"Художественное творчество как средство гармоничного духовно-нравственного развития обучающихся ЦДТ"
статья на тему

Привлечение детей к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx61.33 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное творчество как средство гармоничного духовно-нравственного развития обучающихся ЦДТ

Рарич Светлана Витальевна

педагог дополнительного образования

БОУ ДО «ЦДТ»

Тарского муниципального района

 Омской области

        Социально-экономические преобразования в современном российском обществе, наряду с положительными изменениями, привнесли в нашу жизнь массу негативных последствий, привели к культу материального и забвению духовного начала. Современные ученики всё чаще стремятся получить глубокие знания, необходимые для успешного поступления в ВУЗы, проявляя при этом духовную и морально-нравственную опустошённость. Многообразие знаний не помогает ребёнку ответить на интересующие его вопросы, не дают нравственных критериев поступков, не обогащают души детей. Еще в начале XX века русский философ и ученый И.А. Ильин предостерегал: "Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его".

        Необходимость приобщения подрастающего поколения к вечным истинам и духовным ценностям на сегодня очевидна. Особую роль в этом играет художественное творчество. Привлечение детей к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: "Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного".

      Занятия декоративно-прикладным искусством, призванные обогатить душу ребёнка и разбудить в нём нравственные чувства, должны ориентироваться на развитие творческого начала в художественной деятельности детей. В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение: "творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей", то есть - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, создание того, что еще не существовало. Видимо поэтому многие психологи до последнего времени утверждали нецелесообразность понятия "детское творчество", ведь дети не создают ничего нового, общественно значимого, не совершают открытий. Но ребенок открывает себя и это является двигателем его творческого потенциала. Дети эмоциональны, на волне эмоций они постоянно ищут, пробуют, исследуют, и эта деятельность для них - творческая, путем проб и ошибок они достигают результата, и главное создать такие условия, чтобы и процесс, и результат радовали их. Такие условия призвана создавать мастерская  "Волшебные бисеринки" Центра детского творчества.

             Художественное проектирование и моделирование в рамках дополнительной программы «Креативное рукоделие»  формирует и развивает образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительную память, то есть способствует разностороннему психическому развитию ребенка. Программа «Креативное рукоделие» состоит из разделов: «Бисероплетение», «Обработка кожи», «Декупаж», «Пейп-арт» и «Работа с пластиком». Группы, в которых занимаются дети создаются по видам художественного творчества, сформированных в зависимости от интересов детей (Рисунок 1).

              Обучающиеся мастерской  могут по желанию менять группу и направление работы, что дает возможность каждому ребенку попробовать себя в различных видах художественного творчества, не замыкаясь на одном из них.

Рисунок 1.

    Работа мастерской строится на применении развивающих образовательных технологий, опирающихся на педагогику сотрудничества, сотворчества ребёнка и педагога. Все это позволяет более полно выявлять и развивать индивидуальные творческие способности детей, приобщать их к многообразной художественной деятельности, создавать условия для саморазвития и самореализации личности ребенка. Занятия в мастерской утверждают и стимулируют гуманистические отношения в детском коллективе, создают основу для построения гармоничных отношений ребёнка с окружающим миром.

          Работа в творческих группах развивает в детях способность учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, взаимопомощи. То есть у ребёнка формируется определённое нравственное саморегулирование: чувство совести, долга, ответственности. Выполнение творческих проектов способствует развитию адекватной самооценки, навыков самоорганизации и самоконтроля, стремления к нравственному саморазвитию и духовному обогащению. Занятия в мастерской воспитывают у детей чувство коллективизма и товарищества через выполнение масштабных коллективных работ - композиций, через коллективное обсуждение и оценку результатов, что приучает детей справедливо и объективно оценивать творчество свое и других, радоваться не только своей, но и общей победе. Художественное творчество не только способствует эстетическому воспитанию детей, оно духовно пробуждает ребенка и указывает ему, перед лицом грядущих трудностей, опасностей и искушений жизни, источник силы и утешения в его собственной душе.

         Духовно-нравственное развитие детей в мастерской "Волшебные бисеринки" осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является самореализация обучающихся через участие в творческих конкурсах, фестивалях, акциях тематически направленных на развитие духовности и патриотизма, возрождение народных традиций.

            Высокий результат, победа в конкурсе воспитывает в душе ребенка победителя, который будет обладать самоуважением и сможет утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, то есть - духовную личность, перед которой бессильны все соблазны и искушения.

        Особое внимание на занятиях уделяется духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций. В этой тематике было выполнено несколько разноплановых работ, которые оставили неизгладимый след, как в душах авторов, так и у зрителей. Обучающиеся мастерской на протяжении трёх лет принимают активное участие в районном фестивале «Пасхальная весна», межрегиональном фестивале православной культуры «Преображение», где ребята стали дипломантами. В 2011 году Достовалова Карина создала картину  из бисера "Спасский храм", с которой она стала дипломантом областного конкурса "Славянская буквица", а в 2013 году на этом же конкурсе победителями 3 степени стали Орлова Александра, Редькина Яна и Зейналова Сафия. Аплетаева Алина с научно - исследовательской работой " Преподобный Сергий Радонежский в творчестве русских художников " стала участником муниципальной научно-практической конференции школьников «Поиск», а Пономарёва Анна  стала дипломантом 1-й степени Международного открытого конкурса "Таланты России", дипломантом 1 степени  III Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ «Грани науки». Эта работа не только дала автору возможность узнать многое из истории бисероплетения и освоить технику выкладки бисера, но и стала фундаментом для освоения другими обучающимися этого старинного вида рукоделия. Достовалова Карина стала дипломантом II Рождественских чтений, посвящённых 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира. 

http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=772170600334&id=772170600334&plc=WEB&tkn=gWGYiy8O4Z7zqiasV6W-aOmLntQ   Областная творческая олимпиада «Знай Ка», 2015г

              Каждая из перечисленных работ - результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными, духовными ценностями и формирование собственной картины мира ребенка. Причем все это касается не только авторов, но и всех обучающихся мастерской, ведь они становятся первыми зрителями как результатов художественного творчества своих товарищей, так и мультимедийных презентаций, представляющих всю их предысторию.

     Практическая направленность творческих работ обучающихся повышает значимость их деятельности и позволяет поддерживать постоянную связь с социумом. В 2015 году обучающиеся мастерской создали волонтёрский отряд «Синий платочек», где  ребята принимают активное участие в акциях, проводимых в рамках Всероссийского движения общественно-активных школ (акция "Неделя добра" - выполнение подарков-сувениров ветеранам войны и труда). Всероссийские акции "Георгиевская лента", «Синий платочек» и  "Детство, опаленное войной"  - оформление платков с именами ветеранов и детей войны; акция "Милосердие" - подарки для детей дома - интерната). Участвуя в этих акциях, ребёнок учится заботиться о близких, проявлять сочувствие, тактичность, помогать окружающим его людям.

http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=772697110926&id=772697110926&plc=WEB&tkn=L5y9dZS_RI8P8wC3AWdiABK63i4

Волонтёры на празднике, посвящённом 70-летию Победы в ВОВ, 9 мая 2015г

            Рукотворные изделия, созданные по законам красоты в единстве полезного и прекрасного, отличающиеся высоким качеством - это произведения истинного искусства, способные воздействовать на духовное развитие и нравственное совершенствование личности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: "Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту: Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина. Красота - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений». Если научить ребёнка видеть и понимать красоту, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и создавать своими руками, он вырастет гармонично развитым человеком, который будет стремиться сделать таковыми же свои отношения с другими людьми и весь окружающий его мир.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а р...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Притча, как средство для духовно- нравственного развития школьников

Я с радостью хочу сообщить вам, что нашла ключик к сердцу моих учеников. Это притчи.  Ребятам очень нравится слушать поучительные истории и с самого первого класса с удовольствием слушают и береж...

Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.

Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей.  Тема: Работа с...

Развитие духовно – нравственной сферы личности обучающихся с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в соответствии с ФГОС.

Доклад о педагогическом опыте развития духовно - нравственной сферы личности обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью в соответствии с ФГОС....