классный час " Пословица- всем делам помощница"
классный час (4 класс) на тему

Красавина  Светлана Николаевна

Разработка классного часа "Пословица- всем делам помощница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas._poslovitsa.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить кругозор уч-ся, об устном народном творчестве (пословице) воспитывать любознательность, развивать внимательность.

Оборудование: плакаты с пословицами, карточки с играми и заданиями.

                      Ход занятия

1.Орг. момент.

-Дорогие ребята, я вас приветствую. Прошу садиться. Сегодня мы отправимся в удивительный мир устного народного творчества. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.

Наш сегодняшний классный час посвящает именно пословицам.

Пословица-это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то научение. Пословица советует, научает наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, от того их речь становится ярко, образной. Давайте вместе прочтем пословицы написанные на доске.

«Крана речь пословицей»

«Без пословицы не проживешь»

«Пословица не даром молвится»

-Открываем первую страницу нашего журнала.

             «Чтение-лучшее учение»

-Ребята, а какие вы знаете пословицы о чтении, грамоте, учении?
«Книга для ума что теплый дождик для всходов.»
«Книга поможет в труде, выручит в беде.»
«Кто много читает, тот много знает.»
«Прочел новую книгу, встретился с другом.»
«Хорошая книга, лучший друг.»

Кітап – алтын қазына. (Книга – кладовая золота.)

Күш – білімде, білім – кітапта. (Сила – в знании, знания – в книгах. )

Кітап-ғылым – тілсіз мұғалім. (Ученая книга – учитель без языка)

-Книги рассказывает нам о многом. О нашей Родине и ее природе, о ее интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научится ими лучше управлять, сельский труженик- о том, как успешно собрать хороший урожай, врач- о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель- о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше пронять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того мы должны бережно относится книге.

    Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

  Болезни книги нет вещи на свете!

  Пусть книги друзьями заходят в дома

  Читатель всю жизнь набирайтесь ума.

  -Ребята, к нам в гости пришла лисичка.

  Смотрите, она принесла письмо, давайте посмотрим, что в нем написано?

 -А в нем написаны вопросы. Вы мне поможете на них ответить?

1.Что означает слово «библиотека»?

 ( Слово библиотека произошло от греч. « библио » книга. « тека» хранилище. Дословный перевод книгохранилище, т.е. помещение для хранения книг.)

2.Для чего нужен читательский формуляр?

 ( Формуляр- это специальная карточка, куда библиотекарь записывает название книге, ее автора,  дату выдачи и  дату возврата книги. Вы ставите подпись  о том, что  книгу, действительно  получили. Формуляры нужны для того, чтобы книги из библиотеки не потерялись.)

Надеюсь вы ,детки любящие книги, не раз бывали в библиотеке, и уже знакомы с читательским формулярами?

3.На чём была написана первая книга?

(В Китае первые книги писали на глиняных дощечках. Древние египтяне использовали папирус- очень тонкий древесный материал. Папирус сворачивали в трубочки. В Древней Руси сообщение писали  на бересте- тонкой берёзовой коре ( берестяные грамоты) Ещё книги писали на хорошо обработанной шкуре животных. Шкуру натягивали на дощечки. Отсюда пошло выражение « Прочитать книгу от корки до корки ( от дощечки до дощечки).

Ученики
Хорошая  книга- мой  спутник, мой  друг,
С  тобой  интересным  бывает  досуг,
Мы  время  отлично  проводим  вдвоём
И наш  разговор  потихоньку  ведём.
Я  слышу  тебя, я  иду  за  тобой,
Я к  морю  спускаюсь и  вижу  прибой.

Ты  мне говоришь  про  дела  смельчаков,
про злобных  врагов и  смешных  чудаков
Про  тайны  земли  и движенье  планет…
С  тобой  ничего  невозможного  нет,
ты  учишь  правдивым  и  доблестным  быть,
Природу, людей  понимать и  любить.
Тобой  дорожу я,  тебя  берегу,
Без  книги  хорошей  я  жить не  могу!

Книга  нам про всё  расскажет:
Почему  садится  солнце,
Где  прибой о  берег  бьётся,
Где тепло, а  где  мороз
листья все  смахнул с  берёз.
 Если  книгу  прочитаешь,
Знаний  множество  получишь,
Лучше  Родину  узнаешь
И сильней её  полюбишь.

Игра «Ромашка».

На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких - авторы. Нужно правильно совместить лепестки.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием нашей гостьи и теперь мы можем открывать вторую страницу нашего журнала, а называется она…..

Дерево сильно корнями , а  человек - трудом

Вы, наверное, уже догадались это тема этой страницы- труд.  А какие вы знаете пословицы о труде?

Без  труда  ничего не даётся

« Упустив минуту -потеряешь час»

« Землю красит солнце, а человека – труд.»

« Человек живёт век, а доброе дело – два.»

« Деревья смотри в плодах, а человека в делах.»

 Егінді жабайы шөп аздырар,
Ерді еріншектік аздырар.        ( Пашню сорняк портит, джигита – лень. )

Есесі қайтқан еңбек — игі.        (Лишь тот труд на благо идет, который пользу принесет)
Еңбек еткеннің аузы қимылдар.  (Лишь тот, кто работает — пищу жует)

Ученики
 Стол за которым ты сидишь,

Кровать в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А  теперь я  предлагаю  вам  загадки о профессиях

Мы землю глубоко копаем,

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли.  (шахтёр)

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем. (строитель)

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.     (Учитель)

С огнем бороться мы должны —

Мы смелые работники, с водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? - ...

(пожарники )

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять. ( врач)

Встаем мы очень рано.

Ведь наша забота —

Всех отвозить по утрам на работу. (водитель  автобуса)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?   ( повар)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской;

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.   (маляр)                                            

-А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд- это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

Ученики:

Не трудно  ребята  нам  песенку  спеть,
нетрудно, а  всё-таки  надо  уметь.
За  что ни  возьмись, нужно мастером  стать
И дело  любое  уметь  выполнять!

Сломалась  игрушка-  умей  починить,
А  новую сам  научись  смастерить.
Не  даром  ребятам  смекалка  дана,
Во  всём  и  везде  помогает  она.

Умей, если  нужно, заштопать  носок,
Без  помощи  свой  приготовить  урок,
Быть первым  в  ученье, быть  первым в  труде,
У нас  белоручек  не любят нигде.

        
Конкурс  «  Мастер  «Золотые  руки».

Пословица  гласит,  что  золотые  руки  у того, кто  обучился  хорошо.  А  сейчас  мы  проверим  у  кого  из  вас  золотые  руки.

Задание 1.  Слепить  из  брусочка  пластилина всё,  что  хочется.

Задание  2.  Пришить  пуговицу.
Задание  3. Вырезать  по  контуру  рисунок, нарисованный  на  листе  бумаги.
Задание  4. Сделать  бумажный  самолётик  и  запустить его в  зал.

Ну а  теперь   следующая  страница :   Птица  сильна  крыльями, а  человек  дружбой

                      «Друга ищи, а найдешь – береги.»

                     «Человек без друга – это земля без воды.»

                    «Человек без друзей – что дерево без корней.»
                  Старый  друг  лучше  новых  двух

Сыйласу екі кісіге бірдей.        (Дружба крепка взаимностью.)

Татулық — табылмас бақыт.        (Дружба — богатство бесценное.)

Достық жоқ жерде табыс жоқ.  (Где нет дружбы, там нет успеха. )
Досы жоқ адам – Тұзы жоқ тағам.        ( Жить без друзей, что есть пищу без соли.)

Ученики

Кто в дружбу  верит  горячо,
Кто рядом  чувствует  плечо,  
Тот никогда  не  упадёт,
В  любой  беде  не  пропадёт,
А если и споткнётся  вдруг,
то  встать  ему  поможет  друг!
Всегда  в беде  надёжный  друг
Ему  протянет  руку!

Если  есть друзья  на  свете,-
Всё  прекрасно, всё  цветёт.
Даже  самый  сильный  ветер,
даже  буря  не  согнёт.
Мы и в  дождь , и в снег, и  в  стужу  
Будем  весело  шагать.
При  любой  погоде дружим –
дружбы  этой не  порвать,

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Будь  весел, чтоб  радостней  стало
Тому, с кем  подружишься  ты,
Чтоб  каждому  в  жизни  хватало
Прекрасной  людской  доброты.
Услышишь  ты  песенку  чью-то, и  станет  светлее  кругом:
Волшебное  самое  чудо
Мы  дружбой  недаром  зовём.

Игра  «  Кто с кем  дружит»
1 Собрались  однажды 4 музыканта и подружились. Вместе концерты  давали, вместе  разбойников  прогнали, вместе  жили – гне  тужили.  Назови  этих  друзей  музыкантов.
(Бременские  музыканты: кот, пёс, осёл, петух)

2.Григорий  Остер  написал  немало рассказов  о  попугае, удаве, мартышке и их дружной  жизни в Африке. Кто был четвёртым в  компании друзей?( Слонёнок)

3.Какая  девочка  выручила  из  ледового  плена  своего  друга Кая? ( Герда)

4.У  девочки  с голубыми  волосами  было  много  друзей, но  один  был  всегда  рядом.  Кто  это?
(Пудель  Артемон)

5. Кто первым из животных  показал  пример обитателям джунглей в том, что с  человеческим  детёнышем  нужно  дружить? ( Волк  Акела)

6.Назови  друзей  Вини- Пуха.

Открываем  четвёртую  страницу         Счастье не ищут, а делают.

    «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.»
«Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь там и опустишь.»
«У кого счастье поведется, у того и петух понесется.»

Өзін өзі білген  ер бакытты,  өзін өзі билеген   ел  бакытты. -

Счастлив джигит, себе цену знающий, счастлив народ, сам собой правящий

Ключи счастья – в труде.  Бакыт кілті – еvбекте

    Некоторые люди говорят, что счастье это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье не купишь за деньги. Ошибаются и те, кто считают, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Откроем  последнюю  страницу   Одна у человека  мать,  одна унего и  Родина

Отанды сүю – от басынан басталады         Любовь к Родине у семейного очага зарождается.
Отан оттан да ыстық.                                    Родины тепло – огня жарче.
Ел іші – алтын бесік                                       Родная земля – золотая колыбель.

Отан – елдің анасы,    ел – ердің анасы                           Родина – мать народу, народ – мать джигиту.
Туған жердей жер болмас, туған елдей ел болмас
Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине
.

Родина – мать, умей за нее постоять  
 «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалости.»
«Своя земля и в горсти мила.»
«Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке.»
«Жить – Родине служить.»

Для нас  сады  весною  зацветают,
И нашим нивам  не  видать  конца,
И шумным говором наш  слух  ласкают
Кудрявые  зелёные  леса.
В колодцах  наших, реках  и озёрах
Прозрачна  и  живительна  вода.
По  сочным  травам  в луговых  просторах
Пасутся  наши  тучные стада.
Поля  бескрайние, как  море,
И горы  в шапках  снеговых,
Разливы  рек  в  степном  просторе,
Листва  берёзок  молодых…
Здесь  людям  радостно  живётся,
Здесь  славен мирный          труд  людей.
Всё  это  родиной  зовётся:
Великой  Родиной  моей.

        Викторина пословиц.

-Я буду читать пословицы, начало пословицы ,а вы должны ее продолжить.

1.Кто много читает…(тот много знает)

2Без  труда не  вытащишь и..(рыбку  из пруда)
3.Труд человека кормит, а лень…          (    портит)
4.Мир освещается солнцем…(а человек знанием)
5.Поспешишь….(людей насмешишь)

6. Кончил дело…(гуляй смело).

7.Не красна шуба углами…(красна пирогами)
8.Скучен день до вечера, коли делать…    нечего.

9.Маленькое дело лучше большого…        безделья.

    Игра: По двум словам отгадай всю пословицу.

- Сейчас я буду читать вам пары слов, а вы должны назвать мне всю пословицу:

Например: коса – камень (пошла коса на камень)

1.Лес – дрова (Чем дальше в лес – тем больше дров)

2.Шило – мешок ( Шило в мешке не ужалит)

3.Язык – дело (Не спеши языком, а спеши делом)

4.Дело – мастер (Дело мастера боится)

5.Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

6.Ученые – тьма (Ученые света, а не ученые тьма)

- Вам понравилось играть. Я знаю еще одну игру, называется она «Семь и один».

- Назовите пословицы, в которых употребляются число «7» и «1».

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один отрежь».

«Семь бед, один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

Конкурс  «Вставь частицу «не» в пословицы!»

Дружба крепка…лестью, а правдой и честью.

Семеро одного… ждут.

Близок локоток, да…укусишь.

Из чёрного пса… сделаешь белой собаки.

… имей сто рублей, а имей сто друзей.

…узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Сценка «Кончил дело - гуляй смело»

Действующие лица: Мальчик-ученик. Солнышко. Птичка. Вишенка.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться?   Не пора ли порезвиться?
Мальчик.    Нет, ясное солнышко, нет.  Теперь мне гулянье не впрок.   Дай прежде окончу урок.    Птичка.      Не довольно ли учиться?    Не пора ли порезвиться?
Мальчик.    Нет, милая пташечка, нет.     Теперь мне гулянье не впрок.   Дай прежде окончу урок!

Вишенка.    Не довольно ли учиться?  Не пора ли порезвиться?
    Мальчик.    Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок.       Дай прежде окончу урок!

 Наконец, уроки сделаны, мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит:
«Ну-ка, кто меня манил?»

 Все. «Кончил дело - гуляй смело!»

    Итог занятия:

Ребята, вот мы и закрыли последнюю страницу нашего устного журнала. На надеюсь , на этом занятие вы узнали много интересного. Спасибо за внимания.  

 «  № 42   орта   мектеп»  коммуналдық мемлекеттік  мекемесі

Коммунальное  государственное   учреждение   «Средняя   школа   №    42»

   

 

                   

Классный  час

«  Пословица – все  делам  помощница»

Провела: Красавина  С. Н.
2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Пословица - всем делам помощница»

удивительный мир устного народного творчества. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.  Классный час посвящает именно пословицам...

Занятие "Пословица - всем делам помощница"

Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальны...

Пословица - всем делам помощница!

Презентация составлена на основе конспекта Дюдяевой Юлии Александровны.В презентацию включены пять разделов с различными вопросами о пословицах, относящихся к профессиям.Применен прием "Анимированная ...

презентация к классному часу " Пословица- всем делам помощница"

Презентация к классному часу "Пословица- всем делам помощница"...

Пословица - всем делам помощница

В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд п...