Этикет или правила хорошего тона.
классный час на тему

Терентьева Наталья Викторовна

Классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества; использование ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_ili_pravila_horoshego_tona.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Терентьева Н.В.

Классный час: «Этикет или правила хорошего тона»

Цели:

•           образовательные: способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками; познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах; познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

•          развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.

•          воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.

•          социальные: формирование навыка сотрудничества.

 

Методы обучения:

•           словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;

•          частично – поисковый – выполнение работы в группах;

•          наглядно – образный – слайды презентации, отрывки из литературных произведений.

 

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества; использование ИКТ.

 

Оборудование: слайды, выполненные в компьютерной программе Power Point, , отрывки из литературных произведений, толковый словарь.

 

 

 

 

Ход мероприятия

 

 

Показ слайдов

І.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VІ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VІІ.

 

 

 

 

 

 

VІІІ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оздоровительная минутка.

(Дети стоят по кругу.)

Учитель: 

- Встаньте свободно, так чтобы вам было удобно. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза. Произнесите друг за другом слова «любовь», «добро», «мир».

Учитель

-  Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь день.

(Дети делятся на группы по словам Любовь, Добро, Мир, которые они говорили, и рассаживаются за парты.)

 

Мотивация.

(Для создания мотивации используется приём "появление гостя -  школьника с недовольным выражением лица.)

Учитель:

- Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети:

- Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель:

- Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

(Дети высказываются.)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- С возмущением Петя восклицает...

А кому нужны эти хорошие манеры?

Не все ли равно, как есть?

И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…

 

Введение понятия “этикет”. Историческая справка.

Учитель:

- Ответьте на вопросы:

1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

(Дети дают ответы.)

Учитель:

- Что для этого надо знать?

(Выслушиваются предположения детей.)

Учитель:

- Вы правы, называя правила поведения.  Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьёзное дадим определенье.

Учитель:

- А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель:

-Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным-давно... Для этого совершим путешествие во времени...

 

Учитель:

-Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём.

- Объясните понимание девиза.

 

Учитель:

-В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы - скромность, верность, покорность.

- Объясните своё понимание поведения людей данной эпохи.

 

Учитель:

- В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

(Учитель предлагает дать объяснение группам из перечисленных качеств, делает свой комментарий.)

 

Учитель:

- Последняя наша остановка во времени - недалёкое прошлое русского народа.

Учитель комментирует:

-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского языка на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование.

 

Работа в группах.

(Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало")

“Переводчики” №1.

… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

“Переводчики” №2.

… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

“Переводчики” №3.

…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

(Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения).

 

 

Оздоровительная минутка.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

 

Рефлексия.

Учитель:

-Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас. Что ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ?

(Дети высказываются.)

 

 Применение.

Учитель:

- Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"?

(Детям в группы предлагается задание "Этикет в пословицах") (на рабочих листах). Они по группам “расшифровывают” информацию, содержащуюся в пословицах, комментируют её для одноклассников.

 

Рабочий лист “Этикет в пословицах”.

Задание №1: соедините половинки пословиц.

1. Чего в другом не любишь,                                 а честь смолоду.

2. Береги платье снову,                                          того и сам не делай.                                   

3. Мил тот гость,                                                     а думай быть опрятным.

4. Не думай быть нарядным,                                 что недолго гостит.

Задание №2: объясните смысл пословицы.

 

Учитель:

- Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

Дети:

- Его называют культурным.

- Его называют воспитанным человеком.

Учитель:

- Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?

 

“Случаи из школьной жизни”

 

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

 

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

 

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

 

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

 

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

 

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

 

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

 

Итог.

Учитель:

- Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека. Дорогие друзья! Живите так, как будто перед вами зеркало, в котором вы видите своё отражение, своё поведение. Следуйте совету: “Будь  человеком какого угодно происхождения, держись каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят”.

 

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь.

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1.

«Гость».

 

 

 

 

 

Слайд 1.1.

«Близкие Пети В.»(Мама, папа, бабушка восклицают: «Ешь культурно!», «Как ты разговариваешь!», «Привыкай к хорошим манерам!».

Слайд 1.2.

«Реплики Пети».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

 

 

 

 

 

Слайд 4.

«Древний грек»

(Древняя Греция. Красивое поведение.)

 

Слайд 5.

Рыцарь и слова “XIV  – XVII век. Кодекс рыцарской чести”.

 

Слайд 6.

Джентельмен и слова “XIX век. Джентельмен с хорошими манерами”.

 

 

 

 

Слайд 7.

Пётр І.

“Юности честное зерцало.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 8, 9, 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Правила хорошего тона.

Внеклассное мероприятие для детей 2 класса, которое поможет учителю повторить с детьми правила хорошего тона, вежливые слова, узнать новые исторические факты....

Классный час Правила хорошего тона "Будь всегда вежливым"

Классный час в 3 классе "Будь всегда вежливым"...

Статья "Нездоровые правила хорошего тона".

Как противостоять негативным эмоциям, если они всё-таки нас посетили? Дать выход охватившему нас чувству или безжалостно подавит его в себе?...

Правила хорошее тона

Инструктажи: по правилам поведения в школе и по правилам дорожного движения...

Конспект урока на тему "Правила хорошего тона"

Тема:  Правила  хорошего тонаУрок 3Цель: Создать благоприятные условия для  повышения мотивации  у обучающихся  к изучению хороших манер, доброжелательности.Задачи:...