Притча, как средство для духовно- нравственного развития школьников
учебно-методический материал (4 класс)

Цыремпилова Дарья Содбоевна

Я с радостью хочу сообщить вам, что нашла ключик к сердцу моих учеников. Это притчи.  Ребятам очень нравится слушать поучительные истории и с самого первого класса с удовольствием слушают и бережно хранят их в своих сердцах. Я в этом убедилась, когда повторила притчу в этом году.   Дети говорят мне: «Дарья Содбоевна, вы уже рассказывали эту притчу, когда мы учились в первом классе» и пересказали все до единого.  После этого случая я поняла, что я на правильном пути.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Притча, как средство для духовно- нравственного развития школьников

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения стало общественно признанной необходимостью в современном мире. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе. 

Концепция развития личности с духовно – нравственной стороны изучалась в классических исследованиях теоретиков и практиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, а также в трудах зарубежных исследователей В. Франком, Э. Фроммом и другими.

Так же этому подтверждаются выступления и исследования ведущих специалистов в области педагогики таких как: Ш.А. Амонашвили, Я.А. Коменский, И.П. Подласый, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, В.А. Караковский, А.М. Кондаков, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.

 Огромный вклад в теорию духовного формирования и нравственного развития человека, его высших психических функций были внесены психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими.

Изучая труды философ, культурологов выяснили что духовно-нравственное воспитание строится на ценностной основе, и ценности эти прежде всего гуманистические: любовь, милосердие, сострадание, доброта, великодушие, трудолюбие. Так Истина, Добро, Красота осмысливаются и как эстетические, и как нравственные ценности в равной степени.

Необходимо, чтобы воспитание ориентировалось на достижение поставленного идеала. Современный национальный идеал – это нравственный, креативный, компетентный гражданин Российского общества, понимающий ответственность за настоящее и будущее страны. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром.

Духовно-нравственная «канва» личности человека формируется переплетающимся нитями, создаваемыми религией, семьёй и системой образования. Сегодня в духовно-нравственном воспитании нового поколения важная роль выделяется образованию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования. Она указывает цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы её духовно-нравственного развития и воспитания.

Развитие сформированности основ духовно-нравственной культуры младших школьников возможно путем формирования межпредметных знаний, обобщение учебных умений, выработки интегративных духовно-нравственных качеств и происходит за счет создания соответствующих педагогических условий.

Для этого были созданы специальные условия успешного развития духовно-нравственной культуры младших школьников:

  1. Создано сообщество в популярном мессенджере «Viber» для учеников и родителей 4 г класса МОУ Сужинской СОШ «Лучики». В этом сообществе постоянно пополнятся копилка притч, пословиц, поговорок, цитат, вдохновляющих открыток, мотивирующих плакатов, а также ссылки на социальные видеоролики, поднимающие духовно-нравственное сознание ребят. Так же я делюсь личными советами, наставлениями в зависимости от различных ситуаций. Для отслеживания результативности и обратной связи регулярно создаются опросы.
  2. Реализуется программа внеурочной деятельности «Уроки счастья». Цель этой программы - пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Помочь ребенку осознать свою уникальность, полюбить и поверить в себя, тем самым воспитать грамотную, активную личность, ориентированную на духовное и нравственное развитие, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны.  «Уроки счастья» учат прислушиваться к своим чувствам и сопереживать другим, познавать и завоевывать мир, искать своё предназначение в жизни, а также осознать свою уникальность, полюбить и поверить в себя.  Это должно помочь ребятам стать счастливее и возможно изменить мир.
  3.  Оформление стендов мотивирующими плакатами, повышающих духовно-нравственное сознание младших школьников.
  4. Использование притч, пословиц, поговорок, песен на уроках и во внеурочной деятельности. Ребятам очень нравится слушать поучительные истории, притчи и с самого первого класса бережно хранят их в своих сердцах.

        Важное условие духовно-нравственной культуры младших школьников — это принятие уникальности и индивидуальности каждого ребенка и формирование у детей личных качеств, как доброта, сострадание, честь, щедрость, уважение, совесть, долг, достоинство, уверенность.  Потому что именно в младшем школьном возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.

        Детей нужно воспитывать в любви и принятии, воспитывать в детях только лучшие качества, которые им могут пригодится в жизни и вести с ними откровенный разговор об их внутреннем мире, о душе, о ценностях.

Я веду с детьми такой разговор с помощью притч. В классическом понимании притча – это краткий, иносказательный, образный рассказ, часто применяемых в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.        

Как я использую притчи? Чаще всего притчи я рассказываю в качестве примера во время свободного общения, как средство двухминутного отдыха во время урока или использую для организации дискуссий и дебатов.

Дам вам еще несколько способов использования притч:

1.        Проиллюстрировать притчу (рисунки, репродукции, фотографии и т.д.)

2.        Придумать название или предположить финал

3.        Сформулировать вопросы и ответить на них:

4.        Выделить ключевые понятия

5.        Инсценировать притчу

6.        Обсуждение основной идеи и смысла притчи

7.        Показать наглядный пример.

8.         А также можно вывешивать на стенд в коридоре и дать ребятам возможность самостоятельно прочитать и обсудить притчу между собой.

Мое мнение о том, что всех детей нужно, независимо от возраста, характера, его положения воспитывать в любви и принятии, развивать в них только лучшие качества, которые им могут пригодится в жизни и вести с ними откровенный разговор об их внутреннем мире, о душе, о ценностях остается неизменным.

Я верю в магическую силу притчи. Она создает вокруг моих детей ауру психологической защищённости, позволяет увидеть в своей жизни позитивные моменты, закрепить веру и надежду, найти жизненные ресурсы. Я и родители моих детей чувствуют присутствие этой силы.

В завершении хочу всех присутствующих призвать к действию. вы можете изменить мир ваших учеников, детей, излечить чью ту душу, помочь своим детям в разных ситуациях с помощью притч. Рассказывайте своим ученикам притчи, показывайте видео-притчи, проводите классные часы на духовно-нравственные темы. Ведь все мы хотим, чтобы наше молодое поколение были эмоционально-сильными, здоровыми, уверенными и ответственными! Пусть же последнее будет нашей целью!

Автор: Цыремпилова Дарья Содбоевна, учитель начальных классов МОУ Сужинской школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития школьников

Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Мо...

Концепция духовно - нравственного развития школьников

Этот материал пригодится тем, кто преподает или собирается преподавать курс ОРКСЭ. Его можно использовать в работе с родителями или для зачета по курсу в МИОО....

Роль семьи и школы в духовно-нравственном развитии школьников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...

Статья "Духовно-нравственное развитие школьников. Гуманизм личности."

Нравственные качества человека должны закладываться с детства.  Гуманизм личности - ступень на пути формирования духовности, необходимое условие духовно-нравственного воспитания школьников....

ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....

"Художественное творчество как средство гармоничного духовно-нравственного развития обучающихся ЦДТ"

Привлечение детей к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало....

Использование воспитательного потенциала образовательной среды в духовно-нравственном развитии школьника

В данном докладе описана воспитательная работа на занятиях ОДНКНР по учебнику Н.Ф.Виноградовой....