (по предмету Литер. чтение).

    (Иллюстрации к любимой сказке) (1 кл.)

    (Книга  «Загадки о зиме»)(2 кл)

    -День зимнего именинника.

    - Трудовой десант.

    - Конкурс «Лучшая тетрадь».

    -Конкурс «Лучший Учебник».

    3 триместр

    -Мастерская «Подарок маме».

    -Праздник «8Марта-Женский день». (1кл.)

    -Праздник « Самая  обаятельная и привлекательная».(2кл)

    -Защита фантастических рисунков «Люди и космос».

    -- Неделя детской книги.

    - Операция «Закладка».

    - Конкурс на лучшую открытку.

    -Встреча с ветераном ВОВ.

    -День весеннего именинника.

    -Итог конкурса «Лучшая тетрадь».

    - Итог конкурса «Лучший учебник».

    -Праздник «До свидания, первый класс!». (1кл.)

    -Праздник « Здравствуй, лето красное!».(2кл.)

     

     

    Литература.

     

    Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя /  – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

     

    Кузнецова Э.С. Методика воспитательной работы в школе /  М., «Просвещение», 1967.

     

      В.В.Воронов .Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000.

       Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988.

    Справочник классного руководителя./МЦФЭР ,№2,3,8 2010г. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

    Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

    Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

    В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

    Формирование детского коллектива через занятия кружка «Лепка из солёного теста»

    Лепкой мы занимаемся с 1 класса. Сначала всё проходило как обычный урок, но потом на занятия стали приходить даже мамы и бабушки, и еженедельные занятия стали превращаться  в дружный «семей...

    Формирование детского коллектива через внеурочную деятельность

    Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценн...

    Программа «Формирование классного коллектива через сотрудничество с родителями»

    Программа «Формирование классного коллектива через сотрудничество с родителями»  для учащихся с 1-4 классы составлена на основе программы МАОУ "Средняя школа №8 с углубленн...

    «Формирование сплоченности коллектива через воспитание нравственных качеств учащихся младших классов»

    «Формирование сплоченности коллектива через воспитание нравственных качеств учащихся младших классов»...

    Формирование классного коллектива через различные формы внеклассной и внеурочной работы с детьми.

    Работа малого педагогического коллектива над формированием единого дружного коллектива, в котором будет комфортно ребёнку на уроке и во внеурочное время, где он  сможет раскрыть свои способности...