конспект урока по окружающему миру с презентацией 3 класс "Кладовые земли Тюльганской"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Растительный мир, животный мир, родники, полезные ископаемые Тюльганского района Оренбургской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovye_zemli_tyulganskoy.docx38.51 КБ
Office presentation icon 1kladovye_zemli_tyulganskoy.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:

3класс.

Тема:  «Кладовые земли Тюльганской».

Цели урока: ознакомить с разнообразием природы родного края и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; развивать творческие способности; формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные

Определять цель урока, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Метапредметные

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Образовательная:

-изучение условий жизни родного края;

-изучение экологической проблемы Земли;

Развивающая:

-развитие умений применять знания на практике;

-развитие познавательной поисковой деятельности;

-развитие воли и самостоятельности.

-формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

-формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе)

-формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

     Воспитательная:

     -воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,

-воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;

-воспитание дисциплинированности;

-воспитание умений работать в группе, в коллектив;

-воспитание эстетических взглядов

-воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.

Задачи: формировать представление учащихся об экологической грамотности.

-развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

-воспитание гуманности.

                                                              Ход урока: 
1.Организация класса: 

11Постановка учебной задачи .

- Отгадайте загадку:

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…                    Ответ: Земля

- Правильно, молодцы.

-Ребята, о чём это стихотворение? ( о планете Замля)

- Сегодня мы будем говорить о нашей планете – Земля.

- Наша планета – наш дом.

                                                                              Запись на доске:

Неповторимая, родная,

уникальная, живая,

Полная загадок и чудес.

И Солнце, даже

чудо – Солнце,

Землёй любуется с небес!

- Ребята, почему - неповторимая?

 – Родная?

- Уникальная?

– Живая?

- Чьим общим домом можно назвать Землю?

- Посмотрите на слайды.     СЛАЙД. Тюльган.

- О чём мы сегодня будем говорить? (познавательная задача)

- Правильно о нашем Тюльгане.   И не просто  о Тюльгане, а о богатстве нашего района, о его кладовых.

- Тема нашего урока?

-Правильно, «Кладовые Земли Тюльганской»   Запись на доске.

- В стихотворении А. Катаева «Гимн Тюльгана» есть такие слова «Тюльган родной, природный кладезь», как вы понимаете слово кладезь – клад?

- В словаре Ожегова слово КЛАД означает -  Зарытые, спрятанные где-нибудь  ценности.          СЛАЙД.

- Мы  будем искать  кладовые  земли Тюльганской.

-Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся с вами в путешествие по  тропам нашего района в поисках клада земли Тюльганской.  Обычно клад прятали в сундуках, вот и мы постараемся собрать вот в этот сундучок информацию о кладовых земли Тюльганской.

111. Беседа о правилах поведения в природе. 

- Когда мы отправляемся на природу мы должны соблюдать правила поведения в природе.

- Ребята, как нужно себя вести в гостях у природы? 
Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет; консервная банка – более 30, полиэтиленовый пакет – более двухсот, стекло – более тысячи лет.

- Как нужно относиться к природе?   (бережно и т.д.)

-Давайте разделимся на группы. Каждая группа получает своё задание.

Первая станция:  «Растения».      СЛАЙД.

(Дети выполняют задание в группе, делают сообщения).

Карточка.

Загадка:

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с ... (Малиной)

Сообщение с заданием о малине:

- Вставьте пропущенные слова.

…………. – это многолетнее растение.  Колючие кустики ………….. настолько обычны и привычны, что мы замечаем их только в конце июля, когда поспевают ягоды. С древности сушёными ягодами, цветочками и верхушками побегов лечили простуду. В ………. содержатся витамины А,В,С. Из ягод получают вкусное варенье, компот, желе.

Карточка

Загадка

Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить.          (Шиповник)

Сообщение с заданием о шиповнике.

- Вставьте пропущенные слова

…………..(дикая роза) – это колючий кустарник из семейства розоцветных. Цветёт …………..особенно красиво. Плодами являются гладкие, мясистые ягоды красного, оранжевого и других цветов. ………….богат полезными веществами, особенно аскорбиновой кислотой. Её в ………….. примерно в 10 раз больше, чем в черной смородине, и в 100 раз больше, чем в  яблоках. Напитки из …………… не только лечебные, но и вкусные.  Можно его собирать и сушить.. А когда-то плоды ………… были большой редкостью, их обменивали на дорогие ткани и соболиные меха.

- Вы встречались с этими растениями?

- Пользовались?

- Где, когда?

- Какие еще лекарственные растения нашего района вы знаете?

- Крапива, мать и мачеха, подорожник, ромашка и другие. Распространены  более 80 видов лечебных трав - практически все лекарственные растения Оренбургской области.

- Пополним наш сундучок знаниями о растениях.

Вторая  станция: «Родники.»                                 СЛАЙД.

(Дети выполняют задание в группе, делают сообщения).

Карточка.

Загадка.

Он бьет фонтаном из земли.

Впадает в русло он реки.

Из недр земных он к нам проник.

И все зовут его ...

                                              Ответ: Родник.

Задание: Собрать пазлы (фото родника).

- Все знают, что вода в жизни человека и природы играет огромную роль. Без воды не было бы жизни.

- В нашем районе много родников. Сегодня мы поговорим лишь о некоторых из них.

- В кранах вашего водопровода течёт вода,  из какого родника?

- Красный родник.        СЛАЙД.

- Почему родник получил такое название?

- Название Красный   родник получил, потому  что красная гора и  дно его выстлано красным плитняком (плоские красные камни).

- Какие  ещё родники вы знаете?

СЛАЙД.

- Я думаю, что многим из вас известен Ольгинский родник, который расположен недалеко от села Репьёвка. Этот родник назван в честь святой  великомученицы Ольги. Недалеко от этого родника был хутор Ольгинка, которого сейчас нет. Сейчас его благоустройством занимается депутат районного совета Кучерук Анатолий Григорьевич.

СЛАЙД.

- Очень знаменит Серебряный родник  даже за пределами нашего района. Я думаю, что многие из вас там побывали.  

- Кто из вас был на этом роднике?

- Ребята, а как вы думаете, чем он знаменит?

- Круглый год температура воды в роднике + 4 градуса. Родник с чистой, содержащей серебро водой.

- Какую роль играют родники в природе?

- Что нужно делать, чтобы родники не пропали?

- А вы бережно используете воду?

- В нашем районе проходят акции «Живи родник» по благоустройству родников.

- А вы принимали участие в этой акции?

- Пополним наш сундучок знаниями о родниках.

-Вот эта вода из с Красного родника.

- Ребята, одним на родники ходить нельзя. А когда будете у родника вместе со взрослыми, обязательно почистите родник.

Третья станция «Полезные ископаемые»             СЛАЙД.

- Каким полезным ископаемым  знаменит наш посёлок Тюльган?

- Как называется это полезное ископаемое?

 (Дети рассматривают полезное ископаемое, передавая по партам.)

- Современная наука доказала, что бурый уголь образуется от торфа, а торф – органического происхождения. Свойство этого полезного ископаемого: бурый, твёрдый, хрупкий. Основное его свойство: горючесть.

Способ добычи: открытый способ. Применение: топливо. Месторождение ( место добычи): Тюльган.

Сообщение с заданием: Вставьте пропущенные слова.  (выполняем вместе)

 СЛАЙД.

- О каком полезном ископаемом идёт речь?

Под давлением верхних слоёв, при определённой температуре торф, спрессовывался и постепенно превращался в ………….    ………  Это твёрдое полезное ископаемое используется как местное топливо, а также как химическое сырьё.  


- Тюльганское месторождение бурого угля было открыто в 1946 году геологом М. К. Онушко. Наш угольный разрез был открыт в 1953 году и практически сразу законсервирован на 15 лет. Горные работы там начались только в 1977 году, разрез заработал в 1982 году. В период с 1986 по 1992 годы добыча угля достигала 3,4 млн тонн в год. В то время директором разреза был Г. А. Рубайло.

- Открытие угольного разреза поспособствовало строительству рабочего посёлка Тюльган.  СЛАЙД.

- Ребята, а вы знаете, как раньше назывался Тюльган?

- Место, где сейчас расположен Тюльган, раньше в народе называлось Маракино поле. Существует две версии появления этого названия: по первой – так звали пастуха, который пас здесь скот, по второй – это была фамилия помещика, который владел этой землёй.

- Ребята, а какими полезными ископаемыми богат наш родной край?

- Район располагает месторождениями кирпичных глин – Тугустемирское, Тюльганское, Куплянское, Козловское, песчано – гравийной смеси Козловское, известняка – Сипрякское, гипса – Разномойское.

- Пополним наш сундучок знаниями о полезных ископаемых.

Четвёртая станция: «Животный мир».           СЛАЙД.

- Множество животных летает, ползает, прыгает по нашей благодатной Тюльганской земле, в её лесах, степях. Все они интересны – от маленьких мышей до огромных лосей и медведей. Многих животных человек встречает очень редко, так как они живут в малодоступных местах. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.  

Карточка.

Загадка.                                СЛАЙД.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

                                             (Заяц)

- Сообщение с заданием о зайце.                            

- Вставьте пропущенные слова.

При возникновении угрозы скорость ……. может достигать 80 км/ч. А способность внезапно изменять направление бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от преследования врагов: волкалисицысовы и т.д.

……. хорошо бегают вверх по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем.

Карточка.

Загадка.                             СЛАЙД.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

                                                      (Рысь)

Сообщение с заданием о рыси.                            

- Вставьте пропущенные слова.

Продолжительность жизни ……..около 15 -20 лет.  В сутки это животное способно пройти около 30км. На охоту …… выходит в сумерках или ночью. Эти животные являются опасными хищниками, но они зачастую охотятся за больными обитателями леса. Скорость …….. около 20 км в час, а во время стремительного броска скорость ……… может достигать 40 км в час.

- А какие животных нашего края нам известны?

- Пополним наш сундучок знаниями о животных.

 

Пятая станция : «Памятники природы.»     (сообщает  учитель)

- В нашем неповторимом родном крае 26 памятников природы. 20 из которых областного, 4 – республиканского, 2- местного значения. Особо охраняемые природное наследие района. Памятники природы отличаются разнообразием ландшафтов: горные и равнинные, лесные и степные, геологические и гидрологические.

- Это:

Тюльганская Большая Шишка (г.Олимп)        СЛАЙД.

В 1,5 км к югу от пос.Тюльган. Ландшафтный памятник природы. Хорошо видимый ориентир, шихан с отметкой 458 м, поросший дубовым лесом. Место произрастания лилии кудреватой (занесена в Красную Книгу России), ландыша майского, девясила высокого.

Входит в "Перечень особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области"

- А вы знаете, где находится эта гора?

Гора Накас.      СЛАЙД .

        В 5,5 км к западу от с.Алмала. Интереснейший ландшафтный памятник природы района.

Гора Накас – высшая точка Оренбургской области (667,6 м) входит в систему лесистых увалов-хребтов, объединяемых под общим названием «Хребет Накас». Вершина горы плоская, плавно переходит в покатые склоны, изрезанные долинами ручьев.

Входит в "Перечень особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области"

        

Ташлинский лесопарк Тимашева.  СЛАЙД .

Северная окраина с.Ташла. Посадки лесных культур, созданные известным российским государственным деятелем Тимашевым в конце XVIII, окончательно оформленный во второй половине XIX века. Лесокультурный памятник природы.

Основные древесные породы – сосна обыкновенная, клен остролистный. Также представлены пихта, дуб черешчатый, тополь дрожащий, береза повислая, ель, лиственница, берест.

Входит в "Перечень особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области"

- В усадьбе Тимашева на протяжении нескольких лет в начале июня проходят Пушкинские чтения.

Красный Шихан.   СЛАЙД .

В 5 км к юго-востоку от с.Ташла. Ландшафтный памятник природы, один из самых приметных природных объектов на южной окраине Малого Накаса. Красный Шихан – крайний восточный и самый высокий холм на водораздельной гряде между р.Ташлой и небольшим ее правобережным притоком – сухим в летнее время логом. Абсолютная отметка вершины 388,0 м.

- Знаменит этот памятник природы тем, что в склонах горы видны отложения триасового периода мезозойской эры.

- А какие животные господствовали на земле в этот период? (динозавры)

Входит в "Перечень особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области"

- Сегодня вы получили короткую информацию об нескольких памятниках. У каждого из вас на столах лежат карточки с названиями природных памятников нашего края. Дома пользуясь интернет ресурсами, библиотекой, страницами районной газеты «Прогресс – Т» вы найдёте подробную информацию об одном из этих памятников и приготовите сообщение на следующий урок.

- В этом году в каждом номере районной газете «Прогресс- Т» на последней странице печатаются легенды о природных памятниках нашего района почитайте.

IY. Итог. Рефлексия.

- В сундучок мы собрали маленькую частичку кладовой земли Тюльганской. Впереди у вас много работы, я уверена, что вы его будете пополнять.

- Что люди делают со своим богатством? (хранят)

- И мы должны охранять кладовые земли Тюльганской: растительный, животный мир, водные ресурсы, полезные ископаемые.

- Как называется наука охраняющая природу?

-   Существует целая наука, которая называется  «Экология». 2017 год по указу  президента Владимира Владимировича Путина объявлен годом экологии.

- Ребята, давайте создадим  (природоохранные знаки) запрещающие знаки, как нельзя вести себя,  отправляясь на природу. У вас на столах лежат заготовки для аппликации. Воспользуйтесь ими.

- Расскажите, что означает ваш запрещающий знак. Прикрепите его на доску.

- Где богатства нашего урока?       СЛАЙД

-Какая наша планета? (уникальная, родная и т. д.)

- Гости нашего района называют нашу землю маленькой Швейцарией, так давайте будем ей гордится.

- Дома повторите параграф в учебнике на странице 8 – 9 «Земля - наш общий дом»

- Оцените свою работу на уроке, с каким настроением вы уходите с урока. Положите в сундук с сокровищами, который мы пополняли весь урок золотыми монетами  и серебряными. Вам было скучно не интересно серебряную монету, вам было интересно у вас хорошее настроение золотую монету.

- Ребята, спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется… Земля

Слайд 2

Тюльган .

Слайд 3

«Растения». Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с ...

Слайд 4

Я кустарником расту, Цветом розовым цвету. У меня красны плоды, А на веточках – шипы. Плоды летом собирают И сухими сохраняют, Чтоб потом их заварить И отвар целебный пить.

Слайд 5

«Родники.» Он бьет фонтаном из земли. Впадает в русло он реки. Из недр земных он к нам проник. И все зовут его ...

Слайд 6

Красный родник.

Слайд 7

Бурый уголь

Слайд 9

«Животный мир». Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы.

Слайд 10

«Памятники природы.» Тюльганская Большая Шишка (г.Олимп)

Слайд 11

Гора Накас

Слайд 12

Ташлинский лесопарк Тимашева.

Слайд 13

Красный Шихан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс "Спутник Земли - Луна".

Урок окружащего мира для 2 класса. На уроке происходит закрепление знаний о планетах Солнечной системы и изучение сутника Земли -Луны. Урок построен в форме путешествия на Луну, прикреплена презентаци...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"

Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе:"Земля- планета"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе....