Урок по окружающему миру с презентацией , Занков, 2 класс "Что такое экология"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Зозуля Наталья Юрьевна

 Урок проведён по программе Л.В.Занкова  с учётом  дидактических принципов этой системы обучения, нацеленной на достижение  оптимального общего развития школьников.

Учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир», 2 класс.

 

Тема «Что такое экология» рассматривалась с целью расширения знаний учащихся об экологическом состоянии природы. Общеизвестно, что планета Земля будет богатой и прекрасной, если мы  будем бережно относиться к природным богатствам, охранять их не только для себя, но и для других поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе (программа Л.В. Занкова)

Разработала   Зозуля Н.Ю.

МОУ «СОШ №13 г.Орска»

Тема урока: Что такое экология.

Цель: систематизировать знания учащихся об экологическом состоянии природы.                                                                                                  

Задачи:

-расширять  представление детей об экологии ,о ее роли в жизни человека;

-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

-продолжить обучение работе в сотрудничестве.

Оборудование: проектор, Красная книга, компьютер, индивидуальные карточки, светофорики, толковый словарь

I Орг.момент

 Психологический настрой

У: -Подарим улыбку и доброе настроение друг другу, согреем наши сердца теплотой и любовью.

II Актуализация знаний

1. Отгадать загадки.

Слова-отгадки вывешиваются на доске.

-Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)

-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд.  (ракета)

-Дышит, растёт, а ходить не может (растение)

-Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

-Как назвать одним словом: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, птицы? (животные)

У: - Что заметили?

Д: -Я заметил, что здесь лишнее слово- ракета, потому что это не природа, а всё остальное-природа.

Д: -Я хочу дополнить, что ракета сделана руками человека.

Д: - А я могу оставшиеся слова разделить на две группы: живая и неживая природа. А всё вместе- это окружающий нас мир.

У: -Что ещё относится к природе? (солнце, камни, небо…)

III Работа по теме урока

 1 Выводим тему урока

Слайды с одновременным чтением стихотворения + музыкальное оформление

Посмотри , мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года,
Это всё вокруг….(природа)

У: -Какую вы природу сейчас увидели? Какие эмоции у вас возникли?

Д:-Я наблюдал красивую, чистую природу.

Д:- А я хочу сказать, что она прекрасная, как будто пахнуло свежестью.

У: -Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь.

У:- Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы. Как она называется?          

Э-О-О-ИЯ

(экология)

У:- Ребята, а кто попытается сформулировать, что такое экология и чем конкретно она занимается?

Д:- Я бы сказала, что экология занимается изучением природы.

У:- Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Определение вешается на доске.

У: - Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и  большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.  

У: -Ребята, наверняка  вы уже догадались, какая тема урока, о чём будем говорить? (о природе , об экологии)

Слайд

У: -Верно, тема сегодняшнего урока «Что такое экология» и  мы будем учиться любить и беречь  дом, в котором мы живем.

 2 Физ.минутка под музыку

3 Приход Природы

 Стук в дверь. Появляется девочка в образе Природы: печальная, грустная, голова опущена.

П: -Здравствуйте, ребята. Я –природа, а точнее то, что от неё остаётся. Я пришла вам сказать «Опомнитесь, люди!»

Я не хочу такого мира,

 Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни человек!

Не долог на земле твой век

Но что после себя оставишь?

И чем себя ты здесь прославишь?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен, будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

Помогите! Спасите меня пока не поздно! Вы уничтожаете все мои богатства, загрязняете воздух и воду, сжигаете леса и луга, истребляете животных. Люди наносят мне малые и большие раны! Если так будет продолжаться, я могу погибнуть, и тогда  больше не будет жизни на Земле!

У: -Ребята, что же это такое? Только что на слайдах мы видели всю красоту природы, а сейчас она просит о помощи? Значит не так всё хорошо? Как вы считаете?

Д: - Да, наверное, природе очень плохо, раз она пришла просить о помощи.

Д:- Я по телевизору слышала, что природа очень загрязнена.

Д:- Конечно, вон только у нас в городе сколько труб, которые выпускают газы в воздух, а это очень вредно.

Д:- Мы привыкли наблюдать только красоту природы, а над тем, что она постепенно погибает, не задумываемся.

У: -Я предлагаю поговорить об охране природы, а нашу гостью пригласим послушать.

4 Беседа о больших ранах природы

У: -Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах она говорила?

Слайды (воздух - выхлопные трубы машин, заводы и фабрики  выпускают газы, вредные вещества, химикаты; вода- сточные воды, нефть; леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры)

Дети комментируют слайды.

У: -Да. Ситуация, действительно, критическая .Ну ведь что-то же надо делать?

5 Игра. Работа в парах

У: - Я предлагаю поиграть в экологов. Кстати, а кто такие экологи?

Д: - Наверное, это люди, которые занимаются защитой окружающей среды.

У: - Давайте обратимся к словарю и проверим ваши предположения.

(Экологи- люди, которые занимаются изучением взаимоотношений живой и неживой природы, охраной окружающей среды)

У:  - Перед вами даны варианты действий, которые надо проводить в целях защиты природы. Нужно найти и подчеркнуть  правильные  действия.

Проверка, выявление ошибок.

У:- Ребята, а знаете ли вы , что  у нас в Орске тоже занялись очисткой мелких водоёмов. И даже нашли щуку в реке Елшанке. Кто знает, может наша речушка скоро превратится в чистый благоустроенный водоём с рыбой.

У: - Друзья, вы ещё малы, и изменить ситуацию только что увиденную на слайдах, вы не в силах .Это заботы взрослых людей. Это глобальные проблемы. Но не наносить малые раны природе вы можете. Малые раны- это наши  с вами  действия .

6 Физминутка для глаз

7  Проблемная ситуация. Работа в группах.

         Послушайте рассказ «Воскресенье в лесу».

        За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись                         продуктами, водой и отправились на природу.

Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога     привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот  это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали- сам потухнет.

В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой.  С   охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.

У: -В группах  обсудите ошибки, которые сделали дети и выберите нужные экологические знаки, лежащие у вас на столах.

Затем каждая группа по- очереди рассказывает об одной ошибке  и  демонстрирует экологический знак .

        Ошибки:

- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.

- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются  в природе, их нельзя выбрасывать  в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.

- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

- Брать  птиц не следует – в неволе они погибнут.

- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.

8 Игра «Озвучь слайд»

Показываются несколько слайдов, а дети их озвучивают.

Слайды (  склянки, бабочки, насекомые, деревья, яйца в гнёздах)

9 Сообщения детей

 У: - Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Чем же  вы, дети, можете помочь природе?

-Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением города. Человек и природа непрерывно связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку. И тогда настанет гармония-то, к чему мы стремимся

-Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать –мы  помогаем природе выжить

-Я хочу, чтобы не вымерли животные. В данный момент очень много исчезающих видов животных. А в этом виноваты браконьеры. Хорошие люди защищают природу, а злые портят. Дорогие ребята, давайте подумаем о будущем нашей природы!

10 Игра «Угадай»

 Показывается слайд, если правильное поведение детей–хлопок в ладоши, если нет- топаем ножками.

11 Знакомство с Красной книгой

У: -Ребята, а ведь действительно, очень много животных вымирает по вине человека. Ученые мира создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)

-Подумайте, пожалуйста, почему так называется эта книга?

Д:- Наверное, как сигнал светофора, красный - стоп, нельзя идти, а в природе -уничтожать .

Сообщение:

-Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в  защите.

Демонстрация Красной книги.

У: -В нашей Оренбургской области тоже есть своя Красная книга, куда занесены редкие исчезающие животные.

Слайды

У: -Хотите побольше узнать об этих и других животных и растениях? Может быть сделаем альбом или проект на эту тему? Согласны?

Д:- Это очень интересно узнать о растениях нашей области .

Д:- Вот было бы здорово потом рассказать другим ребятам об этих животных и растениях, чтоб все знали.

IV Закрепление

1 Игра «Экологический футбол». Работа в группах.

Каждая группа формулирует вопрос по теме урока и задаёт другой группе. Если они отвечают правильно, то отбивают мяч, если нет, то забивается гол.

2 Обращение к детям

У: -А, чтобы наш мир стал добрее, все мы  должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.

У: - Ребята, давайте проводим нашу гостью-Природу.

Природа: - Спасибо вам за знания. Главное- чтобы вы о них не забывали.

V Итог. Рефлексия.

Высказывания детей по таблице рефлексии.

( Я запомнил, узнал, повторил, удивился …)

-Зачем вам нужны знания об экологии?

-Чью работу отметим?

-Дом.зад.. Подготовить материал о любом животном или растении, занесённом в Красную книгу Оренбуржья.

                                                                                                                                           Приложение 1

Задание для работы в парах.

- Не нужно сажать растения , делать лесопосадки.

- Необходимо строить на фабриках и заводах очистные сооружения.

- Не делать заповедные зоны.

-Все предприятия оборудовать установками для борьбы с дымом , пылью, газом.

-Вести борьбу с браконьерами

-Заниматься очисткой водоемов

                                                                                                                     Приложение 2

         

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Что такое экология» 2 класс , программа Л.В. Занкова Составила Зозуля Н.Ю.

Слайд 2

Вода

Слайд 3

Воздух

Слайд 4

Растения

Слайд 5

Животные

Слайд 11

Давайте будем беречь планету! Во всей Вселенной похожей нету!



Предварительный просмотр:

Комментарии к уроку.

 Урок проведён по программе Л.В.Занкова  с учётом  дидактических принципов этой системы обучения, нацеленной на достижение  оптимального общего развития школьников.

Учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир», 2 класс.

Тема «Что такое экология» рассматривалась с целью расширения знаний учащихся об экологическом состоянии природы. Общеизвестно, что планета Земля будет богатой и прекрасной, если мы  будем бережно относиться к природным богатствам, охранять их не только для себя, но и для других поколений.

Для достижения этой цели были поставлены задачи, которые успешно решались на протяжении всего урока:

-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

-продолжить обучение работе в сотрудничестве.

Использовались следующие современные технологии:

-развивающего обучения;

-личностно-ориентированного обучения;

-здоровьесберегающие;

-информационно-коммуникативные;

- игровые технологии;

-обучение в сотрудничестве;

-элементы проблемного обучения.

Для более глубокого осознания той проблемы, которая стоит перед человечеством и каждым жителем планеты Земля, на уроке были использованы слайды презентации. Они помогли ребятам увидеть всю правильность и неправильность тех поступков в природе, о которых не всегда люди  задумываются. Презентация помогает ученикам разобраться в больших и малых ранах, наносимых природе человеком. По санитарно-гигиеническим нормам общее время работы учащихся с компьютером не больше 10-15 минут, в остальное  время от урока экран закрывается.

Считаю необходимым условием для таких уроков использование краеведческого материала, изучение экологического состояния природы нашей Оренбургской области. Это формирует у учащихся  уважение и любовь к малой родине.

В процессе деятельности  дети захотели найти и подготовить дополнительный материал о животных и растениях нашей области, которые занесены в Красную книгу. Этот порыв необходимо было поддержать и помочь направить ребят в нужном направлении. Было решено  создать проект на данную тему.

        На уроке широко использовалась технология обучения в сотрудничестве, где каждый ребёнок имел возможность утвердиться в себе, высказать своё мнение, поспорить, а отсюда повышается познавательная активность и творческая самостоятельность школьников.

        Данный урок активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" ( 1 класс)

Урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" (1 класс) УМК: "Школа России"...

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....

Урок окружающего мира в 1-ом классе "Кто такие птицы извери"

Презентация для урока окружающего мира в 1-ом классе по теме "Кто такие птицы и звери" (по учебнику А.А.Плешакова)...

конспект урока по окружающему миру с презентацией 3 класс "Кладовые земли Тюльганской"

Растительный мир, животный мир, родники, полезные ископаемые Тюльганского района Оренбургской области....

Конспект урока по окружающему миру в 1-ом классе «Кто такие птицы?».

Конспект урока по окружающему миру в 1-ом классе «Кто такие птицы?». Программа "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе "Кто такие звери"

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе "Кто такие звери" ....

Конспект урока по окружающему миру с презентацией. 2 класс. Тема: "Опасные незнакомцы".

Конспект урока по окружающему миру с презентацией. 2 класс. Тема: "Опасные незнакомцы"....