план-конспект урока по теме "Справедливость"
план-конспект урока (4 класс) на тему

урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_teme_spravedlivost.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

«Справедливость»

  1. Нуртдинова Марина Геннадьевна
  2. МБОУ-СОШ с. Росташи Аркадакского района Саратовской области
  3. Учитель начальных классов
  4. Модуль «Основы светской этики»
  5. Класс 4
  6. Тема: «Справедливость», урок 12
  7. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений». А. Я. Данилюк – М. : Просвещение, 2010.
  8. Цель урока: через раскрытие сущности понятия «справедливость», как категории этики, содействовать формированию  нравственных качеств учащихся.
  9. Задачи: - познакомить с основными понятиями: справедливость, с моральными правилами;    

                   - развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся, умение анализировать собственные

                      поступки;                  

                   - способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано

                      отстаивать свою точку зрения;

                    - воспитывать уважительное отношение к окружающим.

10. Тип урока – урок изучения нового материала.

11. Форма работы учащихся: чтение, беседа, групповая работа, обсуждение, самостоятельная работа, участие в

                                                   диалоге, работа в паре.

12. Необходимое техническое оборудование: мультимедийное сопровождение к уроку.

13. Структура и ход урока (план)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты (личностные,   метапредметные, предметные)

Время

I.Организаци-

онный момент

II. Актуализация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации

III. Сообщение темы урока

IV. Усвоение новых знаний

Подвижная физкультминутка

V. Первичное закрепление

     

Физминутка для глаз

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

VII. Обобщение и систематизация знаний

VIII. Домашнее задание

IX. Рефлексия

Настраивает учащихся на деловую, творческую работу на уроке. Проверяет готовность класса к уроку.

Выявляет уровень знаний. Создает проблемную ситуацию.

- Ребята, предлагаю вам познакомиться с притчей.

-Кто из героев вам больше понравился? Почему?

- Какой можно назвать кошку?

- Как поступили хозяева?

Организует формулировку темы урока

- О чём будем говорить на уроке, о какой категории этики?

- Познакомимся с основными признаками справедливости и моральными правилами

Обеспечивает восприятие, осмысление, первичное запоминание знаний, способов действий.

- Часто ли вы задумываетесь о справедливости?

- Что означает слово «справедливость». Обратитесь к словарям.

Организует работу с учебником, вовлекает учащихся в учебный диалог

- О каких представлениях о справедливости вы узнали?

- Назовите основные признаки справедливости

- Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим?

- Чем справедливость отличается от несправедливости?

Организует выступление групп, устанавливает правильность, осознанность усвоения учебного материала.

- Проинсценируйте случай из жизни, когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо или несправедливо, опираясь на моральные правила.

Предлагает работу в паре

Задание: «Собери пословицу». Каждой паре раздаёт конверт со словами  пословицы.

- Какие из пословиц подходят к притче, с которой мы познакомились в начале урока?

Способствует формированию у учащихся системы ведущих знаний по теме «Справедливость», предлагая план обобщения:

1.Что такое справедливость?

2. Основные признаки справедливости.

3. Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим?

Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим на примере 1-2 сказок.

Предлагает  учащимся выбрать для себя одну из  формулировок для  оценки своей работы  на уроке.

Быстрое включение в деловой ритм. Подготовка к работе.

Читают притчу  о справедливости (Приложение), проводят анализ по вопросам.

- Кошка злая и завистливая .

-Собака добрая.

- Хозяева поступили справедливо.

Формулируют тему урока (с помощью учителя)

- Мы будем говорить о справедливости.

Читают эпиграф к уроку: «Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно»

   (В.Гюго)

Работают со значением слова «справедливость» с помощью словаря.

Справедливость-это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.

Работа с учебником, приобретают важные знания.

Учащиеся читают текст учебника, узнают о разных представлениях о справедливости, формулируют основные признаки справедливости (признак соразмерности, признак уравнивания), сравнивают справедливые и несправедливые поступки.

Читают моральные правила из учебника, приводят свои примеры.

- Справедливость требует соблюдения прав других людей, направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой

Несправедливость наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто её творит

Работа в группах. Инсценировка ситуаций. Самостоятельное выполнение заданий. Требует применение знаний в различных ситуациях.

Из слов собирают пословицы.

1. В чужом доме не хозяин.

2. Любишь кататься, люби и саночки возить.

3. Как аукнется, так и откликнется

4. Злоба, что лёд, до тепла живёт.

Называют пословицы, подходящие к притче, объясняют их  значение

Обобщают полученные знания по теме, опираясь на план, предложенный учителем

Записывают домашнее задание.

Оценивают успешность своей  работы на уроке

 «Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие!»

 «Я хорошо поработал, но в следующий раз буду ещё активнее».

 «Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха!»

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Развивать речь учащихся, умения рассуждать, анализировать

Уметь определять и формулировать тему   урока

Уметь работать со справочной литературой

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ.

Уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других.

Развитие умения отвечать на вопросы и находить доказательства.

Развитие у учащихся умений общаться, участвовать в работе групп, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Умение осознанно и правильно строить речевое высказывание.

Формировать у учащихся ценностно-смысловые установки.

Развивать умения находить доказательства высказываний.

Учить умению обобщать, повторять.

 Развитие умений внимательно слушать, запоминать

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности.

 1мин.

4мин.

2мин

17мин

1мин

10мин

1мин

5мин

2мин

1мин

1мин

Приложение.

Притча.

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура – Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из – за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь  вместо  него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили – век доживать.

Автор притчи: монах Варнава ( Евгений Санин).Из книги: «Маленькие причти для детей и взрослых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...