Что такое экология
классный час (2 класс) на тему

Что такое экология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_2_klass._chto_takoe_ekologiya.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час  в 1 «А» классе

Что такое экология.

Цель:

Систематизировать знания учащихся об экологическом состоянии природы.                                                                                                  

Задачи:

-расширять  представление детей об экологии ,о ее роли в жизни человека;

-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

Оборудование: проектор, Красная книга, компьютер, индивидуальные карточки, светофорики, толковый словарь

I Орг.момент

 Психологический настрой

У: -Подарим улыбку и доброе настроение друг другу, согреем наши сердца теплотой и любовью.

II Актуализация знаний

1. Отгадать загадки.

Слова-отгадки вывешиваются на доске.

-Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)

-Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд.  (ракета)

-Дышит, растёт, а ходить не может (растение)

-Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

У: - Что заметили?

- Что объединяет слова – отгадки между собой?

-С чем они очень тесно связаны?

-Какое слово здесь лишнее?  Почему оно лишнее?

-На какие две группы можно разделить оставшиеся слова? К какой природе они относятся? А  все вместе они что составляют? (окружающий нас мир)

-Назовите, что еще относится к живой природе? К неживой природе?

III Работа по теме классного часа.

 1 Выводим тему

Слайды с одновременным чтением стихотворения .

Посмотри , мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года,

Это всё вокруг….(природа)

У: -Какую вы природу сейчас увидели? Какие эмоции у вас возникли?

( наблюдали красивую, чистую природу; она прекрасная, как будто пахнуло свежестью)

У: -Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь.

У:- Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы.  Она называется?          

Э-КО-ЛО-ГИЯ

У:- Ребята, а кто попытается сформулировать, что такое экология и чем конкретно она занимается?

( можно сказать, что экология занимается изучением природы.)

У:- Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы. ( чтение определения в энциклопедии)

Определение вешается на доске.

У: - Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и  большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.  

У: -Ребята, наверняка  вы уже догадались, какая тема нашего классного часа, о чём будем говорить? (о природе , об экологии)

Слайд

У: -Верно, тема сегодняшнего классного часа «Что такое экология» и  мы будем учиться любить и беречь  дом, в котором мы живем.

 

3. Приход Природы

 Стук в дверь. Появляется девочка в образе Природы: печальная, грустная, голова опущена.

Природа: -Здравствуйте, ребята. Я – природа, а точнее то, что от неё остаётся. Я пришла вам сказать «Опомнитесь, люди!»

Я не хочу такого мира,

 Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни человек!

Не долог на земле твой век

Но что после себя оставишь?

И чем себя ты здесь прославишь?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен, будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

Помогите! Спасите меня пока не поздно! Люди  уничтожают  все мои богатства, загрязняют  воздух и воду, сжигают  леса и луга, истребляют  животных. Люди наносят мне малые и большие раны! Если так будет продолжаться, я могу погибнуть, и тогда  больше не будет жизни на Земле!

У: -Ребята, что же это такое? Только что на слайдах мы видели всю красоту природы, а сейчас она просит о помощи? Значит не так всё хорошо? Как вы считаете?

Д: - Да, наверное, природе очень плохо, раз она пришла просить о помощи.

Д:- Я по телевизору слышала, что природа очень загрязнена.

Д:- Конечно,  в городах  сколько труб, которые выпускают газы в воздух, а это очень вредно.

Д:- Мы привыкли наблюдать только красоту природы, а над тем, что она постепенно погибает, не задумываемся.

У: -Я предлагаю поговорить об охране природы, а нашу гостью пригласим послушать.

4 Беседа о больших ранах природы

У: -Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах она говорила?

Слайды (воздух - выхлопные трубы машин, заводы и фабрики  выпускают газы, вредные вещества, химикаты; вода- сточные воды, нефть; леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры)

Дети комментируют слайды.

У: -Да. Ситуация, действительно, критическая .Ну ведь что-то же надо делать?

5 Игра. Работа в парах

У: - Я предлагаю поиграть в экологов. Кстати, а кто такие экологи?

Д: - Наверное, это люди, которые занимаются защитой окружающей среды.

У: - Давайте обратимся к словарю и проверим ваши предположения.

(Экологи- люди, которые занимаются изучением взаимоотношений живой и неживой природы, охраной окружающей среды)

У:  - Перед вами даны варианты действий, которые надо проводить в целях защиты природы. Нужно найти и подчеркнуть  правильные  действия.

Проверка, выявление ошибок.

У:- Ребята, а  знаете ли вы что делается в нашем селе и в нашем районе, для того, чтобы сохранить природу?

У: - Ребята, вы ещё малы, и изменить ситуацию только что увиденную на слайдах, вы не в силах .Это заботы взрослых людей. Это глобальные проблемы. Но не наносить малые раны природе вы можете. Малые раны- это наши  с вами  действия.

7  Проблемная ситуация. Работа в группах.

         Послушайте рассказ «Воскресенье в лесу».

        За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись                         продуктами, водой и отправились на природу.

Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога     привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот  это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали- сам потухнет.

В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой.  С   охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.

У: -В группах  обсудите ошибки, которые сделали дети и выберите нужные экологические знаки, лежащие у вас на столах.

Затем каждая группа по- очереди рассказывает об одной ошибке  и  демонстрирует экологический знак .

        Ошибки:

- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.

- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются  в природе, их нельзя выбрасывать  в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.

- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

- Брать  птиц не следует – в неволе они погибнут.

- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.

8 Игра «Озвучь слайд»

Показываются несколько слайдов, а дети их озвучивают.

Слайды (  склянки, бабочки, насекомые, деревья, яйца в гнёздах)

9 Сообщения детей

 У: - Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Чем же  вы, дети, можете помочь природе?

-Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением . Человек и природа  связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку.

-Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать –мы  помогаем природе выжить.

-Я хочу, чтобы не вымерли животные. Сейчас  очень много исчезающих видов животных. А в этом виноваты браконьеры. Хорошие люди защищают природу, а злые портят. Дорогие ребята, давайте подумаем о будущем нашей природы!

10 Игра «Угадай»

 Показывается слайд, если правильное поведение детей–хлопок в ладоши, если нет- топаем ножками.

11 Знакомство с Красной книгой

У: -Ребята, а ведь действительно, очень много животных вымирает по вине человека. Ученые мира создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)

-Подумайте, пожалуйста, почему так называется эта книга?

- Наверное, как сигнал светофора, красный - стоп, нельзя идти, а в природе -уничтожать .

Сообщение:

-Красная  книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в  защите.

Демонстрация Красной книги.

Слайды

У: -Хотите побольше узнать об этих и других животных и растениях?

Можно взять эту книгу и почитать ее.

Показ слайдов из красной книги.

IV Закрепление

 Игра «Экологический футбол». Работа в группах.

Каждая группа формулирует вопрос по теме классного часа  и задаёт другой группе. Если они отвечают правильно, то отбивают мяч, если нет, то забивается гол.

2 Обращение к детям

У: -А, чтобы наш мир стал добрее, все мы  должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает. Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою,

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней,

Так будем же, люди, все вместе,

Мы к ней относиться добрей.

У: - Ребята, давайте проводим нашу гостью-Природу.

Природа: - Спасибо вам за знания. Главное- чтобы вы о них не забывали.

V Итог. Рефлексия.

Высказывания детей по таблице рефлексии.

( Я запомнил, узнал, повторил, удивился …)

-Зачем вам нужны знания об экологии?

                                                                                                                                          Приложение

Задание для работы в парах.

- Не нужно сажать растения , делать лесопосадки.

- Необходимо строить на фабриках и заводах очистные сооружения.

- Не делать заповедные зоны.

-Все предприятия оборудовать установками для борьбы с дымом , пылью, газом.

-Вести борьбу с браконьерами

-Заниматься очисткой водоемов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру с презентацией , Занков, 2 класс "Что такое экология"

Урок проведён по программе Л.В.Занкова  с учётом  дидактических принципов этой системы обучения, нацеленной на достижение  оптимального общего развития школьников.Учебник Н. Я. Дм...

Внеклассное занятие "Что такое экология"

Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.Задачи:  привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды ...

Урок "Что такое Экология"

Содержание  можно использовать как при знакомстве с темой Экология на уроке, так и на занятии кружка. Знакомство с  понятием экологии  построено на сказке В.В.Бианки "Сова". Текст содер...

Интегрированный урок по математике в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и окружающему миру "Что такое экология?"

Урок математики в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и знаний по окружающему миру по теме "Экология"Задачи: - закрепить знанийя таблицы сложения            ...

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Что такое экология

Расширять  представление детей об экологии, о ее роли в жизни человека...

Внеурочная деятельность. Курс "Земля-наш дом" 2 класс. Тема: "Что такое экология?"

Дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы по курсу "Земля-наш дом" 2 класс....