использование ИКТ в деятельности старшей вожатой
методическая разработка на тему

Анохина Светлана Вячеславовна

Материал по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_d-ti_st_vozh.docx58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных  технологий        в работе старшей вожатой

Работа по теме самообразования

старшей вожатой                                                                                     1 квалификационной категории                                          МОБУ «НОШ № 11»                                                       Анохиной Светланы Вячеславовны

2013-2014 учебный год


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 2      

   Глава 1. Знакомство с информационно-коммуникационными технологиями………........4

  1. Обзор ИКТ………………………………………………………………………………..4
  2.  Необходимость оценки ИКТ-компетентности………………………………………..4
  3.  ИКТ-компетентность в мировой практике……………………………………………5

  Глава 2. ИКТ и деятельность старшей вожатой……………………………………………...6

     2.1. Возможности использования  ИКТ ……………………………………………………6

     2.2. Опыт использования ИКТ в ШДО республика «СМАК»……………………………7

Заключение……………………………………………………………………………………...10

Перечень учебно-методического обеспечения……………………………………………….11

Введение

Уровень и качество образования  определяют развитие страны – ее экономику, качество жизни людей, место в мировом сообществе, безопасность, социальные достижения. Диспропорция между декларируемым высоким уровнем российского образования, которое считалось нами едва ли не лучшим в мире, и низким уровнем жизни, социальной, правовой, коммуникационной безграмотностью населения, потерей интереса к получению образования – все эти глобальные проблемы имеют свои корни именно в системе образования, а не в личностных и профессиональных качествах конкретного учителя.

Экстенсивный путь развития образования, воспитания, увеличение полученных знаний за счет расширения перечня изучаемых тем и предметов можно считать исчерпавшим свои возможности.

Какой же выход из ситуации? Переход на другой – интенсивный – путь развития образования и воспитания. Такой путь, в первую очередь, требует изменения в самих методах образования, поиске других, менее декларативных способов подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания, вот наиболее перспективное направление развития учебно-воспитательного процесса.

 При таком подходе происходит смещение центра образовательного процесса от получения готовых, декларативно-правильных сведений и заучивания их к получению навыка поиска, обработки и трансформации информации от одной формы к другой.

Последнее время, с распространением персональных компьютеров прогрессирует приобретение знаний через Интернет и специальные учебные компьютерные программы. Первый из этих источников особенно нуждается в оценке доверия к полученным знаниям. Вопросы доверия к источникам получения информации вообще в традиционных методиках преподавания не обсуждаются. Нужно отметить влияние Интернет и средств массовой информации на понимание учеником картины мироздания. Искажения и ошибки вольно или невольно допущенные авторами документов и программ, ведущими шоу, корреспондентами и обозревателями и другими, способны воздействовать на адекватность восприятия реальности. Отстраненность школьного образовательного процесса от подобных проблем приводит к противоречиям в знаниях, полученных из разных источников, недоверию к полученным знаниям и т. п.

 Включение в реальный учебно-воспитательный  процесс разных источников получения информации, оценка доверия этим источникам знаний, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, должно привести к возрастанию самостоятельной работы учащихся.

В новых публикациях на эту тему, подготовленных педагогическими ассоциациями, отмечается, что ИКТ могут использоваться в школах более эффективно.

Цель работы – рассмотреть использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности старшей вожатой.

Её достижение возможно через решение следующих задач:

  • изучение литературы по данному вопросу;
  • рассмотрение возможностей  эффективного использования ИКТ в профессиональной деятельности;
  • ознакомление с результатами использования ИКТ в профессиональной деятельности.

Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии.

Объект исследования – деятельность старшей вожатой (воспитательное пространство детского объединения).

Работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, перечень учебно-методического обеспечения.

Глава 1. Знакомство с информационно-коммуникационными технологиями

  1.  Обзор ИКТ

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.

Относятся:

  • Интернет,
  • компьютерное оборудование,
  • электронная почта,
  • мультимедийные средства,
  • программное обеспечение и пр.

Все информационные и коммуникационные средства, которые используются в сфере образования, можно поделить на два вида:

  • программные,
  • аппаратные.

К аппаратным средствам можно отнести компьютер, принтер, проектор. Компьютер – это универсальное устройство, предназначенное для обработки информации. Благодаря принтеру можно зафиксировать на бумаге созданную или найденную информацию.

В термине ИКТ можно заметить определенную повторяемость, ведь присутствие коммуникаций автоматически приводит к обмену информацией, а обмен информацией предполагает использование коммуникаций.

  1. Необходимость оценки ИКТ-компетентности

 В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Значительные средства тратятся на компьютеризацию школ. Однако само понятие "компьютерная компетентность" остается достаточно расплывчатым. Можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни?

 На все эти вопросы нужно ответить отрицательно. В большинстве школ компьютеры используются просто как современные аналоги традиционных пишущих машинок, калькуляторов или проекторов. Многие их возможности вовсе не используются или используются лишь в минимальном объеме.

  1. ИКТ-компетентность в мировой практике

 Известно, что в 2000 г. Европейский совет поставил цель адаптировать европейское образование к потребностям общества. В связи с этим был сформулирован набор основных умений, которыми должен овладеть человек в результате обучения на протяжении всей жизни.

 Одной из компетентностей, рассматриваемых в программе, является “цифровая компетентность”. Она подразумевает уверенное и критическое использование электронных средств массовой информации для работы, досуга и общения. Эта компетентность основана на логическом мышлении, высоком уровне владения управлением информацией и высокоразвитым мастерством общения.

 На базовом уровне ИКТ-мастерство включает в себя использование информационных технологий современного общества (компьютерных, мультимедийных, Интернет, электронных средств массовой информации, банкоматов, мобильных телефонов и т.п.) для поиска, доступа, хранения, выработки, представления и обмена информацией, а также коммуникацию между людьми и работу с Интернетом.

Глава 2. ИКТ и деятельность старшей вожатой

2.1. Возможности использования ИКТ

Использование компьютерных технологий является не влиянием моды, а необходимостью, диктуемой сегодняшним уровнем развития образования и воспитания.

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.

Основные «плюсы» в использовании технологий:

  • наглядность,
  • доступность,
  • относительно низкие затраты,
  • компактность.

Что можно  выполнить благодаря данным технологиям?

  • работа со звуком: запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;
  • работа с видео: запись (съемка), обработка, видеомонтаж;
  • работа с графической информацией: сканирование, обработка, создание собственных графических проектов;
  • работа с мультимедийными программами и создание разнообразных учебных и воспитательных тематических презентаций;
  • работа с учениками по подготовке и проведению  мероприятий в школьном детском объединении.

Использование ИКТ позволяют сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Для интеллектуального развития воспитанников ИКТ  дают возможность:

1. Сделать воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Расширить возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Сделать воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

4. Расширить возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

5. Позволить качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

6. Способствовать эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Для духовно-нравственного развития дают возможность:

  1. Обеспечить наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
  2.  Сделать процесс воспитания более привлекательным для учащихся, повысить интерес к мероприятиям.

3. Способствовать адаптации ученика в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

4. Позволить качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

5. Способствовать эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

6. Обеспечить наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

7. Сделать процесс воспитания более привлекательным для учащихся, повысить интерес к мероприятиям.

8. Способствовать адаптации ученика в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

2.2.  Опыт использования ИКТ в ШДО республика «СМАК»

На протяжении многих лет в школьном детском общественном объединении республика «СМАК»  старшая вожатая использует ИКТ.

Рассмотрим это более подробно.

  1. Разработка сценариев мероприятий,  сопровождающихся презентациями, роликами, например: фестиваль «Песни, опалённые войной», «Посвящение в первоклассники»,  фестиваль «В гостях у Сказки», шоу-программа «Минута славы», проекте «Голос» и т.д.
  2. Разработке сценариев мероприятий, в которых воспитанники детского объединения оказывают помощь при проведении: литературно-музыкальные композиции, посвящённые Дню пожилого человека, Дню учителя, Дню родной школы.
  3. Формирование фотоархива проведённых мероприятий. Фотографии объединяются по месяцам учебного года, используются при выпуске школьной газеты, при оформлении информации на сайт.
  4. Формирование текстового архива проведённых мероприятий, документации.
  5. Участие воспитанников детского объединения  в конкурсах фотографий, например,  всероссийский конкурс «10 кадров» (вожатая выступила как руководитель конкурса).
  6. Участие в конкурсах, где  допускается использование презентаций,  например, всероссийский конкурс «Инновационные методы преподавания гуманитарных дисциплин», городской конкурс «Моё педагогическое кредо»  (вожатая – участник).
  7. Выпуск школьной газеты «Вести от СМАКа» ежемесячно.
  8. ИКТ выступает как средство поиска информации (текстовой, музыкальной).
  9. Используется как музыкальное сопровождение.
  10. Оформление грамот, дипломов для проводимых конкурсов, мероприятий.
  11. Является средством обработки информации (фотоизображений, текстовой, статистической информации, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности). Например, при анализе деятельности, составлении справок, отчётов.
  12. Выступает  как средство коммуникации (электронная почта).
  13. Помогает при оформлении уголков  школьного детского  объединения.
  14. ИКТ – это  огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры. Например, на кружке «Юный журналист», руководителем которого является старшая вожатая, учащиеся учатся оформлять газету, практически закрепляют изученные темы, осваивают программу Microsoft Publisher.

Безусловно, чаще всего в детском объединении ярким примером использования ИКТ  является создание мультимедийных презентаций. Они используются как обозначение темы, фоновое сопровождение, иллюстративный материал при проблемных ситуациях и т.п.

Итак,  опыт использования ИКТ в деятельности детского объединения республика «СМАК» является достаточно глубоким и разнообразным, способствует улучшению воспитательного процесса, а также всестороннему развитию учащихся.

Заключение

Таким образом, формирование компьютерной компетенции позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов. Современное компьютерное оборудование выступает как мощное  средство организации и оснащения воспитательного процесса.

Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию.

Следовательно, применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов и не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей, что  способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, в детском объединении, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе и детском объединении, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Использование ИКТ в воспитательной работе/ Абрамова М.В. /http://rcpohv.ru/post/open/152
  2. Использование ИКТ технологий во внеурочной воспитательной деятельности/Шабанова Елена Игоревна/http://wiki.ippk.ru
  3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-436040.html
  4. http://elhow.ru/ucheba/informatika-i-ikt/opredelenija-po-informatike/chto-takoe-ikt
  5. http://blogs.mdpu.org.ua/osadchiyvv/2012/01/23/rol-ikt-v-vospitatelnom-processe/
  6. http://io2.nios.ru/index.php?rel=26&point=19&art=480


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы старшей вожатой 2014 год

перспективный план работы старшей вожатой 2014 год...

Проект на тему: Использование интерактивных игр для развития речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушением речи.

Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу дол­жны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быт...

План воспитательной деятельности по направлениям старшего вожатого на 2018 – 2019 учебный год в МКОУ "Школа № 20" г. Пласта

План воспитательной деятельности по направлениям старшего вожатогона 2018 – 2019 учебный годв МКОУ "Школа № 20" г. Пласта...

План работы старшего вожатого на 2021-2022 учебный год.

План работы старшего вожатого на 2021-2022 учебный год....

План работы старшей вожатой 2019-2020 г

Личностное, интеллектуальное и творческое развитие учащихся.Организация участия в жизни школы и села.Освоение навыков самоорганизации.Освоение жизненных и учебных навыков, активизация самостоятельного...