Урок вежливости
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Этикет
Тип занятия: ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
Форма занятия – театрализованное занятие с викторинами.
Цель: Обобщить и систематизировать знания подростков о культуре поведения, вежливого и уважительного отношения к людям.
Задачи:
1. Вспомнить с обучающимися нормы поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.
2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.
3. Развитие интереса к культуре человека.
Методы и приемы: метод проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения), игра.
Оборудование: CD-проигыватель и компакт-диск с фонограммами музыки; оформление занавеса для инсценировок; карточки с изображениями для викторины «Правила поведения за столом»; посуда (две тарелки, две вилки, два ножа, две салфетки; призы (воздушные шары, бумажные платочки, салфетки)
ПЛАН:
1. Орг.момент (Ведущий объявляет тему занятия) – 3 мин.
2. Инсценировка произведения М.Пляцковского «Эй,ты» и обсуждение проблемной ситуации - 7 мин.
3. Викторина «Доскажи словечко» - 7 мин.
4. Инсценировка произведения В.Голявкина «Разрешите пройти» и обсуждение проблемной ситуации - 5 мин.
5. Инсценировка рассказа В.Голявкина «Не-а», обсуждение «Какая должна быть челка и почему?»- 5 мин.
6. Инсценировка рассказа А.Усачева «Вишня», обсуждение проблемной ситуации - 5 мин.
7. Викторина: «Правила поведения за столом» - 10 мин.
8. Заключительное слово ведущего – 2 мин.
Итого – 45 мин.
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
- Орг.момент – 3 мин
Педагог:
- Живя среди людей, мы постоянно общаемся с ними в различных ситуациях - на улице, в гостях, театре. Как вести себя?
- Ответить на этот вопрос мы и постараемся сегодня на нашей встрече, которая называется «Правила этикета» или «Урок вежливости». А что же такое этикет?
(Этикет (от французского «ярлык», «этикетка») - это сложившийся в обществе порядок общения, принятые ритуалы и манеры поведения. )
Участники объединения «Страна театральных игр» показывают музыкальную композицию «Что такое этикет?»
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День Рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
(А.Усачев)
Педагог:
- Итак, этикет - это установленный порядок поведения в каком-либо обществе, в определенной среде. Владеть правилами этикета важно, так как это поможет вам в общении в школе, в семье, в будущем на работе и сделает вас успешными.
Сегодня мы с вами посмотрим сценки-миниатюры и поиграем, и узнаем, как и где надо себя вести. А начнем мы со сценки по произведению Михаила Пляцковского «Эй, ты»…
2. Инсценировка произведения М.Пляцковского «Эй,ты» - 7 мин.
Жираф:
-Добрый день, ребята. Я – жираф-долговязик. Владелец большого универмага. Продаю разные полезные вещи. Мой магазин стоит на этой центральной улице. Но (расстроено), в последнее время покупатели заглядывают ко мне редко. И все это из-за моего соседа – Попугая. У него – скверный характер. Кто бы мимо не прошел – всех оскорбляет, над всеми подсмеивается. Вот, слышите!
(Жираф прикладывает руку к уху и наклоняется в сторону, где живет попугай. Из-за ширмы слышно, как кричит попугай)
Крик Попугая:
- Эй, ты! Крокодил! Как ты в лужу угодил!
- Эй, ты ! Носорог! Не цепляйся за порог!
- Эй, ты бегемот! Ха-ха-ха! Твой портрет в журнале мод! Ха!
Жираф:
- Ой-ой-ой! Теперь крокодил, бегемот, носорог не придут ко мне в магазин. Ведь путь к универмагу лежит через домик Попугая! (жираф качает головой и сокрушается)
- Ой-ой-ой!
Появляется на сцене попугай, увидел жирафа, расправил крылья и закричал:
- Эй, ты! Жираф! Заберись скорей под шкаф! Ха-ха-ха! Умора!
Жираф:
- Как тебе не стыдно, попугай! Так нельзя вести себя, ты всех обижаешь.
Попугай:
- ХМ… (важно приглаживает хохолок)
Жираф размышляет вслух, обращаясь к залу:
- Что делать? Как приручить этого грубияна? Попугай всех оскорбляет, думает, что всех умнее, а на самом деле, попугай – самовлюбленный глупец!
Попугай думает, что он умнее всех, лучше всех, остроумнее всех! Но это не так!
О! Я придумал! Я подарю ему зеркало!
Жираф:
- Попугай!
Попугай:
- Что уже вылез из-под шкафа? (ха-ха-ха)
Жираф:
- Я хочу подарить тебе на День рождения хорошую, полезную вещь. Это – (сдергивает покрывало с зеркала) ЗЕРКАЛО.
Попугай схватил зеркало, стал приглаживать хохолок перед зеркалом. Повернулся то одни, то другим боком. Подошел поближе к зеркалу, отошел, посмотрел на себя в зеркало со стороны, показал язык и закричал:
Попугай:
- Эй, ты, Попугай! Сиди дома, не гуляй!
(Попугай красовался перед зеркалом и выкрикивал)
Попугай:
- Эй, ты, Попугай! Сиди дома, не гуляй!
Жираф:
- С тех пор, попугая все стали звать ЭЙТЫ.
(Попугай забрал зеркало и ушел за ширму, продолжая выкрикивать: - Эй, ты, Попугай! Сиди дома, не гуляй!)
Жираф:
- Попугаю понравилось смотреться в зеркало, что больше у него не было времени оскорблять прохожих и их дразнить. А мой магазин наполнился покупателями.
Педагог:
- Дети, как вы думаете, можно приветствовать людей словами «Эй,ты!»
Ответы детей. Ведущий помогает найти верные выражения (Как надо приветствовать других людей при встрече?
Варианты ответов:
Здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день, добрый вечер, рад вас видеть, приветствую вас, салют
Педагог:
- Мы с вами повторили прекрасные слова-приветствия!
Ребенок читает стихотворение:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
3.Викторина «Доскажи словечко»
Педагог:
- А теперь задание: «Надо досказать словечко». Я буду читать четверостишье, а последнее слово вы должны досказать.
ВСТРЕТИВ ЗАЙКУ,ЕЖ- СОСЕД
ГОВОРИТ ЕМУ («привет»)
А ЕГО СОСЕД УШАСТЫЙ
ОТВЕЧАЕТ: «ЕЖИК, (здравствуй)»
К ОСМИНОЖКЕ КАМБАЛА
В ПОНЕДЕЛЬНИК ЗАПЛЫЛА.
А ВО ВТОРНИК НА ПРОЩАНЬЕ
ЕЙСКАЗАЛА («до свиданья»)
НЕУКЛЮЖИЙ ПЕСИК КОСТИК
МЫШКЕ НАСТУПИЛ НА ХВОСТИК.
ПОРУГАЛИСЬ БЫ ОНИ,
НО СКАЗАЛ ОН («извини»)
ЧУДНО ПЕЛ СРЕДИ ВЕТВЕЙ
ГОЛОСИСТЫЙ СОЛОВЕЙ,
И ЕМУ НА ВСЮ ДУБРАВУ
ВОРОБЬИ КРИЧАЛИ: («браво»)
ГОВОРИТ ЛИСА МАТРЕНА:
«ОТДАВАЙ МНЕ СЫР, ВОРОНА!
СЫР БОЛЬШОЙ, А ТЫ МАЛА!
ВСЕМ СКАЖУ, ЧТО НЕ ДАЛА!»
ТЫ, ЛИСА, НЕ ЖАЛУЙСЯ,
А СКАЖИ: («пожалуйста»)
НЕ ЗАБУДЬТЕ,
ЧТО НА ПРОЩАНИЕ
НУЖНО ВСЕМ ГОВОРИТЬ
«до свидания»
НУЖНО ЗНАТЬ,КАК ДВАЖДЫ ДВА,
ВСЕ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
В ДЕНЬ, ПОЖАЛУЙ, РАЗ ДО СТА
ГОВОРИТЬ «пожалуйста»
БЕГЕМОТ И СЛОН, ПОВЕРЬ,
НЕ ПРОЛЕЗУТ ВМЕСТЕ В ДВЕРЬ.
ТОТ, КТО ВЕЖЛЕВЕЙ, СЕЙЧАС,
СКАЖЕТ: «ТОЛЬКО (после вас)»
- Инсценировка произведения В.Голявкина «Разрешите пройти»
Педагог:
- Сейчас мы с вами посмотрим еще одну сценку, по мотивам произведения детского писателя Виктора Голявкина «Разрешите пройти»
Мальчик лет десяти играет во дворе в мяч. Посмотрел тоскливо на окно четвертого этажа дома (вверх) и крикнул:
- Вовка, Вовка, выходи в мяч играть!... Опять не слышит! Эх,.. (вздыхает)
Мальчишка пошел к двери подъезда. В дверях стоял подросток лет десяти. Расстроенный «футболист» отталкивает от двери подростка и недовольно бурчит:
— Чего под ногами болтаешься!
Тот в ответ отталкивает «футболиста» и выкрикивает:
- Я не болтаюсь, а друга жду!
Начинается драка, мальчишки друг друга толкают (под музыку), а со стороны к двери подъезда подходила старушка. Когда старушка поравнялась с мальчишками, сказала:
- Разрешите пройти
Мальчики расступились и пропустили старушку.
Педагог (подведение итогов):
-Сейчас вы посмотрели сценку. Скажите, стоило ли толкаться, чтобы пройти? Что нужно было сказать, чтобы пройти?
Педагог:
- А знаете ли вы правильный ответ на следующие вопросы? Сейчас проверим:
- Женщина и мужчина подошли к двери подъезда. Кто должен открыть дверь и кого надо пропустить вперед? (мужчина – открывает, женщина – проходит вперед)
- Кто за кем должен следовать на лестнице? (мужчина – впереди, женщина - следом)
- В транспорте кто кому уступает место? (молодой человек уступает место женщине, всегда уступают место пожилым людям, беременным женщинам, людям с маленькими детьми)
Педагог :
- Итак,
С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать старший – младшим руку
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам…
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме…
Можно руку протянуть
Старшему и даме.
(А.Усачев)
Педагог:
- Давайте, теперь, посмотрим следующую сценку, которую приготовили наши артистып о произведению Виктора Голявкина.
5.Инценировка рассказа В.Голявкина «Не-а»
Неимоверная челка закрывает глаза мальчишке и половину носа
- Не мешает тебе челка?
- Не-а
- Меня видишь?
- Не-а
- Значит, ты даже не видишь человека, с которым разговариваешь?
- Не-а. Я изредка дую на нее, и она подпрыгивает (Скривив рот, он дунул, и челка подпрыгнула)
-И часто дуть приходится?
- А что?
-Не устаешь?
- Не-а
- С утра до вечера дуть на свою челку, сума можно сойти!
- Зато, когда бежишь во весь дух, она сама разлетается в разные стороны
-Ну, а когда спокойно идешь?
-Тогда встряхиваешь головой в такт шагам, и челка назад отлетает
- И обратно не прилетает?
- Я вам серьезно говорю
- Но нельзя же все время трясти головой»
- Почему нельзя?
- Голова заболит от беспрерывных трясок
- Не-а
-Да и не удобно. Сзади, предположим, волосы тебе не так мешают, а за столом наверно в тарелку твоя челка попадает?
- Два раза в суп и три раза в кисель…
- Ну и как?
-Смешно
-Неужели?
-А что?
- А если читаешь, пишешь за столом, тебе челка не мешает?
- Не-а
- Как же ты с ней обходишься в это время, опять дуешь?
- Не-а.. Читаю я в кровати, а когда пишу, одной рукой челку придерживаю
-Ну и ну!
- А что?
-А телевизор когда смотришь, дуешь, держишь или головой все время трясешь?
- Тогда я высоко поднимаю головой, затылком упираюсь в стену и сверху вниз смотрю, что показывают
- И видно?
- Ну, не очень. А что?
-Тряс бы головой бы тогда и дул
-От тряски экран мелькает. А дуть к вечеру я уже больше не могу…
-Сознался хоть…
-А что?
-М-да.. Много у тебя хлопот
- Не-а
-А что?
-Это вы меня спрашиваете?
- Не-а… Хватит с меня
Педагог:
- Объясните, пожалуйста, какой должна быть челка? (любой, какой угодно – наискосок, уголком, прямая, полукруглая ,вкусы у всех разные; показ изображений людей с различными челками и прическами, с челками, прибранными заколками, ободками)
- Почему, волосы не должны закрывать глаза?
(портиться зрение, не удобно при общении, в быту)
6. Инсценировка рассказа А.Усачева «Вишня»
Педагог:
- Предлагаю вам посмотреть следующую сценку «Умная собачка Соня»
Звучит музыка и звуки улицы, звуки двора
АВТОР: Как-то вечером умная собачка Соня сидела на балконе и ела вишни.
Соня произносит и сплевывает косточки с балкона вниз
СОНЯ:
- Года через два (тьфу), здесь вырастит (тьфу) вишневая роща (тьфу), и я буду (тьфу) срывать вишни прямо с балкона… (тьфу)
АВТОР: Но тут одна косточка случайно залетела за шиворот одному прохожему. Прохожий посмотрел вверх и закричал «Это что такое!»
СОНЯ:
- Ой!
Соня испугалась и спряталась за ящик (стул).Соня выглядывает из-за стула и робко посматривает вниз с балкона.
СОНЯ:
- Наверно, ему тоже хочется вишенки. Мне было бы обидно, если бы кто-нибудь ел вишни, а мне бросал только косточки… Брошу я ему горсточку…
Соня крадучись бросает горсть вишен
АВТОР: Прохожий поднял горсть, но есть почему-то не стал, а стал ругаться.
СОНЯ:
-Наверно, ему мало… Бошу-ка я всю миску с ягодами
Соня бросает миску с ягодами
АВТОР: Прохожий схватил миску и убежал
Соня обиженно произносит.
СОНЯ:
-Фу, какой не воспитанный! Даже спасибо не сказал!
Соня сидит на балконе и продолжает есть вишню и сплевывать косточки вниз.
АВТОР: Через минуту прохожий вернулся с полицейским. А затем около них остановился еще один прохожий и , узнав, что здесь бросают вишни, тоже задрал голову и тоже стал ждать…
Соня с любопытством смотрит вниз с балкона и возмущенно произносит
СОНЯ:
- Что же они думают, что у меня их целый мешок?
Соня обиженно встала и ушла с балкона
АВТОР: Умная собачка Соня сидела теперь на кухне и ела вишни, и думала о своей вишневой роще. Но косточки теперь сплевывала в блюдце.
7. Викторина «Правила поведения за столом»
Педагог:
- Как правильно надо кушать ягоды с косточками?
(Ягоду съедают, а косточку аккуратно сплевывают на ложечку и затем кладут в блюдечко)
- А можно ли сбрасывать что-либо с балкона?
Педагог:
- Как правильно кушают компот?
Перед вами компот из ягод, блюдце, вилка, маленькая ложечка. Нужно выбрать необходимые для поглощения компота предметы и рассказать потом как правильно съесть компот.
(Компот не пьют, а едят ложечкой. Причем если в компоте присутствуют ягоды с косточкой, то их нужно аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем положить на блюдце. Очень дурным тоном считается выпить компот, а затем съесть фрукты.)
Педагог:
- Выберете правильный ответ:
1.Представьте, что Вы садитесь за стол, берете с закусочной тарелки красиво сложенную салфетку и:
А) Кладете ее рядом с тарелкой;
Б) Кладете ее на колени;
В) Заправляете ее за воротник.
2. Как вы будете сидеть за столом во время обеда:
А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе;
Б) Положите локти на стол;
В) Будете стараться , чтобы кисти рук лежали на столе.
3. Как поступить, если в гостях подали слишком горячий суп:
А) Придется немного подождать, пока он остынет, а затем начинать есть;
Б) Подуть на суп, чтобы он быстрее остыл;
В) Есть обжигаясь - вы же в гостях.
Педагог:
- Оказывается, с помощью столовых приборов можно объясниться, сказать целые фразы, например: « я еще продолжу есть это блюдо, не надо его убирать со стола»
Помощники ведущего расставляют на столике тарелки, ножи, вилки.
Педагог:
- Наши отважные участники должны так положить нож и вилку, что бы сказать официанту , что не надо убирать приборы, у вас только «перерыв в еде»
После показа участников игры, педагог показывает плакат с изображением правильного ответа:
«Перерыв в еде» (вилка и нож облокачиваются о край тарелки таким образом, что их ручки направлены в противоположные стороны. Вилка располагается зубцами вниз, нож – лезвием к едоку).
Педагог:
- Наши отважные участники должны так положить нож и вилку, что бы сказать официанту , что «прием пищи окончен, можете убирать приборы»
После показа участников игры, педагог показывает плакат с изображением правильного ответа:
«Еда закончена» (нож и вилка лежат на тарелке параллельно друг другу; нож правее, лезвием к едоку, вилка – зубцами вверх. Ручки приборов приблизительно направлены на цифру «5» воображаемого циферблата часов).
Педагог:
- Наши отважные участники должны так положить нож и вилку, что бы сказать официанту , что «еда не понравилась». Данное положение приборов не принято употреблять в гостях, т. к. это будет не тактично, но знать об этом нужно, чтобы случайно не положить столовые приборы таким образом, и чтобы необоснованно не обидеть владельцев кафе.
После показа участников игры, педагог показывает плакат с изображением правильного ответа:
«Еда не понравилась» (вилка и нож лежат на тарелке крест-накрест. Нож располагается над вилкой, лезвием к едоку).
Педагог:
- В заключении, еще один вопрос - «на засыпку». Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»... Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать?
(Воспитанный человек жует жевательную резинку, только оставшись наедине с самим собой. Во время общения, пребывания на людях лучше отказаться от жвачки, если вы не хотите, чтобы ваши партнеры по общению запомнили вас только жующим)
8. Заключительное слово ведущего – 2 мин.
Педагог:
- Подошла к финалу наша встреча. На «Уроке Вежливости» мы весело вспомнили правила этикета, и я надеюсь, что мы будем соблюдать нормы этикета в нашей жизни, изо дня в день и мир от этого станет еще прекраснее, добрее.
Звучит музыка: песня «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой…» из мультфильма «Фунтик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок вежливости.
Внеклассное мероприятие, которое проводилось во втором классе. Цель данного мероприятия показать важность употребления "волшебных " слов, повторить правила поведения. Воспитывать отзывчивость, д...
Урок вежливости
Сценарий урока вежливости в 1 классе, презентация к уроку....
Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...
Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир"
Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир", 3 класс Для просмотра конспекта урока пройти по ссылке: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...
Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....
Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"
Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...