Формирование детского коллектива через внеурочную деятельность
статья по теме

Чумовских Анна Николаевна

 

Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценностях, о преодолении того, что мешает продвижению вперёд. На первый план выходит проблема отношения человека к человеку как высшей ценности бытия, создания условий для свободного развития каждого человека.

Формировать такое отношение к человеку нужно с детства. Оптимальным возрастным периодом для подготовки к сотрудничеству является первая ступень школы, поскольку именно в этот период ученики легче приобретают умения и навыки. Вот почему система образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов и прав с первых дней обучения в школе. Образовательная работа направлена на обеспечение условий, открывающих школьникам возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

Опираясь в своей педагогической деятельности на основополагающие законодательные акты, концепцию модернизации современного образования, основные догмы президентской инициативы  «Наша новая школа» и новые стандарты начального общего образования в организации воспитательной работы мною были поставлена следующая цель: формирование детского коллектива через внеурочную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_dokument_microsoft_office_word.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Чумовских Анна Николаевна

Отдел управления образованием  Динского района

Фестиваль передового педагогического опыта

Номинация: опыт практической работы учителя

Тема:«Формирование детского коллектива через внеурочную деятельность»

                                                                               Чумовских Анна Николаевна,

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                          БОУ СОШ №1 МО Динской район

                                                                                                 

                                                                                         

станица Динская, 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                                                                стр.3

1.Социокультурные компетенции                                                        стр. 3-5

2.Воспитательная система класса                                                        стр.5-6

3.Стадии формирования коллектива                                                стр.6-8

4. Библиографический список                                                         стр.9

 5. Приложения                                                                             стр.10

        Приложение 1.Диск с презентациями мероприятий. Фотографии  ме-

роприятий.

        Приложение 2.Фотографии родительских собраний.

        Приложение 3. Фотографии поделок, стенгазеты детей.

        Приложение 4.Социометрия 1 класс.

        Приложение 5. Рисунки семьи.

        Приложение 6. Комплексная программа «Праздники, традиции наро-

дов России».

        Приложение 7.Достижения детей.

        Приложение 8. Портфолио ученицы 3 «А» класса Черкасовой Екатерины.

        Приложение 9.Тестирование и результаты  теста «Какой у нас коллектив».

Введение

Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценностях, о преодолении того, что мешает продвижению вперёд. На первый план выходит проблема отношения человека к человеку как высшей ценности бытия, создания условий для свободного развития каждого человека.

Формировать такое отношение к человеку нужно с детства. Оптимальным возрастным периодом для подготовки к сотрудничеству является первая ступень школы, поскольку именно в этот период ученики легче приобретают умения и навыки. Вот почему система образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов и прав с первых дней обучения в школе. Образовательная работа направлена на обеспечение условий, открывающих школьникам возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

Опираясь в своей педагогической деятельности на основополагающие законодательные акты, концепцию модернизации современного образования, основные догмы президентской инициативы  «Наша новая школа» и новые стандарты начального общего образования в организации воспитательной работы мною были поставлена следующая цель: формирование детского коллектива через внеурочную деятельность.

1.Социокультурные компетенции

От того, насколько удачно сложится их общение с миром, будет зависеть очень многое. Возможно, благодаря правильно сформированным навыкам общения учащихся удастся избежать многих стрессовых ситуаций во взрослой жизни. Важной частью современного образования является формирование социально значимых компетенций. Компетенция – это прежде всего успешный опыт деятельности. Чем больше ученики общаются и реализуют себя в различных ситуациях, тем увереннее они себя ощущают в этом мире.

Таким образом, компетентностный подход провозглашается как одно из важных  положений обновления содержания образования, что диктует необходимость определения целей воспитания на основе ключевых социокультурных компетенций учащихся. Если обратиться к стандартам, то стандарт  предполагает, что учреждение  общего образования должно гарантировать использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  1. Гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  2. Представлений о духовно-нравственных ценностях и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  3. Трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  4. Экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  5. Эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасно, потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  6. Организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Анализ нормативных документов о компетентностном подходе в образовании позволяет выделить ключевые социокультурные компетенции учащихся, характеризующие отношения человека с миром.

  1. Познавательная компетенция (ценностное отношение к знаниям).
  2. Общественная компетенция (ценностное отношение к обществу).
  3. Трудовая компетенция (ценностное отношение к  труду).
  4. Экологическая компетенция (ценностное отношение к природе).
  5. Эстетическая компетенция (ценностное отношение к прекрасному).
  6. Личностная компетенция (ценностное отношение к себе).

На основе ключевых социокультурных компетенций учащихся я сформулировала цели воспитания.

Социокультурная компетенция

Познавательная

Общественная

Трудовая

Экологическая

Эстетическая

Личностная

Цель воспитания

Развитие любознательности

Развитие уважения к школе и семье

Развитие трудолюбия

Развитие бережного отношения к природе

Развитие чувства прекрасного

Развитие отношении «Я – человек».

В ходе образовательного процесса педагогу важно не просто передать знания учащимся, но выработать у них умение продуктивно общаться со сверстниками, взрослыми, уверенно чувствовать себя в информационном поле. Особую значимость приобретает проблема становления детской самостоятельности, инициативности и ответственности. Учебная самостоятельность существенно зависит от опыта учебного содружества, приобретаемого в начальной школе. Задача педагога – создать необходимые условия для плодотворной совместной работы учителя с учеником, взаимодействия школьников со сверстниками. При этом нужно учитывать, что каждый ребёнок индивидуален, в семье ученики получают разное воспитание. Правильно организованное сотрудничество является залогом успешной профессиональной деятельности и условием сохранения культуры общения в детском коллективе.

Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции ребёнка как ученика, а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки общения и осуществляется в различных видах деятельности.

В своей работе я использую  различные формы организации воспитательного процесса.

Практические формы.

Классный час, поход, экскурсия, олимпиада, марафон, постановка спектакля, праздник, концерт, поисково-исследовательская работа, день именинника, коллективное полезное дело.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Сценарии, фотографии, диск с презентациями)

Словесные формы.

Собрание с родителями, родительский лекторий,  встреча, беседа, разговор по душам, час общения, викторина, сочинение стихов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2(Фото)

Наглядные формы.

Выпуск стенгазет, выставка рисунков, поделок, фотобюллетеня.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (фото поделок, газеты)

2. Воспитательная система класса

Классный руководитель должен быть человеком творческим. Как  всякий исследователь он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитывающую деятельность увлекательной и захватывающей.

Структурно деятельность классного руководителя состоит из:

  1. Взаимодействия с учениками
  2. Взаимодействия с родителями
  3. Взаимодействия со  специалистами, коллегами, администрацией

Все эти сферы взаимосвязаны и рассматриваются  в комплексе. Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи он ставит и решает с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого ученика.

Чтобы процесс воспитания младшего школьника проходил успешно, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, в которой ему будет комфортно и уютно, как в семье. Ребёнок должен чувствовать поддержку, понимать, что к нему прислушиваются, что он интересен окружающим его детям и взрослым. В настоящее время не существует общепринятого понятия «воспитательная система класса». Распространённая ошибка педагогов – практиков состоит в том, что воспитательная система рассматривается как набор мероприятий. Я считаю, что воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Она представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию каждой личности и коллектива в целом.

1этап ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

На этом этапе мне необходимо:

-выявление уровня воспитанности

-выявление детей требующих индивидуального подхода

-изучение интересов и увлечений, их взаимодействие со сверстниками и родителями

-изучение интересов, запросов, ценностей родителей, взаимоотношения в семье

-определение целей, задач и направлений воспитательной системы.

 Образ воспитательного пространства создаётся на основе психологических наблюдений, анкетирования, тестирования по следующим направлениям:

  1. Взаимодействия (анкеты по выявлению коммуникативных способностей младших школьников, анкеты по выявлению трудностей в общении детей, социометрия, «Фотография класса»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (Социометрия 1 кл.)

  1. Семья (тесты «Когда все дома», рисунок семьи)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5(рисунки семьи)

  1. Самостоятельность (из наблюдений)
  2. Интересы (игра-путешествие «Винтик и Шпунтик»)
  3. Творческие способности (анкета по выявлению творческих способностей младших школьников)

2 этап ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Приоритетной в моей  воспитательной системе является проектная деятельность, которая способствует комплексному взаимодействию таких направлений, как семейное и духовно- нравственное, спортивно-оздоровительное, нравственно-патриотическое, трудовое, экологическое, эстетическое и этическое. В рамках работы над одним проектом решаются задачи разных направлений. В процессе проектной деятельности формируются творческие группы – команды: дети – родители - педагог. Все участники команды не только инициируют  добрые и полезные  дела, но и становятся партнёрами, помощниками, консультантами, экспертами. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построении воспитательной системы. Каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может выбрать и выполнять  какую-либо деятельность полезную для него, школы, класса. В нашем классе все ученики имеют поручения. Нашими группами были разработаны проекты «Каким я вижу школьный двор», «По страницам семейного альбома», «Что такое толерантность», «Земля - наш общий дом». В своей работе я использую авторскую комплексную программу «Праздники, традиции народов России».

ПРИЛОЖЕНИЕ 6   (программа «Праздники, традиции народов России».)

3 этап ИТОГИ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ

В конце учебного года, подводя итоги своей деятельности, я учитываю разные позиции, а именно:

  1. Повышение уровня воспитанности.
  2. Повышение уровня самостоятельности (дети выступают с предложениями о дальнейшей работе над проектами, серьёзнее относятся к поручениям, совместно решают проблемы, охотнее оказывают помощь друг другу и взрослым).
  3. Повышение уровня познавательной и творческой активности (возникло количество участников олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру, конкурсов). ПРИЛОЖЕНИЕ 7(достижения  детей)
  4. Сформированность ключевых компетенций (расширяются представления об окружающем мире, дети овладевают определённым набором навыков, необходимых для жизни в современном обществе).

ПИЛОЖЕНИЕ 8 (Портфолио учащейся 3 «А» класса Черкасовой Екатерины)

3. Стадии формирования коллектива

Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

А.С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

- общественно ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

организация органов самоуправления;

- направленность деятельности на общую пользу.

 Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Существует  ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

Цель: в коллективе должен  выделиться и заработать актив, воспитанники сплотиться на основе общей цели, деятельности.

Мой класс сформировался 1 сентября 2010 года. Чтобы лучше узнать детей и родителей я изучила личные дела, побывала в семьях ребят, а к концу сентября провела тест «Социометрия». Где чётко выделился лидер Веркин Саша, он и стал командиром класса. Все ребята были разделены на группы, а они самостоятельно выбрали командира. Затем были предложены различные поручения, которые ребята выбирали по своему желанию. Так был сформирован актив класса. Ежемесячно мною проводилась учеба актива класса, на первых порах приходилось много подсказывать и направлять работу в нужное русло. Но всегда рядом были родители. Мы ходили в поход, провели «Праздник осени», посетили школьный музей, участвовали в уборке школьного двора, класса. Съездили на экскурсию в сафари-парк. К каждому мероприятию группы получали задания, которые мы вместе с активом составляли. На классных часах обсуждали интересные темы: «Моя мала родина», «Какие правила есть в школе и почему их необходимо соблюдать», делали газеты к праздникам и сами оценивали. В течении всего учебного года между группами присутствовал дух соревнования, а в конце года были подведены итоги работы на большом  мероприятии вместе с родителями «Вот мы школьниками стали». Таким образом, первая стадия формирования коллектива согласно поставленной цели была достигнута.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива.

Цель: детей объединить, в рамках группы в единый коллектив.

На второй стадии усиливается влияние коллектива. Конфликты на этой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных  ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен разрешать возникающие в нём конфликты самостоятельно.

Эта стадия в моём классе совпала со вторым годом обучения. Дети самостоятельно путём открытого голосования выбрали лидера класс Черкасову Катю, сами выбрали командиров групп, распределили поручения. Москаленко Рома оказался командиром группы, которая на соревновании «Лучшее портфолио»  была не готова к представлению. Ребята переизбрали Романа и выступили достойно, заняв в классе 2 место среди групп. Проведенный анализ воспитательной работы на втором этапе показал, что концу учебного года ребята работают как в микрогруппах, так и представляют собой единый дружный коллектив.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.

Цель:  деятельность на пользу другим людям.

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

Я думаю, что сейчас в моём классе наступил как раз этот период. По итогам тестирования «Какой у нас коллектив?» ребята большинством голосов определили, что коллектив достиг высокого уровня сформированности. ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Это можно видеть и по самостоятельной деятельности детей: экологический десант «Чистый двор», посадка берёзки на аллее школы, совместное с родителями проведение праздника «Мама милая моя», где большую часть номеров художественной самодеятельности дети сделали сами, выпуск газет к Дню учителя, Дню матери, дежурство в классе и многое другое. Дети уже прекрасно могут аргументировать свои действия. Родители и дети активные участники школьных ярмарок. В этом деле снова соревнуются группы. Каждый родитель смог увидеть и оценить работу своего ребёнка в группе, плюсы и минусы. Детям и родителям мероприятие очень понравилось. Поступило предложение от обеих сторон продолжать такие мероприятия. В такой форме деятельности видно, насколько у детей развито чувство товарищества, дружбы, чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив.

        Вывод.

Таким образом, представленная мною гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества. Большую роль в формировании детского коллектива играет внеурочная деятельность, которой уделяется важная роль в Федеральных Государственных Образовательных стандартах. Детский коллектив моего класса впервые в моей педагогической деятельности проходил стадию формирования в условиях внедрения новых стандартов. И необходимо отметить, что стадии формирования коллектива были пройдены быстрее и диагностировалась высокая степень адаптации детей к коллективной деятельности. Конечно, говорить об отсутствии проблем еще рано, но совместно развивающаяся деятельность детей и взрослых, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга в конечном итоге положительно решает все поставленные воспитательные задачи по формированию детского коллектива.

4.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.БасоваЕ.Д. Воспитательная работа классного руководителя. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 8/ 2009.

2.Воронов В.В. .Технология воспитания -  М., «Школьная пресса», 2000.

3.Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -М.: Просвещение, 2010.

4.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя /  – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

5.Нечаева М. О моделировании системы целей воспитания в классном коллективе. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 4/ 2009

6.Справочник классного руководителя./МЦФЭР ,№2,3,8 2010.

7.Тыртышская М.А.50 идей для классного руководителя: Практическая копилка педагога.-Ростов н\Д,2007.

8.Фобель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1,2. –М., 1998.

9.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. -М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через творческие дела.

Формирование детского коллектива  через творческие дела....

Формирование детского коллектива через занятия кружка «Лепка из солёного теста»

Лепкой мы занимаемся с 1 класса. Сначала всё проходило как обычный урок, но потом на занятия стали приходить даже мамы и бабушки, и еженедельные занятия стали превращаться  в дружный «семей...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32         Каждый человек, а творе...

формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност

Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...

Картотека игр на сплочение детского коллектива во внеурочной деятельности

В картотеке помещены игры, которые можно сипользовать во внеурочной деятельности, в группах продленного дня....

Формирование детского коллектива через игровую деятельность

Изо дня в день, общаясь с детьми, зачастую замечаешь, что многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации.Положение может исправить ...

Презентация по теме "Формирование детского коллектива через совместную деятельность»

Природа формирования коллектива и коллективных отношений достаточно сложна.Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной д...