Формы взаимодействия с родителями
материал на тему

Лебедева Елена Николаевна

 

Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся

 

 

 

 

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

 

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

 

 

Из чего складывается сотрудничество с родителями:

 

-        Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

 

-        Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

 

-        Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.

 

-        Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.

 

-        Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

 

-        Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

 

-        Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.

 

-        Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

 

-        Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

 

-        Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

 

-        Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

 

 

Основные способы общения с родителями:

 

-        Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.

 

-        Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

 

-        Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.

 

-        Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.

 

-        Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.

 

-        Проведение   неформальных   встреч   родителей,   детей  и  учителей (концерты,  праздники,  интеллектуальные  и  спортивные  игры,  выставки и т. д.).

 

-        Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей).

 

-        Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

 

 

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

 

-        дни творчества детей и их родителей;

 

-        открытые уроки и внеклассные мероприятия;

 

-        помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;

 

-        шефская помощь;

 

-        участие родителей в работе Совета школы.

 

 

Деятельность классного руководителя по организации работы с родителямиреализует следующие цели:

 

1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

 

2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

 

3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

 

 

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

 

-        в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу, сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

 

 

Содержание, формы и методы работы с родителями

 

I. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

 

1. Психолого-педагогический лекторий:

 

-        психолого-педагогические   проблемы   адаптации   ребенка    к  школе ;

 

-        развитие познавательных процессов ;

 

-        формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников);

 

-        нравственные ценности.

 

2.  Конференция - форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

 

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовим выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.

 

Тема конференции всегда конкретная, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».

 

3.  Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

 

Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но и учителя-предметники прибегают к ней в своей работе.

 

4.  Индивидуальные тематические консультации.

 

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать.

 

Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

 

Консультации полезны и для учителя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

 

5.  Творческие группы, группы по интересам.

 

6.   Педагогическая дискуссия.

 

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

 

Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии – чье это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».

 

7.   Педагогический практикум.

 

Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

 

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.

 

8.   Ролевая игра.

 

Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.

 

Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

 

9.   Посещение семьи.

 

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.

 

Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом и матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания.

 

А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе.

 

10. Переписка с родителями.

 

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

 

 

II. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

1. Родительские собрания.

 

2. Родительские дни в школе.

 

3. Совместные творческие дела.

 

4. Помощь в укреплении материально-технической базы.

 

5. Социологические опросы.

 

6. Семейные гостиные.

 

III. Участие родителей в управлении школой.

 

1. Совет школы. (Общешкольный родительский комитет.)

 

2. Конференция школы.

 

3. Классные родительские комитеты.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия с родителями

Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....

Из опыта работы: «Использование активных форм взаимодействия с родителями»

Материал представлен из опыта работы учителя начальных классов Менщиковой Анны Сергеевна. Когда учитель набирает новый класс,  всегда волнуют вопросы: а что представляют собой будущие ученики и и...

Выступление по теме "Формы взаимодействия с родителями"

Собран материал  по теме "Формы взаимодействия с родителями" ....

Нетрадиционная форма взаимодействия с родителями. Вечер совместных игр «Доставим детям радость».

Это развлечение детям очень понравилось.так получилось,что в этот день один мальчик был именинником, поэтому в программу развлечения мы включили приход Петрушки с подарком. Он играл с детьми, ка...

формы взаимодействия с родителями

кое- что о формах взаимодействия с коллективом родителей...

Доклад: "Новые формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ"

В данном докладе представлен опыт работы по взаимодействию с родителями школы-интерната для детей с ОВЗ....