О героях былых времен
классный час (1 класс) на тему
Классный час о героях-земляках села Мещерино, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_geroyah_bylyh_vremen.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект классного часа для учащихся начальной школы
« О героях былых времен…»
(беседа-обсуждение)
Учителя Мещеринской средней школы №1 Нестеренко Е.Л.
- Цель: Нравственное просвещение детей рассказами о героях-земляках Великой Отечественной войны с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок исторических событий нашей Родины.
Задачи:
- 1.Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с подвигом наших героев – земляков.
- 2.Воспитывать чувство патриотизма.
- 3. Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих. Развивать умение учащихся вести дискуссию. Формировать умения аргументировать свою точку зрения.
- 4. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.
Предварительная подготовка
- Определение темы и формы нравственного классного часа, определение его целей и задач.
- Сбор материала о героях – земляках. Подбор фотографий, интересных фактов о жизни людей во время войны. Беседа с жительницей с. Мещерино Агуреевой В.А.о подвиге ее отца.
- Согласование темы классного часа, его целей и задач с заместителем директора по внеклассной работе Горян Т.Б.
- Изготовление рисунка Маленького Принца и его планеты, портрета А.Экзюпери.
- Встреча с участником группы «Поиск» Карандашовым Л.В., обсуждение и составление видео – ролика о работе поисковиков – следопытов.
- Подбор вместе с библиотекарем Аскилашвили О.В. книг о войне для детей младшего школьного возраста.
- Подготовка фонограммы песни Е.Камбуровой «Маленький Принц» вместе с руководителем детского общественного объединения «Надежда» Аганиной М.В.
- Оформление класса совместно с родителями учащихся.
Ход классного часа
Звучит сказочная музыка. На доске рисунок Маленького Принца и его планеты. Вращается блестящий шар, выключается свет, на потолке «звезды».
- Вступительное слово учителя.
Учащимся предлагается послушать выдержки из книги А. Экзюпери «Маленький Принц».
«Жил да был Маленький Принц. Он жил на крошечной планете, которая была чуть больше его самого, и ему очень не хватало друга». Маленький Принц покинул свой дом и отправился странствовать. На планете Земля он встретил человека – писателя Антуана де Сент Экзюпери с которым очень подружился. Экзюпери рассказывал волшебному герою о людях нашей планеты, а Маленький Принц о своей родине, о любимом цветке, который рос на его земле. (На доске рисунок)
Но писатель пропал….(Появляется на доске портрет А.Экзюпери)
« Вы не видели моего друга?» - спрашивал у всех Маленький Принц.
- Как объяснить ему, что его друг погиб? Была война. Экзюпери был военным летчиком. Однажды он отправился в полет и не вернулся.
- Ребята, мы должны объяснить Маленькому Принцу, что такое война? Ответы детей.
- Кому она нужна, раз это так страшно? Ответы детей.
На земле много воевали, войны выгодны правителям, они получают деньги, новые территории, честолюбцам - они получают новые ордена.
- Постановка цели.
Сегодня я хочу поговорить с вами о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа в те тяжелые годы. Вы у меня умные и серьезные первоклассники, небезразличные к истории своей Родины. Вместе мы попробуем ответить на вопрос – почему нельзя забывать горькие уроки войны.
- Беседа.
В XX веке явился один вояка, фортуна подарила ему власть. Он решил, что весь мир должен принадлежать ему.
- Как его звали? ( Адольф Гитлер)
Гитлер вырастил целую породу людей – варваров, способных истреблять, и начал войну.
- В каком году началась война? ( В 1939 году. Родина писателя Антуана де Сент Экзюпери Франция героически сопротивлялась, но сдалась гитлеровцам за 42 дня. Фашистам удалось завоевать страны Западной Европы.)
-Когда Гитлеровцы напали на нашу Родину? (1941 – 1945г.)
- Какие цели были у Гитлера? (рабство всех народов)
Наш народ сильно пострадал от беспощадных фашистов.
- Что значит «беспощадных» фашистов? Ответы детей.
Война была… Она вошла в каждый дом, в каждую семью. Эти пожелтевшие страницы тому подтверждение.
Это справка о ранении моего дедушки- РУСИНА ИВАНА СТЕПАНОВИЧА. Из родного села Мещерино он ушел защищать Родину. Был ранен и попал в концлагерь.
-Кто знает, что такое концлагерь? ( Фашисты создавали их для военнопленных, женщин, детей. Людей заставляли работать с утра до вечера. Многие не выдерживали и погибали.)
Моему дедушке удалось бежать, он смог вернуться к своим, а после победы возвратиться домой. Он не любил говорить о войне, рассказал дедушка о ней лишь перед смертью, будучи тяжелобольным. Рассказал о том, что жгло болью его сердце 40 с лишним лет.
Я горжусь своим дедушкой, память о нем навсегда в моем сердце! Двоюродный брат дедушки – НИКИТА ИВАНОВИЧ РУСИН получил за боевые заслуги высокое звание Героя Советского Союза.
Война – это разрушенные города и поселки, сожженные деревни.
Война – это тонны бомб и снарядов, падающие на мирных людей.
Из 100 человек, ушедших на фронт, 97 не вернулось.
На защиту Родины встали и взрослые и дети.
- Чем дети могли помочь приблизить победу? ( Дети работали на полях, заводах. Собирали металлолом, отсылали на фронт посылки с теплыми вещами. Воевали на фронте. Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, выступали перед солдатами с концертами.)
Только зная, что такое война, мы вместе сможем уничтожить в людских сердцах злобу и ненависть, равнодушие и тщеславие.
IV. Рассказ учителя « Наши земляки в борьбе за победу».
В соседнем селе Мещерино есть церковь. ( Фото ) В годы войны там располагался госпиталь для тяжелораненых в голову бойцов. Ранения были тяжелые, многие умирали.
Их хоронили на сельском кладбище. У многих не было документов, на их могиле стоит обелиск с надписью «Неизвестный солдат».
Много наших земляков ушло на фронт, многие не вернулись.
В центре села Мещерино стоит памятник героям. Показ фото.
Позолоченными буквами на нем высечены имена жителей Мещерино, погибших на войне. В любое время года у подножия памятника цветы как символ людской благодарности героям – землякам.
Напротив памятника - дом семьи Брагиных.
В 1941 году ушли защищать Родину сыновья Брагиной Прасковьи Ивановны. Семья жила небогато, маленький дом с соломенной крышей. Все богатство семьи - дети. Из четверых сыновей Прасковьи Ивановны, ушедших на фронт, двое – МИХАИЛ И ПЕТР БРАГИНЫ погибли в бою. Михаил был летчиком, а двадцатилетний Петр – танкистом. Их имена есть в книге Памяти Ступинского района Московской области. ( показ книги)
Всю жизнь проработала в школе села Мещерино учительница Агуреева Анна Алексеевна, всю жизнь посвятила она детям. В 1941 году проводила на войну своего мужа – капитана балтийской авиации АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА АГУРЕЕВА (фото) В бою 1942 года он погиб смертью храбрых. Его фотографию мне дала его дочь Валентина Александровна, проживающая в селе Мещерино. В начале войны ей было всего 2 годика. Бережно хранит она воспоминания о своем отце – герое. Семейная реликвия – письмо с фронта командира авиационного полка, в котором служил ее отец.
« Две с половиной сотни боевых полетов за время войны сделали гвардейца - истребителя АГУРЕЕВА неустрашимым снайпером, 10 сбитых самолетов противника. Вот боевой счет дважды орденоносца АГУРЕЕВА. Вечная память Герою, бесстрашному защитнику нашей Родины. Мы клянемся отомстить проклятому врагу за безвременно оборванную жизнь Саши. Помните, что Родина никогда не забудет героических подвигов мужа и отца вашей дочери Вали».
V. Рассказы детей о родных, воевавших против фашистов.
Война коснулась каждой семьи.
- Ребята, кто может рассказать о родственниках, воевавших против фашистских захватчиков?
Рассказы ребят.
У многих родственники не воевали, а были в эвакуации, работали на трудовом фронте.
- Ребята, что вы можете сказать о людях, победивших в войне? Ответы детей.
У них в характере железо, железо разящее. Нужно обладать огромной силой воли, нравственной силой, чтобы провостоять врагу.
VI. Минута молчания.
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Учитель просит детей встать.
У нашего народа есть добрая традиция – чтить память героев минутой молчания.
. Скажем мысленно «Спасибо» всем героям войны. Почтим память погибших.
VII. Видео-ролик группы «Поиск».
Война не закончилась, пока не похоронен последний солдат. Тяжелые бои были на территории нашей Родины, до сих пор находят на месте боев останки воинов. Людей, занимающихся таким нужным для всех делом, называют следопытами. У нас в классе есть ученик, папа которого – поисковик, и в наше мирное время занимается поиском погибших во время второй мировой войны.
Рассказ мальчика.
Видеоролик группы «Поиск».
Спасибо Леониду Викторовичу Карандашову и его команде за их нужный и благородный труд!
- Какие краски вы взяли, чтобы нарисовать войну? (черные и красные)
- Почему? ( Война- это смерть, страх, голод, разруха….)
VIII. Учитель дарит детям «звездочки».
Выдержка из книги Экзюпери.
« Я понял, что такое война, - воскликнул Маленький Принц. Война – это смерть, но я не хочу умирать».
Но его друг писатель Антуан де Сент Экзюпери тоже не хотел умирать.
- Ребята, почему же он отправился в полет? Ответы детей.
Он любил свою землю, которую топтали сапоги солдат фюрера. Он хотел, чтобы смеялись мальчишки и девчонки как вы, смеялись 500 миллионов бубенцов, поэтому он отправился в полет, из которого не вернулся. И кто знает, может в своем полете в вечность Антуан де Сент Экзюпери и встретится со своим другом – Маленьким Принцем!
Звучит сказочная музыка. Вращается блестящий шар, выключается свет, на потолке «звезды».
« Я помогу людям, - сказал Маленький Принц. Я дарю вам звезды – 500 миллионов смеющихся бубенцов! Я хочу, чтобы был мир!»
Учитель раздает детям звездочки из фольги. Дети встают, держа в руках «звездочки».
Они кружатся под музыку. Звездочка – это символ Победы.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, прошло уже 62 года со дня Победы 1945 года, а люди снова и снова вспоминают те годы, почему? ( Нельзя забывать горькие уроки войны, чтобы беда не повторилась вновь.)
Есть события, над которыми не властно время, они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием является война 1941 – 1945 года.
Не дай им бог вернуться этим дням
Без капли солнца и без крохи хлеба
Когда над нами горестное небо
Дождем рыдало с кровью пополам.
- Что вам больше запомнилось из нашего разговора?
- О чем бы вы больше хотели узнать из наших следующих бесед о войне?
Я думаю, что из ребят нашего класса кто-то тоже захочет стать поисковиком, вы видели какая это нужная и благородная работа. Занимаются этим только люди любящие свой народ, свою Родину!
- Наш разговор о Великой Отечественной войне обязательно будет продолжен. Читайте книги о войне, смотрите фильмы, слушайте песни. В нашей библиотеке есть много книг о войне. Человек должен знать историю своей страны, имена своих героев.
Спасибо вам, что, не смотря на свой возраст, вы смогли объяснить, что такое война, почему нельзя забывать ее горьких уроков.
Я уверена, что наш разговор сделает вас умнее, добрее, отзывчивее. Спасибо.
Самоанализ классного часа для учащихся начальной школы на духовно – нравственную тему.
« О героях былых времен….»
- 1. Актуальность выбранной темы.
Исходя из предварительной диагностики нравственного развития учащихся, учителем выбрана данная тема. Класс на уроках чтения обсуждал сложную тему войны, анализировал проблему добра и зла. Ребятам интересно узнать о исторических фактах времен Великой Отечественной войны. Считаю, что в средствах информации мало материала о войне 1941 – 1945 г., особенно для детей младшего школьного возраста.(возрастной принцип педагогики).
- 2. Характеристика класса.
3. Свой классный час я построила на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. ( История моего дедушки, рассказы о героях – земляках Ступинской земли). Зная и учитывая особенности сензитивного младшего школьного возраста, считаю, что доброжелательная атмосфера, без назидания и устрашения способствует лучшему усваиванию материала ребятами.(возрастной принцип педагогики).
- 4. « О героях былых времен…» - классный час, на котором дети вместе с учителем искали ответ на вопрос – «Почему люди в XXI веке не должны забывать горьких уроков войны». Ответ на этот вопрос должен стать стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.
- 5.Цель, задачи классного часа достигнуты.
- 6. 3 САМО – саморазвитие, самоорганизация, самовоспитание является содержанием воспитательной деятельности.
- 7.Тщательное продумывание педагогом всех этапов классного часа, высказать свое мнение должен каждый ребенок. ( принцип природосообразности)
- 8.Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки. Поэтому на нашем занятии отец Карандашова Ильи представил материалы группы «Поиск».
- 9.Учитель подчеркивал, что дети готовы для серьезного разговора. Отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.( эгоцентрированный принцип).
- 10. Педалирование рефлексии как итога классного часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией "От героев былых времен" ко Дню знаний в 1 классе
Аннотация Урок «От героев былых времён» подготовлен ко Дню знаний 2012 года и посвящён 200-летию Отечественной войны 1812 года.Материал подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1380...
Классный час "От героев былых времен...Отечественная война 1812 года"
Материал для учащихся 2-3 классов с кратким описанием основных событий войны 1812 года....
"От героев былых времен..." Презентация для классного часа
Презентация для классного часа, посвященного войне 1812 года....
" О героях былых времен..."
Классный час, посвященный Великому народному празднику 9 Мая....
Урок по окружающему миру "Война 1812г.-От героев былых времен."
Война 1812г.-От героев былых времен....
«От героев былых времен…».
Презентация посвящена героям Отечественной войны 1812 года. В ней рассказывается о самой войне, Кутузове, Наполеоне, героях-крестьянах и многое другое. Предназначена для учеников начальной школы....
Музейный урок "О героях былых времен"
Война – это горе. Война – это разрушенные города и поселки, сожженные деревни. Война – это тонны бомб и снарядов, падающие на мирных людей. Из 100 человек, ушедших на фронт, 97 не вернулось. Много наш...