Проект на тему: Использование интерактивных игр для развития речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушением речи.
проект по логопедии по теме

Виноградова  Яна Андреевна

Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу дол­жны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. Ведь в школе всё обучении строится в большей степени на речевом объяснении. Определенные трудности в усвоении основной общеобразовательной программы в начальной школе испытывают дети с нарушениями речи, так как недостатки речевого развития, так или иначе, сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Ведь речь вступает в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами и в главной степени с мышлением. Поэтому у детей с нарушением речи уровень развития речемыслительной деятельности значительно отличается от такового у детей с нормальным речевым развитием, что свидетельствует о необходимости коррекционной работы в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополек» села Чапаево»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Проект на тему:

Использование интерактивных игр для развития речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушением речи.

учитель-логопед

Гуляева Яна Андреевна,

Корсаковский городской округ

с.Чапаево

2017



Предварительный просмотр:

Введение

На сегодняшний день острой проблемой для детских садов общеразвивающего вида становится увеличение количества детей с нарушениями речи, это вызывает определенные трудности в освоении ими общеобразовательных программ.

Неполноценная речевая деятельность, как правило, накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Связь между речевыми недостатками и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности речемыслительной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дошкольники с нарушением речи  отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Вследствие чего, поступая в школу у детей выявляются серьезные проблемы, которые тормозят процесс обучения. Так как я работаю и в школе, то мне не раз приходилось наблюдать учеников 1 класса интеллектуально пассивных, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. 

Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, соответствовал современным техническим возможностям, способствовал гармоничному вхождению ребенка в информационное общество, на занятиях мы активно используем информационно-коммуникативные технологии (далее ИКТ). Ведь ИКТ призваны стать неотъемлемой частью образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Поэтому, применение новых технологий способствующих  своевременному, полноценному и гармоничному развитию дошкольников, приобретает особую актуальность, а развитие речемыслительной деятельности, выступает как важный фактор готовности к школьному обучению. 

Актуальность проекта определила его основную цель: Повысить уровень речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи, посредством интерактивных игр, разработанных самостоятельно в программе PowerPoint, с целью получения положительных результатов в подготовке детей к школьному обучению.

Основные задачи проекта:

  • Проанализировать степень сформированности речемыслительной деятельности у детей с нарушением речи.
  • Определить основные методы, формы и направления по развитию речемыслительной деятельности дошкольников.
  • Развивать речемыслительную деятельность на логопедических занятиях, используя информационно-коммуникативные технологии.
  • Проследить динамику развития речемыслительной деятельности  в конце учебного года.

Этапы реализации проекта:

Этап

Содержание этапа

1

Диагностический

Изучение актуального состояния речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушением речи.

2

Продуктивный

Осуществление образовательной деятельности по реализации проекта, а именно систематическое, направленное развитие речемыслительной деятельности на логопедических занятиях.

3

Результативный

Сравнительный анализ показателей речемыслительной деятельности в начале и конце учебного года.

Ожидаемые результаты в итоге логопедической работы по развитию речемыслительной деятельности у старших дошкольников :

1. В достаточной мере развита речемыслительная деятельность.

2. Устранены или компенсированы нарушения речи.

3. Сформирована готовность к школьному обучению.

Теоретический аспект речемыслительной деятельности

Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.

Именно в этом возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление или речемыслительную деятельность.

Речемыслительная деятельность – это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно - следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями.

Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. Ведь в школе всё обучении строится в большей степени на речевом объяснении. Определенные трудности в усвоении основной общеобразовательной программы в начальной школе испытывают дети с нарушениями речи, так как недостатки речевого развития, так или иначе, сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Ведь речь вступает в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами и в главной степени с мышлением. Поэтому у детей с нарушением речи уровень развития речемыслительной деятельности значительно отличается от такового у детей с нормальным речевым развитием. О чем также свидетельствуют данные клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко, Л.В. Яссман и др.) около 50% из числа неуспевающих школьников – дети с нарушением речи.

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. В группу для логопедической деятельности, в условиях общеразвивающего детского сада с. Чапаево зачисляются дети со следующими заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 3, 4 уровень речевого развития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в лексико-грамматическом строе речи.

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в еѐ звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий и четвертый  уровень речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развѐрнутой обиходной речи с элементами лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чѐткости, последовательности изложения, в нѐм отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными явлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Кроме того, все дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведѐт к появлению различного рода ошибок.

Исходя из вышесказанного, развитие речемыслительной деятельности у детей с нарушением речи рассматривается не только, как важный фактор, но и как необходимость, при этом мы должны понимать что – это процесс целенаправленной психолого–педагогической работы, поскольку высшие формы речи не формируются на основе подражания.

Учитывая наличие потенциальных возможностей для достижения более высокого уровня развития речемыслительной деятельности, разработка и применение специальных интерактивных игр и упражнений является одним из путей для практической реализации этих возможностей.

Практическая реализация проекта.

I. Диагностическая работа.

Целенаправленное обследование речемыслительной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы (12 чел) с речевыми нарушениями осуществлялось в период с сентября по октябрь 2016 г.

 Обследование речемыслительной деятельности включало:

1) Обследование речевой деятельности воспитанников:  

Для всестороннего обследования речи детей мы обратились к методике Крупенчук, оценивая в баллах каждый компонент речевой деятельности по следующим общим критериям:

5 баллов - правильно выполненные задания (с первой попытки), направленные на исследование того или иного компонента речевой деятельности;

4 балла – правильно выполненные задания, в ходе выполнения которых наблюдались небольшие затруднения, однако ребенок все же самостоятельно справлялся с ними без помощи педагога;

3 балла – получали воспитанники, которым требовалась стимулирующая помощь, после чего частично справлялись с заданиями;

2 балла – если воспитанник, несмотря на оказанную помощь с большим трудом  справлялся лишь с малой частью предложенных заданий;

1 балл – получали дети, которые пытались выполнить задания, однако даже с помощью педагогов с ними не справлялись;

0 баллов- если ребенок ни при каких условиях не пытался выполнить задания.

Направления обследования речевой деятельности:

  • Состояние словарного запаса: Игры «Назови предметы», «Подбери признаки и действия», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Семейка слов»;
  • Грамматический строй речи: Функции словообразования: Игры «Назови ласково», «Из чего – какое?», «Сравни предметы», функции словоизменения: Игры «Один - много», «Чего не стало?», «Расскажи об овощах», «Что чем делают?», функции согласования частей речи: Игры «Мой, моя», «Подбери предметы к признаку», «Веселый счет», «Расскажи, что где находится»;
  • Состояние связной речи: Игры «Составь предложение по картинке, по опорным словам», «Путаница» (деформированная фраза), «Составь рассказ по серии картинок»,
  • Состояние фонематических процессов: Игры «Поймай слово в ладошки», «Раздели слова на части», «Выдели первый звук в слове», «Назови звуки по порядку», «Слоги перепутались».

Максимальное количество баллов за обследование речевой деятельности составляло 20 баллов.

Обследование мыслительных процессов:

Для исследования была проведена подборка специальных методик, результаты которых также оценивались в баллах по следующим параметрам:

За каждое правильно выполненное задание без затруднений ребенок получал 5 баллов. Если возникали небольшие трудности  при выполнение задания, но ребенок все же самостоятельно справлялся с ним без педагогической помощи, то его работа оценивалась в 4 балла, дети, которым требовались дополнительные разъяснения, повторение инструкции,  после чего с заданием они все же справлялись, получали 3 балла, 2 балла получали дети, которым оказывалась помощь и, не смотря на это они с трудом справлялись с заданием, 1 балл получали дети, которые принимали помощь, пытались выполнить задание, но с его выполнением не справлялись, 0 баллов получали дети, которые отказывались от выполнения задания.

  • Белопольская Н.Л. «Четвертый лишний» цель: способность к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы: - Что здесь лишнее? Почему? Назови отличительный признак. - Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
  • «Классификация» Зегарник Б.В. цель: Уровень сформированности обобщения и отвлечения. Ребенку предлагается разложить по группам карточки с изображением животных, растений, различных предметов, по принципу, что к чему относится.  
  • «Аналитические задачи» Земцова О.Н. цель: понмание логических отношений, умение соотносить два суждения и делать вывод(словесно-логическое мышление). Детям предъявляется 2 сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая - с обратным) с интересным для них содержанием, например:

Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая - с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (Задача с прямым утверждением.)

Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой - шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (Задача с обратным утверждением.)

При выполнении задания оцениваются отношение к заданию, эффективность запоминания условия, умение соотносить два суждения для получения вывода.[1] 

«Простейшие дедуктивные умозаключения» У.В. Ульенкова цель: причинно-следственные связи, состояние устной речи, соотношение уровней развития мышления и речи. Ребенку в развлекательной форме предлагается две задачи-загадки, отгадав которые он должен будет сделать умозаключение.[2]

Так максимальное количество баллов за обследование мыслительной деятельности составило 20 баллов. При выполнении заданий также учитывалось отношение детей к заданию, наличие (или отсутствие) периода ориентировки в задании, способ решения, целенаправленность деятельности, сформированность операций пространственного анализа и синтеза и осуществление самоконтроля, и время выполнения задания.

Таким образом, в сумме максимальный показатель речемыслительной деятельности составил 40 баллов, что соответствует 100 % результату.

Средний показатель состояния речемыслительной деятельности в группе для логопедической деятельности общеразвивающего детского сада с.Чапаево «Тополек» .

II. Продуктивный этап работы.

Учитывая данные нашего обследования, мы разработали комплекс интерактивных игр, упражнений, направленных на развитие и активизацию речемыслительной деятельности, практическое использование, которых является своего рода профилактикой школьной  неуспеваемости.

Интерактивные игры позволяют обучать детей посредством активной интересной для них деятельности. На практике убедились, что в игровой форме процесс мышления протекает быстрее, новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. Разработанные нами игры является не только эффективным средством развития речемыслительной деятельности, но и решают ряд педагогических задач:

  • помогает ребенку научиться чему – то в легкой непринужденной форме;
  • создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции;
  •  создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение;
  •  повышают способность к произвольному вниманию, обостряют наблюдательность, помогают быстрому и прочному запоминанию. 
  • дают возможность раскрыть свои потенциальные возможности.
  • игры создают ситуацию успеха у всех детей, что являются важным условием для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. 
  •  ребенок чувствует себя более уверенным, не боится совершить ошибку, а если и совершает, то у него есть возможность осознать её, понять причины данной ошибки и исправить.
  • Интерактивные игры благотворно влияет на качество усвоения материала.

Для активизации и развития речемыслительной деятельности определили следующие направления работы:

1. Развитие  мыслительных операций  (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии.)

2. Развитие внимания к звучащей речи, речеслуховой памяти.

3.Развитие  планирующей и регулирующей функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).

4. Развитие умения понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов). 

Работа по данным направлениям ведется одновременно, т.е. комплексно, в нашем саду на логопедических занятиях в течение 2016-2017 учебного года.

При разработке заданий обязательно учитывали:

- максимальное присутствие речевой деятельности  ребенка в заданиях направленных на развитие мышления;

- все игры и упражнения подчинены принципу обоснованного ответа.

Серия интерактивных игр,  созданных в программе  PowerPoint адаптирована, как к интерактивной доске, так и к работе на компьютере. Все игры классифицированы по лексическим темам («Осень», «Дикие животные», «Домашние животные и их детеныши», «Зима», «Истории в картинках», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Профессии», «Весна», «Цветы», «Деревья» и др. в разработке), что позволяет без дополнительных сложностей выбрать нужную серию или отдельную игру и включить в содержание не только логопедического, но и других занятий воспитателя. Задания, направленные на развитие речемыслительной деятельности, так или иначе, способствуют формированию всех компонентов речевой системы: совершенствованию произносительных навыков,  развитию лексико-грамматического строя речи детей, развитию связной речи, расширяют кругозор, через ознакомление с окружающим миром в соответствии с лексической темой, а главным образом способствуют развитию словесно-логического мышления, формируют такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, классификация, анализ и синтез.

Каждая лексическая серия включает следующую подборку игр:

1. Игры-загадки -  «Хитрые загадки», «Догадайся», «Загадай сам» и др. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Загадки колоссально увеличивают  продуктивность работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи, а главным образом способствуют развитию словесно-логического мышления, слухового внимания, активизации и обогащению словаря, развитию связной речи.

2. Игры на выделение существенных признаков: «Четвертый лишний», «Что общего?», «Что забыл нарисовать художник?», «Чего не хватает?», -  развивают способность дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, ребенок учится сравнивать, обобщать, выделять, кроме того развивается речевая деятельность, зрительное внимание, словесно-логическое мышление, формируется  целостное восприятие предмета.

3. Игры-классификации: «Собери в корзинку: фрукты, овощи, грибы», «Назови детеныша», «Найди листочки», «Запасы зверей» и др. Являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря, воспитывают речевую активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

4. Игры-небылицы: «Быль – небыль», «Небылицы», «Перепутаница» и др. Небылица является плодом фантазии и воображения, которая позволяет ребенку расширить значительно границы существующей действительности, по новому посмотреть на каждый предмет, сделать мир интереснее, но в то же время учит ребенка отличать реальное от выдуманного, делать соответствующие умозаключения, развивает память, внимание, логическое мышление, воображение, связную речь.

5. Игры-метафоры: «Объясни выражение», «Объясни словечко» - способствуют развитию образного мышления, памяти, ребенок учится понимать скрытый смысл, развивается связная речь.

Так как развитие речемыслительной деятельности тесно связано со всей коррекционной работой логопеда, то совместно с играми я использую, такие электронные материалы как:

1. Презентации информационно-обучающего характера для родителей, детей, педагогов.

2. Презентации к занятиям на лексические темы для подгрупповой работы.

3. Презентации к занятиям по дифференциации и автоматизации звуков для индивидуально-подгрупповой работы.

Систематически включая в структуру занятия данные материалы, прежде всего  мы, руководствовались принципом от простого к сложному, принципом дифференцированного подхода, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Практика  работы  с  детьми  показала, что  содержание  занятий  должно быть насыщенным  и  не  слишком  простым.  Отдельные  занятия  должны быть взаимообусловленными,  плавно  перетекающими  из  одного  в другое.  Это  обеспечит уточнение  и  закрепление  полученных  знаний.  Работая над познавательным  процессом,  речь  становится  востребованной  и   активной.   Дети постепенно научаются выделять существенные признаки, анализировать, отгадывать загадки, как бы это странно не звучало,  отвечать на вопросы полным, обоснованным ответом, оформлять свои мысли в устной форме.  

Таким образом, использование интерактивных игр, в целом положительно сказалось на развитии речи и формировании речемыслительной деятельности воспитанников. Если в начале учебного года дети испытывали значительные трудности в решении задач, часто прибегали к помощи взрослого, быстро теряли интерес к заданию, то в итоге коррекционной работы  у воспитанников отмечалось положительное отношение к деятельности, ребята активно использовали речевые высказывания, т.е. логично и связно излагали свой ответ. Однако некоторые особенности все же отмечались: дети с ОНР использовали многократные пробы, анализируя их, приходили к верному решению задачи, у отдельных детей отмечались сомнения в возможности самостоятельного выполнения заданий, поэтому им требовалось больше времени на решение, отмечались трудности переключения внимания с одного задания на другое, но данные особенности можно объяснить наличием неблагоприятного анамнеза у этих детей, а также учитывая, что основным дефектом все же является запоздалое и неполноценное включение речи в развитие.

Исходя из выше сказанного, сравнительный анализ итоговой диагностики речемыслительной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы детского сада «Тополек» с.Чапаево   в в начале и конце учебного года в общем показал достаточно хороший уровень успешности выполнения заданий у большинства, что свидетельствует об эффективности проведенной работы и стимулирует нас на дальнейшее совершенствование и разработку таких игр. Ведь нам есть над чем поработать!

Сравнительный показатель речемыслительной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы с нарушением речи в начале и конце учебного года


[1] Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. – К.: Освiта, 1992. – 220 с.

[2] Прокопьева, Л.И. Психология и диагностика речевого развития детей: учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей / Л.И. Прокопьева. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2009. – 148 с.