Рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

 Программа внеурочной деятельности по ФГОС 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_2_klass.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности для учащихся

2 класса  МАОУ СОШ п.Новониколаевский.

Содержание:

1.     Нормативно-правовая и документальная основа.

2.      Пояснительная записка.

3.      Цель внеурочной деятельности

4.     Задачи  внеурочной деятельности

5.      Принципы программы.

6.      Направления реализации программы.

7.   Программа организации внеурочной  деятельности(кружки).

8.Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям

9.      Планируемые результаты.

10.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальных классов.

11.  Ожидаемые результаты реализации программы.

12.  Используемая литература.

1.Нормативно-правовая и документальная основа:

-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН   "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

-Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.

-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

-Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

-Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

-Должностная инструкция  учителя.

-Должностная инструкция классного руководителя.

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

2.Пояснительная записка

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: художественно-эстетический, физкультурно-спортивный, военно-патриотический, эколого-биологический, естественно-научный, туристско-краеведческий  – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,  олимпиад, соревнований, поисковых  исследований и т.д.  Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

   В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

        Воспитательная парадигма школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        

3.Цель внеурочной деятельности:

   Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

4.Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями,  библиотеками, семьями учащихся.
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

5.Принципы программы:

 - Включение учащихся в активную деятельность.

- Доступность и наглядность.

 - Связь теории с практикой.

  -Учёт возрастных особенностей.

 -Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

 -Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

6.Направления реализации программы

1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени

2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от          учёбы время.

4.Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

5.Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7.Программа организации внеурочной  деятельности (кружки)

на 2013-14уч.г.

     

направление

название

Форма реализации

1 класс

2 класс

3 класс

всего

Художественно-эстетическое

«Радуга творчества»

кружок

1

1

Всего:

1

1

Программа организации внеурочной  деятельности (кружки)

на 2014-15уч.г

направление

название

Форма реализации

1 класс

2 класс

3 класс

всего

Эколого-биологическое направление

«Зеленая планета» проектная деятельность

кружок

2

1

Естественно-научное направление

« Умники и умницы»

кружок

2

1

Всего:

2

2

8.Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

  1. Физкультурно-спортивное:
  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
  • Участие в  спортивных соревнованиях.
  • Встреча с медицинскими работниками

2. Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы.

3.Естественно-научное

  • Предметные недели;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры и др.

4. Военно-патриотическое:

  • Встречи с ветеранами труда, «Уроки мужества»;
  • Выставки рисунков.
  • Тематические классные часы;
  • Оказание помощи ветеранам  труда.
  • Конкурсы рисунков.

5. Туристко-краеведческое, эколого-биологическое:

  • Проведение субботников;
  • Поделки для ветеранов, родителям.
  • Разведение комнатных цветов.
  • Акция «Очистим землю от мусора».

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;
  • обучающиеся 1-4 классов
  • родители
  • педагог-психолог.
  1.     Планируемые результаты

1.Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и      занятости детей.

2.Улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве.

3.Укрепление здоровья воспитанников.

4.Развитие творческой активности каждого ребёнка.

5.Укрепление связи между семьёй и школой.

10.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальных классов.

Месяц

Классные часы. Мониторинги

Общешкольные дела

Мероприятия

(развивающий цикл)

Работа с родителями

Сентябрь

Месячник «Внимание – дети!» (О безопасности детей учебных заведений)

1неделя

Инструктажи по технике безопасности.

Как надо вести себя в школе.

День знаний. Торжественная линейка.

250лет Эрмитажу

Ознакомление с приказом

«О введении делового стиля одежды в школе»

2неделя

Дорожные приключения Буратино(правила поведения на улице по дороге в школу и обратно)

Акция «Ученик»

Трудовая акция «Убери свою планету»

Конкурс рисунков «Мой поселок»

Индивидуальные консультации

«Как помочь ребёнку при подготовке домашних заданий»

3неделя

Эхо Бесланской печали

Просмотр кинофильма о вреде курения

Спортивный час «В гостях у Простудихи»»

Собрание «Как

организовать учебный труд школьника».

4неделя

Выборы!!! Распределение обязанностей по группам

Родительское собрание «Отказ от вредных привычек»

Питание – необходимое условие для жизни человека

Индивидуальные консультации

«Домашнее чтение»

октябрь

1неделя

Бабушка рядышком с дедушкой

День пожилого человека

Акция «Поздравительная открытка»

Акция «Зелёный кабинет»

2неделя

Вежливые слова

Праздничный концерт ко «Дню учителя»

Выставка рисунков «Мой любимый учитель»

Посещение семей

3неделя

Просмотр кинофильма «Осторожно, огонь!»

Беседа по профилактике курительных смесей

Посещение музея

Заседание родительского комитета – Организация мероприятий на каникулы

4неделя

Произведения Осеевой, Толстого о поступках

Праздник осени 1- 4 кл

Праздник первой оценки. Итоги I четверти

Итоги 1 четверти.

ноябрь

1неделя

Прогулка в березовую рощу

День народного единства. Беседы. Викторины.

Конкурс рисунков «Берегите лес!»

Заседание родительского комитета

2неделя

 Беседа о толерантности «Все мы разные»

Акция «Бумаге вторую жизнь!»

Конкурс рисунков на тему « Курить вредно»

Индивидуальные беседы с родителями «Как помочь ребёнку при подготовке домашних заданий»

3неделя

КВН по математике «Эта удивительная математика».

Конкурс рисунков

 « Милая мама»

Игровое занятие по П.Д.Д.«Сигналы светофора и регулировщика»

Индивидуальные консультации

«Домашнее чтение»

4неделя

Семейные традиции

Акция «Поздравительная открытка»

 Всемирный День ребёнка (изучение Конвенции о правах ребёнка)

Индивидуальные встречи с родителями по успеваемости учащихся

декабрь

1неделя

Рисование иллюстрации к сказке «12 месяцев» (выставка лучших работ)

Неделя правовых знаний «Конституция - основной закон нашей жизни».

Игровое занятие «Ребусы в картинках»

Консультация «Общение с ребёнком в домашних условиях»

2неделя

Почему болят зубы ?

Выставка рисунков  День Конституции РФ

Беседа «Дети – герои войны».

Акция «Покормите птиц зимой»

3неделя

Беседа

 « Правила поведения на водоеме»

Акции «Сдай батарейку, спаси планету!»

Подвижные игра на свежем воздухе

Родительское собрание «Организация безопасного взаимодействия с компьютером». 

4неделя

Как встречают Новый год в других странах

Новогодняя карусель

Повторение противопожарных правил. Пиротехника – опасность для вашей жизни»

Новогодний праздник с привлечением родителей

январь

1неделя

Лыжная прогулка

Лыжная прогулка

2неделя

 Беседа «Скелет- наша опора»

Рождественские обряды.

Урок Мужества «Моя страна в  годы  войны».

Индивидуальные встречи с родителями «Педагогический такт родителей»

3неделя

Праздник профессий

«Мир профессий большой – труд почетен любой!»

 Посещение школьного музея

Практическое занятие«Книга наш друг и помощник»

Индивидуальные консультации. Тема:«Домашнее чтение»

4неделя

Беседа «За что  дразнят?»

Спортивный праздник «Если хочешь быть здоровым – не ленись!» 

Ролевая игра «Мои права и обязанности»

Индивидуальные консультации

«Как помочь стать ребёнку внимательным»

февраль

1неделя

Посещение сельской библиотеки.

Встреча с представителями правоохранительных органов: «Поступок и правонарушение»

Интеллектуальный ринг

Индивидуальные встречи с родителями              « Давайте             говорить друг другу комплементы»                  

2неделя

Классный час по П.Д.Д. «Перекрёстки и их виды. Дорожные знаки».

Выставка рисунков «Защитники России»

Беседа «Загадки – это интересно». «Город загадок».

Посещение семей

3неделя

Воинская честь и слава

Литературно- музыкальная композиция, посвященная Дню Защитника Отечества

Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о Родине, армии и т.д.

4неделя

Праздник зимних именинников

Акция «Покормите птиц зимой»

Беседа: «Как избежать вредных привыче»

День открытых дверей:

Открытые уроки для родителей.

март

1неделя

Выставка рисунков

«С первым праздником весны»

Концертная программа

«Поздравляем с женским днем»

Встреча с мамами, бабушками Слайд-шоу «Самое главное слово – мама!»

2неделя

Операция «Книжкина больница»

Беседы о профилактике преступлений

Викторина «Мой край родной»

Родительское собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных умений  ребёнка»

3неделя

Дискуссия  «Опасная дорога» с использованием видеороликов по ПДД

Встреча с медработниками: «Пропаганда здорового образа жизни»

Международный день театра

Поездка в краеведческий музей г.Балаково

День открытых дверей: открытые занятия по внеурочной деятельности

4неделя

Мир мальчиков и мир девочек

Беседа по предупреждению несчастных случаев на улице и дома

«Голубь мира» изготовлении оригами на 9 мая с приглашением д/с

Индивидуальные встречи с родителями .Чем отличаются друг от друга наши дети? Стили обучения   

апрель

1неделя

В гостях у К. И. Чуковского

День Смеха

 Конкурс карикатур

Праздник « весенние именинники»

Беседа по профилактике суицидов

2неделя

Земля. Звёзды. Космос. День космонавтики

Конкурс рисунков и плакатов: «Космос глазами детей».

Помоги природе.«День птиц»

Собрание «От чего зависит успешность обучения»

Заседание родительского комитета

3неделя

Операция «Росток» (посадка и выращивание побегов комнатных растений)

Международный день памятников и исторических мест

«Синий платочек» поделки своими руками к празднику 9мая

4неделя

Учимся быть добрыми-сюжетно-ролевая игра (В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово»),

Акция «Очистим планету от мусора»

май

1неделя

Конкурс стихов ко Дню победы

Выставка рисунков. Праздник посвященный «Дню Победы»

«Обелиск» - благоустройство территорий около обелиска

Угадай мелодию «Песни военных лет»

2неделя

Соревнования по бегу

Литературно- музыкальная композиция ко Дню Великой Победы Факельное шествие

День защиты детей. 

Опрос «Как вашему ребёнку живётся в нашем классе. Пожелания на следующий год».

Заседание родительского комитета

3неделя

Беседа «Расскажи о своих успехах».

Последний звонок

Праздник «Ура! » Мы- третьеклассники!

Родительское собрание «Итоги года и летняя занятость»

4неделя

 «Солнце, воздух и вода».      Беседа о полезном и вредном влиянии солнца, воздуха и воды на кожу и общее состояние человека в летний период с практическим занятием

Акция «Посади дерево»

Инструктаж по ТБ на время летних каникул

Уборка класса

11.Ожидаемые результаты. 

  • Развитие познавательного интереса детей к изучаемым предметам.
  • Выработка навыков учебного труда.
  • Повышение роли книги в жизни детей.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
  • Повышение культуры поведения.
  • Активное участие детей в жизни класса, школы.
  • Раскрытие  творческих способностей и талантов детей.
  • Приучение детей к труду.
  • Добросовестное отношение к выполнение поручений.
  • Самооценка своего труда.
  • Оценивание труда товарищей.
  • Овладение учащимися навыками самообслуживания.
  • Душевное и физическое оздоровление детей.
  • Познание своего родного края.
  • Участие в общественно – полезной деятельности.
  • Улучшение качественных показателей здоровья детей.
  • Система работы по формированию ЗОЖ.
  • Соблюдение режима дня.
  • Воспитание чувства любви к Родине.
  • Проявление интереса к истории  родного края.
  • Сформированное чувство патриотизма.
  • Повышение уровня воспитанности.
  • Участие во внеклассной деятельности школы.
  • Умение чередовать труд и отдых.
  • Проявление инициативы при проведении мероприятий.
  • Сформировать жизненную позицию ребёнка,
  • Использовать знания в экстремальных ситуациях.
  • Соблюдение ПДД.
  • Формирование чувства чести рода, семьи.
  • Осознание детьми ответственности перед своей семьей.
  • Укрепление связей семьи и школы.
  • Повышение уровня воспитанности.

 «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

-готовности к дальнейшему образованию,

-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,

-сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

12.Используемая литература

1. Закон «Об образование в РФ».

2. Аникеев А.С. Положение о классном руководителе/ А.С. Аникеев.//Классный руководитель.

3. Воспитать человека/ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М. «Винтана-Граф».-2005.-381с.

4 Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое  пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.: Образовательный центр «Педагогический поиск».-2000.-159с.

5. Ломов А. Должностные инструкции / А. Ломов // Официальные документы в образовании .-2004.-№6.-С.57-62; №14.-С.65-74; №15.-С.22-25

6. . Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе: Часть-2/ Т.Н. Макарова.-М.: «Педагогический поиск».-2002.-160с.

7. Манухин В.П. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе: Сборник документов и методических рекомендаций/ В.П. Манухин.-М.:Аркти.-2005. –181с.

8. Мельникова Р.П. Критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя / Р.П. Мельникова // Классный руководитель .-2005.-№5.-С. 64-65

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...